38. Блуждающие огни. 39. Оврядовые похороны животных и предметов. 40. «Отпускание» священных предметов. Литература
38. Блуждающие огни По славянским народным верованиям, блуждающие, болотные и светящиеся на могилах огни суть души «заложных» покойников: удавленников, погибших от запоя и т. д. На Украине ходят рассказы о синих огнях, вспыхивающих на могилах и курганах: огни эти разводят русалки. Блуждающие огоньки в лесах, на болотах, на кладбищах указывают на зарытые там клады. На месте, где лежит клад, можно увидеть свечку или золотого петуха. Тогда нужно сказать: «Чур, чур, чур, свято место! Чур, Божье да моё! » Если этого не сделать, то клад уйдёт в землю на большую глубину.
39. Оврядовые похороны животных и предметов Похороны животных, предметов и др. — волховское действо, воспроизводящее погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер. Объектом таких похорон могут быть чучела Морены, Масленицы, Зимы, Смерти, Костромы, Ярилы (или Яруна) а в эпоху двоеверия — Кузьмы-Демьяна, святого Германа и др.; широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков, тараканов, клопов, вшей; лягушки, рака, ужа и др.; символических предметов, например, стрелы и др. В ритуалах этих похорон имитируются основные действия и элементы погребального обряда: смерть (убиение, умерщвление, в том числе сжигание, потопление и повешение кукол, чучел, птиц, насекомых, животных; разыгрывание смерти участником обряда, изображающим Масленицу, Кострому, Кузьму-Демьяна и т. п. ); обряжение в смертную одежду; прощание с покойником, отпевание, оплакивание, голошение; похоронная процессия, рытьё могилы, собственно погребение (закалывание в землю), поминки. В них воспроизводятся также основные действующие лица и прочие составляющие погребального обряда: покойник (соломенная, тряпичная, глиняная и т. п. кукла, чучело; деревце, трава, веник, живой человек, исполняющий роль покойника; убитый зверёк, птица, насекомое; символический предмет — лента, шпилька, монета, букетик цветов); саван (рогожа, лоскут), гроб (корыто, ящик, коробка, носилки), могильная лопата (палка), могила (ямка), кладбище (огород, поле), поминальная еда.
В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ловили и убивали лягушку, обряжали её, т. е. заворачивали в какой-нибудь лоскут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: «Ой, жабка наша померла, ой, ой! » Причём нужно было по-настоящему плакать, лить слёзы. На Ровенщине хоронили рака: ловили рака, выкапывали ямку — «могилу», ставили над ней крестик, плели веночки и голосили: «Наш раченьку, да наш батеньку, да наш соколеньку, да як мы тебе хоронимо... ». С той же целью вызывания дождя убивали ужа, гадюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой и т. д. В Калужской губернии «хоронили Масленицу»: делали из соломы большую куклу, надевали на неё рубаху и сарафан, на голову повязывали платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели её под руки по деревне, а затем сажали на носилки и накрывали пелёнкой. Пройдя до конца деревни, участники процессии раздевали куклу, разрывали её на части и разбрасывали солому; «поп» размахивал кадилом, кричал: «Аллилуйя! », а похоронная процессия пела песни.
40. «Отпускание» священных предметов Старые, обветшалые Чуры, стоявшие на Капище, вышитые либо рисованные Свята и священную утварь принято не выбрасывать вместе с мусором, а хоронить — «отпускать» по воде или по огню, зарывать в землю, уносить в лес и т. д. Старые Чуры, изображающие Светлых Богов- Сварожичей, обычно кладут на Краду и совершают над ними обряд огненного погребения, как над людьми. Изображения Богинь (как правило, это не гоеподобные[70] Чуры, а вышитые Свята) обычно «отпускают» по воде или зарывают в землю.
Литература Агапкина ТА. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М., 2002. Агапкина ТА. Этнографические связи календарных песен. — М., 2000. Азадовский М. Ленские причитания. — Чита, 1922. Афанасьев А. Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. 3. — М., 1861. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу, - М., 1865. Т. 1; 1868. Т. 2; 1869. Т. З. Байбурин А. К., Левинтон ГА. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянкой духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990. 70 Фаллоподобные. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. — А., 1990. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. Из этнографических наблюдений, собранных в Ярославской губернии // Живая старина. Вып. 4, 1891. Белорусы // Народы и культуры. — М., 1998. Бурдин Е. Причитания по покойнику в Кунгурском уезде // Пермский сборник. Кн. 2. — М., 1860. Виноградова Л. Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М., 1986. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. — М., 2000. Виноградова Л. Н. Чтобы покойник не ходил: комплекс мер в составе погребального обряда // Истоки русской культуры (Археология и лингвистика): Тезисы докладов конференции. — М., 1993. Власова М. Русские суеверия. — С-Пб., 1998. Генерозов Я. Русские народные представления о загробной жизни. — Саратов, 1883. Гнатюк В. М. Останки передхристиянського релгшного свпчэгляду наших предгав // Украшцг. Нар од Hi в1рування, пов1р'я, демонолопя. — Кшв, 1991. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. — М., 1997. Дерунов С. Материалы для народного снотолкователя. III. Ярославской губернии // Этнографическое обозрение. — М., 1898. № 1. Елеонская Е. Н. Представление «того света» в русской народной сказке Ц Этнографическое обозрение. - М., 1913. № 3-4. Живая старина. - М., 2000. № 1.
Живая старина. — М., 2006. № 2. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М., 1991. Зеленин Д. К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д. К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1917- 1934. - М., 1999. Зеленин Д. К. К вопросу о русалках: Культ покойников, умерших неестественной смертью // Живая старина, 1912. Вып. 3-4. Зеленин Д. К. Народный обычай «греть покойников» // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 18. — Харьков, 1909. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Умершие неестественной смертью и русалки. - Пг., 1916. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990. Круглый год // Сост. А. Ф. Некрылова. — М., 1989. Ляцкий Е. Болезнь и смерть по представлениям белорусов // Этнографическое обозрение. — М., 1892. № 2-3. Малаховская А. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. — С-Пб., 2006. Малиновский А. Похоронные причети в Перской вол. Устюженского у. Новгородской губ. // Живая старина, 1909. Вып. 1. Невская Л. Г. Балто-славянское причитание. — М., 1993. Никитина А. В. Русская демонология. — С-Пб., 2006. Пахаваннг Памшкг Галашэнш. — Мшск, 1986. Плотникова А. А. Дух вон //Русская речь, № 4. — М., 1993. Плотникова А. А. Предметный код погребальной обрядности (вещи в гробу усопшего) // Истоки русской культуры. — М., 1994. Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым. - М., 1872. Т. 1; 1882. Т. 2; 1885. Т. З (Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Ч. 3, 4). Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986. Романов Е. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. — М., 1889. № 3. Русские // Народы и культуры. — М., 1997. Русские плачи Карелии // Подг. текстов и примеч. Михайлова М. М. Вступит, ст. Виноградова Г. С. и Михайлова М. М. — Петрозаводск, 1940. Русские плачи (причитания) // Вступ. ст. Андреева Н. П. и Виноградова Г. С. Ред. текстов и примеч. Виноградова Г. С. — Д., 1937. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М., 1998.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981. Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. / Авт. -сост. Морозов И. А., Слепцова И. С., Гилярова Н. Н., Чижиков а А. Н. // Рязанский этнографический вестник № 28. — Рязань, 2001. Седакова О. А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина «Древнерусский языческий культ заложных покойников» // Проблемы славянской этнографии. - Л., 1979. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М., 2004. Село Суйсарь: история, быт, культура. — Петрозаводск, 1997. Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 1. — М., 1995. Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. — М., 1999. Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 3. — М., 2004. Смирнов В. И. Народные похороны и причита- пия в Костромском крае // Второй этнографический сборник Костромского научного общества по изучению местного края. — Кострома, 1920. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. — М., 2003. Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. — Сергиев Посад, 1913. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1979. Соколова В. К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности: Образ «свадьбы-смерти» в славянском фольклоре //Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1977. Суворовский А. Вопли Новгородской губернии Ц Этнографическое обозрение, 1907. № 3. Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: «душа-предок» и «демон» // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран юго-восточной Европы. — М., 1989. Толстая С. М. Полесский народный календарь: Материалы к этнодиалектному словарю (Деды) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы диалектологии. — М., 1986. Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. — М., 2003. Толстой Н. И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990. Толстые Н. И. и С. М. О жанре «обмирания» (посещения «того света») // Вторичные моделирующие системы. — Тарту, 1979. Топоров В. Н. Заметки о похоронной обрядности //Балто-славянские исследования. 1985. — М., 1987. Украинцы Ц Народы и культуры. — М., 2000. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982. Шайжин Н. С. Похоронные причитания Олонецкого края (новая запись) // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1910 год. — Петрозаводск, 1910.
Шайжин Н. С. Олонецкий фольклор. Похоронные причитания вопленицы Н. С. Богдановой // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1911 год. — Петрозаводск, 1911. Шейн П. В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т. п. — С Пб., 1900. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. — М., 1987. Издания «Велесова Круга»: Влх. Богумил. Книга оберегов. — Обнинск, 2006. Влх. Богумил, влх. Велеслав. Малый Велесов Сонник. Короб снов. — М., 2005. Влх. Велеслав и др. Мара. — М., 2004. Влх. Велеслав и др. Ярило. — М., 2004. Влх. Велеслав. Вещий Словник. Славления Родных Богов. — М., 2005. Влх. Велеслав. Книга Мудрости Вещего (Из «Белой Книги»). — Обнинск-Москва, 2006. Влх. Велеслав. Кологод. — М., 2004. Влх. Велеслав. Книга Велесовых Сказов. Русские Веды: Голубиная Книга. — М., 2005. Влх. Велеслав. Обрядник. Кологод. — М., 2006. Влх. Велеслав. Шуйный Путь: Книга Нави. — Обнинск-Москва, 2006. Оллвл Роду!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|