Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Вопрос№10 Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий.





Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

В принятых в РФ законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в странах малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» направлен на права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятие и выполнение принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для реализации своих идей, высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Субъекты малого пред-ва. Лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

В то же время субъекты малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки:

-более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;



-зависимость от крупных компаний;

-недостатки в управлении делом;

-слабая компетентность руководителей;

-повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

-трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

-неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).

Недостатки и неудачи в деятельности малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями формирования малых предприятий. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу малого бизнеса.

Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фак­тором успешного решения следующих проблем:

- формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

o формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

o создание льготных условий использования субъектами мало­го предпринимательства государственных финансовых, ма­териально-технических и информационно-технических ре­сурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

o установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятель­ности, сертификации продукции, предоставления государ­ственной статистической и бухгалтерской отчетности;

o поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами;

o организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров для малых предприятий.

 

11.Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании.

 

ТО – это выручка от продажи товаров в денежном выражении за определенный период времени (за 1 день – однодневный ТО, за 1 месяц – месячный ТО). Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:

- юр. л., осущ. рознич. торговлю и организацию обществен. питания;

- физ. лицами, осущ. продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Состав ТО изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.

По видам продаж ТО: розничный (населению и юр. л.); мелко-опт., оптовый.

По организац. формам: стационарной сети; передвижной торговли; по образцам, каталогам; по предварительный заказам.

По формам обслуживания: традиционный способ; самообслуживание; посылочная торговля.

По форме оплаты: за налич. расчет; по кредитным карточкам и расчетным чекам; по безналичному расчету, продажа в кредит.

Структура товарооборота в соответсвии с формой №3 – торг.

Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

Анализ розничного товарооборота базируется на информации бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности.

Направления анализа ТО:

- анализ динамики ТО;

- анализ ТО по составу;

- анализ ТО по структуре ассортимента;

- факторный анализ ТО, к-ый вкл. в себя: анализ влияния товарного обеспечения на объем продаж; анализ влияния скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности пред-тия основными средствами и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда;

- оценка критического объема продаж.

План розничного товарооборота должен обеспечить удовлетворение потребностей населения и необходимый размер прибыли.

Методика планирования розничного товарооборота, исходя из размера прибыли.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для финансирования прироста основных фондов, финансирования собственных оборотных средств, создания резерва, погашения кредитов, приобретения ценных бумаг.

На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень издержек обращения.

На третьем этапе рассчитываются все остальные показатели финансово-хозяйственной деятельности (объем и структура товарного обеспечения, необходимая численность работников, погашение кредитов).

Методика расчета товарооборота основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые ресурсы).

Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов.

Используются нормативы товарооборота на 1м2 торговой площади или показатели лучших предприятий торговли, имеющих сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торгового предприятия и корректировать нормативы на ряд показателей или коэффициентов (коэффициент средней стоимости покупки, интенсивность покупательских потоков).

Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса.

По методике к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.

Планирование товарооборота в зависимости от местонахождения магазина: величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятия-конкурентов. Она постоянно меняется, на нее влияет структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения.

На величину товарооборота влияет продажа взаимозаменяемых товаров, близко расположенными друг к другу магазинами.

При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие/закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей.

 

12. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование.

Оптовый ТО пред. собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям роз. торговли и общественного питания для последующей продажи населению, предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления.

Классификация опт. ТО:

1) по назначению:

- ТО по реализации – это продажа товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, экспорт;

- внутрисистемный ТО – используется, как правило, для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Опт. ТО по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный ТО – движение товаров между звеньями опт. торговли.

2) по организации товародвижения:

- складской – продажа товаров со складов опт. предприятий;

- транзитный – это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.

Торговая деятельность опт. предприятий характеризуется степенью выполнения планов и динамикой опт. ТО.

Анализ торговой деятельности оптовых предприятий заключается в выявление и изучение резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов опт. ТО и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового ТО; изучить причины недостатков в торгово–коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности опт. предприятия.

Источниками анализа оптового предприятия является информация бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности.

Анализ опт. ТО начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными данными или с показателями за прошлые периоды. Анализ поступления отдельным поставщикам проводится как по объему выполненных заказов, так и по структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов на поставку товаров. При организации завоза товаров на оптовые склада, а также доставке товаров покупателям опт. предприятие заинтересовано в максимальной рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта.

Заключительный этап анализа – исследование состояния товарных запасов предприятия. Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ – бизнес-план предприятия. В рамках бизнес-плана опт. предприятия представлены прогнозные величины основных показателей деятельности – прибыли, продаж, издержек и т.п.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.