Анализ результатов исследования
В результате интерпретации данные распределились следующим образом (табл.3):
Таблица 3 - Интенсивность проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов
Таким образом, для студентов 1 курса исходя из данных таблицы 3 видно, что в данной группе преобладают студенты у которых интенсивность обоих мотивов высокая, что говорит о том, что индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. Притом, что в данной группе выявляется преобладание мотива СО над мотивом СП, что говорит о том, что индивид активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции. Для 4 курса, по группе у большего числа из них интенсивность обоих мотивов высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладает над числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения, что говорит о том, что индивиды, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества. Таким образом, в ходе работы над практической частью исследования нами было дано описание методов исследования, освящен ход проведения исследования, в результате которого было установлено, что у студентов первого курса более выражено стремление к общению и стремление выделиться в группе, у студентов четвертого курса в мотивации межличностных отношений на первый план выходит желание уединения.
Заключение
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме показал, что проблема мотивации межличностных отношений является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии, что связано с тем, что мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. При этом несмотря на обилие методик диагностики мотивации и межличностных отношений методик объединяющих данные направления исследования на сегодняшний день разработано не так уж и много. В ходе практического исследования, нами была предпринята попытка изучения особенностей мотивации межличностных отношений студентов в разные периоды обучения, для этого, мы изучили мотивацию аффиляции в группах первого и четвертого курсов. Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, что у студентов первого курса более выражено стремление к общению и стремление выделиться в группе, у студентов четвертого курса в мотивации межличностных отношений на первый план выходит желание уединения, что позволяет говорить о том, что подтверждается гипотеза исследования, таким образом можно говорить о достаточной практической значимости работы. Список использованной литературы
1. Асеев, В.Г. Мотивация деятельности и формирование личности / В.Г. Асеев. - М., 1996. - 212 с. 2. Аритова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Аритова // Вестник МГУ сер. Психология - № 4, 1998. - С.40-52. 3. Алексеева, М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом / М.И. Алексеева // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности - М., 1986. - 432 с. 4. Айламадян, А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. Вопросы психологии / А.М. Айламадян.М., 1990. - № 4. - С.24 - 36
5. Батаршев, А.В. Современные теории личности: Краткий очерк / А.В. Батаршев. - М., 2003. - 96с. 6. Бжалова, И.Г. Установка и поведение / И.Г. Бжалова. - М., 1989. - 120 с. 7. Божович, М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. - М., 1986. - 344 с. 8. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. сер 14 - 1998г. № 2. 9. Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении. Вопросы психологии / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакмаева. - М., 1997. - № 4. - С.44 - 49 10. Власова, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии / Н.Н. Власова. - М., 1997. - № 3. - С.53 - 57 11. Ваник, Д., Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий. Вопросы психологии / Д. Ваник, Ф. Ман. - М., 1989. - № 3. - С.12 - 17 12. Волков, К.Н. Психология о педагогических проблемах / К.Н. Волков. - М., 1981. - 533 с. 13. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / К.М. Гуревич. - М., 1997. - 299 с. 14. Донцов, И.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии / Донцов И.И., Г.М. Белокрылова. - М., 1999. - № 2. - С.55 - 59 15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов на Дону, 1998. - 322 с. 16. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности. Вопросы психологии / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский. - М., 1989. - № 6. - С.121 - 129 17. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии / Л.Н. Захарова. - М., 1998. - № 2. - С.24 - 29 18. Измерение мотивации аффиляции / ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения // http://cito-web. yspu. yar.ru 19. Климов, Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии / Е.А. Климов. - М., 1985. - № 4. - С.87 - 92 20. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов на Дону, 1996. - М., 333 с. 21. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. - М., 1989. - 298 с. 22. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону, 1999. - 608с. 23. Лапкин, М.М. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе / М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева. - Психологический журнал. - Т.14. - М., 1996. - № 4. - С.49 - 55
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Создание личности / А.Н. Леонтьев. - М., 1977. - 444 с. 25. Матюшкина, М.В. Особенности мотивации учения младших школьников / М.В. Матюшкина. - Вопросы психологии. - М., 1985. - № 1. - С.44 - 48 26. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М., 1989. - № 1. - С.38 - 46 27. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 1990. - 302 с. 28. Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С.П. Манукян // Вопросы психологии. - М., 1984. - № 4. - С.28 - 34 29. Немов, Ф.С. Психология / Ф.С. Немов. - М., 1991. - 2 кн. - 543 с. 30. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб., 2003. - 624с. 31. Шевандрин, Н.И. Мотивация / Н.И. Шевандрин, И.В. Коваленко // Детский психолог. - М., 1995. - № 7. - С.55 - 64 32. Шалионов, Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте / Г.М. Шалионов // Автореферат. С-Пб. 1997. 33. Юпитова, А.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов / А.В. Юпитова, А.А. Зотова. - Социс, 1997. - № 3. - с.34 - 39 34. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. - М., 1969. - 349 с. 35. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - С-Пб., 1998. - 544 с. Приложение
Тест опросник для измерения мотивации аффиляции. Тест опросника для шкалы (СП) Я легко схожусь с людьми. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться один. Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали скорее способным и сообразительным чем общительным и дружелюбным. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей. Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто и охотно, чем делаю редко и лишь по особым случаям. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании. Мне нравиться заводить как можно больше друзей.
Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной. Излишняя откровенность с друзьями может повредить. Когда я встречаю на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем пройти, просто поздоровавшись. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей. Если мне нужно приять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств. У меня очень много близких друзей. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым. Открытые эмоциональные люди привлекаю меня больше, чем серьезные, сосредоточенные. Я скорее прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности. Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее одни, чем когда осуждаю ее с другими. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться помощь друзей. Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел. Оказавшись в новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании. Тест опросника для шкалы (СО) Я стесняюсь идти в малознакомое общество. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал бы противоречить мне при посторонних людях. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.
Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же. Мне трудно говорить людям "нет". Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю. Я болезненно воспринимая критику в свой адрес Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью. Я редко противоречу людям из боязни их задеть. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику. Я легко осваиваюсь в новом коллективе. Временами я уверен, что никому не нужен. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я вел себя. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно. если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне. Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то вещь, занятую у меня на время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|