Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая идея в физическом воспитании




В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них В. Фельтре (1378 - 1466) - итальянский гуманист, Т. Кампанелла (1568 - 1639) - итальянский утопист, Т. Мор (1478 - 1535) - английский гуманист и писатель, И. Меркуриалис (1530 - 1606) - итальянский врач, Ф. Рабле (1483 - 1553) - французский гуманист, А. Везалий (1514 - 1564) - бельгийский профессор медицины, У. Гарвей (1578 - 1657) - английский врач, Я.А. Коменский (1592 - 1670) - чешский педагог-гуманист и другие. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:

Отвергалось отношение к познанию человека как к "тюрьме души", т.е., напротив, проповедовалось, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.

В физическом воспитании детей ведущая роль отводилась игровому методу.

Предлагалось возродить и распространять опыт физического воспитания древности (античности). В педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.

Отмечалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.

Признавалось, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием.

Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.

А. Везалий и У. Гарвей, вскрывая человеческие трупы, обнаружили много неточностей в анатомических описаниях древнеримского врача К. Галена.

Полностью был опровергнут механизм кровообращения, описанный Галеном. Было высказано предположение, что кровь оттекает от сердца по артериям и возвращается к нему по венам, что артерии соединены с венами очень тонкими сосудами, замыкающими круг кровообращения, что кровь заполняет сначала предсердия, а затем желудочки и выталкивается сокращением мышечных стенок.

И. Меркуриалис стал автором первого учебного пособия по физическому воспитанию - "Об искусстве гимнастики". Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области знаний.

В эпоху Средневековья на детей смотрели как на маленьких взрослых, игнорируя возрастные особенности их анатомо-физиологического и психического развития. Поэтому принципиально важным было предложение учитывать эти отличительные черты детей при их физическом воспитании.

Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени, поскольку они, во-первых, значительно опережали то время; во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против физического воспитания. Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье, нежели в школе. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии. Например, игры подразделялись ими на "достойные" и "не достойные" свободных граждан, исходя не из воздействия этих упражнений на детей, а из сложившихся в обществе традиций. Пренебрегали они и физическим воспитанием женщин. И хотя непосредственное влияние прогрессивных идей представителей эпохи Возрождения на педагогическую практику того времени было крайне незначительным, постепенно создавались принципиальные предпосылки для дальнейшего развития процесса физического воспитания. Они считали, что благодаря сформировавшимся "прогрессивным личностям" можно разрешить и общественные проблемы.

С именем чешского педагога Я.А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе "Великая дидактика" он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Помимо поисков возможности занять учеников полезной деятельностью, Коменский ищет пути к более рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: "...Сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни".

В педагогике Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и этическое воспитание, указывает на те достоинства, которыми обладают детские состязания: "...Побеждай в игре храбростью, а не обманом... с кем бы и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или в драку". Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовало созданию современного физического воспитания в школе.

В одном из наиболее известных трудов "Мир чувственных вещей в картинках" есть такие разделы, как "Плавание", "Фехтование", "Игры с мячом", "Бег наперегонки", "Детские игры".

Физическое воспитание еще в большей степени обособляется от трудовой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему.

В период феодализма продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях.

Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.

В период XIV - XVI вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания.

К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах древних философов и ученых — Платона, Аристотеля и др. — было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - представитель афинской аристократии, философ-идеалист - обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания со значительным расширением в ее рамках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей.

В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них В. Фельтре (1378 - 1466) - итальянский гуманист, Т. Кампанелла (1568 - 1639) - итальянский утопист, Т. Мор (1478 - 1535) - английский гуманист и писатель, И. Меркуриалис (1530 - 1606) - итальянский врач, Ф. Рабле (1483 - 1553) - французский гуманист, А. Везалий (1514 - 1564) - бельгийский профессор медицины, У. Гарвей (1578 - 1657) - английский врач, Я.А. Коменский (1592 - 1670) - чешский педагог-гуманист и другие. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:

Отвергалось отношение к познанию человека как к "тюрьме души", т.е., напротив, проповедовалось, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.

В физическом воспитании детей ведущая роль отводилась игровому методу.

Предлагалось возродить и распространять опыт физического воспитания древности (античности). В педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.

Отмечалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.

Признавалось, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием.

Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. – М., 1992.

2. Першиц А.И., МойгайтА.Л., Алексеев В.В. История первобытного общества. – М., 1982.

3. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

4. Цатурова К.А. История физической культуры зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

5. Столбов В.В. История физической культуры. — М.: Просвещение, 1989.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.

7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...