Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверка учета материально-производственных запасов

 

Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2007г., 31.12.2006г. убеждаемся в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода. Отклонений нет.

Производим проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:

1. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения, с использованием только счета 10.

2. С основного склада материалы по цене приобретения отписываются на участки работы небольшими партиями.

3. При отпуске в производство материалы списываются по средней себестоимости.

4. Инвентаризация материальных запасов проводится: полная – один раз в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная – ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.

 

В рамках процедуры тестирования системы внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).

Для исследования системы внутреннего контроля применен вопросный лист закрытой формы и заполнен аудитором на основании полученной информации:

 

№ п\п Направления и вопросы контроля Да(+)/ Нет(-)
1.1 Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?                - +
1.2 Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей? +
1.3 Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?   +
1.4 Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц?                               +
1.5 Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?   +
1.6 Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?                                                   Х
1.7 Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?                    +
1.8 Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям?                                       +
1.9 Разработаны ли: - должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами;                                          - инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов? Контролируется ли соблюдение этих инструкций?                  +   + +
2.1 Применяются ли унифицированные формы первичной документации?                                                +
2.2 Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?                                                    +
2.3 Заполняются ли все обязательные реквизиты?                 +
2.4 Документы составляются в день совершения операции?         -
2.5 Все ли машинные документы распечатываются?                 +
2.6 Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц?                               -
2.7 Производится ли нумерация первичных документов?            +
2.8 Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?                                        -
2.9 Производится ли проверка полноты оприходования материалов? +
2.10 Применяется ли система нормирования расхода материалов?    +
2.11 Произведено ли деление материалов на классификационные группы?                                                      +
2.12 Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?   -
2.13 Применяются ли при отпуске и приемке материалов       измерительные приборы и инструменты?                         +
3.1 Прикладываются ли первичные документы к отчетам       материально-ответственных лиц?                               +
3.2 Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных  документов?                                                  +
3.3 Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов?                                                  +
3.4 Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов (используемые счета, методы оценки и др.)?                   +
4.1 Организовано ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита и т.д.)?                                                       -
4.2 Имеется ли утвержденная программа, график проведения  проверок?                                                    -
4.3 Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок?                             +
4.4 Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их периодичность утвержденным нормативным положениям по  организации?                                                   +
4.5 Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля?       -

Отрицательные ответ на вопросы требуют дополнительного внимания аудитора.

На основании договоров поставки, спецификаций, накладных поставщиков, актов приемки МПЗ, первичных документов складского учета аудиторы отвечают на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур.

 

№ п\п Вопрос Да(+)/ Нет(-)
1 Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных     документах и фактически поступивших ТМЦ?                  -
2 ТМЦ приходуются по количеству в единицах, указанных в товаросопроводительных документах?      -
3 Оформляется ли акт о приемке, если имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов, а также при неотфактурованных поставках?      +
4 Имеет ли место поступление материальных ценностей, минуя склад?                                                    +
5 Оформляются ли приходные и расходные документы на складе? +
6 Есть ли в организации приказ с перечнем материалов,  завозимых на объекты, минуя склад?                        -
7 Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать ТМЦ за наличный расчет?                                       +
8 Приобретаются ли ТМЦ у физических лиц?                    -
9 Применяются ли организацией неденежные формы расчета за поступившие материалы?                                    +
10 Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов (полученных по договору дарения или безвозмездно);   поступление материалов, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал?                            -
11 Имеются ли на балансе организации запасы, стоимость  которых на момент приобретения была выражена в иностранной валюте?                                               -

 

Пояснения к:

- п.3 – количественные отклонения материалов от сопроводительных документов бывают при порче материала в пути или по вине поставщика (поставщик это подтверждает);

- п.4 – если материал большой по габаритам и его ждут на объекте, то его доставляют сразу на объект, минуя склад. Материальная ответственность за такие грузы возлагается на экспедитора до его полного отчета перед бухгалтерией;

- п.7 – приобретать материалы за наличный расчет разрешено только снабженцу по дополнительной заявке;

- п.9 – существует приобретение материалов по бартеру на изготовление окон.

При проверке бухгалтерского учета поступления ТМЦ делаются следующие записи:

- Д10 К60 – поступили материалы;

- Д10 К76, 70, 69 – отнесены на стоимость поступивших материалов дополнительные расходы, связанные с приобретением ТМЦ;

- Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным ТМЦ;

- Д60 К51, 71 – оплачены материалы;

- Д68 К19 – принят к зачету НДС по приобретенным ТМЦ.

 

Проверка наличия документов по операциям поступления материалов

Проверяемая организация Аудитор Дата начала проверки Дата окончания проверки Проверяемый период ООО «Алтайпрофиль» Смирнова Е.А. 05.07.2007 г. 09.07.2007 г. С 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г.

 

 

№ п/п Дата Сумма Акт о приемки Счет-фактура Накладная Договор
1 12.01.07 300000 + + + +
2 12.01.07 50000 + + + +
3 15.01.07 40000 + + + +
4 20.01.07 120000 + + + +
5 27.01.07 375000 + + + +
6 31.01.07 52000 + + + +
7 05.02.07 300000 + + + +
8 10.02.07 200000 + + + +
9 15.02.07 100000 + + + +
10 28.02.07 50000 + + + +
11 01.03.07 200000 + + + +
12 03.03.07 90000 + + + +
13 12.03.07 450000 + + + +
14 15.03.07 300000 + + + +
15 20.03.07 150000 + + + +
16 28.03.07 20000 + + + +
17 30.03.07 100000 + + + +
18 31.03.070 45000 + + + +

Рабочий документ использован/не использован при составлении отчета аудитора.

Аудитор _______________ /____________/

На основании регистров синтетического учета выявляем периоды осуществления хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволит сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.

 

Период Сальдо начальное Поступление Доля к итогу, % Выбытие Доля к итогу, % Сальдо конечное
1 квартал 152048 780000 46 215650 12 716398
2 квартал 716398 911560 54 1540000 88 87958
ИТОГО 868446 1691560 100 1755650 100 804356

 

Материальные затраты
за предыдущий период

Материальные затраты
за проверяемый период

Прирост
материальных
затрат, %

Общий прирост
затрат, %

Сумма Доля, % Сумма Доля, %
125560 11 356211 17 6 7
988000 89 1690040 83 -6 12
1113560 100 2046251 100    

 

Проводим просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.

Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе:

 

Наименование документа Дата (период) составления документа  Номер документа Сумма по документу Сумма по расчету аудитора Отклонение
 

Нарушений не обнаружено

 
           

 

Производим проверку полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете, проверку наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.), регистров аналитического учета.

Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.) Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе:

 

Наим-ние
документа

Номер
документа

Дата
документа

Наименование
ТМЦ

Сумма

Отражение в бухгалтерском
учете

Д-т К-т Дата Сумма
Счет-фактура 1284 25.06.07 Ножничный кронштейн 45211 10 60 26.06 45211
Счет-фактура 8099 27.06.07 Армированный профиль 604522 10 60 27.06 604522

 

Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям

№ п/п Дата Наименование аудита

Сумма

Корреспонденция счетов

Прим.
     

БУ

А

 
      БУ А Дебет Кредит Дебет Кредит  
1 18.06.07 Отпущены материалы на цеховые нужды 41667 41667 25 10 25 10 корр. пр-ка
2 24.06.07 Поступление материала на цеховые нужды 37500 37500 10 60 10 60 корр. пр-ка
3 26.06.07 Отпущены материалы на ремонт ОС 5000 5000 08 10 08 10 корр. пр-ка

 

По проверке правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям замечаний нет.

На основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета проверяем правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.

В организации разработаны собственные нормы потерь при производстве пластиковых окон путем замера, просчета, завеса. Создан соответствующий приказ.

Сопоставляем данные первичных документов на списание материалов (требований, накладных, лимитно-заборных карт, актов на списание и т.д.) и регистров аналитического и синтетического учета с данными бухгалтерского учета.

Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе

Период

Наименование
материала

Номер и дата
документа

Содержание
нарушения

Списано
по данным
бухгалтерского
учета

Списано
по данным
аудитора

Кол-во Сумма Кол-во Сумма
25.06.07 Ветонит 6345 от 24.06 нет 14 м 95,60 14 м 95,61
26.06.07 Армированный профиль 6346 от 25.06 нет 66,4 1912,45 66.4 м 1912.45

 

В ходе проверки правильности определения стоимости МПЗ, приобретенных с применением неденежных форм расчетов данные договоров поставки, договоров мены, спецификаций, накладных поставщиков, актов зачета встречных требований, книг учета векселей и ценных бумаг, регистров аналитического и синтетического учета сопоставляются с данными бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе

 

Наименование
материала

Реквизиты
договора

Стоимость
материала
по договору

Фактические
затраты

Суммы расходов,
включенные в стоимость
материалов

По данным организации По данным аудитора
Труба ду 3,2 48 от 01.01.07 Согласно приложения 48450 0 45,50
Уголок 658 от 15.06.07 4256,30 4256,30 0 0

 

Отклонение в сумме расходов на 45 руб. не существенно. Бухгалтер не верно отразил транспортные расходы.

В ходе процедуры по данным регистров синтетического учета проверяется правильность отражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочих документах по каждому из проверяемых видов МПЗ.

 

Проверка корреспонденции счетов по операциям с тарой

 

N п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов в соответствии с нормативными документами Нормативный документ
1 Списаны затраты на изготовление тары       Д10 К20, 23, 29                Методические указания по учету МПЗ, п.187         
2 Списаны затраты на приобретение тары  поставщиком             Д10 К60    Методические   указания по учету МПЗ, п.187         
3 Стоимость тары,    не возмещаемая     покупателем, включена в себестоимость    продукции (затаривание происходит в производственных подразделениях)         Д20 К10    Методические         указания по учету МПЗ, п.172 пп."а"  
4 Списана стоимость тары, оплаченная покупателем сверх цен на       поставляемую продукцию  Д62 К10    Методические   указания по учету МПЗ, п.173         
5 Получена возвратная тара от покупателя           Д10 К62    Методические   указания по учету МПЗ, п.176         
6 Списаны отклонения фактической        себестоимости от   залоговых цен покупной тары                    Д91 К60    Методические   указания по учету МПЗ, п.166         
7 Оприходован залог за не возвращенную    покупателем тару        Д62 К91    Методические   указания по учету МПЗ, п.185         
8 Получена покупателем тара от поставщика      Д10, 41 К60 Методические   указания по учету МПЗ, п.183         
9 Осуществлен возврат тары покупателем поставщику  Д60 К10, 41 Методические   указания по учету МПЗ, п.183         
15 Выбытие тары вследствие естественного износа    Д91 К10, 41 Методические   указания по учету МПЗ, п.190         

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...