Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Направления работы: - освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после, рядом, около, между); - правильное зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда (вертикального и горизонтального); - освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это рыбка. Овал - туловище. Большой треугольник — верхний плавник». И т.д.); - расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадратика»); - выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...); речевое опосредование пространственных ориентиров во всех видах выполняемых действий; - выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...); - построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием); - изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине); - определение расстояния между изображенными предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Этот зайчик далеко от елочки, нужна длинная дорожка. Эта белочка близко от елочки, нужна короткая дорожка»).
Игры и игровые упражнения Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: «впереди», «позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графомоторные навыки.
Новый год Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка. Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы. Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко». Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»
Белка на елке Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки. Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос. Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»; 2) «Белка — прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку». Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»; 2) «Куда забралась белка?»
Кот на лесенке Ход игры. На фланелеграфе - изображение лестницы. Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы. Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай - высоко, кот - низко»; 2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая». Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»; 2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»
Солнышко Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка. Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом.
Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?» Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).
Солнечный зайчик Ход игры. Игра проводится в солнечный день. Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д.
Продолжи ряд (дорожку) Вариант 1 Ход игры. У каждого ребенка - набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.). Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...». Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка...». Вариант 2 Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый... (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый...)»; 2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг... (два треугольника, один круг...)». Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...». Вариант 3 Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»; 2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой...»; 3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький...». Примечание. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам.
Игрушки для клоуна Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»; 2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю». Игрушки для зайчика Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
Коврики Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».
Выбери дорожки Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга. Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|