Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика миграционной проблемы для России

Специфика миграционной проблемы для России состоит в том, что все основные миграционные потоки, даже социально-экономической миграции, носят вынужденный характер. За последние два года в Российскую Федерацию переехало более 2,5 миллиона человек из государств нового зарубежья. При этом только за девять месяцев в 1994 году -812 тысяч. Сложность работы Федеральной миграционной службы России (ФМС) как государственного органа исполнительной власти определяется целым комплексом весьма острых и требующих незамедлительного решения задач. Кроме оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам из государств - республик бывшего СССР, это - прием лиц. ищущих убежища из государств старого зарубежья (а таких в стране уже сотни тысяч), пресечение незаконной иммиграции в страну и создание соответствующей системы контроля, регулирование притока иностранной рабочей силы, контроль за деятельностью организаций, занимающихся трудоустройством россиян за границей.

К настоящему времени зарегистрировано 745 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, обратились в территориальные органы ФМС России более 250 тысяч человек, выехавших из Чеченской Республики. Большую часть из них составляют русские. К основным причинам, вынуждающим соотечественников покинуть место своего жительства, следует отнести дискриминацию и нарушение прав некоренных национальностей, возникшие в результате "развития" законотворчества в государствах нового зарубежья. Кроме того, экономический кризис, сопровождающийся сокращением рабочих мест, банкротством предприятий и резким социальным расслоением населения, приводит к дестабилизационным процессам в этих государствах и, как следствие, к значительному росту миграционных потоков. Отдельно необходимо выделить возникновение межнациональных конфликтов.

Северный Кавказ является наиболее конфликтным регионом Российской Федерации, что обусловлено критическим накоплением здесь противоречий в сфере национально-государственного устройства и межэтнических отношений. В основе этих противоречий лежит конкуренция за перераспределение ресурсов - земли, производственных мощностей, источников финансовых поступлений. Ситуация обостряется борьбой за власть между различными местными политическими и клановыми группировками, использующими в своих интересах идеи национализма и религиозной розни.

Осложняется обстановка и в среднеазиатских республиках бывшего СССР. Сегодня даже в относительно "спокойных" ранее Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане нарастает напряженность, вызванная дискриминацией русскоязычного населения.

В целом анализ миграционной ситуации за последний период подтверждает устойчивую тенденцию роста миграционных потоков как из государств СНГ и Балтии, так и из государств старого зарубежья. По экспортным оценкам, предполагается массовая миграция примерно 400 тысяч человек из Закавказья, 2,9 миллиона - из Средней Азии и Казахстана, 400-500 тысяч человек могут въехать из государств Балтии. Таким образом, в ближайшее время можно ожидать прибытия на территорию России из государств нового зарубежья, по минимальному варианту, 2 - 3 миллионов человек, по максимальному -от 4 до 6 миллионов. Приток иммигрантов из государств старого зарубежья в условиях "прозрачных" границ может достигнуть уровня 100 тысяч человек ежегодно.

В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ проблемы вынужденной миграции официально не существовало, поэтому на момент возникновения первых крупных людских потоков не было и правовой базы, регулирующей эти сложнейшие процессы. Меры государственной поддержки регламентировались тогда отдельными правительственными постановлениями.

Выработка механизмов приема и обустройства вынужденных мигрантов, разработка законодательных основ проводились уже ФМС России. Причем в условиях одновременного приема сотен тысяч переселенцев, в том числе из зон национальных вооруженных конфликтов. В 1993 году были разработаны и приняты законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", а также нормативные акты, определяющие пути их реализации. Они регламентируют условия приобретения статуса беженца, основные права и обязанности государства, а также лица, получившего искомый статус.

К сожалению, эти законы не учитывают всех реалий сегодняшнего дня и экономических возможностей государства. Поэтому реализация их положений проходит достаточно сложно, в тяжелых финансовых условиях, без нормального материально-технического обеспечения. С учетом изменения социально-экономической ситуации и практики работы с вынужденными мигрантами подготовлены и на заседании правительства рассмотрены изменения и дополнения к законам Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".

В то же время в ФМС России разрабатывается концепция федерального закона по вопросам предоставления убежища, иммиграции и пребывания иностранцев на территории Российской Федерации. Основным принципом является определение условий предоставления убежища, срока пребывания в России на основе самообеспечения лиц, ищущих убежища, и снижения финансового участия государства до минимума.

Одной из основных задач является решение проблемы законодательной поддержки адаптации переселенцев, в том числе освобождения от налогообложения средств, направленных на обустройство вынужденных переселенцев (создание инженерной и социальной инфраструктуры, рабочих мест). Следует решить проблему привлечения средств из внебюджетных фондов (например. Фонд занятости) и закрепить этот механизм в соответствующих нормативных актах.

Еще в 1992 году правительством Российской Федерации была разработана и одобрена первая республиканская долговременная программа "Миграция", которая была ориентирована на поддержку беженцев и вынужденных переселенцев из государств - республик бывшего СССР.

В связи с расширением сферы деятельности, необходимостью разработки государственного подхода к решению проблем не только внутренней, но и внешней миграции, пресечения незаконной миграции в дальнейшем была разработана Федеральная миграционная программа, включающая все направления работы с мигрантами. Указом президента она была одобрена в августе 1994 года.

РЕАЛИЗАЦИЯ программы позволила начать организованную работу с вынужденными мигрантами и оказать им первичную ограниченную помощь.

Основной объем задач по приему вынужденных мигрантов ложится на территории, поэтому важным этапом организации работы с беженцами и вынужденными переселенцами стало создание сети территориальных органов ФМС России в местах максимального притока вынужденных мигрантов.

Расширяющаяся география очагов национальной розни на территории бывшего СССР потребовала организации работы с беженцами в экстремальных условиях. Разработан и действует правительственный план приема и размещения беженцев при их массовом прибытии в условиях чрезвычайной ситуации. Был организован прием беженцев из Приднестровья (50 тысяч человек), Южной Осетии (30 тысяч человек), из зоны Осетино-Ингушского конфликта (60 тысяч человек), Абхазии (40 тысяч человек), Таджикистана (105,5 тысячи человек), Чеченской Республики (250 тысяч человек).

Сложно решаются вопросы строительства жилья, требуются значительные средства для выдачи ссуд и их своевременная индексация. В 1994 году свыше 120 тысячам особо нуждающихся мигрантов были выданы единовременное денежное пособие и материальная помощь.

Для обеспечения занятости, прежде всего в соответствии с имеющейся квалификацией, необходимо создание комплекса мер по организации рабочих мест.

Государство оказывает помощь во временном размещении вынужденных мигрантов. Создано 90 центров временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев, из них 52 центра - в зоне осетино-ингушского конфликта.

Образованы и начали действовать центры медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зонах вооруженных конфликтов ("Ватутинки" и "Магри"). Для организации постоянного размещения вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации осуществляется их компактное и индивидуальное расселение. Основные потоки направлены в Центральную Россию, Поволжье, ряд приграничных областей. Особенной привлекательностью для мигрантов из южных регионов обладают Краснодарский и Ставропольский края, для мигрантов из государств Балтии - Ленинградская, Новгородская и Псковская области, а также все области, граничащие с Московской.

Концепция расселения вынужденных мигрантов основана на принципе необходимости экономического возрождения регионов, развития сел и пригородных районов, учитывает рекомендации Госстроя России и Роскомзема.

Практически все трудоспособные вынужденные мигранты участвуют в собственном обустройстве. Федеральная миграционная служба России содействует переселенцам в жилищном обустройстве.

Основная сложность в обеспечении занятости состоит в том, что профессиональный состав вынужденных переселенцев нс соответствует структуре имеющихся вакансий. Приезжают люди высокообразованные, многие имеют специфические профессии. А в регионах их расселения требуются в большинстве случаев рабочие, механизаторы, шоферы, доярки и т.д.

Выход один - развитие таких направлений занятости, как производство и переработка сельхозпродукции, развитие строительного комплекса, сферы услуг. Сейчас территориальные органы ФМС России совместно с администрацией регионов начали работу по созданию именно таких предприятий при центрах временного размещения, а также по определению приоритетных для каждого конкретного района видов занятости при создании рабочих мест.

Важным направлением в работе с вынужденными переселенцами стала поддержка их предпринимательской деятельности. На создание 82 производств (1500 рабочих мест) в 1994 году было выделено 24,6 миллиарда рублей.

После периода значительных трудностей появились успехи в переговорном процессе по проблемам миграции с государствами нового зарубежья. В составе посольств Российской Федерации учрежден институт советников по межнациональным отношениям. На них возложены работа с соотечественниками, рассмотрение вопросов, связанных с их миграцией в Россию. Ведется работа по защите прав мигрантов. Заключены межправительственные соглашения по вопросам переселения и защите прав переселенцев с республиками Латвия, Эстония, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, а также межгосударственное соглашение в рамках СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашения ратифицированы Федеральным Собранием Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается механизм их реализации. В рамках выполнения соглашении предусмотрен льготный порядок вывоза личного имущества переселенцев, приватизации и продажи квартир и садовых участков.

Соглашения о переселении предусматривают возможность беспрепятственного приобретения в собственность занимаемого переселенцем жилья в государстве выезда. С этой целью дано право досрочной выплаты взносов за садовые домики и участки, кооперативные квартиры, гаражи и другие постройки. Предоставлена возможность свободного распоряжения жильем и другим имуществом, в том числе их продажа.

Вырученные денежные средства, а также накопления переселенец имеет право беспрепятственно перевести в государство въезда без уплаты налогов и пошлин. Тем самым переселенцу дается реальная возможность за счет собственных средств обустроиться на новом месте жительства при минимальной поддержке государства въезда.

Подписанным в сентябре 1993 года главами государств - участников СНГ (кроме Украины и Молдовы) и ратифицированным в 1994 году Соглашением о помощи беженцам и вынужденным переселенцам признается наличие проблемы вынужденной миграции на территории бывшего СССР и определяются общие основания для признания лиц беженцами и вынужденными переселенцами. Признаются также экономические обязательства государств выезда и компенсация за оставляемое жилье и иное имущество, потерю заработка, ущерб здоровью вынужденных мигрантов.

Соглашение предполагает создание Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам, в соответствии с которым ФМС России подготовлен проект положения о фонде для экспертной оценки исполнительным секретариатом СНГ.

В соответствии с подписанным в июле 1991 года межправительственным Соглашением о содействии гражданам, приглашенным на работу в город Мажейкяй Литовской Республики, в переселении во Всеволожский район Ленинградской области финансирование, строительные материалы, техника и оборудование, а также строительство двух жилых домов и объектов инфраструктуры в этом районе осуществляются литовской стороной.

В настоящее время согласовано с литовской стороной дополнение к указанному соглашению об освобождении подрядной организации Литовской Республики от таможенных сборов и других видов налогов на период строительства, которое позволит значительно ускорить темпы строительных работ и ввод жилья.

Заметное влияние на миграционные процессы в России оказывает нестабильность обстановки во многих странах мира. Очаги национальной розни, вооруженные конфликты обусловили массовое появление беженцев из стран старого зарубежья (Афганистан, Ирак, Иран, Сомали, Судан, Вьетнам, Шри-Ланка и др.). Решение связанных с этим проблем требует от нашей страны значительных материальных и особенно финансовых затрат.

В конце 1992 года Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН 1951 года и протоколу к ней 1967 года, касающимся статуса беженцев. В Москве были открыты постоянные представительства Управления Верховного комиссара по делам беженцев при ООН и Международной организации по миграции.

Практика приема беженцев развитыми странами демонстрирует устойчивые ограничительные тенденции в их миграционной политике. Особое геополитическое положение Российской Федерации, отсутствие полноценной государственной границы, гуманные законы, касающиеся работы с лицами, ищущими убежища в России, создают ситуацию, в которой, во-первых. Россия становится территорией притяжения беженцев, во-вторых, сроки их пребывания на территории России могут быть весьма продолжительными из-за невозможности получения убежища в третьих странах.

После присоединения России к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года, а также принятия Закона Российской Федерации "О беженцах" перед Россией встала проблема: определить за короткий срок статус сотен тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных и субъективных причин находятся и продолжают прибывать на нашу территорию с нарушениями паспортно-визового режима и фактически бесконтрольно. В этой же связи на ФМС России и другие государственные структуры усилилось давление со стороны Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, рада международных и российских общественных организаций.

Указанная категория иностранцев включает в себя в основном граждан из государств старого зарубежья: афганцев, сомалийцев, курдов, иракцев, ангольцев, покинувших места проживания ввиду нестабильной обстановки в их странах, а также вьетнамцев, китайцев, иранцев, шриланкийцев, индусов, заирцев и других. Количество подобных лиц не поддается точному учету и контролю ввиду "прозрачности" границ России с ее южными соседями.

По оценочным данным, их в столице и Московской области осело более 180 тысяч человек.

Ситуацию осложняет то, что основная масса этих лиц имеет значительную этнокультурную дистанцию, не знает русского языка, совершенно не знакома с российским законодательством. К тому же в большинстве стран выезда весьма тяжелая санитарно-эпидемиологическая обстановка, что создаст угрозу распространения инфекций и эпидемий в Российской Федерации.

Основная масса из этой категории иностранных граждан рассматривает Россию только в качестве транзитного пункта и пытается любыми способами выехать в развитые капиталистические страны, избегая в большинстве своем учета и регистрации.

В то же время среди иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в настоящее время на российской территории, имеются желающие получить статус беженца, политическое убежище и натурализоваться именно в России. Затраты на адаптацию и размещение этой категории, согласно действующему законодательству и конвенции ООН 1951 года, целиком должны осуществляться за счет средств федерального бюджета, что в настоящее время является непосильным бременем для Российской Федерации.

Следует отметить, что специфика этой категории мигрантов требует привлечения к работе с ними большого числа специалистов со знанием редких языков, а содержание лиц, ищущих убежища в России, только во время рассмотрения их ходатайств оценивается десятками миллионов рублей на одну семью.

Сейчас начата работа по проведению собеседований с иностранцами, ищущими убежища. Функционирует центр временного размещения иммигрантов "Очер" в Пермской области. Проводится работа по созданию еще 12 таких центров.

Отсутствие всеобъемлющих договоров между Россией и государствами - республиками бывшего СССР, в том числе и членами СНГ, по вопросам иммиграции и эмиграции создаст дополнительные сложности в решении проблем работы с лицами, ищущими убежища в Российской Федерации, начиная от проблем въезда-выезда до вопросов организации процедуры депортации незаконных мигрантов.

Решение вопросов регулирования въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в поисках убежища, а также пресечения незаконной миграции тесно связано с обеспечением социальной стабильности общества и государственной безопасности.

Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, в страну прибывают люди для ведения незаконной коммерческой деятельности, включая торговлю оружием и наркотиками, незаконную переправку рабочей силы в Западную Европу.

Для решения проблем, связанных с пресечением незаконной иммиграции, указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года (N 2145) определены меры по созданию системы иммиграционного контроля. Этот создаваемый впервые в России государственный институт должен обеспечить проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

В настоящее время организовано 32 поста иммиграционного контроля, в том числе в Псковской, Амурской, Астраханской областях.

Одной из актуальных проблем и соответственно новым направлением в работе Федеральной миграционной службы России является деятельность в области внешней трудовой миграции. Современная ситуация на российском рынке труда, принятие Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", закрепившего право граждан России на профессиональную деятельность за границей, стимулируют российских граждан активизировать усилия по поиску работы за рубежом.

Главной задачей является создание надежной системы социальной защиты трудящихся-мигрантов в период их работы за рубежом и по возвращении в Российскую Федерацию и формирование на этой основе механизма эффективного управления процессами выезда на работу. Это позволит в значительной степени ослабить отрицательные последствия трудовой миграции как для государства, так и для самих граждан. По данным социологических опросов, около 1,5 миллиона российских граждан уже сегодня высказывают желание выехать на работу за границу.8 июня 1993 года принято правительственное постановление "Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей", в соответствии с которым ФМС России по согласованию с Федеральной службой занятости и Минфином России утверждено положение о порядке и условиях лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей.

В настоящее время предоставлены лицензии 130 организациям, занимающимся трудоустройством российских граждан на работу за рубеж. Введение института лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность и злоупотребления со стороны ряда фирм, ущемляющих права российских граждан и их социальную защиту. В отношении отдельных фирм возбуждены уголовные дела. 23 организациям не продлены лицензии.

В целях содействия гражданам Российской Федерации и трудоустройстве за рубежом и упорядочении трудовой эмиграции в 1992-1993 годы были заключены соответствующие соглашения с ФРГ, Швейцарией, Беларусью, Украиной, Молдовой, КНР, СРВ, Финляндией, Словакией и Польшей. В декабре 1993 года заключено межведомственное соглашение ФМС России с Центральным ведомством по трудоустройству во Франкфурте-на-Майне о сотрудничестве в трудоустройстве студентов в период каникул. Ведется активная работа по реализации указанных соглашений, а также по подготовке соглашений с Литвой, Колумбией, Японией, Монголией, Чехией и рядом других стран.С другой стороны, в настоящее время на территории России с учетом граждан СНГ работают около 400 тысяч иностранцев, прежде всего в районах Сибири и Дальнего Востока. Учитывая, что механизм привлечения иностранной рабочей силы отсутствовал более двух лет, а сам процесс привлечения приобрел неконтролируемый характер, ФМС России для обеспечения приоритетного права россиян на занятие вакантных рабочих мест в мае 1993 года приказом N 84 утвердила и ввела в действие Временное положение о лицензировании привлечения в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы.

Анализ первого опыта показал, что временное положение дало толчок процессу лицензирования на всей территории Российской Федерации. Однако из-за отсутствия в правовой базе действенных штрафных санкций для работодателей, привлекающих иностранных специалистов, оставалась возможность уклоняться от лицензирования.

В целях повышения ответственности работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, и укрепления правовой базы в этой области ФМС России был разработан и представлен в правительство проект Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, который был утвержден указом президента 16 декабря 1993 года. В 1996 году выданы разрешения на привлечение 224 тысяч иностранных специалистов на работу в Российской Федерации.

Реализацию Федеральной миграционной программы крайне затрудняют недостаточность и нерегулярность выделения финансовых средств.

Для реализации программы необходимо около 2 триллионов рублей, но бюджетом утверждена лишь четверть заявленных средств. Реалии же их выделения еще более печальны.

Так, из предусмотренных 545 миллиардов рублей на реализацию мероприятии Федеральной миграционной программы Минфином России было предоставлено около 50 процентов - 293,4 миллиарда рублей. Сохраняется тенденция выделения большей части средств (70 процентов) во втором полугодии, что еще более снижает эффективность их использования. Таким образом, в результате снижения объема выделяемых средств и инфляции ФМС России пришлось значительно уменьшить социальную помощь вынужденным мигрантам.

Поэтому помощь вынужденным мигрантам, естественно, копеечная. Ссуда 6 миллионов рублей на строительство жилья - это очень мало. Правда, дополнительно финансируется создание инженерной инфраструктуры, но и этого недостаточно. Кроме того, из-за слабого финансирования нет возможности заниматься проблемами адаптации. В этой области усилия ФМС России направлены на привлечение к решению проблем адаптации общественных объединений, религиозных организаций.Особая сложность состоит еще и в том, что вопросы нужно решать в комплексе:

- невозможно строить жилье для переселенцев и нс обеспечивать их занятость, решать проблемы пенсионного обеспечения и не заниматься вопросами их медицинского обслуживания;

- невозможно заниматься соотечественниками и закрывать глаза на пребывание в стране сотен тысяч незаконных мигрантов, занимающихся в основном противоправной деятельностью;

- невозможно при расселении мигрантов не учитывать интересы российских граждан, их тоже весьма нелегкую жизнь.

Заключение

Внешнеполитические интересы России требуют выполнения международных обязательств страны, защиты прав этнических россиян за рубежом.

Но социально-экономическое положение России пока не позволяет вынести всю тяжесть взятых на себя обязательств. То есть приходится постоянно сочетать прямо противоположные интересы, находить компромисс почти в безвыходных положениях, условиях крайне недостаточного и неравномерного финансирования.

Список литературы

1. Лутохина Э. А. Трудовая активность и заработная плата: Науч.-методич. пособие по экон. дисц. / Под. ред. П. Г. Никитенко.- Минск: На-вука i тэхтка, 1992.

2. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ / Р. И. Цвылев, Н. Ф. Рыдванов, А. К. Жирицкий; Отв. ред. Р. И. Цвылев.- М.: Наука, 1994.

3. В. Д., Калмакан Н. А. Удовлетворенность трудом: Соц.-экон. аспекты.- М.: Наука, 1993.

4. Поляков В. А. Технология карьеры: Практ. рук.- М.: Дело Лтд., 1995.

5. Рофе А. И. Экономика трудовых рыночных отношений: Теорет. курс авториз. излож.- М.: МЭГУ, 1993.

6. Рынок труда в России: Пробл. формирования и регулирования / А. В. Кашепов, В. В. Трубин, С. С. Утинова; Под. ред. К. И. Микульского.- М.: Наука, 1995.

7. Современные международные рекомендации по статистике труда: Пер. с англ.- М.: Финста-тинформ, 1994.

8. Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика: Политико-правовое положение трудящихся в Европейском сообществе: Пер. с англ.- М.: Изд-во МГУ, 1995.

9. Хаббард Л. Р. Проблемы работы: Основана на работах Л. Р. Хаббарда.- М.: Нью-Эра, 1994.

10. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Р. Г. Емцова, С. Коммандера, Ф. Кори-челли.- М.: Инфра-М, 1995.

11. Берк Д. Подготовка к собеседованию: как получить желанную работу: Учеб. пособие.- М.: КОНСЭКО, 1994.

12. Бухман И. Л., Джилфиллэн Л., Хамилтон М. Как найти работу, получить гражданство, вид на жительство, открыть собственное дело в Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке.- М.: Артокс, 1992.

13. Власова В. М., СидоркинаВ. А. Стабилизация занятости в условиях рынка.- М.: Финансы и статистика, 1992.

14. Вы ищете работу?- Мы вам поможем.- Н. Новгород: Федер. служба занятости России, 1992.

15. За рубеж - по трудовому контракту.- М.: Ин-т молодежи, 1992.

16. Обследование экономически активного населения: Занятость, безработица и неполная занятость: Методолог, рук. МВТ: Концепции. Методы: Пер. с англ.: В 2 кн./Р. Хуссманс, Ф. Мехран, В. Верма: Кн. 1.: Введение; Ч. 1.: Понятия.- М.: Финстатинформ, 1994.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...