Разработка системы контроля
Необходимость контролировать результаты в рекламе (как и в любом деле) очевидна, однако делают это далеко не все предприятия. Часто действенность рекламных акций оценивается по результатам сбыта и общему впечатлению руководства. Иногда функция контроля делегируется рекламному агентству. Между тем, серьезный контроль способен реально сэкономить средства даже в «текущем» режиме публикаций рекламы, не говоря уже об «экстремальном» – рекламной кампании. Приведем только один пример. До введения контроля туристическое агентство использовало для рекламы своих услуг две газеты с одинаковым тиражом, стоимостью размещения объявлений и способом распространения. Первый же месяц контроля показал, что одна из газет действует примерно в 8 раз эффективнее, чем другая. Рекламная деятельность агентства была немедленно перепланирована. При разработке рекламной кампании консультант определяет способ проверки в процессе реализации принятой рекламной стратегии и принципы построения постоянной системы контроля результативности рекламы. Проверка степени достижения целей осуществляется тем же методом, которым выявлялись предпочтения потребителей, при условии, что этот метод репрезентативен (то есть полученные данные характеризуют всю целевую группу). Например, если опросом репрезентативной выборки была определена 30%-ная информированность аудитории о предприятии, а цель кампании – повышение информированности до 70%, подобный опрос другой репрезентативной выборки даст точную величину изменения целевого параметра. Использование иной методики здесь нецелесообразно, так как невозможно будет сравнить полученные данные.
Для нерепрезентативных методик: глубинных интервью, экспертных оценок и т.д. (если они применялись для определения целей кампании) прямое сравнение целевых параметров до и после выхода рекламы невозможно, поскольку первоначальная ситуация была определена качественно, а не количественно. В этих случаях проводится оценка действенности рекламной кампании на основании косвенных данных (количество обратившихся на предприятие покупателей, объемы покупок и т.д.). Какая именно информация будет использоваться для оценки, определяется на этапе разработки рекламной кампании. Тогда же начинается сбор контрольной информации (если она не существовала раньше в пригодном для применения виде). Ориентироваться на изменение объемов сбыта при контроле достижения целей кампании нецелесообразно, потому что эти изменения зависят от всего комплекса маркетинга. Увеличение количества обращений покупателей на предприятие без роста объемов сбыта является поводом для оценки маркетинга. Возможно, рекламную кампанию также следует скорректировать, поскольку достижение ее целей не обеспечивает достижения целей предприятия. Конечно, идеальных рекламных кампаний не существует. Приглашение самых квалифицированных специалистов и проведение любых предварительных исследований не гарантирует стопроцентного успеха. Реально хорошим результатом можно считать достижение 80% первоначальных целей без негативных побочных эффектов. Если в процессе контроля выявляется, что эффективность кампании близка к 80%, корректировку производить не нужно. Если цифры не так высоки, кампания корректируется, но обычно без переопределения целей: выбором новых средств, созданием новых обращений. Коррекцию рекламной кампании может произвести само предприятие с привлечением консультанта, или рекламного агентства. Если для доработки приглашается другой консультант, следует ознакомить его не только с данными предварительных исследований, но и с методикой, с помощью которой эти данные были получены. Это сэкономит предприятию время и средства на перепроверку консультантом сведений.
Постоянно действующая система контроля рекламы предназначена не для оценки общих результатов последней, а для определения эффективности используемых рекламных средств. Наиболее простой и надежный вариант – постоянный сбор данных о рекламе продавцами продукции предприятия. Обратившийся на предприятие покупатель контактирует с продавцом. В процессе общения покупатель выясняет интересующие его вопросы, а продавец, в свою очередь, может получить маркетинговую информацию, в том числе о рекламе. В некоторых организациях функции коммуникации и продажи разделены: продавцы обслуживают прибывших в офис покупателей, а на вопросы отвечают по телефону специальные секретари. В этом случае данные о рекламе могут собирать и те, и другие. Для оценки рекламы важен полный объем сведений: и о совершивших покупку, и о просто обратившихся на предприятие клиентах. Недостаток этого способа состоит в том, что покупателю можно задать не больше 1-2 вопросов, иначе он может обвинить вас в навязчивости. Стандартным является вопрос: «По какой рекламе Вы к нам обратились?» Полученные ответы позволяют провести качественное сравнение средств рекламы (1-е средство лучше, чем 2-е, но хуже, чем 3-е). Для количественного сравнения нужна более конкретная и полная информация. Обеспечить надежность этого метода трудно еще и потому, что продавцами сбор данных рассматривается как дополнительная нагрузка. Анкеты они часто заполняют в конце дня, вопросы покупателям при этом не задают. Ужесточение требований руководства не гарантирует достоверности данных. Разъяснение продавцам целей опроса помогает, но ненадолго. Иногда в вопросник, кроме перечисления средств рекламы, вводится вариант ответа: «Рекламу видел, где – не помню». В этом случае большинство «вечерних» заполнений «замыкается» на этой графе; для продавца она ближе к истине. Достоверность прочих данных при этом повышается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|