глава. Функции лунного пейзажа в лирических произведениях
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В лирических произведениях пейзаж представлен скупее, чем в прозе. Но из-за этого возрастает символическая нагрузка пейзажа. Особенно ярко эта функция отражена в поэзии символистов. Так, для К.Бальмонта, как и для многих других символистов, луна является символом идеального мира, мира мечты, красоты, творчества. Поэт окутывает образ луны дымкой тайны, воспевает её печальную красоту: «Луна богата силою внушенья, // Вокруг нее всегда витает тайна. //…//Своим лучом, лучом бледно-зеленым,// Она ласкает, странно так волнуя,//…// Но, нас маня надеждой незабвенной,// Сама она уснула в бледной дали,// Красавица тоски беспеременной,// Верховная владычица печали!»(Бальмонт, Луна). Особенно четко связь луны и идеального мира выделяется в его сонете «Лунный свет»: Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. А Вячеслав Иванов в одном из своих стихотворений, метафорично называя луну именем демонической богини Гекаты, прямо называет её «двойником мира»: Бледный затеплив ночник, Зеркалом черным глухого агата Так вызывает двойник Мира – Геката. Несколько по-иному раскрыт образ луны у «старшего символиста» Д.Мережковского. Луна у него выступает носителем вселенского зла. В своем стихотворении «Зимний вечер» поэт так говорит о луне: «О тусклая луна // С недобрыми очами», «Преступная луна,// Ты ужасом полна», «Луны проклятый лик // Исполнен злобной мощи». Кроме того, образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника, «больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины и вороны:
Луны проклятый лик Исполнен злобной мощи… К земле поник тростник, Больной, сухой и тощий… Вороны хриплый крик Из голой слышен рощи. А в небе – тишина, Как в оскверненном храме…
Неудивительно, что в литературе символика лунного образа так разнообразна. Ведь она своими корнями связана с мифологией. А в мифологии луна играет очень неоднозначную роль, и отношение людей к ней было противоречивое. С одной стороны владычица ночи – колдунья, неспособная различать добро и зло. Но в то же время луна – извечный символ женского материнского начала, первая помощница рожениц и молодых матерей. Так, в западной (Древнегреческая и Древнеримская) мифологии мы встретим различные ипостаси лунного божества. Это и Селена – богиня женственности, и Артемида – символ девственной природы, непорочности, и Гера – богиня материнства, супружества, и Персефона, символизирующая перерождение, магию, и Геката – богиня тьмы и призраков, покровительница иллюзий и обманов. Поэтому, например, интерпретации лунного образа в литературе как символа животной страсти, символа смерти восходят к мифологическому образу луны типа Гекаты, демонической богини, а как символа несчастной любви – к мифологическому образу типа Селены, которая по мифам страдала от неразделенной любви [Мифологический словарь: 129]
Необходимо помнить, что в поэзии в пейзаже главное не сама изображенная природа, а то чувство, которое хотел передать поэт. Луна в художественных произведениях чаще используется для создания элегического настроения, для погружения читателя в мир тоски, печали, грез. Такое художественное решение часто используется во многих произведениях романтиков. Зрелищность романтического противопоставления мира и идеального героя высвечивается сумерками, умирающим огнем луны и звезд, благодаря которым размываются границы действительности, погруженной в полутьму. Именно в такой атмосфере к романтическому герою приходит уверенность в безбрежности собственного существования, в отсутствии пределов между ним и бытием. Лунный пейзаж задает тему вневременного пространства; это сфера нарождения стихий, личности как самостоятельной субстанции, единственно могущей постигнуть глубинный смысл мироздания. Луна, отражая бессознательное начало, не могла не использоваться иррациональными в познании мира романтиками.
Так, создатель романтического пейзажа с таинственным сумеречным колоритом, В.А.Жуковский очень часто использует лунный образ. М.Н.Эпштейн говорит о нем: «Жуковский открыл поэзию угасающего дня, «вечернее земли преображенье». Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером, предшественником и вдохновителем А.Блока. Жуковский – один из самых «лунных» поэтов, воспевающий ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве» [Эпштейн 1990: 210]. Жуковский использует образ луны для погружения в мир мечтаний и воспоминаний: Луны ущербной лик встает из-за холмов … О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило! Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоих блаженством и страданьем! (Жуковский, Вечер)
Именно с луной поэт связывает таинственность бытия, поэтому он часто использует по отношению к ней эпитет «таинственная»: Ему луна сквозь темный бор Лампадой таинственной светит… (Жуковский, Подробный отчет луне) Чаще всего луна у Жуковского встречается в элегиях, так как придает лирическому сюжету печальное, унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского овеян светлой печалью, такое чувство, что поэт даже наслаждается ею. Так, в одном из стихотворений лирический герой, обращаясь к месяцу, говорит:
Снова лес и дол покрыл Блеск туманный твой: Он мне душу растворил Сладкой тишиной … (Жуковский, К месяцу) «Сладкая тишина», подаренная лирическому герою созерцанием лунной ночи, отражает мироощущение самого Жуковского. Для него сладостность созерцания является ключевым понятием и важнейшим признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского – это созерцатель мира. «Жуковский – первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – всё, то что составляет её «материальную» красоту, но пронизать природу чувством и мыслью воспринимающего её человека» [Семенко 1975: 84]. Как уже говорилось выше, особое место образ луны занимает в поэзии С.А.Есенина. Причем, как отмечает М.Н.Эпштейн, «в ранних стихах, примерно до 1920г., преобладает «месяц» (18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)» [Эпштейн 1990: 248]. На наш взгляд, это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик: За темной прядью перелесиц, Время – мельница с крылом В неколебимой синеве, Опускает за селом Ягненочек кудрявый – месяц Месяцмаятником в рожь Гуляет в голубой траве. Лить часов незримый дождь. 1916 1917
Ах, и сам я в чаще звонкой Оглядись спокойным взором, Увидал вчера в тумане: Посмотри: во мгле сырой
Рыжий месяц жеребенком Месяц, словно желтый ворон, Запрягался в наши сани. Кружит, вьется над землей. 1917 1925 Небо – как колокол, Славь, мой стих, кто ревет и бесится Месяц – язык, Кто хоронит тоску в плече Мать моя – родина, Лошадиную морду месяца Я – большевик. Схватить за узду лучей. 1918 1919 Месяц рогом облако бодает, Чистит месяц в соломенной крыше В голубой купается пыли. Обоймленные синью рога. В эту ночь никто не отгадает, 1917 Отчего кричали журавли. 1916 В образе же луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает лирическому герою:
В деревянные крылья окна Золото холодное луны, Вместе с рамами в тонкие шторы Запах олеандра и левкоя. Вяжет взбалмошная луна Хорошо бродить среди покоя На полу кружевные узоры. Голубой и ласковой страны. 1925 1925 Ах, луна влезает через раму, Синий туман. Снеговое раздолье, Свет такой, хоть выколи глаза … Тонкий лимонный лунный свет. Ставил я на пиковую даму, Сердцу приятно с тихою болью А сыграл бубнового туза. Что-нибудь вспомнить из ранних лет. 1925 1925
Неуютная жидкая лунность Ах, у луны такое И тоска бесконечных равнин, - Светит – хоть кинься в воду. Вот что видел я в резвую юность, Я не хочу покоя Что, любя, проклинал не один. В синюю эту погоду. 1925 1925 Луна вносит в душу лирического героя печаль, тоску и даже отчаяние, уносит его в мир воспоминаний об ушедшей юности (сравни: «Тонкий лимонный лунный свет.// Сердцу приятно с тихою болью// Что-нибудь вспомнить из ранних лет»).
Интересное прочтение образа луны можно наблюдать в творчестве В.Маяковского, яркого представителя футуризма. Он как представитель урбанистической поэзии принижает этот образ. Это и неудивительно, ведь для футуристов природа – воплощение старого косного порядка. Так, в своем стихотворении «Адище города» Маяковский так изображает луну: И тогда уже – скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. Мы видим, что лирический герой противопоставлен природе, он выступает как бунтарь и относится к природе иронически. Поэт подчеркнуто «десакрализирует» луну, лишает её ореола возвышенности, святости, обращаясь с ней предельно фамильярно, а подчас не останавливается и перед бранными выражениями в её адрес: «луна, как дура // …// блинорожие плоское» [Эпштейн 1990: 246].
Заключение
Итак, лунный пейзаж является разновидностью пейзажа по источнику света. Лунным пейзажем будет называться изображение незамкнутого пространства, освещаемого лунным светом. Выбор автором именно лунного образа может говорить о его пессимистичном миросозерцании (как например, у С.А.Есенина). Нами были отражены следующие функции использования лунного пейзажа: 1. Пояснение времени и места событий – лунный пейзаж определяет ночное время суток действия. 2. Пояснение состояния, настроения героя с помощью психологической параллели или противопоставления – чаще всего это лирическое настроение, заставляющее героя задуматься о смысле жизни, о своем месте в этом мире, напускающее на героя ожидание чего-то таинственного. 3. Создание элегического эмоционального тона – посредством включения лунного пейзажа автору удается погрузить читателя в мир тоски, печали, грез, тайны. Эта функция ярко представлена в лунных пейзажах Тургенева, Жуковского, Есенина и других. 4. Выражение философских, этических идей автора – так, Гоголь, изображая майскую ночь, желает показать прекрасный поэтический мир украинской природы, а Маяковский, подчеркнуто снижая лунный пейзаж, противопоставляет себя природе, которая в его глазах является представительницей старого косного порядка. 5. символическая функция – луна может быть символом смерти (например, у А.П.Чехова), символом несчастной любви и разлуки (у И.А.Бунина), символом темной страсти (тоже у А.П.Чехова), символом вселенского зла (у Д.И.Мережковского), символом идеального, небесного мира(у К.Д.Бальмонта, Вяч.Иванова) и т.д. Лунный пейзаж является составляющей романтического пейзажа, потому что мотив ночи становится аллегорической завязкой драматических событий, окутан тайной и мистикой. Использование лунного пейзажа писателями-реалистами (А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин) придает романтические черты их творчеству.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Введение в литературоведение / под редакцией Л.В.Чернец. – М.: Просвещение, 1999. 2. Греков В.Н. Русская фантастика / Из кн. Русская и советская фантастика.- М.: Правда, 1989. 3. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – М.: Новая школа, 1997. 4. Катаев В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1998. 5. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века (40-60-е годы): Учеб. пособие.- М.: Высш.шк., 2003. 6. Мифологический словарь: Книга для учителя / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович.- М.: Просвещение, 1985. 7. Михайлова М.В. И.А.Бунин / из кн. Русская литература 19-20 веков: в 2т. Т.2: Русская литература 20 века / Сост. и науч.ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. – М.: Аспект Пресс, 2000. 8. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. – М.: Современник, 1989. 9. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского.: М., «Худож.лит.», 1975. 10. Словарь античности / Под редакцией Р.И.Кузищина.- М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. 11. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. – М.: Просвещение, 1990. 12. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева.: М., Изд-во «Наука», 1979. 13. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Научн.-попул.- М.: Высш.шк., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|