Вопрос№10 Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий.
Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. В принятых в РФ законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в странах малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» направлен на права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом. Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятие и выполнение принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для реализации своих идей, высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Субъекты малого пред-ва. Лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
В то же время субъекты малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки: -более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; -зависимость от крупных компаний; -недостатки в управлении делом; -слабая компетентность руководителей; -повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; -трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; -неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов). Недостатки и неудачи в деятельности малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями формирования малых предприятий. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу малого бизнеса. Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем: - формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах); - расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания; - приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; - содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; - создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); - формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям: o формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; o создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационно-технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; o установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; o поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами; o организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
11.Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании.
ТО – это выручка от продажи товаров в денежном выражении за определенный период времени (за 1 день – однодневный ТО, за 1 месяц – месячный ТО). Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации: - юр. л., осущ. рознич. торговлю и организацию обществен. питания; - физ. лицами, осущ. продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Состав ТО изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты. По видам продаж ТО: розничный (населению и юр. л.); мелко-опт., оптовый. По организац. формам: стационарной сети; передвижной торговли; по образцам, каталогам; по предварительный заказам. По формам обслуживания: традиционный способ; самообслуживание; посылочная торговля.
По форме оплаты: за налич. расчет; по кредитным карточкам и расчетным чекам; по безналичному расчету, продажа в кредит. Структура товарооборота в соответсвии с формой №3 – торг. Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Анализ розничного товарооборота базируется на информации бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. Направления анализа ТО: - анализ динамики ТО; - анализ ТО по составу; - анализ ТО по структуре ассортимента; - факторный анализ ТО, к-ый вкл. в себя: анализ влияния товарного обеспечения на объем продаж; анализ влияния скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности пред-тия основными средствами и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда; - оценка критического объема продаж. План розничного товарооборота должен обеспечить удовлетворение потребностей населения и необходимый размер прибыли. Методика планирования розничного товарооборота, исходя из размера прибыли. На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для финансирования прироста основных фондов, финансирования собственных оборотных средств, создания резерва, погашения кредитов, приобретения ценных бумаг. На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень издержек обращения. На третьем этапе рассчитываются все остальные показатели финансово-хозяйственной деятельности (объем и структура товарного обеспечения, необходимая численность работников, погашение кредитов). Методика расчета товарооборота основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые ресурсы).
Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. Используются нормативы товарооборота на 1м2 торговой площади или показатели лучших предприятий торговли, имеющих сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торгового предприятия и корректировать нормативы на ряд показателей или коэффициентов (коэффициент средней стоимости покупки, интенсивность покупательских потоков). Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. По методике к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде. Планирование товарооборота в зависимости от местонахождения магазина: величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятия-конкурентов. Она постоянно меняется, на нее влияет структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения. На величину товарооборота влияет продажа взаимозаменяемых товаров, близко расположенными друг к другу магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие/закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей.
12. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование. Оптовый ТО пред. собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям роз. торговли и общественного питания для последующей продажи населению, предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления. Классификация опт. ТО: 1) по назначению: - ТО по реализации – это продажа товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, экспорт; - внутрисистемный ТО – используется, как правило, для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам. Опт. ТО по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный ТО – движение товаров между звеньями опт. торговли. 2) по организации товародвижения: - складской – продажа товаров со складов опт. предприятий; - транзитный – это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.
Торговая деятельность опт. предприятий характеризуется степенью выполнения планов и динамикой опт. ТО. Анализ торговой деятельности оптовых предприятий заключается в выявление и изучение резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов опт. ТО и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового ТО; изучить причины недостатков в торгово–коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности опт. предприятия. Источниками анализа оптового предприятия является информация бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. Анализ опт. ТО начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными данными или с показателями за прошлые периоды. Анализ поступления отдельным поставщикам проводится как по объему выполненных заказов, так и по структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов на поставку товаров. При организации завоза товаров на оптовые склада, а также доставке товаров покупателям опт. предприятие заинтересовано в максимальной рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта. Заключительный этап анализа – исследование состояния товарных запасов предприятия. Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ – бизнес-план предприятия. В рамках бизнес-плана опт. предприятия представлены прогнозные величины основных показателей деятельности – прибыли, продаж, издержек и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|