Отношение к факту (оценка события)
В своих воспоминаниях Ф. И. Шаляпин рассказывает, как к началу его гастролей в Париже в роли Бориса Годунова не прибыли полностью декорации, обстановка и костюмы. Тем не менее Шаляпин решил провести генеральную репетицию для французских театральных деятелей без грима и в пиджаке. Вот что он пишет об этой репетиции: «Лично я очень скорбел о том, что нет надлежащей обстановки, что я не в надлежащем костюме и без грима, но я, конечно, понимал, что впечатление, которое может и должен произвести артист, зависит, в сущности, не от этого, и мне удалось вызвать у публики желаемое впечатление. Когда я проговорил: Стр. 127 Что это там, в углу, колышется, растет?..— я заметил, что часть публики тоже испуганно повернула головы туда, куда смотрел я, а некоторые вскочили со стульев... Меня наградили за эту сцену бурными аплодисментами»1. Великий русский артист без костюма и без грима заставил зрителей, не понимавших русского языка, поверить в то, что обезумевший Борис Годунов увидел призрак царевича Дмитрия. Сценическая обстановка, костюм и грим — сильные возбудители воображения и переживаний и актера, и зрителя, но этот пример показывает, что вера актера в правду происходящих на сцене событий и оценка их являются главной силой воздействия актера на зрителя. Оценке события сопутствует возникновение наших чувств, и в свою очередь наши чувства начинают влиять на оценку событий. (Если я, проверяя лотерейный билет, выяснил, что на него пал крупный выигрыш, то, вероятно, очень обрадуюсь. Эта радость в свою очередь повлияет на мое решение, как использовать этот выигрыш. Если же потеряю деньги, которые мне были нужны для важного дела, очень огорчусь. Это огорчение в свою очередь повлияет на мою оценку того, как найти выход из трудного положения.)
1 Федор Иванович Шаляпин, т. I, М., «Искусство», 1957, стр. 191. Стр. 128 В реальной жизни чувства сами овладевают нами в зависимости от важности того события, которое с нами произошло. На сцене реального повода, который сам собой вызывает наши чувства, не существует. Если даже я, например, буду держать в руках настоящий лотерейный билет, то ведь он на самом деле не выиграл и мне нечему радоваться, как и нечему огорчаться от мнимой потери денег. И все-таки на сцене у актера театра переживания в процессе действия возникают живые, человеческие чувства в противовес штампованному, ремесленному изображению чувств, что нужно безжалостно изгонять. Какие же это чувства и есть ли разница между жизненными и сценическими чувствами? В жизни неприятности, связанные с потерей денег, еще долго будут причинять мне огорчения, и это жизненное чувство сразу пройти не может, если деньги не найдены. А на сцене истинное огорчение от мнимой потери денег сразу проходит без следа, как только закрывается занавес. Если бы мы переживали на сцене чувства также, как переживаем их в жизни, то после спектакля нас пришлось бы утешать или лечить. Актерам, исполняющим роли, сценические чувства доставляют творческую радость в тот момент, когда они искренне их переживают, и оставляют Стр129 Чувство стыда, если они переживают их неискренне, фальшиво. В самом деле, я могу на сцене искренне переживать сильное горе по поводу гибели любимого человека, и чем глубже будет это горе, тем больше я, как актер, буду испытывать творческую радость. В этом и заключается момент творчества. Вот что говорит об этой разнице Евгений Багратионович Вахтангов: «Если на сцене мы будем иметь дело с настоящими чувствами, то сцена перестанет быть искусством. В самом деле, предположим, что какой-либо актер, которому по роли нужно ударить своего партнера, сделает это на самом деле. Тогда у партнера появится ощущение боли и чувство обиды. Но как будет себя чувствовать в данном случае зритель? Без сомнения, ему станет жалко побитого актера, но он будет жалеть не образ, исполняемый этим актером, а самого актера. Побитым окажется не образ, а актер, и от искусства здесь не останется и следа. Другое дело, если этот второй актер при помощи аффективных воспоминаний возбудит в себе чувство боли и обиды, чувства аффективные, и первый, на самом деле не ударив второго, заживет аффективно чувством стыда, — здесь и только здесь мы будем иметь дело с искусством»1.
1 Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр.284. Стр. 130 (Вспомните описание сценической борьбы или драки в главе о беспредметных действиях.) Чем же отличаются сценические чувства от жизненных? Тем, что в жизни возникают по большей части первичные чувства, а на сцене — повторные. Что же такое повторные чувства? Если мы в жизни глубоко пережили какое-нибудь событие, то запоминаем вместе с этим событием и те чувства, которые нас тогда охватывали. Например, почти все испытывали волнение, когда получали свидетельство об окончании школы или аттестат зрелости. Тут воедино сливались радость по поводу окончания и грусть по поводу расставания с школой, педагогами и товарищами, мечты и надежды на будущее и т. д. Вспоминая об этой минуте, мы невольно вспоминаем и то волнение, которое тогда переживали. Эти чувственные воспоминания о пережитом, оживленные ассоциациями, являются источником наших переживаний на сцене. «Подобно тому как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования. Казалось, что они совсем забыты, но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания, иногда такие же сильные, как в пер- Стр. 131 вый раз, иногда несколько слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде»1,— пишет К. С. Станиславский. Но как быть, если я никогда не переживал чувств, связанных, например, с получением аттестата зрелости, потому что вообще его не получал?
Если я не получал аттестата зрелости, то мог испытать похожие чувства, получая, скажем, почетную награду на торжественном собрании. Наконец, я мог радоваться за близкого человека, получившего аттестат зрелости, и это сочувствие может явиться источником подобных чувств. Это не означает, что студент должен мучительно рыться в своей памяти чувствований, как в кладовой, отыскивая нужные ему повторные чувства. Сценическое (повторное) чувство может возникнуть непроизвольно, само собой, в процессе действия при повторении похожих предлагаемых обстоятельств. Думать нужно не о чувстве, а о действии. Если же начать играть чувства, ничего, кроме наигрыша, не получится. К этому нужно добавить, что действовать в упражнениях и этюдах нужно от своего лица в предлагаемых обстоятельствах. 'К.С. Станиславский, Собр. соч., т. стр. 216. Стр.132 «Никогда не теряйте себя самого на сцене. Всегда действуйте от своего лица человека-артиста. Потеря себя на сцене является тем моментом, после которого сразу кончается переживание и начинается наигрыш»1,— пишет К. С. Станиславский. В упражнениях на оценку факта особенно важно проверять себя: так ли я оценил бы событие, если бы оно в действительности произошло со мной? По существу, студенты давно уже сталкивались с оценкой событий в предыдущих упражнениях, так как в жизни и творчестве элементы сценического самочувствия тесно связаны друг с другом и существуют в единстве, но мы давали сценические упражнения для освоения каждого элемента, не забегая вперед в последовательности их прохождения и не раскрывая свойств остальных элементов, пока не освоены предыдущие. В этюдах на отношение к факту мы обычно даем события, которые могли бы произойти в действительности. Это — первые этюды, в которых есть сюжет, т. е. небольшая завязка, кульминация и развязка. Этюды строятся так, чтобы в них случалось какое-либо событие или неожиданность, изменяю 1 К. стр. 227. С. Станиславский, Собр.соч., т. 2,
Стр133 щая течение жизни в этюде, заставляющая оценить новое положение вещей и начать действие в новом самочувствии и ритме. Предлагаемые обстоятельства должны быть оправданы исполнителем заранее, перед этюдом, но мы предлагаем ему не придумывать заранее, как он оценит событие, а находить выход из положения тут же, на сцене. Таким образом, идет дальнейшее развитие воображения, находчивости, поисков правдивого отношения. Все ранее пройденное: внимание, свобода мышц, предлагаемые обстоятельства, воображение, перемена отношения к предмету и месту действия, — как в фокусе, собирается в этих этюдах и является основой творческой импровизации. Вот несколько этюдов, созданных студентами. Студент занимается у себя дома. Неожиданно с потолка начинает капать вода. Как он оценит это событие и что будет делать? Если он отодвинет стол, подставит под капающую воду ведро или таз и затем снова начнет заниматься, этот этюд передается другому. Если и тот не найдет убедительного поведения, передаем следующему, пока кто-нибудь не догадается узнать, почему льется вода,— словом, найдет логичное для данного случая поведение и действие. На этом примере мы объясняем, что неожиданное событие влечет за собой ряд действий в новом самочувствии и ритме. Стр. 134 Прихожу домой после работы, чтобы переодеться и идти на вечер в клуб. Беру коробку с новыми туфлями, а в ней вместо туфель записка от сестры. Она извиняется, что взяла без разрешения туфли, потому что ее неожиданно позвали на свадьбу подруги и она не могла отказаться. Старые туфли выглядят ужасно при новом платье, и мне приходится остаться дома. (В таком этюде, конечно, не надо читать записку вслух, как это часто делается на сцене театров. Там театральная условность, а в этюде надо вести себя так, как мы вели бы себя в жизни. Ведь в жизни, если мы одни в комнате, письма вслух не читаем.) После окончания этюда во время обсуждения некоторые из выступавших говорили, что этюд сыгран неправильно и что они бы оценили этот факт по-другому. В таких случаях мы напоминаем, что каждый принимает факт так, как ему свойственно, и так, как у него непроизвольно родилась оценка в данный момент на сцене. Например, студенту надо идти на занятия. На улице сильный дождь. Дождевой плащ заперт в шкафу, а ключи унесла с собой мать. Один пойдет на занятия без плаща, другой будет искать возможность взять у кого-нибудь зонтик, третий решит переждать дождь и опоздать и т. д. Стр.135 Прихожу домой поздно, усталая, с вечерней смены. Вхожу в свою комнату с единственным желанием поскорее лечь спать. Зажигаю свет и обнаруживаю на столе, покрытом скатертью, подарки: духи, бусы, пирог, шоколад, книгу. На книге записка: «Поздравляю с днем рождения». Тут только я вспоминаю, что сегодня день моего рождения, о котором я забыла из-за ответственного утреннего выступления на собрании и вечерних неполадок на работе. Усталость проходит, и я стараюсь угадать, кто что подарил.
Приехала домой на каникулы. Отца нет дома. Увидела портрет незнакомой женщины и решила, что отец женился. Мне необходимо стать на комсомольский учет на новой работе. Я помню, что захватил комсомольский билет с собой, но в кармане его не оказалось. Прибегаю домой, чтобы проверить, не оставил ли его дома. Тщательно проверяю содержимое ящиков стола, но билета не нахожу. Начинаю вспоминать, куда бы я мог его положить. Неужели я его потерял? Через некоторое время нахожу его за порванной подкладкой пиджака. Иногда студенты, боясь наиграть, быть фальшивыми, не доигрывают, не доносят своего Стр. 136
отношения к событию. Этюд получается невыразительным, бледно сыгранным. «Боясь лжи, не доходят до правды»,— говорил Е. Б. Вахтангов. В таких случаях надо разъяснить, что правда ищется смелыми штрихами, и иногда можно и наиграть, чтобы осознать границу между правдой и наигрышем. Чувство правды подскажет эту границу, и верная оценка найдется. Иногда студент начинает все время себя контролировать, зажимается и боится всецело отдаться возникающему на сцене отношению. Если в этюде при оценке факта возникает момент увлечения, когда студент забывает, что это этюд, а действительно ищет выхода из создавшегося положения, — это и есть момент правды, верной оценки факта. Стенная газета училища. Подхожу к ней. Меня привлекла броская, забавная карикатура. Рассеянно просматриваю статьи. Вдруг натыкаюсь на заметку, в которой меня несправедливо критикуют. Вхожу в свою комнату. Все разворочено, Меня обокрали. Мне должны позвонить по телефону из Ленинграда о том, как прошла операция у моей сестры. Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, я занялась хозяйством и стала гладить платье. Во время - Стр.137 глажения позвонил телефон. Я бросилась к аппарату, оставив утюг. Какое счастье! Операция прошла благополучно, и сестра чувствует себя хорошо. Тут я вспоминаю, что оставила утюг. Платье совершенно испорчено. Вернулся поздно домой. Хочется курить, а папиросы кончились. После долгих поисков нашел хороший окурок, Получаю телеграмму. Мать серьезно больна, и мне срочно надо ехать домой. Получаю газету, из которой узнаю, что советский космонавт прилунился. Прихожу домой, нахожу извещение: а) меня приняли в институт; б) не приняли. Ищу в парке свободную скамейку, чтобы прочесть газету. Под скамейкой нахожу бумажник с деньгами и документами. Купил кресло в комиссионном магазине. Приношу его домой. Заметил, что в одном месте отстает обивка. Хотел ее прибить и обнаружил спрятанные в сидении золотые вещи, Стр. 138 Пришел в лес, чтобы почитать. Разложил плаш, лег на него и стал читать. Через некоторое время обнаружил, что лежу на муравейнике. Прихожу на свидание. Ее нет. Жду и не понимаю, почему она не приходит. Наконец выясняю, что мои часы намного отстают и я сам сильно опоздал. Заблудилась в лесу, собирая грибы. Никак не могу найти дорогу. Выхожу на поляну и сажусь на пенек, не зная, что делать. Издалека слышится песня. Наконец мне укажут дорогу домой. Я на военной службе. Наша часть на маневрах проходит через село, где живет моя невеста. Меня отпустили ненадолго для того, чтобы ее повидать. Я подхожу к дому, он заперт, ее нет дома. Времени у меня мало, и я оставляю записку. Машина сигналит, и мне пора уходить. Получаю письмо из дома, в котором мне пишут, что девушка, в которую я влюблен, меня не дождалась и вышла замуж за другого. Я — член комиссии народного контроля. Проверяя отчетность, обнаруживаю фиктивные счета, поддельные подписи, подчистки, которыми Стр. 139 расхитители народного добра прикрывают свои махинации. Заканчиваю черчение проекта. Неловким движением проливаю тушь на готовый чертеж (или, рассматривая, уронила масло с бутерброда на чужой чертеж). Собираюсь ехать в отпуск с женой. Получаю повестку о призыве на военную переподготовку в летнем лагере. Девушка решила уехать с целины. Собирая вещи, она нашла кофточку, подаренную ей за хорошую работу. Воспоминание о чутком отношении товарищей побудило ее остаться. Начал умываться, намылился. Вдруг перестала идти вода. Ищу способа домыться. Еду один в купе поезда. На следующей станции надо сходить. Начиная собирать разложенные вещи, выяснил, что потерял ключ от запертого чемодана. Кое-как собираю вещи и схожу на остановке. Сестра с мужем ушли в кино, оставив меня следить за спящим грудным ребенком. Звонок по телефону. Сестра звонит из автомата и просит поис- Стр. 140 Кать билеты, которые она оставила дома. Я начинаю искать билеты и не нахожу их. Советую купить билеты с рук. Когда разговор окончен, случайно нахожу билеты. Ребенок заплакал, и я не могу уйти. Звоню товарищу и прошу его доставить билеты сестре. Брат остановился в гостинице. Я пришла к нему. Его в номере нет. По вещам определяю, что по ошибке попала в чужой номер. Когда студенты придумывают темы этюдов, мы советуем им искать такие события, которые могли бы случиться с ними, и не перегружать действия сильными драматическими конфликтами. Этюды строятся так, чтобы на сцене был один человек. Если этюд не получился и студент не смог поверить в правду события и непосредственно оценить его, причиной неудачи часто является торопливое, неоправданное и небрежное придумывание предлагаемых обстоятельств. Когда тема этюда готова, мы не допускаем студентов сразу на сцену, а требуем тщательной подготовки, и если они не успели оправдать предлагаемых обстоятельств, не «обмечтали» этюда, то переносим его на другое занятие. Если предлагаемые обстоятельства оправданы, то перед выходом на сцену о них надо «забыть», т. е. идти на сцену так, как мы в жизни Стр.141 приходим к себе домой, на работу, к товарищу и т. д. «Актер не должен знать, что с ним будет, когда он идет на сцену»1. Тогда он может принять факт так же непосредственно, как если бы он случился с ним в жизни. Если этюд не получился, мы его не повторяем, потому что при повторении оценка и принятие факта будут лишены импровизационной непосредственности. Некоторые педагоги считают, что одно упражнение надо тщательно отрабатывать до тех пор, пока занимающийся не овладеет в совершенстве оценкой данного события. По нашему мнению, разнообразные упражнения на оценку различных событий развивают импровизационное самочувствие исполнителя, а это качество на первом этапе воспитания актера трудно сохранить при многократном повторении одного и того же упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|