Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа с пожилыми инвалидами

 

Граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе инвалиды пожилого возраста, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Для оказания медико-социальной помощи пожилым гражданам существуют следующие специализированные учреждения:

§ геронтологические центры (организация профилактического направления);

§ гериатрические центры (организация лечебного профиля);

§ центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (организация медико-социального обслуживания).

Но специфика инвалидов пожилого возраста заключается не только в необходимости наличия леченого профиля при их социальном обслуживании, но и помощи в полном удовлетворении своих жизненных, возможно элементарных потребностей. Осуществляя работу с этой категорией граждан, следует учитывать психологического состояния и возрастные особенности клиентов данной категории.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Социальная помощь на дому является важнейшей формой помощи пожилым, так как обеспечивает им привычную личную жизнь и сохраняет участие в привычном социальном и общественном, а часто и трудовом, окружении и осуществляется бесплатно для пожилых отделениями муниципальных центров социального обслуживания. Гарантированные социальные услуги на дому включают: доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской и юридической помощи; помощь в соблюдении социально-гигиенических требований в отношении жилища; сопровождение при обращении за медицинскими и иными услугами и др. Для имеющих родственников такая помощь может быть платной.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в обеспечении топливом и (или) водой (в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

7) содействие в организации ритуальных услуг;

8) другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Порядок социального обслуживания на дому определяется законодательством субъектов РФ.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих, в частности, психическими расстройствами (в стадии ремиссии). Гражданам может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому при наличии у них тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Полустационарная социальная помощь включает отделения дневного или ночного пребывания, создаваемые при муниципальных центрах социального обслуживания или при иных органах социальной защиты. Эта форма услуг предоставляется пожилым, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению. В этих отделениях может быть оказана самая различная по форме помощь. Здесь организуется горячее питание и проводятся медицинские манипуляции, требующие, прежде всего сестринской помощи; осуществляются различные формы медицинского обслуживания; важное значение имеет организация отдыха и культурного времяпрепровождения, культурно-массовых и образовательных мероприятий.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Стационарная форма социального обслуживания предназначается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан указанной категории наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом граждан, состоянием их здоровья и социальным положением.

В стационарных учреждениях органов социальной помощи пожилые и инвалиды имеют право на: обеспечение нормальных условий проживания в соответствии с социально-гигиеническими нормативами; на уход, медицинскую, санитарную и стоматологическую помощь; на добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом здоровья, интересов, желаний; на свободную юридическую помощь, посещение родственников и знакомых, на свободное религиозное вероисповедание и посещение священников, а также на сохранение за ними занимаемой по найму, аренде или на правах собственности жилых помещений (для одиноких пенсионеров в течение 6 месяцев после поступления в дома социального обслуживания).

Дома-интернаты являются традиционной формой социального обслуживания во всем мире и в нашей стране. Особенностью их является наличие хронических заболеваний у проживающих здесь лиц, что ограничивает их трудоспособность, а часто и возможности самообслуживания и требует постоянной медицинской помощи и ухода. Проживающие в таких пансионатах люди находятся на полном государственном обеспечении, что обычно определяет отчисление более половины получаемой ими пенсии этим учреждениям. Все виды помощи осуществляются здесь бесплатно, что, однако, ставит вопрос о социальном равенстве и дифференцированности помощи, так как различные медицинские процедуры и медикаменты могут сильно различаться по себестоимости.

Для медицинского обслуживания домов-интернатов используются различные формы. Обслуживание прикрепленными организациями здравоохранения и стационарами дает возможность высокого уровня диагностики и лечения, однако, обычно при достаточно больших домах-интернатах имеется и медико-санитарное отделение, оснащенность которого может быть весьма различна и зависеть от конкретного контингента проживающих здесь лиц.

Внутри дома-интерната также могут выделяться различные подразделения: лечебно-профилактические, отделения по санитарному уходу, отделения активного долголетия, отделения реабилитации, залы ЛФК, физиотерапевтические отделения и пр. Обычными является наличие клубов, советов ветеранов, подсобных мастерских, земельных участков, в том числе для индивидуального пользования и т.п. Все в большей мере мировая практика поворачивает структуру и содержание работы в таких учреждениях от медицинского учреждения к социально-культурному, со все большей активностью проживающих здесь лиц.

Дома милосердия в последнее время все больше "оттягивают" на себя лиц, нуждающихся преимущественно в уходе и пребывающих на постельном режиме. Особенности их обслуживания и требования к специальной квалификации и организации помощи в таких учреждениях часто требуют отдельного их расположения от домов-интернатов для полностью сохраняющих активность лиц. Однако, целью таких домов является не пассивный режим, а стремление вернуть утраченную активность, перевести в отделения реабилитации.

Выделение отделений реабилитации - насущная потребность современного общества, когда повторные инфаркты сердца и мозговые нарушения требуют значительных усилий после проведенного госпитального курса. Высокий уровень медицинского обслуживания и насыщенность реабилитационными специальными видами помощи делают такие центры высоко эффективными, возвращая к полноценной активности пожилых лиц даже в самых старших возрастах.

В противоположность отделениям реабилитации, отделения помощи лицам с неизлечимыми заболеваниями имеют свои особенности организации и осуществления помощи: помощь в хосписах направлена на облегчение боли и страданий, но главное – на полноценное восприятие жизни до самого ее конца, на понимание проблемы смерти как таковой, что, однако, требует уже специального рассмотрения. Хосписное обслуживание в последнее время расширяется и включает патронажную службу, помощь семье тяжело больных в решении психологических, медико-санитарных и юридических вопросов, часто захватывает и область, ранее целиком принадлежащую церкви. Достойная жизнь в любых условиях - вот основная цель и смысл всей службы хосписов.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания производится на основании их личного письменного заявлении и подтверждается их подписью.

Существуют также психоневрологические интернаты для лиц пожилого возраста. В силу того, что лица пожилого возраста сильно подвержены нервным и психическим расстройством, что нередко приводит к серьезным психическим заболеваниям. Решение органа опеки и попечительства принимается на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обслуживания, а в отношении дееспособного лица, к заявлению которого должно быть приложено заключение врачебной комиссии, - также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

Особое внимание следует обратить на ст. 15 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», допускающую возможность помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей. Такое помещение может иметь место «в случаях, если эти лица лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными».

Вопрос о помещении в стационарное учреждение социального обслуживания, включая ПНИ, в недобровольном порядке решается судом по представлению органов социальной защиты населения. В данном Федеральном законе, как и в ГПК РФ, полностью, однако, отсутствует регламентация участия судебных органов в рассмотрении подобных дел, что приводит к разнобою в правоприменительной практике и снижению эффективности данной меры как гаранта соблюдения прав граждан. Применение к данным правоотношениям института аналогии закона или аналогии права (т.е. рассмотрение дел о недобровольном помещении в ПНИ по аналогии с рассмотрением заявлений о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар – глава 35 ГПК РФ) не является оптимальным решением проблемы, связанной с пробельностью законодательства.

В ст. 9 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», кроме того, ошибочно указывается, что основания и порядок недобровольного помещения в такие учреждения предусматриваются не только приведенной нормой, но и Законом о психиатрической помощи. Подобная ссылка вызывает недоумение, ибо Закон о психиатрической помощи недобровольное помещение в ПНИ не допускает. Распространение же на такие случаи норм о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар представляется неверным.

В комментируемом Федеральном законе имеются и другие несуразности, негативно сказывающиеся на возможности реализации психически больными гражданами своих прав.

Так, в соответствии со ст. 15 отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания. Эта норма, как мы видим, касается как недееспособных лиц, которым должен быть назначен опекун для защиты их прав, так и дееспособных лиц, а потому не имеющих законных представителей в лице опекунов, но, возможно, имеющих родственников. Заявление же, согласно ст. 15, может исходить только от законного представителя (родственники дееспособных граждан не указываются), а значит дееспособное лицо, в отличие от недееспособного, лишено возможности покинуть указанное учреждение, что представляет собой юридический нонсенс.

 


Заключение

 

В течение последних пятидесяти лет уходящего столетия процесс старения в мировом масштабе развивается с такой стремительностью, что многие государства вынуждены учитывать эти тенденции при формировании социальной политики. В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы. В современной реальности нашей жизни социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами приобретает все большую актуальность. Население нашей планеты стареет. В 2030 году людей в возрасте 60 лет будет в три раза больше, чем сейчас. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания.

Нарастание численности людей пожилого и старческого возраста в общей демографической структуре населения мира заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением нужд этого возрастного контингента. Организация помощи пожилым и старым людям с точки зрения сохранения и укрепления их здоровья не может ограничиваться только медицинскими мерами и должна носить комплексный социально-медицинский характер.

Учитывая специфику заболеваемости пожилого населения, необходимо пропагандировать здоровый образ жизни не только среди молодежи, но и среди лиц зрелого и предпенсионного возрастов. Помимо, пропаганды здорового образа жизни, необходимо проводить различные программы по медицинскому обследованию населения с целью диагностики заболеваний и выявлении их на ранней стадии для дальнейшего лечения и профилактики предотвращения появления хронических заболеваний.

В связи с неизбежными процессами старения населения, необходимо расширить социальную инфраструктуру социальных учреждений, в том числе узкоспециализированных, для инвалидов пожилого возраста не только стационарных форм обслуживания, но и по оказанию качественной, квалифицированной помощи на дому. Для сохранения привычной обстановки инвалида пожилого возраста во избежание стрессов для него.

Медицинское и социальное обслуживание старых людей имеющих инвалидность, должно быть построено по единой системе, которая, несмотря на разные формы помощи (от оказания социальных услуг до материальных выплат и выдачи средств реабилитации), организуемой учреждениями здравоохранения и социальной защиты, достигала бы единой цели – поддержание комфортного образа жизни, удовлетворение необходимых, жизненно важных потребностей, сохранения и восстановления психического здоровья пожилого инвалида в заключительные периоды жизни.

 


Библиографический список

 

1. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;

2. Федеральный закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года №3185-1;

3. Федеральный Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года №122-ФЗ;

4. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 №181-ФЗ;

5. Постановление Правительства РФ "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" от 16 декабря 2004 год N 805;

6. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. №95;

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г. № 535;

8. Альперович В. Г., Социальная геронтология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 576 с.;

9. Василенко Н. Ю., Социальная геронтология, Владивосток: Издательство дальневосточного университета, 2003 - 140 с.;

10. Жарова А. В., Медико-социальная реабилитация: Курс лекций - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 136 с.

11. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми М.: «Дашков и К°», 2003. — 296 с.;

12. Холостова Е. И., Социальная работа с инвалидами, М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006г. - 240с

13. Яцемирской Р.С., Социальная геронтология, М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998 - 275 с.;

14. Лихачев П.Ю. и др. Производственные травмы как причина инвалидности. В сб. научных трудов «Актуальные проблемы инвалидности». - М.: ЦИЭТИН, 1999;

15. Овчаренко С.А. и др. Социально-гигиеническая характеристика факторов риска инвалидизации населения активного трудоспособного возраста. В сб. научных трудов «Актуальные проблемы инвалидности». - М.: ЦИЭТИН, 2004;

16. Вилкова И., Почему кровь не наше кровное дело?: на этот животрепещущий вопрос есть весьма простой ответ / Ирина Вилкова // Медицинская газета. - 2008. - 30 января (№6);

17. Добромыслова О. Российские болезни / Ольга Добромыслова // Российская газета. - 2008. - 3 апр. (№72);

18. Невинная И., Запишите меня в инвалиды "Российская газета" - Неделя №3746 от 15 апреля 2005 г.

19. Васюк Ю.А. Хроническая сердечная недостаточность и депрессия: обзор / Ю.А. Васюк, Т.В. Довженко, Е.Л. Школьник // Терапевтический архив. 2007. - №10;

20. Особенности общего контингента инвалидов в Российской Федерации / Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Чикинова Л.Н., Гришина Л.П., Тапалева Н.Д., Исаенко С.И. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. №4. С. 3-5.

21. Состояние и динамика первичной инвалидности населения Российской Федерации / Шестаков В.П., Чернякина Т.С., Свинцов А.А., Овчаренко С.А. // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. Мечникова. 2007. №1. С.7-18.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...