10. Форма государства: понятие и структура.
10. Форма государства: понятие и структура. Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Элементами формы государства являются: 1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные; 3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. 11. Форма правления: понятие, виды. Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. Виды: - монархии; - республики. 12. Форма государственного устройства: понятие, виды. –
12. Форма государственного устройства: понятие, виды.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. Основными видами форм государственного устройства являются: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. унитарное государство; - федерация; - конфедерация. 13. Политический режим: понятие, виды. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;
· Государственная власть есть разновидность социальной власти - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. · Единство государственной власти и ее разделение на «ветви». · · Понятие и структура государственного аппарата. Структура госаппарата - это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. · Понятие, признаки и классификация государственных органов. · Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
· Основные признаки государственных органов: · а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права; · б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации; · в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей. · Классификация государственных органов: · 1) По порядку образования: · 2) По способу принятия решений: · 3) По характеру компетенции: · 4) По принципу разделения властей: · 5) По иерархии: · 6) По правовым формам деятельности: · Понятие функций государства, их классификация. · Функции государства – это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации · Классификация · Существует много классификаций функций государства. Наиболее общими критериями разделения функций на виды являются: · особенности объекта государственного воздействия · специфика содержания каждой функции · В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные. Иногда выделяют основные и неосновные функции. · Характеристика внешних и внутренних функций государства. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д. · · · Понятие правового государства, его характеристика. · Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. · Характиристика: · Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. · верховенство закона на всей территории страны; · соблюдение принципа разделения властей;
· взаимная ответственность личности и государства; · господство правовых норм; · гарантии прав и свобод личности. · Гражданское общество и государство · О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом. · Проблема становления правового государства в России состоит в том, что нашей стране в начале 90-х годов пришлось сделать большой шаг в этом направлении без достаточного исторического опыта. · Понятие права, его признаки и функции. · право- это система общеобязательных формально определенных норм – Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством. · Признаки права · 1) нормативность · 2) общеобязятельность; · 3) формальная определённость · 4) системность; · 5) публичность · Функции права: · Регулятивная функция · Охранительная функция · Политическая функция · Воспитательная функция · Теоретическая функция · Методологическая функция · Идеологическая функция · Типологию правопонимания: · можно определить как метод научно-юридического познания, основу которого составляет теоретическое расчленение правопонимания как целостного системного феномена на элементы с последующим сведением этих элементов в обособленные типовые группы. · Социальные нормы: понятие и виды. · Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. · Основные виды социальных норм: · 1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. · 2. Норма морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
· 3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки. · Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п. ), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия. · · · Понятие и элементы механизма правового регулирования. · Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения с целью удовлетворения общественно полезных целей. · К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: · юридические нормы, · нормативные правовые акты · акты официального толкования · юридические факты · правоотношения, · акты реализации права, · правоприменительные акты, · правосознание, · режим законности. · Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. · 27. Объективное и субъективное право. · Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду. · 28, Понятие, признаки и структура нормы права. · Норма права–общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. · Признаки правовой нормы: · • Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); · • Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; · • Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
· • Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; · • Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; · • Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; · • Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; · • Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров); · • Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения; · • Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным. · Структура правовой нормы · В юридической науке выделяют: · внутреннюю (логическую) составляющую · внешнюю составляющую · 29. Понятие и виды форм (источников) права. · Исто́ чник (фо́ рма) пра́ ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником. · Различают четыре основных вида источников (норм) права: · Правовой обычай · Судебный прецедент · Нормативный правовой акт · Нормативный договор · 30. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды. · Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. · Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. · Признаки нормативного правового акта: · 1. Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов · 2. Нормативный правовой акт отличается волевым содержанием. Независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства. · 3. Нормативный правовой акт содержит нормы права - общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений. · 4. Каждый вид нормативных правовых актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. · Такие акты принимаются в четко установленном порядке, имеют письменную форму. · Нормативные правовые акты имеют временные, пространственные пределы действия. · Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии. · 1. Указы Президента РФ. · 2. Постановления Правительства РФ. · 3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. · 4. Решения и постановления местных органов государственной власти. · 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр. ). · 6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. · Локальные нормативные акты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|