Факторы общения, искажающие результаты эксперимента.
1. Ошибка «отношения к наблюдаемому» - на результаты исследования влияет понимание испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции. 2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. 3. Влияние личности экспериментатора и его оценок.
(Так решение ребенка отдать в экспериментальной ситуации деньги в пользу коллектива или в свою личную пользу может зависеть не только от развитого у испытуемого чувства коллективизма или индивидуализма, но и от понимания того, что хочет от него в данный момент экспериментатор)
1. Эффект плацебо. Обнаружен медиками. Проявляется в том, что человек (пациент) верит в действенность препарата и действительно выздоравливает даже при отсутствии объективных причин. Эффект основан на механизме внушения и самовнушения. 2. Эффект Хотторна. Проявляется в том, что приглашение принять участие в эксперименте расценивается как проявление особого внимания. Участники ведут себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. 3. Эффект социальной фасилитации. Обнаружен Г.Зайонцем. Проявляется в том, что присутствие внешнего наблюдателя изменяет поведение человека. Дальнейшее исследование этого феномена выявили:
n Влияние оказывает лишь компетентный значимый наблюдатель. Чем более значимым является наблюдатель, тем более выражен эффект. n Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые, сложные навыки и умения более подвержены негативному влиянию данного процесса, чем старые, простые, перцептивные. n Соревнование и совместная деятельность, повышение количества наблюдателей усиливают эффект.
n Тревожные испытуемые испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности. n Действие эффекта Зайонца можно описать законом оптимума активации Йеркса- Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого, значит она может либо улучшить продуктивность, либо привести к перемотивации.
2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. В специальной литературе нет единого мнения относительно того, какие мотивы испытуемых в эксперименте преобладают. Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого могут возникать разные мотивы.
Наиболее распространенная позиция, что испытуемый в эксперименте стремится максимально точно выполнить инструкцию экспериментатора.
Л.Б. Кристиансен считает, что в эксперименте в равной степени актуализируется два мотива: - мотив социального одобрения - мотив самопрезентации. Мотив социального одобрения особенно сильно проявляется тогда, когда испытуемый знает, что у экспериментатора нет возможности проконтролировать истинность результатов. Мотив самопрезентации проявляется в стремлении испытуемого достойно выглядеть в своих собственных глазах. При этом испытуемый строит собственную модель экспериментальной ситуации.
В зависимости от добровольности – обязательности участия в исследовании и самостоятельности - несамостоятельности использования результатов исследования могут быть выделены 4 типа ситуаций.
3. Влияние личности экспериментатора и его оценок. Личность экспериментатора влияет на ход эксперимента и его результаты.
Установки экспериментатора передаются с помощью: - мимики, пантомимики; - интонации; - эмоций.
Особенно сильное влияние экспериментатор оказывает на первом этапе, когда вербует испытуемых, читает инструкцию, создает первичную установку на эксперимент. Ожидание экспериментатора сказывается и при записи результатов. Например, те крысы, которых экспериментатору обозначили как умных, действительно получили более высокие результаты, чем те, которых обозначили как глупых.
В науке распространены три точки зрения на проблему влияния экспериментатора на ход эксперимента: 1. Влияние экспериментатора столь ничтожно, что его можно не учитывать. 2. Личность экспериментатора всегда и постоянно влияет на ход эксперимента. Это может рассматриваться как систематическая ошибка и быть «вынесено за скобки». 3. Влияние экспериментатора проявляется по-разному в зависимости от типа эксперимента и личности экспериментатора.
Достоверно выявлено влияние экспериментатора в зависимости от типа исследования: · в экспериментах, связанных с исследованием личности, социальных отношений влияние экспериментатора максимально; · в исследованиях, близких к психофизиологическим – минимально.
· Дети предпочитают экспериментаторов – женщин; · взрослые – экспериментаторов – мужчин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|