Регулирование естественных монополий
Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: ТС(ΣQi) < ΣТС(Qi), издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими. Причинами возникновения естественной монополии могут быть: · особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба); · экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности; · недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском. Многопродуктовые фирмы – естественные монополии существуют в таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги. Помимо собственно производства различных продуктов и предоставления разных услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми (и в особенности это касается телефонных компаний) благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги могут рассматриваться в качестве продуктов-несовершенных заменителей. Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек: · средние издержки производства товарного набора
, (8.3) где k- число товаров в наборе; Qi - объем выпуска 1-го товара; · средние издержки производства товара , (8.4) где q - объем производства всех остальных товаров. Для многопродуктовой фирмы характерны два вида экономии: · экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на разнообразии(при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции), что ведет к снижению средних издержек производства товарного набора. Экономия на разнообразии порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров; · экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря положительной отдаче от масштаба. Если естественная монополия возникает благодаря экономии от масштаба производства или экономии от разнообразия (ассортимента), кривая долгосрочных средних издержек имеет так называемый «L-образный вид» (рис. 8.1 а). Кривая издержек естественной монополии, возникшей благодаря недостаточной емкости рыночного спроса, может иметь стандартный «U-образный» вид (рис. 8.1б). Кривая средних издержек, имеющая «L-образный вид», характеризуется так называемой глобальной субаддитивностью функции издержек. При стандартном виде кривой издержек существует лишь локальная субаддитивность. Во втором случае возникновение естественной монополии или демонополизация связаны с характеристиками спроса. Если спрос на продукцию незначителен (кривая спроса D1), даже при цене, обеспечивающей лишь нормальную прибыль фирме-продавцу, объем спроса равен минимально эффективному выпуску. В этом случае фирма, уже действующая на рынке, может легко установить цену, ограничивающую вход, благодаря относительному преимуществу в издержках. Незначительное увеличение спроса (кривая спроса D2) также может не привести к входу на рынок нового продавца, поскольку средние издержки фирмы, производящей |количество Q? [Q1; Q2], будут ниже, чем средние издержки фирмы, производящей разницу между объемом рыночного спроса и этим выпуском Q2–Q1. Следовательно, возможность ограничивающего вход ценообразования благодаря относительному преимуществу в издержках сохраняется. Таким образом, даже повышение средних издержек с ростов выпуска не гарантирует отсутствие естественной монополии. Однако если функция спроса имеет вид D3, так что Qd3 = 2Qd1 отрасль теряет свойства естественной монополии. Единственный производитель уже не может полностью удовлетворить объем рыночного спроса, не потеря преимущество в издержках. Достаточно существенное повышение спроса приводит к входу на рынок новых фирм-продавцов.
Итак, демонополизация может произойти в результате увеличена рыночного спроса. Если же возникновение естественной монополии вызвано технологическими особенностями, демонополизация произойдет в результате изменения технологии (рис. 8.2а и 8.26) при неизменном уровне спроса. В этом случае вероятность демонополизации тем выше, чем ниже объем инвестиционных расходов, необходимый для изменения технологии (снижения минимально эффективного выпуска ил замедления роста средних издержек с увеличением объема выпуска). В первом случае естественная монополия разрушается благодаря снижению минимально эффективного выпуска, с одной стороны, и минимального уровня средних издержек с другой. Объем рыночного спроса при цене Р1, равной минимальному значению средних издержек, лишь незначительно превосходит величину минимально эффективного выпуска. Вторая фирма, которая попыталась бы войти на рынок, не смогла бы производить товар с более низкими издержками, нежели фирма, уже действующая на рынке. После снижения минимально эффективного выпуска объем рыночного спроса при цене Р2 позволяет действовать в отрасли двум фирмам, производящим количество, несколько превышающее минимально эффективный выпуск. Во втором случае, при первоначальной форме «U-образной» кривой средних издержек, крупная фирма, производящая количество (Q1 + Q2) обладает преимуществом в издержках перед фирмой, которая могла бы попытаться войти на рынок, производя количество Q2. После изменения характера кривой средних издержек крупная фирма теряет преимущество: естественная монополия разрушается, в отрасли могут действовать по крайней мере две фирмы, производящие количество, близкое к минимально эффективному выпуску.
Однако даже если единственная фирма способна производить выпуск, удовлетворяющий весь рыночный спрос, более эффективно (с более низким уровнем средних издержек), это не означает, что она всегда в состоянии одновременно предотвратить вход потенциальных конкурентов, удовлетворить всех платежеспособных покупателей и покрыть свои затраты. Барьер входа, возникающий благодаря относительному преимуществу в издержках, обеспечивает устойчивость естественной монополии только в том случае, если необратимые издержки входа достаточно высоки, а время, необходимое потенциальному конкуренту для проникновения на рынок, продолжительно. Такая естественная монополия называется устойчивой. На устойчивость и неустойчивость естественной монополии оказывает существенное воздействие государственное регулирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|