Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первобытнообщинный строй на территории Кореи и процесс его разложения

План

 

Введение

Глава I Первобытнообщинный строй и древний Чосон

1.1 Первобытнообщинный строй на территории Корей и процесс его разложения

1.2. Древний Чосон

Глава 2 Формирование трех государств их развитие

2.1 Государство Когурё.

2.2 Создание и развитие государство Пэкче.

2.3 Государство Силла.

Заключение

Список литературы


Ввдение

 

Корейский народ имеет большую историю созидательного труда, воплотившегося в его богатой самобытной культуре, и уходящую в века историю упорной борьбы за свободу и независимость своей страны.

В период господства в стране японских империалистов, стремившихся к духовному закабалению корейского народа и монополизировавших в своих руках дело составления и издания обобщающих трудов по истории Кореи, история Кореи всячески фальсифицировалась в угоду колонизаторам. Немногочисленные работы прогрессивных корейских ученых терялись в массе фальсифицированных сочинений японских официальных историков и оставались неизвестными для массы читателей.

Только с освобождением Кореи Советской Армией (в августе 1945 года) открылись небывалые возможности для развития исторической науки. Уже в самые первые месяцы после освобождения страны прогрессивные ученые создали в Сеуле «Союз ученых», «Институт изучения общественных наук», «Институт изучения национальной культуры» и другие организации, которые приступили к изданию трудов по актуальным вопросам корейской истории. Однако установление в Южной Корее террористического режима американских оккупантов и лисьшмановской клики прервало деятельность прогрессивных корейских историков, и большинство их вынуждено было переехать в Северную Корею, ставшую оплотом демократического развития корейского народа. Здесь были созданы им благоприятные условия для научного творчества.

В возникновении и развитии корейской государственности можно выделить несколько этапов. Самым раним этапом следует считать эпоху Древнего Чосона — первого государственного образования в истории корейского этноса, которое просуществовало около шести веков (VIII—II вв. до н. э.). История Древнего Чосона свидетельствует о том, что, несмотря на полуостровное положение, Корея с глубокой древности была тесно связана, и экономически, и политически, с материковыми странами Азии, главным образом с Китаем. Довольно часто дело доходило до вооруженных конфликтов между Чосоном и древнекитайскими государствами.

Несомненно, тогда уже существовала определенная политическая организация, но по сравнению с развитым аппаратом классового государства она была крайне несовершенной, и по мере того, как ван усиливал свои позиции в экономическом, политическом и военном отношениях, это общество быстро перерастало в классовое государство. В это время древний Чосон находился как раз на пороге цивилизации. Таким образом, Чосон рассматривается как один из союзов корейских племен который предшествовал образованию государства. Однако в последнее время среди корейских историков, сложилось иное мнение: они считают, что Чосон был первым государственным образованием, возникшим у корейских племен, что государство это по своему характеру являлось рабовладельческим. Причем некоторые историки, полагаясь на мифологические данные, стремятся даже отнести возникновение Чосона к весьма отдаленной древности, -чуть ли не к концу первого тысячелетия до новой эры. Хотя, конечно, и можно предположить существование в глубокой древности такого рабовладельческого государства, как Чосон, но для доказательства этого положения пока еще слишком мало фактических данных. Основные китайские источники («Шицзи» и «Ханьшу»), говорящие об истории Чосона, почти не содержат сведений, которые позволяли бы судить об уровне социально-экономического развития Чосона, поэтому вопрос о социально-экономической сущности Чосона и сегодня остается в числе нерешенных проблем корейской истории.

Так же, в моей работе будут рассмотрены процесс формирования первых государств в Корее на материалах истории государств Когурё, Пэкче и Силла.


Глава I. Первобытнообщинный строй и Древний Чосон

Первобытнообщинный строй на территории Кореи и процесс его разложения

 

Следы и памятники материальной культуры первобытного общества на территории Кореи. Следы первобытного человека на территории Кореи сохранились главным образом в виде культурных слоев раковинных куч (пхэчхон), возникших в местах его стоянок.

Стоянки первобытного человека на территории Кореи обнаружены в провинции Северная Хамгёндо, в бассейне реки Туманган, а также в ряде мест по восточному побережью и на близлежащих островах. Среди них следует отметить обнаруженные ранее стоянки в провинции Северная Хамгёндо, в уездах Чонсон и Кёнхын, а также открытые в последнее время в результате раскопок, проведенных корейскими археологами, древние стоянки на острове Чходо и в уезде Хверён. Эти поселения представляют собой группы землянок шириной от 3 до 6 метров и глубиной от 30 сантиметров до 2 метров. В центре каждой землянки сохранились остатки очага, а вокруг очага разбросанные в беспорядке глиняная утварь, каменные и костяные орудия. Землянки имеют форму квадрата, круга, эллипса или тыквообразную форму; вокруг них сохранились остатки столбов, что дает возможность представить внешний и внутренний вид жилища первобытного человека. В старинных записях (см. «Историю троецарствия» («Саньгочжи»), «Историю династии Вэй», «Описание восточных варваров») следующим образом описывается такай землянка-жилище первобытного человека, обитавшего на территории Кореи: «Крыша у них круглая, и на одной стороне ее имеется дверь, через которую можно попасть в нижнюю часть жилья»[1].

Раковинные кучи распространены на весьма значительном пространстве, начиная от провинции Северная Хамгёндо на побережье Японского моря, по побережью Желтого моря и на островах к югу от провинции Южная Кёнсандо, а также разбросаны в бассейнах рек Тэдонган, Ханган и Нактонган.

Культурные слои с содержавшимися в них остатками орудий труда и домашней утвари первобытного человека также часто встречаются в местах распространения раковинных куч. Они сохранились главным образом по южным склонам побережья морей и рек. В отдельных случаях раковинные кучи образуют целые холмы. Это свидетельствует о том, что в какой-то определенный период здесь были довольно продолжительные стоянки первобытного человека.

Таким образом, хотя следы стоянок первобытного человека чаще всего встречаются в местах, расположенных вблизи удобных водных путей, их немало найдено также на южных склонах холмов в глубине полуострова. Таким образом, поселения первобытного человека были распространены на весьма значительной части полуострова. На месте указанных стоянок в результате раскопок были найдены различные памятники периода первобытнообщинного строя — каменные и костяные орудия, изделия из раковин, а также глиняная посуда.[2]

Для выделки каменных орудий употреблялись сравнительно твердые породы камня, например обсидиан, силикатный камень и кремень, но иногда и более мягкие— сланец и другие. По характеру обработки они различаются на сколотые, полушлифованные и шлифованные. Среди найденных каменных орудий меньше всего изготовленных методом обивки, и главным образом они встречаются в провинции Северная Хамгёндо (в провинции Северная Хамгёндо каменные орудия- этого вида были найдены при раскопках вместе с гладкошлифованными каменными орудиями). Основную массу найденных каменных орудий составляют шлифованные орудия. Из них следует назвать топоры, ножи, копья,

Наконечники для стрел, шила, пилы, лопаты, ручные жернова, прялки, мелкие орудия из камня, различные украшения, а также ряд каменных инструментов, употреблявшихся для изготовления орудий из камня. Костяные орудия, как правило, сделаны из костей или рогов оленя, кабана, волка, косули, зайца и других животных, что дает возможность узнать, на какого зверя охотился в те времена первобытный человек и какие животные разводились им. Найденные при раскопках костяные орудия весьма разнообразны: рыболовные крючки, иглы, наконечники для стрел, копья, шила, ручки для различных орудий. Они являлись важнейшими орудиями труда, и прежде всего рыболовства.[3]

Наряду с рыболовством важным способом добывания пищи в то время был сбор моллюсков. Раковины моллюсков шли на изготовление простых украшений, а иногда употреблялись в качестве черпаков и пр.

Обнаруженные при раскопках глиняные сосуды весьма разнообразны по форме, цвету и орнаменту. Лепные глиняные сосуды различаются на остродонные и на сосуды со сплющенным (какими-то приспособлениями) дном. Они различаются как по способу изготовления, так и но характеру украшений. Встречаются толстостенные сосуды без орнамента, сосуды с гребенчатым орнаментом, а также сосуды, полированная поверхность которых покрыта красным лаком.

Толстостенные глиняные сосуды без орнамента, вероятно, относятся к более раннему периоду. Сосуды такого типа, желто-коричневого и темно-пепельного цвета, имеющие толстые стенки с большим содержанием песка, найдены при раскопках во многих местах. Глиняные сосуды с гребенчатым орнаментом имеют по сравнению с ними тонкие стенки, а на их внешней поверхности нанесены узоры в виде параллельных, волнистых и изломанных линий и точек. Полированные краснолаковые сосуды аналогичны сосудам, найденным в Северном Китае, поэтому есть основание говорить о связи между ними.

Исследование памятников первобытной эпохи на территории Кореи показывает в общем принадлежность их к одной культуре. Однако разнообразие глиняной утвари и размещение памятников показывает различный уровень развития культуры (так, памятники, обнаруженные в провинции Северная Хамгёндо, кажутся относящимися по времени к более зрелой ступени, а находки южнее — сравнительно более примитивными), а также сложную картину ее развития, связанную, вероятно, с внешним влиянием, которое оказывалось как на направление, так и на темпы развития культуры.

Первобытнообщинный строй на территории Кореи в период каменного века. По указанным выше следам стоянок и памятникам периода применения каменных орудий можно проследить черты оседлой жизни и производственной деятельности человека той эпохи.

Копья, ножи, наконечники для стрел, топоры, мелкие орудия и другие изделия являлись важнейшими орудиями труда в период, когда первобытные люди занимались охотой. И среди этих орудий первое место принадлежало луку, причем обитавшие на территории Кореи первобытные племена изготавливали большие луки, которые, согласно письменным источникам, назывались тангун (луки из черной березы) и мэкгун (мэкские луки), и издавна передавали китайцам свое превосходное искусство изготовления их.

В ряде районов получили известное развитие земледелие и скотоводство. Об этом можно судить по примитивным сельскохозяйственным орудиям, которыми пользовался первобытный земледелец: каменному лемеху, лопате, ножу в форме полумесяца (нож в форме полумесяца или серп представляет собой режущее орудие, изготовленное из сланца или камня другой породы; в центре его было просверлено одно или два отверстия для прикрепления ручки, которая в зависимости от назначения приставлялась по прямой или под углом), каменным жерновам для помола зерна, мотыге, изготовленной из оленьих рогов, и др. В том, что это действительно были орудия земледелия, не может быть сомнения: во время раскопок, проведенных в уезде Хверён, они обнаружены вместе с соевыми бобами, мелкими красными бобами, гаоляном и просом.

О развитии скотоводства в тот период свидетельствуют обнаруженные при раскопках костяные орудия и кости животных, съеденных человеком, и особенно — большое количество орудий из рогов; об этом же свидетельствуют, в частности, и найденные кости крупного рогатого скота, лошади и собаки.

Найденные при раскопках прялки, изготовленные из камня или глины, дают нам представление о производстве тканей, причем тканевые узоры, обнаруженные на глиняных сосудах, говорят о значительном развитии этого искусства в тот период. Для изготовления тканей применялись прялки двух видов; в форме диска с отверстием в центре и в форме остроугольной счетной фишки.

Люди того периода жили первобытными общинами. Это обусловливалось тем, что при крайне примитивных орудиях производства в одиночку невозможно было добыть средства к существованию, защитить себя от нападения хищных зверей и прочих опасностей. За исключением мелких вещей, все являлось собственностью общины, о частной собственности еще не могло быть и речи. Люди работали сообща, распределение добытых продуктов производилось на основе примитивного равенства, следовательно, не было ни эксплуатации, ни классового деления.

При первобытнообщинном строе люди жили родовыми общинами, образованными по признаку кровного родства, причем счет родства велся по материнской линии, о чем говорят нам, хотя и довольно скупо, древние мифы, сказания и обычаи. Об этом свидетельствуют рассказы о солнечных лучах-отцах в древних мифах и сказаниях племен пуё и когурё, а также факты поклонения духам женщин, являвшихся прародительницами древних корейских племен: например, поклонение «духу Пуё» у племени когурё, поклонение «святой матери Сосуль» в силланской общине, поклонение «справедливой родоначальнице» (чонгён-мочжу) у кая и т. д. Это подтверждается также некоторыми обычаями в государстве Силла, где продолжительное время сохранялось довольно много пережитков первобытнообщинного строя: так, например, наследование там велось по материнской линии, и жители счет родства вели по материнской линии.


Древний Чосон

 

Первобытные корейские племена, жившие в южной части Северо-Восточного Китая и на Корейском полуострове, имели различный уровень общественно-экономического развития. Наиболее высокий уровень общественно-экономического развития был у населения, обитавшего на территории современного Ляодунского полуострова, в бассейне реки Ляохэ, и оно первым проложило путь к цивилизации. Именно у проживавших здесь племен древних чосонцов раньше других произошел переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Согласно древним китайским письменным источникам, уже в VII веке до нашей эры название Чосон было известно в древнем Китае, и тогдашнее племя древних чосонцев вело торговлю с материковым Китаем, продавая тигровые шкуры, шерстяные ткани (ёльбок) и др. В это время землю древних госонцев стали часто посещать купцы из Китая.[4]

Благодаря этим связям и проникала в древний Чосон высокоразвитая китайская культура, что способствовало быстрому его развитию. Распространение влияния могущественной Китайской империи и расширение ее границ, в результате чего устанавливается непосредственный контакт чосонцев с Китаем, ускорило процесс консолидации древнечосонских племен и укрепление их союза.

Наиболее важным источником для изучения социальных отношений того периода является древнечосонский свод законов, или «Восемь запретительных статей» («Помгым пхальчо»). Из них нам теперь известно лишь содержание трех: 1) убийца немедленно должен быть казнен; 2) за нанесение раны виновный должен возместить пострадавшему зерном; 3) человек, укравший чужое имущество, становится рабом дома, которому нанес ущерб. Чтобы избежать рабства, вор должен внести соответствующий выкуп.

В «Истории Ханьской династии» («Ханьшу»), повествующей об этих «Восьми запретительных статьях», рассказывается о существовании такого обычая: «Если внесший выкуп и избегал рабства, то за ним все равно сохранялась кличка вора, поэтому с ним никто не вступал в брак».

Далее говорится, что «...жены соблюдали верность и не предавались разврату». На основании этой записи можно установить, что среди «Восьми запретительных статей», вероятно, была статья, карающая измену как со стороны жены, так и со стороны мужа. О значительном развитии института частной собственности свидетельствуют содержание статей древнечосонских законов, охранявших интересы богачей, а также различные установления о рабах. Однако рабство, по-видимому, играло в тот период незначительную роль, что ясно из статьи, согласно которой вор избегал рабства, если уплачивал возмещение за украденное имущество.

В III веке до нашей эры, в период, когда после падения государства Чжоу на территории Китая образовалось несколько воюющих друг с другом государств, древнечосонский князь (ху) стал называть себя ваном (королем). Ван располагал соответствующим бюрократическим аппаратом и весьма значительными вооруженными силами.

В III веке до нашей эры, когда древний Чосон подвергся нашествию со стороны северокитайского царства Янь, границей между ними служила река Маньфаыьхан (вблизи современной реки Ляохэ). Когда империя Цинь, объединив Поднебесную, приступила к строительству Великой стены (214 год до н. э.), правитель древнего Чосона, ван Пу, решил воспользоваться этим для расширения своего влияния, а позднее его сын, ван Чун, стал принимать бежавших от тяжелых повинностей или просто переселявшихся жителей северокитайских государств Янь, Ци, Чжао и заселял ими западные области Чосона, расширяя таким путем его границы.

В древнем Чосоне, который находился на высшей стадии первобытнообщинного строя и представлял собой союз племен, опирающийся на деревенские общины, князь (ху или ван) являлся верховным вождем союза племен, выступавшим в качестве представителя вождей отдельных племен. Несомненно, тогда уже существовала определенная политическая организация, но по сравнению с развитым аппаратом классового государства она была крайне несовершенной. По мере того как ван усиливал свои позиции в экономическом, политическом и военном отношениях, это общество быстро „перерастало в классовое государство. В это время древний Чосон находился как раз на пороге цивилизации.

В 206 году до нашей эры, когда империя Хань вновь объединила Китай и восстановила древние ляодунские крепости за Великой стеной и назначила Лу Гуана правителем царства Янь, граница с древним Чосоном была установлена по реке Пхэсу. А когда в 195 году до нашей эры Лу Гуан, выступивший против империи Хань, был разбит и бежал к гуннам, его вассал Ви Ман вместе с более чем тысячей слуг перешел реку Пхэсу и вступил в Чосон. Правитель Чун присвоил ему титул пакса, выделил более 100 ли земли и отдал под его управление жителей империи Хань, бежавших из Китая и поселившихся в западных пограничных землях древнего Чосона.

Расширивший свое влияние в западных пограничных землях Чосона Ви Ман в 194 году до нашей эры напал на крепость Вангомсон, изгнал вана Чун.а и сам занял место правителя древнего Чосона, Ви Ман продолжал вести войны в целях ограбления азличных чосонских племен. Именно в это время племена чинбон и имдун находились под властью дома Ви. Древнечосонский ван Уго (внук Ви Мана) закрыл торный путь Ханьской империи к восточным племенам. 1-128 году до нашей эры ханьский император Уди наравил купца Пэн У к Намё, правителю земель (кун) Е, находившихся к югу от Ляодунского полуострова, и тот поручению императора убедил Намё покориться империи и учредить на своей территории округ Чханхэ, чтобы проложить дорогу для торговли с восточными пионами. Но от этого плана вскоре пришлось отказаться, так как осуществление его требовало много сил больших затрат. Однако проникновение Ханьской империи в восточном направлении не прекратилось, потому что различные чосонские племена представляли объект эксплуатации для китайских императоров.

Впоследствии, в 109 году до нашей эры, император Уди начал войну с целью захвата Чосона. В течение двух лет Чосон упорно сражался против 50-тысячной армии империи Хань. Однако после того, как внутри господствующего класса древнего Чосона произошел раскол и был убит ван Уго, древний Чосон пал.

На завоеванной территории Ханьская империя образовала 4 округа: на месте древнего Чосона — округ Акнан (Лолан), а на соседних к Чосону землях —Имдун (Линьтун), Чинбон (Чэньфань), Хёнтхо (Сюаньту). В округе Акнан был сосредоточен политический аппарат, и, главное, он был центром экономического господства Ханьской империи. Во главе каждого округа был поставлен начальник (тхэсу, в китайском чтении — тайшоу), возглавлявший чиновничий аппарат. Каждый из округов подразделялся на несколько уездов, управление которыми осуществляли не только присланные из Китая чиновники, но также и бывшие старейшины местных племен, носившие ханьские титулы ху (хоу) и сотрудничавшие с захватчиками. Центры округов и уездов часто посещались чиновниками и купцами Ханьской империи, а некоторые из них поселялись и на постоянное жительство. А в «Истории Ханьской династии» — «Хань-шу» (кн. 28, «Географические описания», ч. 8, 2, «Округ Акнан») рассказывается о том, что в связи с появлением хадьских купцов увеличилось воровство, а количество статей законов (вместо «Восьми запретительных статей») увеличилось до 60 с лишним.[5]

Учреждение четырех ханьских округов оказало большое влияние на политическое, экономическое и культурное развитие корейских племен. Расширялись торговые связи между корейскими племенами, особенно оживленная торговля шла через округ Акнан. Об этом говорят относящиеся к эпохе династии Хань предметы материальной культуры, найденные во время археологических раскопок (кроме территории Ляодуна) в бассейне реки Тэдонган, в провинции Хванхэдо и даже в провинции Кен сан до.

Политическое и экономическое влияние Ханьской империи ускоряло процесс консолидации различных корейских племен. Жившие на территории современного Северо-Восточного Китая и на Корейском полуострове племена стали на путь развития примитивной централизованной монархии, что соответствовало степени их социально-экономической зрелости, а также неотложным политическим требованиям. Четыре округа Ханьской империи, столкнувшись с упорным сопротивлением всех восточных племен, уже на 26-м году своего существования претерпели существенные изменения.

Округа Чинбон и Имдун были упразднены, а Округ Хёнтхо, неоднократно подвергавшийся нападениям с северо-запада, в конце концов был объединен с округом Акнан.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...