Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы и расходы предприятия как основа формирования показателей экономической эффективности

 

Любой из рассматриваемых вариантов хозяйственного мероприятия обладает целым рядом достоинств и недостатков. Стоимостные оценки являются единственной основой, т.е. формой показателей, позволяющей соизмерить эти разнородные величины, предполагающие множество технических, социальных и экономических характеристик. Подобная оценка может быть выполнена только через два вида показателей - доходы и расходы.

Доходы характеризуют выгоду, которую получают предприятия от реализации мероприятия. Расходы (затраты) отражают ту экономическую цену (затраты различного вида ресурсов), которую предприятия должны платить за реализацию мероприятия. Разница между доходами и расходами (затратами) составляет тот чистый экономический результат - прибыль, который получает предприятие.

Взаимосвязь между указанными величинами характеризует вышеприведенная формула (Э = Р - 3). В данном случае в качестве эффекта может рассматриваться величина чистой прибыли (Э = П), а в качестве результата - объем валового дохода (Р=Д), т.е.

 

П=Д-3. (2.3)

 

Доходы. Величина получаемого предприятием дохода может быть выражена формулой

 

Д = Ці (2.4)

 

где Qi - объем i-гo вида продукции, реализуемого в единицу времени (сутки, месяц, год); эта величина измеряется натуральными единицами: шт., кг, т, м, условными единицами, пр.; Ці - цена единицы i-го реализуемого вида продукции (руб./шт.; руб./кг; руб./т и т.д.); Ті — период времени, в течение которого реализуется i-й вид продукции (месяцев, лет).

Данная формула является ключом к пониманию механизма реализации эффектов любого внедряемого мероприятия. В частности, привносимые им изменения могут оказывать воздействие на доходы предприятия по следующим трем направлениям:

• через изменение объема реализуемой продукции в единицу времени (изменение количественных показателей продуктивности);

• через изменение цены единицы продукции (изменение качественных характеристик продукции);

• через изменение временного периода действия экономического процесса.

Следует подчеркнуть, что для обоснования решений расчеты эффективности должны отражать не текущее состояние параметров экономической системы, на их динамику, т.е. степень влияния привносимых мероприятием изменений.

Схематически это может быть выражено формулой

 

Д = 2 Ці2 Ті2 - 1 Цш1 Тш1, (2.5)

 

Где показатели с индексом 1 характеризуют экономические параметры системы до проведения мероприятия, а с индексом 2 — после его реализации.

Расходы (затраты). Другой компонентой, определяющей размер экономического эффекта, является величина расходов, или затрат, связанных с реализацией рассматриваемого мероприятия. В общем виде полную величину указанных затрат за период действия мероприятия можно выразить формулой

 

  Зпол = К + Стек (2.6)

 

где К - капитальные вложения, т.е. затраты в основные фонды (здания, сооружения, оборудование, пр.); основная особенность данного вида издержек заключается в том, что они вносятся один раз на несколько лет (срок службы основных фондов); поэтому капитальные вложения называют еще единовременными затратами; Cm ек - величина текущих (эксплуатационных) издержек; это затраты на сырье и материалы, электроэнергию, заработную плату персонала, аренду помещений, различные виды услуг, платежи, пр.; отличительной особенностью текущих затрат является то, что они вносятся («текут») на протяжении текущего периода времени (месяца, квартала, года).

В том случае, если капитальные вложения связаны с приобретением или модернизацией новой техники, их полная величина может быть условно представлена двумя составляющими:

 

К = Косн + Ксоп (2.7)

где Косп - стоимость приобретения основного технологического оборудования; Ксоп -величина сопутствующих капитальных вложений, т.е. стоимость транспортировки (если она не включена в цену), монтажа, коммуникаций, площадей, где будет установлено оборудование, пр.

В том случае, если капитальные вложения вносятся не сразу, а по частям (например, срок строительства и ввода в эксплуатацию промышленного объекта растянулся на несколько лет), суммарная величина капитальных вложений должна быть приведена к одному сроку с учетом фактора времени:

 

К = (1 + r)  (2.8)

 

где К і - величина капитальных вложений, осуществляемых в i-м году; r норматив приведения (дисконтирования); Т - год, к которому приводятся капитальные вложения; i - номер текущего года.

Суммарная величина текущих издержек, как уже было отмечено выше, связана с объемом производства, сроком реализации хозяйственного мероприятия, другими внутри- и внешнепроизводственными характеристиками. В зависимости от условий, в которых проявляется влияние перечисленных факторов, изменяется и характер расчета текущих издержек. В общем, виде это может быть выражено несколькими ключевыми схемами.

Не изменяющиеся текущие удельные издержки. Рассматриваемая ситуация предполагает наиболее простой случай, когда удельные значения текущих издержек (в расчете на единицу продукции и/или единицу времени) не изменяются на протяжении длительного периода. В зависимости от ключевого фактора, который влияет на суммарную величину издержек, могут быть использованы следующие расчетные формулы.

Ключевой фактор - время производственного процесса:

 

Стек = С t * T (2.9)

 

где Сt - удельные текущие издержки в расчете на единицу времени гpн./час; грн./год; грн./станкочас, грн./нормочас, пр.); Т - время реализации мероприятия (час, год, станкочас, нормочас).

Ключевой фактор - объем производственной продукции:

 

Стек = C n * N, (2.10)

  где Сп - удельные текущие издержки в расчете на единицу объема производимой (реализуемой) продукции, (грн./шт.; руб./кг; руб./т; руб./м; руб./м2; руб./м3; руб./л; руб./кВт-час; руб./т-км, руб./км, пр.) N — объем продукции, произведенной за время реализации мероприятия (шт., кг, т, м, м2, м3, л, квт-час, км, т-км, руб. продукции, пр.).

Изменяющиеся удельные текущие издержки. Рассматриваемая ситуация предполагает изменение удельных значений эксплуатационных издержек с течением времени. Причинами подобных изменений могут быть:

- изменение условий работы (например, усложнение условий добычи полезных ископаемых);

- изменение цен на используемые виды ресурсов (в частности, стройматериалы, энергоносители, природные ресурсы, пр.);

- изменение уровня заработной платы;

- изменение технических и экономических параметров производственных процессов.

При этом следует учитывать две противоположные тенденции воздействия различных групп факторов на величину удельных издержек.

Позитивная тенденция обусловлена действием благоприятных факторов, способствующих снижению удельных издержек. Это может быть связано с постепенным совершенствованием продукции, увеличением объема выпуска и действием эффектов роста масштаба производства, что снижает себестоимость единицы продукции.

Негативная тенденция обусловлена процессами, ведущими к повышению удельных издержек. Это связано с несколькими причинами, среди которых:

- физический износ техники и ухудшение ее технических параметров, что ведет к увеличению расходных показателей (в частности, материалоемкости и энергоемкости продукции), а также к ухудшению качества выпускаемой продукции и неизбежному снижению ее цены;

- моральное старение выпускаемой продукции, что обусловливает снижение цен на нее;

- насыщение рынка данным видом продукции, что ведет сразу к двум неблагоприятным последствиям: снижению объема реализации и падению цен. Расчетная формула определения суммарной величины текущих издержек при их нестабильной удельной величине имеет вид

 

C тек =   (2.11)


где С i - сумма текущих издержек в i-м периоде времени (в частности, году).

Целью и средством расчетов по вышеприведенным формулам являются показатели экономической эффективности.

5. Экономический эффект и вопросы ценообразования

 

Каким образом производитель и потребитель делят между собой экономический эффект от использования потребляемого товара? Производитель «продает» потребителю эффект, контуры которого формируются в его проектных бюро и производственных цехах. При этом и производитель, и потребитель претендуют получить выгоду от заключаемой сделки. Инструментом поиска подобного компромисса является цена.

Цена - это то количество благ (в частности, денег), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар (изделие или услугу). В том случае, если данный товар приобретается потребителем для дальнейшего получения дохода, его выгода обретает форму конкретных денежных поступлений. Таким образом, экономические отношения между производителем и потребителем могут быть выражены адекватным стоимостным аппаратом, где связующим звеном является цена продаваемого товара (изделия).

Прибыль, которую получает потребитель пот) за весь период использования изделия, можно выразить формулой

 

Ппод =Д-3, (2.12)

где Д - доход, полученный за весь период использования изделия; 3 - затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией изделия.

Согласно приведенной выше формуле (2.4) доход можно выразить следующим образом:


Д = Q год * p * T (2.13)

 

где Q год - годовое количество продукции, которое может быть произведенои реализовано потребителем при помощи приобретенного изделия (единиц/год); р - цена, по которой может быть реализована потребителем помянутая продукция, грн./единицу; Т - период, в течение которого может использоваться потребителем данное изделие, лет.

Согласно формулам (2.6) и (2.9) затраты на приобретение и эксплуатацию изделия в простейшем случае можно выразить формулой

 

З = К + Иэ * Т (2.14)

 

где К - капитальные вложения (в данном случае К = Ц, т.е. цене приобретенного изделия), грн.; Из - годовые эксплуатационные (текущие) издержки, грн. /год; Т - упомянутый уже период эксплуатации изделия, лет:

Подставив рассмотренные данные в исходную формулу 2.14, имеем

 

Ппот = Q год * р * Т – Ц – Из * Т (2.15)

Решив данную формулу относительно Ц, имеем:

Ц = Q год * р * Т – Из * Т – Ппот (2.16)

 

Первые составляющие правой части данного равенства представляют собой эффект в сфере потребления продукции (Э пот):

 

Ц = Эпот – Ппот (2.17)

 

Для производителя цена проданной продукции распадается на две составляющие:


Ц = Сс + Пиз (2.18)

где Сс - себестоимость изготовления данного товара; Пиз прибыль, получаемая изготовителем после продажи изделия.

Естественно, что производитель стремится продать изделие как можно дороже, а потребитель купить как можно дешевле. Но в любом случае цена может быть только одна. Именно цена фиксирует достигнутый компромисс между производителем и потребителем. Это значит, что значение цены (Ц) в левой части двух равенств (2.17) и (2.18) - одна и та же величина.

Для производителя значение цены ограничено себестоимостью изготовления продукции с), ниже которой он опуститься не может. При Ц = Сс производитель будет работать без прибыли, но хотя бы не в убыток себе, возвращая затраты.

Для потребителя цена не может быть выше эффекта, который он получает от использования данного изделия. Если цена равна эффекту (Ц = Элот), потребитель всего лишь вернет деньги, затраченные на приобретение изделия. Произойдет это, скорее всего, через несколько лет, в течение которых деньги будут «заморожены» в приобретенном изделии, принося владельцу неявные издержки в форме упущенной выгоды.

Следовательно, чтобы считаться выгодным приобретением, данное изделие должно не только окупить себя, но и принести дополнительно прибыль (П) его обладателю, т.е. потребителю. Иными словами, цена должна быть ниже эффекта на величину прибыли Ппот).

От чего зависит экономический эффект потребителя, становится понятным из формулы (2.16). Основными его результирующими составляющими являются выработка продукции (Qrод), ее качество, воплощенное в цене (р), долговечность изделия (Т), удельные эксплуатационные издержки (Сэ).

Экономической основой балансирования интересов производителя и потребителя является получаемая ими прибыль. В пределах своих значений получаемой прибыли указанные субъекты могут находить приемлемый уровень цен.

Если в этих пределах не нашлось решения, удовлетворяющего обе стороны (в частности, производитель не может опустить цену до уровня, который бы устраивал потребителя), это означает только одно: цена изделия не соответствует эффекту, который оно обеспечивает. Из данной ситуации существует два выхода, причем ключевым исполнителем обоих является производитель.

Первый. Производитель снижает себестоимость изделия. Это позволит ему снизить цену до уровня, который соответствует существующему значению эффекта.

Второй. Производитель совершенствует изделие, повышая его эксплуатационные характеристики (производительность, качество производимой продукции, долговечность, эксплуатационные издержки), т.е. эффект, связанный со сферой потребления изделия. Это может позволить потребителю купить изделие по более высокой цене.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...