Занятиях по формированию навыков связных высказываний
Задание «Опиши предмет». Цель: формирование навыков правильного построения отдельных высказываний описательной характеристики и навыков построения описательного рассказа. Вопросы педагога: «Что у меня в руках? (мяч) «Какой он формы? (круглый) «Из чего он сделан? (из резины) «Каким цветом мяч? (желтый и красный) «Какой он величины? (большой) «Что делают с мячом? (в него играют) Инструкция ребенку: «А теперь расскажи самостоятельно об этой игрушке». Задание «Опиши свою любимую игрушку». Цель: формирование умения составлять развернутые – высказывания описательного типа. Инструкция: «Какая игрушка у тебя любимая? Расскажи о ней. Почему ты ее любишь?» Задание «Сравни и расскажи». Цель: обогащение предметного словаря и формирование навыков сравнения различных предметов. Лексический материал: Юбка; Фартук; Брюки; Ситец; Шерсть (ткань). Куклы, натуральные предметы или картинки с их изображением. Детям раздают отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей, а также образцы ситцевой и шерстяной тканей. Инструкция: «Посмотрите, у вас на столе лежат образцы ткани. Эта ткань тоненькая, мягкая, легкая, называется она «ситцевая ткань», а эта более грубая, плотная, она нужна для шитья теплых вещей и называется «шерстяная ткань» или «шерсть». Сравните одежду кукол, которая лежит у вас на столе. Чем она отличается друг от друга? Из какой ткани сшита эта одежда? В какое время года нужно ходить в ситцевом платье? А в какую погоду нужно надевать шерстяные брюки?»
Задание на сравнение и выделение индивидуальных качеств предмета. Ход работы: на доске выставляются 4 картинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, почему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; собачьи уши, лапы, хвост и щенок.
Задание детям: сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом: 1. Кто это? 2. Как зовут собаку? 3. Какая она по величине (по росту)? 4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть? 5. Чем она питается? 6. Где она живет и какую пользу приносит? Задание «Кого ты видел в зоопарке?» Цель: формирование умения логично и последовательно составлять речевое высказывание. Материал: картинки с изображением животных (лиса, медведь, волк, обезьяна, кабан, лев, тигр) и картина‒панно с изображением зоопарка и вольеров для зверей. Вопросы педагога: «Какие животные изображены на картинках? Расскажи, какая лиса? Какого она цвета? Какая у нее шерсть? Почему ее называют хитрой? Какие повадки у лисы? Как мы называем ее детенышей? Где живет лиса?» (Аналогично по вопросам составляются рассказы о других животных зоопарка). Задание детям: «расселить» животных по вольерам зоопарка, каждого – в свой «дом»; объяснить педагогу свой «выбор».
Задание «Расскажи о любимом животном». Цель: формирование умения выделять характерные признаки предмета описания и составлять короткий рассказ‒описание. Инструкция: «Какое животное больше всех тебе нравиться?», «Живет ли оно у тебя дома?», «Чем ты его кормишь?», «Почему ты его так любишь?», «Какая польза от этого животного?», «Что ты пожелал бы своему любимцу?» Инструкция ребенку: «Теперь, пожалуйста, расскажи о животном, которое живет у тебя дома или просто нравится».
Задание «Такие разные» Цель: Развитие воссоздающего и творческого воображения и навыков самостоятельного рассказывания. Логопед раздаёт детям листы с изображением животного (например, кошки). Затем следует обсуждение рисунка: Кто изображен? Какого цвета кошка? Какого цвета у нее шерсть, полоски на теле, глаза, бант на шее и т.д. Детям предлагается (на другой половине листа), нарисовать кошку, не похожую на ту, которая изображена (например, вместо черной кошки – серую или белую, глаза у которой не зеленые, а карие и т.д.). После того, как работа готова, дети составляют рассказ‒описание по своему рисунку.
Составление рассказа по картине «Семья» Цель: формирование умения составлять рассказ по картинке Инструкция: «Рассмотри картину. Как можно назвать эту картину? (Семья). Кто изображен на картине? (мама, бабушка, папа, дедушка и дети). Что делают персонажи картины? (Бабушка вяжет, дедушка читает книгу, папа смотрит телевизор, мама накрывает на стол, дети играют). Какое настроение у персонажей? Инструкция ребенку: «Придумай рассказ по картинке» «Рассказ по картине «Спасаем мяч». Цель: формирование умения составлять рассказ по картине с последующим придумыванием дальнейших событий. Инструкция: «Рассмотри картину. Какие герои изображены на картине? (мальчики, шар). Что делают ребята? (играют в воздушные шары). Что случилось дальше? (мальчик выпустил шар из рук)». Инструкция: «Придумай продолжение к изображенному на этой картине событию. Задание «Осенний лес». Цель: формирование умения составлять рассказ пейзажной картины. Логопед предлагает детям совместно нарисовать картину «Осенний лес», предварительно кратко обсудив материал предшествующих тем и распределив, кто и что будет рисовать (Даша рисует дерево, Миша рисует грибы и т.д.). Указывается, где ребенок должен расположить свой рисунок (ориентация на листе бумаги), какие цвета необходимо использовать и т.д. После того как картина нарисована, логопед проводит игру «Закончи фразу»: ‒ Наступила … (осень) ‒ С деревьев падают … (листья) ‒ Небо закрыто тёмными … (облаками, тучами) ‒ Дует холодный … (ветер) ‒ Часто идут … (дожди) ‒ Ночи становятся …(длиннее), а дни …(короче) ‒ Осенью, выходя на улицу, люди одевают теплую … (одежду) ‒ Если идет дождь, люди обувают резиновые … (сапоги) и берут с собой (зонт).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|