Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Направление подготовки Биологические науки
Присваиваемая квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения ˗ очно/заочно
Сыктывкар ˗ 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины………………………………………….……3 1. Цель освоения учебной дисциплины…………………………………….5 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ………………...……….5 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………..5 4. Структура и содержание дисциплины…….……………………………..6 5. Образовательные технологии……………………………………………14 6. Критерии оценки формирования компетенций в рамках курса ………14 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………15 8. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………15 9. Методические материалы 9.1. Методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям …………………………………………………………..…………….16 9.1.1. Темы коллоквиумов.……………………………………………….17 9.2. Методические указания к самостоятельной работе.……….…...........20 9.2.1. Требования к реферату по истории науки………………………..20 9.2.2. Методические указания по подготовке доклада / мультимедийной презентации / конспекта научной статьи…………………………………..23 10. Фонд оценочных средств ……………………………………….……….24 10.1Вопросы к кандидатскому экзамену………………………………24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Блок дисциплин – Блок 1: Базовая часть (Б1.Б.) Объем дисциплины – 5 з.е. (180 час.)
Форма текущего контроля – реферат по истории науки
Форма промежуточного контроля – кандидатский экзамен по истории и философии науки
Распределение объема часов по дисциплине
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании Государственной программы кандидатского минимума, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (М., 2004).
Авторы-составители: Профессор, д.ф.н.________________________И.А. Гончаров Доцент, к.ф.н.____________________________Е.Г. Тонкова Доцент, к.ф.н.____________________________Ю.Г.Козырев
Рабочая программа рассмотрена и одобрена На заседании кафедры философии и этики Протокол заседания № __ от «__» _________2015 г. Заведующий кафедрой Доцент, к.ф.н. ________________________Ю.Г.Козырев
Рецензент: Завьялов Б.М.- к.филос.н., доцент, зав.кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Коми филиала Кировской государственной медицинской академии
Цель и задачи учебной дисциплины Цель курса «История и философия науки» – формирование у обучающихся в аспирантуре целостного научного мировоззрения, а также выработка навыков философской рефлексии в сфере зоны профессиональной компетентности
Основные задачи курса: · познакомить слушателей с современным научным мировоззрением, его истоками и эволюцией, · сформировать общее представление о науке как форме познания реальности, о ее особенностях и характере, · заложить основания рационального выбора и использования методов посредством обращения к методологическому базису науки, · выработать необходимые навыки корректного использования категориального аппарата, а также обращения к фундаментальным философским основаниям своей научной области.
Место учебной дисциплины в структуре ООП Блок 1: Базовая часть (Б1.Б.) Перечень дисциплин, усвоение которых представляется важным для изучения дисциплины «История и философия науки»: логика, философия, свод базовых профессиональных дисциплин Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях УК-2: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. УК-5(6) Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития 4. Структура и содержание дисциплины
Календарно-тематический план Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц, 144 часа
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ НАУКИ Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ТЕМА 1: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Наука как предмет философии. Три грани науки: наука как знание, наука как форма деятельности, наука как социальный институт Философия науки как рефлексия над наукой; предметное поле философии науки; функции философии по отношению к науке. Спектр определений термина «наука»: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. Онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические аспекты бытия науки.
2. Эволюция философии науки Причины неоднородности и множественности философских и методологических концепций науки. Становление и основные этапы развития философии науки.Развитие философии науки как области философии (XIX в): позитивизм («первый позитивизм»), эмпириокритицизм (махизм или «второй позитивизм», неокантианство, прагматизм. Философия науки как науковедение (ХХ в): Логический позитивизм (неопозитивизм), лингвистическая философия (семантический позитивизм). Антипозитивистские концепции: Неорационализм, структурализм, постструктурализм, феноменология, герменевтика.
Соотношение истории и философии науки: постпозитивизм. Основные модели развития научного знания: модель роста знания К. Поппера, концепция «неявного знания» М. Полани, модель историко-научного процесса Т. Куна, реконструкция истории науки в интерпретации И. Лакатоса, теория роста науки П. Фейерабенда, эволюционная эпистемология (генетическая эпистемология Ж. Пиаже, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина, эволюционная теория познания К. Лоренца).
3. Основные подходы к исследованию развития науки и механизмов научной деятельности Типы ценностной ориентации в науке: сциентизм и антисциентизм. Социологический, культурологический и методологический сциентизм. Интернализм и экстернализм: сравнительный анализ.
ТЕМА 2: НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Типы цивилизационного развития и их системы базисных ценностей. Наука как фактор цивилизационного развития Сравнительный анализ традиционной и техногенной цивилизации и их ценностных систем. Наука как важный фактор инновационного цивилизационного развития. Проблемы техногенной цивилизации. Научная рациональность как ценность. 2. Специфика научного познания. Наука и другие формы познания мира Особенности научного познания. Основные концепции соотношения науки и философии: Трансценденталистская («Философия – наука наук»), позитивистская («Наука – сама себе философия»), диалектическая. Соотношение науки и религии, науки и искусства. 3. Функции и роль науки в современном мире Основные функции науки: описание, объяснение и понимание, предвидение (предсказание). Наука как производительная и социальная сила. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
ТЕМА 3: ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Понятия рациональности и научной рациональности. Характеристики рациональности. Основные концепции научной рациональности. Проблема плюрализма национальностей. Этапы развития научной рациональности. Типы научной рациональности. Научная рациональность и проблема диалога культур. 2. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). 3. Основные концепции исторического развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм; проблема исторического зарождения науки.
4. Понятие глобальной научной революции. 4 глобальных научных революции: становление классической, неклассической, постнеклассической рациональности. Характеристика основных этапов.
ТЕМА 4: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1. Уровни и этапы научного знания, основания их выделения. Основные элементы научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Общая характеристика эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания, а также познавательных коррелятов, способов исследования и научных методов и языков описания. Взаимосвязь уровней знания. Основные элементы научного знания: научная проблема; научный факт; научная гипотеза; научный закон, научная теория, - общая характеристика и типология. Понятие теории. Эмпиризм и рационализм о соотношении опыта и теории. Логическое оформление теории. Роль теории в систематизации данных опыта. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Формализация и математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Критерии выбора теории. 2. Научный метод: сущность и виды Определение метода, аспекты метода: предметно-содержательный, операциональный, аксиологический. Виды методов: специальные, общие и универсальные. Методы эмпирического уровня научного познания. Наблюдение. Виды наблюдений. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Роль приборов в научном познании. Эмпирические факты и эмпирические зависимости. Измерение. Эксперимент: сущность, структура, виды и основные этапы. Методы теоретического уровня научного познания: Аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, процедура его реализации и причины принципиальной ограниченности использования для получения нового знания. Подтверждение и опровержение гипотез. Моделирование. Идеализация и абстрагирование. Понятие идеального объекта, способы его формирования. Дедукция, индукция, аналогия. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. 3. Основания науки Идеалы и нормы научного исследования исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
ТЕМА 5: ДИНАМИКА НАУКИ. НАУКА КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
1. Проблема динамики науки - основные аспекты: сущность научной динамики, роль революции и эволюции в ее развитии; характер динамики науки (модели кумулятивизма и антикумулятивизма); причины динамики науки (концепции интернализма и экстернализма). 2. Генетическая структура познавательного процесса: основные этапы Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие картины мира и опыта как начальный этап эволюции науки. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование частных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Построение развитой теории в классической и современной науке, логика построения теории (классическая и современная схемы). Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 3. Логика научного открытия. Природа научного творчества Модели научного открытия: индуктивистская и дедуктивистская. Критика моделей. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. От логики подтверждения к логике опровержения. Типы открытий: фундаментальные и частные. Природа научного творчества. Сущность интеллектуальной интуиции. Модели научного творчества: Т. Кун, И. Лакатос, В.В, Налимов. ТЕМА 6: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ 1. Научные традиции Сущность научной традиции. Формирование представлений о традиции как о характеристике научного этоса. Классификация традиций. Виды традиций: научное направление и научная школа. 2. Научные новации Сущность и типы новаций в науке. Соотношение традиций и новаций. Основные концепции инновационного роста науки: концепция «пришельцев», концепция побочных результатов исследования, концепция переноса образцов. 3. Научные революции Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. 4. Особенности современного этапа развития науки Основные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Проблемы этики науки. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
ТЕМА 7: НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1. Основные подходы к рассмотрению науки как социального института. Концепции Р. Мертона, Б. Барбера. 2. Направления институализации науки. Наука как профессия, как отрасль по производству знаний, как деятельность научного сообщества. 3. Становление науки как социального института. Процесс институализации науки: основные этапы. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ III.1 Философские проблемы наук о живой природе
ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Биология и философия. Философско-методологические проблемы биологии. Сущность философии биологии. Направления философского анализа биологии (биофилософии): онтологическое, методологическое, аксиологическое и праксиологическое. Основные проблемы философии биологии. Качественная специфика биологического знания.
2. Природа биологического знания в зеркале философии и методологии ХХ века. Проблема «биологической реальности». Эволюция представлений о природе биологического знания: редукционизм и холизм и их трансформации в ХХ веке – физикалистский, организмический и исторический подходы, неопозитивистская программа, антиредукционистские установки постпозитивизма. Понятие биологической реальности. Эволюция предмета биологии: организм, вид и популяция, биоценозы, экосистемы, биосфера как целостность, молекулярная структура живого. 3. «Образы биологии» и ее основные познавательные модели. Концепции выделения образов биологии, их общие характеристики. Понятие познавательной модели, ее основные функции. Познавательные модели, функционирующие в науке в целом и в биологии: организменная, семиотическая, механическая, статистическая, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, диатропическая, коэволюционная.
ТЕМА 2: СУЩНОСТЬ ЖИВОГО И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
1. Жизнь как предмет философии и науки. Философский фундамент исследований феномена жизни. Философское и естественнонаучное определение жизни. Многообразие определений феномена жизни в биологии, их эволюция. Основные подходы к определению жизни: субстратный и функциональный. 2. Проблема происхождения жизни. Эволюция представлений о происхождении жизни. Два подхода к происхождению жизни: религиозно-идеалистический, виталистический (креационизм) и материалистический (концепции самозарождения, панспермии, биохимической эволюции). Философские основания концепций биохимической эволюции: субстратный и информаицонный (функциональный) подходы. 3. Развитие представлений о сущности живого. Методологические подходы исследования сущности живого: моноатрибутивный, полиатрибутивный, функциональный, механистический, виталистический, субъективистский, диалектический. Попытки аксиоматизации исследований живого: подход Б.М. Медникова. Современный взгляд на специфику живых объектов, основные свойства живого.
ТЕМА 3: ПРОБЛЕМА СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В БИОЛОГИИ
1. Развитие представлений об организованности и системности в биологии. Механицизм (Л. Бюхнер; Я. Молешотт) и витализм (Ханс Дриш): трактовка биологической целостности. Организмические движения в биологии ХХ в.: органицизм Л. фон Берталанфи, А.А. Богданова, В.Н. Беклемишева. Органический механицизм Н. Уайтхеда, мнемизм, гештальтпсихология. Холизм Дж. С. Холдейна, теория эмерджентной эволюции С. Александера и К. Л. Моргана, органический индетерминизм, доктрина уровней организации Г. Брауна, Р. Селларса. Концепция живого как системы взаимодействия частей: знание о целостности индивидуального организма, развитие представлений о виде как взаимодействии особей, развитие суждений о взаимоотношениях организмов, обитающих совместно в определенных условиях среды. 2. Современное понимание системности в биологии и его роль в создании целостной биологической картины мира. Принципы системности и многоуровневости в современной биологии. Единство пространственно-временной упорядоченности живых систем.
ТЕМА 4: СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ ДЕТЕРМИНИЗМА В БИОЛОГИИ. 1. Детерминизм как философская категория, его сущность и виды. Основные категории детерминизма, сущность детерминизма и индетерминизма. Основные концепции детерминизма: наивная, стихийно диалектическая (античная); механистическая, жесткая и однозначная (лапласовская); статистическая или вероятностная (естественнонаучная); современная (синтетическая, диалектическая). Основные концепции индетерминизма: номологический детерминизм, кондиционализм. Основные типы детерминации явлений: каузальная, функциональная, корреляционная, структурная, телеономная. 2. Историческая эволюция идеи детерминизма в биологии. Специфика детерминации в живых системах. Основные направления понимания специфики детерминации живых систем: механицизм, телеология, органический индетерминизм, акциденционализм, финализм. Специфика детерминации в живых системах. 3. Телеономная детерминация. Проблема целесообразности. Необходимость целевого подхода в биологии. Природа биологической детерминации. Целесообразность, необходимость и случайность в биологии. Проблема соотношения случайности и необходимости в развитии органического мира. Специфика телеономной детерминации: целесообразность без цели.
ТЕМА 5: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1. Соотношение понятий «развитие» и «эволюция». «Эволюция» как фундаментальная категория биологии. Сравнительный анализ понятий «развитие» и «эволюция». Философские проблемы теории эволюции: проблема биологического прогресса, проблема характеристик направленности развития в органическом мире. 2. Развитие эволюционных представлений в биологии. Формирование представлений, выходящих за границы концепции неизменяемости видов (XVIII в.). Идея развития природы в немецкой философии XIXв. (Ф.Шеллинг, И.В.Гете, Г.В.Ф. Гегель).Трансформизм и катастрофизм в истории биологии. Эволюционная теория Дарвина. Альтернативные теории эволюции: ортогенез, номогенез, сальтационизм, катастрофизм и т.д, – и их философские основания. 3. Современная (синтетическая) эволюционная модель в биологии. Основные положения синтетической теории эволюции, основные ее отличия от теории эволюции Ч. Дарвина.
ТЕМА 6: МЕСТО БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ 1. Биологическая теория эволюции как парадигма современной науки. Теория биологической эволюции как эволюционная парадигма для синергетики (в некоторых аспектах), теории глобального эволюционизма, эволюционной эпистемологии, эволюционной этике, эволюционной эстетике, эволюционной психологии и т.д. 2. Онтологическая и методологическая функции современной биологии. Онтологическая функция: создание нового мировидения – новая философия природы. Освобождение от натурфилософских представлений о природе как существующей вне и независимо от человека. Методологическая функция биологии: новый методологический идеал и многофакторная норма метода, принципы целостности, организации, развития, системности. 3. Этическая функция современной биологии: становление ценностных ориентаций ученого. Биоэтика. Жизнь как высшая ценность. Основные направления биоэтики: регламентация экспериментов на животных, биомедицинская этика. 4. Праксеологическая функция современной биологии. Применение биологических знаний к анализу общественного бытия. Философский аспект проблем биотехнологий, клонирования, генной и клеточной инженерии. Биотехнологическая революция (Ф. Фукуяма) Феномен биовласти как кризис самоидентичности человека. Биологизация социальных и гуманитарных наук: социобиология, социальная этология, биополитика и т.д. Философский аспект проблем биотехнологий, клонирования, генной и клеточной инженерии.
ТЕМА 7: ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ (ЭКОФИЛОСОФИЯ) 1. Философия экологии: специфика предмета и основные проблемы. Понятие «философия экологии», роль экологических проблем в становлении и развитии экофилософии как особого направления современной философии науки. Взаимодействие как стержневой принцип экологической науки. Новое понимание человеком себя, своего места и роли в природном универсуме и переосмысление его усиливающейся роли в биосфере – основная идея экофилософии. 2. Эволюция экологического знания. Диверсификация моделей экологии. Развитие экологической проблематики в науке XIX – XX вв. Становление основных понятий экологической науки: экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Научно-техническая революция и новые направления развития экофилософии. Концепция устойчивого развития. Основные направления современной экологии. Социальная экология и новая парадигма отношений в системе «природа – общество». Природопреобразующая и природосохраняющая функции культуры. От антропоцентризма – к витацентризму (биосфероцентризму.
ТЕМА 8: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ 1. Медицинское знание как система. Философия и медицина. Эволюция медицинских знаний. Предмет медицинской науки и ее основные разделы. Эволюция медицинского знания. Биология и медицина. Роль технического прогресса в развитии медицинской науки. Основные проблемы современной медицины и их философское осмысление. 2. Онтологические, логико-методологические, аксиологические проблемы медицины. Характер медицинского знания, основные онтологические категории. Логико-гносеологические и методологические проблемы медицины в области теории и практики. Специфика рациональности медико-биологических наук. Этические аспекты: биомедицинская этика. Основные модели врачевания. 3. Медико-биологическое знание как социально-государственный фактор. Государственное регулирование медико-биологических наук. Развитие медико-биологического знания как фактор национальной безопасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|