Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии и их эффективность в органах местного самоуправления Томской области




Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его значение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, на котором решаются вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Эффективное местное самоуправление является одним из условий социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни населения.

На территории Томской области расположено 138 муниципальных образований, в том числе 4 городских округа, 16 муниципальных районов, 3 городских и 115 сельских поселений

Со стороны органов государственной власти Томской области необходимо принятие мер по созданию условий для устойчивого развития местного самоуправления, проведению мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области и созданию инструментов для повышения результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в том числе по созданию условий для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий в Томской области.

Реализация Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»:

· использование автоматизированной информационной системы управления для проведения более объективного мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области;

· проведение социологических исследований по вопросам эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в том числе деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, с применением IT-технологий;

· разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.

Внедрение в органах местного самоуправления муниципальных образований Томской области современных информационных технологий и программного обеспечения.

Стратегия развития отрасли ИТ в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 года №2036-р.

Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 года №2516-р.

В современных условиях средства массовой информации являются мощным ресурсом обеспечения информирования населения по вопросам деятельности органов местного самоуправления в целях повышения эффективности участия граждан в процессе принятия решений, что определяет необходимость выработки целенаправленной информационной политики органами местного самоуправления, направленной на более широкое освещение своей деятельности. Данная необходимость вытекает также из высокого уровня политической грамотности населения, и, как следствие, возрастающих потребностей жителей города Томска в информации о деятельности администрации. То есть, осуществляя информационную стратегию, органы местного самоуправления выполняют исключительно важную социальную функцию – оперативно информировать населения о своей деятельности для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами местного самоуправления. В целях достоверного, своевременного и полного освещения событий и мероприятий в муниципальном образовании «Город Томск» разработано Положение о реализации единой информационной политики, утвержденное распоряжением администрации Города Томска от 23.07.2014 № р 742.

Программа «Развитие городского сообщества» на 2015-2017 годы позволит наиболее рационально и эффективно использовать информационные каналы, осуществлять комплексный и всесторонний подход к решению задач, стоящих перед местными органами власти в области создания открытого информационного пространства.

В соответствии с показателями Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года) удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления составит не менее 60% от числа опрошенных.

Финансирование мероприятий направленных на поддержку и развитие территориального общественного самоуправления, работу с некоммерческим сектором и жилищное просвещение граждан в муниципальном образовании «Город Томск» составляет 6 млн. 100 тыс.руб. Несмотря на столь низкое финансирование, минимальный перечень запланированных мероприятий позволяет вести работу с населением, повышать уровень гражданской ответственности граждан, привлекать население для участия в социально значимых мероприятиях городских и по месту жительства.

В целом, муниципальная программа «Развитие городского сообщества» на 2015-2020 г.г. направлена на улучшение условий жизни томичей, решение социально – значимых проблем для Города Томска, укрепление взаимодействия между властью и населением, продвижение привлекательного имиджа Города Томска, укрепление и развитие межнационального взаимодействия. Указанное количество мероприятий является достаточным для достижения поставленных целей.

Информационные технологии позволяют повысить производительность труда и наладить рациональную деятельность.

Основными трудностями являются: недостаточное финансирование, низкий уровень подготовки персонала. Также наблюдается отсутствие единого подхода в применении информационных ресурсов и единой системы кадастров и регистров, неполная доступность информации. К тому же, наблюдаются отсутствие практических навыков, в использовании информационных технологий, как со стороны самих государственных служащих, так и населения.

Организационно-правовые основы муниципального образования «город Томск»

Согласно ст. 2 главы 1 Устава МО «город Томск», в соответствии с федеральным и областным законодательством муниципальное образование «город Томск» является городским округом [4].

Информационные технологии, используемые в деятельности муниципального образования «город Томск»

В Томске с каждым годом растет количество пользователей интернета и обеспеченность населения персональными компьютерами.

Значительные улучшения произошли и в обеспечении персональными компьютерами образовательных учреждений.

 

Муниципальным образованием «город Томск» были приняты нормативно-правовые акты, которые были направленны на развитие информационных систем, на обеспечение безопасности персональных данных, на разработку официального сайта муниципального образования «город Томск», на внедрение электронно-цифровой подписи и другие. Создание нормативно-правовых актов привело к повышению эффективности управления за счет информационных технологий.

Было создано единое информационное пространство, которое объединяло различные органы управления, предприятия и учреждения. Создание единого информационного пространства способствовало улучшению качества предоставляемых услуг, за счет быстрого взаимодействия между органами муниципальной власти, а значит и сокращению сроков предоставления услуг.

На официальном сайте муниципального образования «город Томск» жители могут следить за новостями города, узнавать информацию о деятельности органов местного самоуправления, а также о предоставлении услуг в электронном виде. Количество посещений сайта постоянно увеличивается. С помощью сайта ведется предоставление услуг в сфере ЖКХ, здравоохранения, культуры и СМИ, образования и других.

Информационные системы единого информационного пространства интегрированы с web-сервисами, которые нужны для предоставления услуг.

С помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг и официального сайта муниципального образования «город Томск» оказываются услуги:

в сфере ЖКХ: «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в связи с отселением из домов, подлежащих сносу», «Выдача документов (выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) в сфере жилищно-коммунального хозяйства», «Предоставление компенсации расходов, связанных с установкой в муниципальных жилых помещениях приборов учета используемых воды и электрической энергии»;

в сфере здравоохранения: «Выдача направлений гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы», «Прием заявок (запись) на прием к врачу»;

в сфере культуры и СМИ: «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных», «Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах»;

в сфере образования: «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения города Томска, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», «Зачисление в образовательное учреждение», «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях».

Одними из самых популярных услуг считаются: «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях», «Прием заявок (запись) на прием к врачу», «Предоставление отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Также были созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ). МФЦ – это государственное учреждение, осуществляющее взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.

Основной задачей МФЦ является осуществление принципа «одного окна», благодаря которому предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня происходит на бесплатной основе в одном месте, при этом гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, проводят сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Но в МФЦ заявители могут получить только те услуги, в отношении которых между МФЦ и органом, предоставляющим государственные или муниципальные услуги, заключено соглашение о взаимодействии в соответствии с действующим законодательством [5].

На официальном портале муниципального образования «город Томск» доступен сервис «Городской контроль». Данный сервис позволяет отметить на карте какую-либо точку и оставить жалобу, либо благодарность. Имеется «Электронная приемная», позволяющая гражданам обратиться в Администрацию города. Действует «Online служба ЖКХ», позволяющая получать информацию об авариях или плановых ремонтах.

С развитием информационных технологий была создана «Транспортная карта города Томска», которая помогала взаимодействовать пассажирам и перевозчикам. В настоящее время, более 60 % всех поездок оплачиваются картой - это пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты ВУЗов и техникумов, учащиеся других образовательных учреждений, жители и гости города Томска. Также, с помощью транспортной карты у жителей появилась возможность оплачивать питание в столовых и пользоваться картой в системе контроля и учета в образовательных учреждениях.

В муниципальном образовании «город Томск» имеется ряд проблем, которые касаются предоставления услуг в электронном виде:

· ограниченность ресурсов для обмена информацией;

· слабая интеграция и недостаточное количество электронных сервисов в едином информационном пространстве;

· отсутствие правил взаимодействия между органами Администрации города Томска;

· отсутствие взаимодействия государственных и муниципальных органов;

· единой системы документооборота.

Существенными преимуществами Томской области с точки зрения условий для развития информационного общества является высокий уровень развития человеческого капитала и наличие широкого спектра применения ИКТ (период с 2011 года по 2013 год и 2014 прогнозный год): Томская область входит в десятку лидирующих регионов Российской Федерации по числу организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии в своей деятельности (1-е место по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО), по числу персональных компьютеров на 100 работников - в тройку лучших, а по СФО продолжает удерживать 1-е место.

К слабой стороне в развитии информационного общества следует отнести уровень развития экономики, финансовые возможности государства, корпораций и домохозяйств, которые в значительной степени определяют темпы и масштабы проникновения и использования ИКТ, а также в сфере информирования населения Томской области - низкий уровень информированности населения Томской области о деятельности Общественной палаты Томской области, низкий уровень удовлетворенности населения деятельностью исполнительных органов государственной власти Томской области, в том числе информационной открытостью.

(Абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 06 апреля 2015 года № 125а

Существенной проблемой и слабостью экономических условий электронного развития Томской области в период с 2011 года по 2013 год и 2014 прогнозный год является низкий уровень покупательной способности населения и бюджетной сферы в отношении ИКТ:

Томская область занимала 19-е место по России и лишь 5-е место по СФО по уровню затрат на ИКТ;

по объему доходов консолидированного бюджета Томская область не поднималась выше 40-го места среди субъектов Российской Федерации, по СФО - не выше 7-го места, что приводит к ограничению возможности домашней информатизации.

Учитывая сильные и слабые стороны факторов, оказывающих влияние на развитие информационного общества, в целях обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313, на территории региона разработаны следующие документы стратегического и программно-целевого планирования Томской области:

· долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Томской области на 2011 - 2013 годы», утвержденная постановлением Администрации Томской области от 20.07.2011 № 220а «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Томской области на 2011 - 2013 годы»,

· государственная программа «Модернизация регионального управления и развитие информационного общества на территории Томской области на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Администрации Томской области от 27.11.2012 № 470а «Об утверждении государственной программы «Модернизация регионального управления и развитие информационного общества на территории Томской области на 2013 - 2020 годы».

По итогам реализации вышеуказанных программ значительно улучшены позиции Томской области в сфере информатизации.

В сфере формирования электронного правительства в Томской области достигнуты заметные результаты. По данным агентства «Интерфакс», Томская область занимает 17-е место среди субъектов Российской Федерации (далее - РФ) по интегральному показателю межведомственного взаимодействия. Создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (далее - РСМЭВ), работающая на основе собственной технологии. Количество операторов РСМЭВ превысило 256. Успешно производится переход на новое, современное решение, обеспечивающее электронное взаимодействие с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем на начало 2014 года в Рейтинге готовности субъектов к предоставлению сведений из перечня сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов РФ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1123-р от 29.06.2012, через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), Томская область занимает только 48-е место (92% готовности к работе в продуктивной среде СМЭВ).

На Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещена 91 государственная услуга (100% от необходимого количества услуг по распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, которым утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде). На региональном Портале государственных и муниципальных услуг Томской области размещена информация о 116 региональных и 870 муниципальных услугах.

К настоящему времени организовано предоставление 327 государственных и муниципальных услуг в областном государственном казенном учреждении «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», в том числе 87 в режиме «одного окна». Охват населения на начало 2014 года составил 46,37%.

В электронном виде с 2013 года предоставляется 91 государственная услуга, в том числе на 3 - 4 стадиях реализации - 82.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из-за высоких темпов развития информационных технологий, граждане и юридические лица испытывают трудности в получении услуг, возникшие вследствие:

· низкого уровня знаний и навыков у граждан более старшего поколения;

· недостатков нормативно-правовой базы;

· отсутствия эффективного взаимодействия органов власти;

· отсутствия нужного количества информации о документах, нужных для предоставления услуг.

Необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам предоставления услуг. Решение данной проблемы позволит организовать комфортный доступ к получению услуг в электронном виде.

Несмотря на все положительные стороны, имеются и трудности, которые требуют постепенного решения для дальнейшего повышения эффективности работы местных органов власти и качества предоставляемых услуг.

Таким образом, применение в деятельности органов местной власти информационных технологий, систем электронного документооборота – залог успешного управления и деятельности местных органов власти.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Болотов Э., Шумаев В. Проблемы информатизации. // Экономист, 2001, №2

2. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Иванченко В. Информационные технологии и система управления. // Экономист. - 2004. - №4.

4. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – с. 90.

5. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. – с. 43.

6. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – с. 98.

7. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства. // Журнал российского права. - 2002. - N3.

8. http://tomsk.msu-russia.ru/news/1/

9. http://docs.cntd.ru/document/467917810

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...