Главная | Обратная связь
МегаЛекции

П. Н. Грюнберг, В. А. Федоров




Й годовщине со дня рождения Государя Императора Александра I Благословенного

Посвящается

«Воспеть могучего Царя».

О жизни и смерти Императора Александра I

 

Сегодня ликует и опаляется огнем державной любви и восторга к своему русскому Отечеству сердце каждого православного христианина, ибо в день 12 (25) декабря 1777 года у державного наследника Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича (1754-1801), будущего Святого Государя Мученика Павла I и кроткой, доброй и чрезвычайно сердечной принцессы Дома Вюртемберг Софии Доротеи Августы Луизы, по принятии Святого Таинства Крещения Великой Княгини Марии Феодоровны (1759-1828) родился первенец, названный в честь Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Александром.

Во второй раз престол Всероссийский обретал державного наследника в бурный и искушенный XVIII век, давший свое начало новой, рожденной в Великую Северную войну (1700-1721) Российской Империи.

Однако мало кто знает, что в тот же светлый день декабря Русская Православная Церковь вспоминает Священномученика Александра, Епископа Иерусалимского, бывшего учеником великого учителя Церкви пресвитера и писателя Климента Александрийского (ум. 217).

 

Небесный покровитель

Из жития Святого мы узнаем, что в начале III века небесный покровитель будущего Императора Всероссийского Александра I избран был Епископом Флавии Каппадокийской. При злейшем гонителе христиан Септимии Севере (193-211) Святитель заключен был в темницу и провел в ней три года. После освобождения из темницы отправился он в Иерусалим на поклонение Святым местам и, по откровению свыше, там избран был в 212 году соправителем преклонного годами Патриарха Наркисса. То был чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви. В этом чине Святитель управлял первенствующей в Православном мире Иерусалимскою Церковью без малого 38 лет, много потрудившись в христианском просвещении, посте и молитве. Священномучеником Александром была собрана в Иерусалиме большая библиотека творений христианских писателей. Скончался же он в темнице во время гонений нечестивого императора Декия.

Если веровать учению Церкви о помощи и покровительстве Святых, то жизнь только что рожденного наследника Всероссийского престола, будущего Государя Александра I Благословенного сравнима с жизнью Священномученика Александра, Епископа Иерусалимского. Тем более если принять сердцем не официальную версию внезапной кончины Императора Александра I в ноябре (декабре по н. ст.) 1825 года, а смиренный уход из мира в уединение и молитву под именем Феодора Кузьмича, сибирского старца ныне местно-чтимого Святого праведного Феодора Томского, память которого дважды в году почитает вся Сибирь (20 января (2 февраля (местно)) и 10 (23) июня Собором Сибирских Святых.



Хочу обратить внимание благодарного читателя на тот факт, что сибирский Святой жизни старец Феодор, под именем которого укрылся от суетного мира благословленный Богом Александр I Павлович, почил о Господе 20 января (2 февраля) 1864 года, т. е. через 38 лет после официальной «кончины» под именем Императора Всероссийского. Напомню читателям о том, что и Священномученик Александр правил как Епископ Иерусалимской Церковью 38 лет. Так и рожденный в Гатчине 12 (25) декабря 1777 года державный младенец Александр, по воле Божией не оставивший наследников, скончался как монах и аскет-подвижник, обладавший, по свидетельству очевидцев, даром исцеления.

 

Весть о рождении

Радостно встречена была Русским народом весть о рождении первенца у наследника престола Дома Романовых: прямое престолонаследие, казалось, обеспечивалось надолго, и тревожившие Россию смуты должны были прекратиться.

Восприемниками при крещении будущего усмирителя узурпатора Наполеона, покорителя Финляндии, Бессарабии, Царства Польского, Грузии и части Азербайджана, гонителя масонов и иезуитов, державного основателя храма Христа Спасителя в Москве были император Иосиф II Габсбург (1741-1790) и король Пруссии Дома Гогенцоллерн и Андреевский кавалер Фридрих II Великий (1712-1786):Россия, Австрия и Пруссия промыслительно соединились у колыбели творца Священного союза, тем более что католики отмечают День Рождества Христова именно 25 декабря по новому стилю!

Поэты того времени - Майков, Петров, Державин - приветствовали торжественными одами рождение будущего Августейшего повелителя России.

Ведомый только Богу составитель одного из Православных календарей на 2003 год, именно в двенадцатый (25) день декабря поместил удивительно точно характеризующие это событие строки знаменитого некогда Русского поэта Дмитрия Хвостова (Из преложения 44 псалма):

 

«Из сердца моего стремиться

Благое слово как струя;

Душа моя в восторге тщится

Воспеть могучего Царя.

Поверх чела Его венец сияет

И блеск порфиры окрест плеч,

И на бедре опочивает

Непобедимый Божий меч.

О Царь! Возьми свой лук и стрелы,

Дерзай в далекие пределы,

И правду всюду водвори:

Святые истины законы,

Как светлый луч Твоей короны,

Осветят храм и Алтари».

 

Каким же он был наш Благословенный Государь Александр I Павлович?

Современники отмечали в Государе такие черты его характера, как «христианское смирение и величавость», мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние.

Биографы Государя Александра I писали, чтро он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью.

Наследник Цесаревич воспитывался под руководством державной бабки Государыни Императрицы Екатерины II Великой, которая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем будущего Императора был швейцарец Франчуа Сезар де Лагарп (1754-1838) – философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником – протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский (1732-1815), долгое время служивший при русском посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьев и географ П.С. Палас.

В 1793 г. Александр I вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779–1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились 2 дочери — Мария (1799–1800) и Елисавета (1808–1810).

Император Александр I взошел на престол в результате переворота — убийства в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства. В манифесте 12 марта 1801 г. Александр I объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Он восстановил отмененные Павлом I «жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.
В качестве советников Александр I призвал к себе представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: гр. П. А. Строганова и его двоюродного брата Н. Н. Новосильцева, гр. В. П. Кочубея и кн. Ад. Чарторыйского — родственника последнего польского короля. Они составили летом 1801 г. Негласный комитет, который, хотя и не имел официального статуса, обладал большим влиянием и в основных чертах определил программу будущих преобразований в области центрального управления, просвещения и печати, проведенных в первое десятилетие царствования Александра I. Вместо прежних петровских коллегий были введены министерства (1802–1811), учрежден высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет (1810), введена новая система народного образования (1803–1804), в основу которой были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ; помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1804), Харькове (1805), позже— в С.-Петербурге (1819), в 1811 г. основан Царскосельский лицей; в 1804 г. издан первый, самый либеральный в истории России цензурный устав.

При Александре I были предприняты первые шаги к постепенной отмене крепостного права. Уже при вступлении на престол государь заявил, что отныне прекращается практика раздачи казенных крестьян в частные руки. 20 февр. 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах, который предусматривал освобождение крепостных крестьян на выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной их договоренности с помещиком. За время царствования Александра I было заключено 160 сделок и освобождено 47 тыс. крестьян. Всего же за время действия указа (к 1858 г.) выкупились 152 тыс. чел. Были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение участи крепостных. Запрещено было продавать крестьян на ярмарках «в розницу» (т. е. разбивая семьи), отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки; крестьянам, незаконно записанным за помещиками, предоставлялась возможность возбуждать иски о свободе; получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из-за границы; взятый по рекрутскому набору крестьянин считался свободным и по окончании службы уже не мог быть возвращен к своему помещику. Закон обязывал помещиков кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В 1804–1819 гг. отменено крепостное право в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии), в 1818 г. Александр I дал секретные поручения разработать планы отмены крепостного права для русских губерний, однако представленные проекты из-за сильнейшего противодействия дворянства не были реализованы. Большую роль в преобразовательной деятельности первого десятилетия царствования Александра I играл талантливый реформатор, сын сельского священника М. М. Сперанский. При его активном участии были проведены реформы светского и духовного образования, завершена министерская реформа, основан Царскосельский лицей, учрежден Государственный совет. По заданию Александра I Сперанский разработал план государственных преобразования России, который был одобрен Александром I, но встретил сильное противодействие со стороны влиятельных дворянских кругов и был отложен.

В годы царствования Александра I Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести несколько войн, требовавших огромного напряжения всего государственного организма: в течение 10 лет (1805, 1806–1807, 1812, 1813–1814 гг.) шли войны с Францией, в 1804–1813 гг.— с Персией, в 1806–1812 гг.— с Турцией, в 1808–1809 гг.— со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805–1807 гг. с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807 г.), все др. войны завершились победой рус. оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1808 г.), Бессарабия (1812 г.), Сев. Азербайджан (1813 г.), Царство Польское (1815 г.). В 1801–1810 гг. к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 г. в состав империи вошла сев. часть Казахстана.

Отечественная война 1812 г. явилась серьезным испытанием для Александра I и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество ïðàâèòåëÿ. В день Рождества Христова 25 дек. 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 янв. 1813 г. русская армия перешла границу — военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России A. рассматривал как выполнение основной своей миссии — освобождения западноевропейских народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 18 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное ее выполнение. Александр I стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес Александру I титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности Александра I. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,— говорил позднее Александр I.— Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны Александр I руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильно и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж.
Конфессиональная политика Александра I в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской Церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и некоторых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; довольно широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 г. был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда Александру I стало известно о существовании тайного общества декабристов (многие из которых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные организации и масонские ложи (1822). На рубеже XVIII–XIX вв. в России активизировались иезуиты, открывшие в С.-Петербурге, Москве, Одессе и др. городах школы (пансионы), а в Полоцке — духовную академию. Их деятельность вызвала резкое недовольство православного духовенства, и по указу 1815 г. они были высланы из Москвы и Петербурга, а в 1820 г. и изо всех мест России, их имущество было отписано в казну.

Основным направлением церковной политики Александра I в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение его образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в рус. обществе. При Александре I существенно были расширены права и привилегии православных клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 г. отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 г. этот указ был распространен и на членов их семей. Приходское духовенство и монастыри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 г.— от воинского постоя и большинства др. натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселенных земель в собственность путем дарения и покупки (указы 1805 и 1810). В 1823 г. вдвое увеличены введенные при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 г. отменены рекомендации официальных светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства). В 1818 г. рассмотрение правонарушений, совершенных духовными лицами (кроме уголовных и гос. преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 гг. окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808–1814 гг. была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились 4 ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное духовное училище, духовная семинария, духовная академия. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев Александр I неизменно предпочитал кандидатов «традиционного» склада, что охраняло Церковь от проникновения «модернизма».

Ко времени присоединения Грузии к России местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав Русской Православной Церкви она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов), ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть грузинского духовенства, которая находилась в крепостной зависимости.

При Александре I в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, Новый Завет был переведен на татарский, ногайский, осетинский языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.— осетинская, а в 1821 г.— монгольская миссии. В 1809 г. расширено действие Пекинской миссии, во главе которой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения Александра I сыграли решающую роль в упрочении положения православного миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. Александр I отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в западных губерниях был запрещен перевод униатов в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, которая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями.

В этот период царствования Александра I увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813–1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христианским конфессиям. В 1814 г. в Силезии Александр I встретился с представителями секты «моравских братьев», в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене Александр I общался с европейским мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания. По инициативе Александра I 14 сент. 1815 г. был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный Александром I, имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религиозным собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на Александра I оказывал архимандрит новгородского Юрьева монастыря Фотий (Спасский). С 1813 г. при покровительстве Александре I в России развернуло свою деятельность Библейское общество, которому он подарил каменный дом в С.-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. рублей и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. рублей. Православные иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском обществе католических и протестантантских проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну, занимавшему посты председателя Библейского общества и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского общества и уволить Голицына со всех постов.

В последнее десятилетие своего царствования Александра I проявил себя глубоко верующим православным христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение Александра I как «мистицизм» и «ханжество». Александр I совершил несколько паломничеств в рус. монастыри и имел встречи с прославленными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. Александр I передал Московской духовной академии свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в наст. время. Александр I пользовался каждой возможностью посетить храмы и монастыри. В 1816 г. он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее подвижника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию монастыря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском монастыре, в С.-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пустыни Филаретом. В 1824 г. состоялась встреча Александра I с прп. Серафимом Саровским, о чем в Сарове сохранилось предание. На впечатлениях Александра I от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804 г.), во исполнение которого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О Богопочитании» (1816 г.), в котором говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824 г.), по которому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певческой капеллы Д. С. Бортнянским. Известны заботы Александра I о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и Петербурга — Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 г. и Исаакиевского собора в С.-Петербурге.
1 сент. 1825 г., перед отъездом на юг, Александр I отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу со старцем Алексием. В середине сент. государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале окт. направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 окт. по пути из Балаклавы в Георгиевский мон-рь Александр I сильно простудился и 5 нояб. вернулся в Таганрог уже тяжелобольным. 19 нояб. 1825 г. Александр I скончался. Смерть еще не старого государя (ему шел 48-й год), ранее не болевшего, породила различные толки и предположения. Наиболее распространено предание о «таинственном старце» Федоре Кузьмиче (см. Феодор Томский), под именем которого долгие годы скрывался Александр I.

 

Литература:
Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878;
он же. Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Александра I. Каз., 1885;
Прилежаева Е. М. Царствование Александра I в истории духовной школы. СПб., 1878;
Бобровский П. О. Русская греко-униатская Церковь в царствование Александра I: Ист. исслед. по архивным мат-лам. СПб., 1890;
Васильев А. Веротерпимость в законодательстве и жизни в царствование императора Александра I // Наблюдатель. 1896. № 6–8;
Шильдер Н. К. Император Александр I: Ero жизнь и царствование. СПб., 1904–1905. 4 т.;
Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Император Александр I. СПб., 1912. 2 т. М., 1999;
Аникиев П., свящ. Мистицизм в эпоху Александра I. M., 1912;
Речменский А., свящ. Походная церковь императора Александра I. М., 1912; Барятинский В. В. Царственный мистик (Император Александр I — Федор Кузьмич). СПб., 1913. Л., 1990; М., 1997;
Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916;
Федоров В. А. Александр I // ВИ. 1990. № 1;
Соловьев С. М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995; Вишленкова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Каз., 1997;
она же. Духовная школа России первой четверти XIX века. Каз., 1998;
Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный — ревнитель Православия или «экуменист» своего времени? // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1997. С. 126–135;
Кондаков Ю. Э. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825). СПб., 1998;
Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.

П. Н. Грюнберг, В. А. Федоров

 

 

Мы же завершим краткое повествование о дне рождения Русского самодержца Тропарем, обращенным к Святому праведному Феодору Томскому.

 

Тропарь, глас 4-й:

 

Жизни светския, праведне Феодоре, удалився,

в землю Сибирскую вольно прийти изволив,

чудесы и знаменьми Божими народ Томский удивил еси,

и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши.

Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре.

 

 

Александр Рожинцев

25 декабря 2005 г.

град Москва





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.