Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка проблеммы и выдвижение гипотезы.

Экспирементальная психология как область знания

Вундт, Стивенс, пиаже, Фрес- под экспериментальной психологией понимается вся научная психология, полученных на основе поведения человека и животных, то есть научная психология приравнивается к экспериментальной, и противопоставляется философской интроспективной умозрительной.

Мэтли- экспериментальная — система экспериментальных методов и методик реализуемых в конкретных исследованиях. Или для характеристики дисциплины занимающейся проблемой экспирементального метода в целом.

Мак Гиган- экспериметальная психология- теория психологического эксперимента.

Челпанов - Экспериментальная психология- дисциплина по методике психологического исследования, или психологического эксперимента.

История становления экспериментальной психологии как области знаний.

Начало развития экспериментальной физиологии середина 18 века, когда стали появляться экспериментальные методы направленные на раздражение тех или иных органов человека, и регистрация или наблюдение за реакцией, которая была вызванна. Развитие экспериментальной физиологии привело к 2м обстоятельствам: 1) быстро увеличивался фактичкеский материал отсосящийся к различным сторонам жизнедеятельности нашего организма. Получаемые в экспериментах данные нельзя было получить даже самым хитроумным умозрительным путем. 2) многие жизненные процессы которые ранее были предметом философских и религиозных размышлений получили новые механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей. Г. Гельмгольц проводил исследования зрения и слуха. Э. Вебер изучал физиологию органов и чувств, его взгляды были направленны на изучение чувствительности. Его эксперименты с осязанием подтвердили предположене о порогах чувствительности. Поставил вопрос между ощущением и раздражением, то есть между психическим и физическим, с точки зрения их интенсивности. То есть что интенсивность раздражения должна достигнуть определенного уровня, что бы мы хоть как то почувствовали его вздействие. Вывел такую величину как релятивный порог- то есть нужно ± 1\10 от величины раздражителя что бы почувствовать. В сотрудничестве с Фехнером был выведен основной психофизический закон, что сила ощущения прямо пропорциональна порогу чувствительности, то есть чем ниже порог, тем выше сила ощущения. (слабая НС, высокая чувствительность= низкий порог, сильная НС- наоборот).

Вундт говорил что не все психические процессы можно исследовать эспериментально. Он предлагал свое обоснавание экспериментальной психологии: он говорил что психологич благодаря эксперименту будет отличаться от других естественных наук. Суть эксперимента заключена в том, что мы можем по своей воле вальировать условия при которых имеет место изучаемое явление, если интерисуют точные данные, эти условия могут быть оцененны количественно. Само намерение вести наблюдение неизбежно вносит изменения в течение психических процессов. Психологических эксперимент протекает иначе, он создает внешнее условие направленное на то, чтобы определенный психический процесс протекал в некий заданный момент времени, во вторых он позволяет наблюдающему владеть ситуацией, так что состояние сознания сопровождающее этот процесс остается практически неизменным. Мы можем произвольно вальировать условия нашего наблюдения, при этом полученные результаты могут быть успешно использованны для изучения других психических процессов, природа которых не позволяет проводить над ними экспериментальные модификации.

Теория и ее структура.

Каждая теория включает в себя следуюшие компоненты:

1) исходная эмпирическая основа.

2) Базис- множество первичных условных допущений (аксиомы, постулаты, гипотезы, которые описывают идеализированный объект теории)

3) логику теории (множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории)

4) множество выведенных в теории утверждений которые составляют основное теоритическое знание

по способу различения выделяют аксиомотические(на системе аксиом необходимых и достаточных недоказуемых в рамках теории) и гипотетико-дедуктивные- основаные на предположениях имеющие дедуктивную основу. Тае же выделяют качественные и формаизованные. Качественные- построенны без использования математического аппарата, формализованные с его приминением.

Эмперическая основание и предстказательная мощность теории.

Постановка проблеммы и выдвижение гипотезы.

Постановка проблеммы всегда влечет за собой постановку гипотез. Гипотеза является следствием обнаружения белого пятна в той области знаний о мире. Выделяют следующие этапы порождения проблеммы:

1) выявление нехватки научных знаний о реальности.

2) Описание проблеммы на уровне обыйденного языка.

3) Формулировка проблеммы в терминах научной дисциплины.

То есть формулируя проблемму мы сужаем диапозон поиска возможных путей решения, и выдвигаем гипотезу.

Проблеммы подразделяются на реальные и псевдопроблемы, и так же неразрешимые

гипотеза- это научное предположение вытеающее из теории которая еще не подтвердили и не опровергнули.

Классификация:

1) теоритические и эмпирические. Теоритические- входят в структуру теорий в качестве составных частей. Это инструмент совершенствования теоритического знания и выдвигаются они для того чтобы устранить некие противоречия в теории. Эмпирические — всегда выдвигаются ввиде эмпирических предположений выдвигаемые для решения проблемм методом эксперементального или эмпирического решения, могут быть не основанны на теории.

2) По происхождению гипотезы делятся на 3 типа: 1) гипотезы первого типв- основываются на теории или модели реальности представляют собой прогнозы или следствия этих моделей или теорий. То есть теоритически обоснованные гипотезы выдвинутые для проверки следствия этих теорий. 2) научные- экспериментальные гипотезы. Так же выдвигаются для подтверждения или опровержения теоритических законов или причинных связей между явлениями, но при этом не основываются на существующих теориях, а формулируются исходя из интуиции исследователя.3) Эмперические гипотезы которые видвыигаются безотносительно какой либо теории или модели, то есть формулируется для данного случая. После проверки такая гипотеза превращается в факт для данного случая

3) по содержанию делятся на 3 типа: 1)гипотезы о наличии явления — они пытаются установить истину.(существует ли феномен...) 2) о наличии связи между явлениями 3) гипотезы о наличии причинно-следственных связей.

Боттсданкер выделяет следующие виды экспериментальных гипотез: 1) контр гипотеза — это гипотеза, альтернативная основному предположению, возникает автоматически. 2) конкурирующая- об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. 3) точная экспериментальная гипотеза- предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой. 4) гипотеза о максимальной или минимальной величине. Это предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая переменная принимает максимальное или минимальное значение, применяется в многоуровневом эксперименте. 5) гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях- точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным количеством независимой. 6) экспериментальная гипотеза с 1 отношением- это предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменной.7) комбинированная экспереминтельная гипотеза- предположение об отношении и сочетаниии 2х независимых переменных с одной стороны и одной зависимой с другой стороны. Проверяется в факторном эксперименте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...