Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритетное внимание к информационному обмену.

Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке

 

История АТЭС

АТЭС основан в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран — 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины).

К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов — России, Вьетнама и Перу — введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Нужно отметить, что в АТЭС входит 19 стран и две территории — Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов — АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т. д. Ещё в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Цели АТЭС

Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это — обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Деятельность АТЭС

Деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается в различных направлениях. Основным принципами работы являются:

Сотрудничество только в экономической сфере.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Отказ от принуждения, примат добровольности.

АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

Приоритетное внимание к информационному обмену.

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

5 Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На саммите стран АТЭС в Осаке уже было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

  • торговые тарифы;
  • нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
  • международные услуги;
  • международные инвестиции;
  • стандартизация товаров и услуг;
  • таможенные процедуры;
  • права интеллектуальной собственности;
  • конкурентная политика;
  • распределение государственных заказов;
  • правила, касающиеся происхождения товара;
  • посредничество в спорах;
  • мобильность бизнесменов;
  • внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
  • сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации.

 

Россия и АТЭС

Россия является членом форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)* с 1998 г. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации.**

Работа на данном направлении выстраивается на основе Концепции участия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом Российской Федерации в ноябре 2000 г. Представители российских ведомств принимают участие в отраслевых министерских встречах (по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, малого и среднего предпринимательства, транспорта, науки и технологий, рыболовства, сельского хозяйства и др.) и заседаниях профильных органов АТЭС. Деятельность федеральных органов исполнительной власти координируется подкомиссией по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Поступательно накапливается опыт организации мероприятий АТЭС на нашей территории. В России, в частности, проведены заседания Рабочих групп по транспорту (Владивосток, 2005 г.), по вопросам энергоэффективности и энергосбережения (Москва, 2005 г.), по энергетике (Южно-Сахалинск, 2006 г.), по промышленной науке и технологиям (Владивосток, 2007 г.), семинар «Формирование многостороннего сотрудничества в области тушения лесных пожаров в АТР» (Хабаровск, 2010 г.), симпозиум «Использование океанских энергоресурсов прибрежных зон стран АТЭС в качестве стабильного источника экологически чистой электроэнергии в регионе» (Владивосток, 2010 г.), научно-практическая конференция«Ведение мониторинга и диспетчеризация транспорта на основе навигационных систем в регионе АТЭС» (Владивосток, 2011 г.).

В 2005 и 2009 гг. наша страна успешно прошла процедуру обзора своего Индивидуального плана действий (ИПД) в АТЭС в области либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики.

Россия активно участвует в работе АТЭС в сфере безопасности личности (борьба с международным терроризмом и трансграничной преступностью, сотрудничество в чрезвычайных ситуациях). Поддержкой партнеров пользуются российские инициативы по обеспечению международной информационной безопасности, пресечению кибертерроризма, повышению контртеррористической защищенности критически важной энергоинфраструктуры и борьбе с пиратством, расширению взаимодействия в этих областях с «восьмеркой» и другими международными структурами.

Успешно действует созданная по российской инициативе Специальная группа АТЭС по горнодобывающей промышленности и металлургии. В рамках работы Группы в 2009 г. в Сингапуре российской стороной проведена Конференция АТЭС по вопросам обеспечения устойчивого развития в упомянутых секторах экономики. По ее итогам под руководством Минпромторга России подготовлен доклад «Устойчивое развитие горнодобывающей промышленности и металлургии в АТР», который в 2010 г. передан в Комиссию ООН по устойчивому развитию.

В Деловом консультативном совете (ДКС) АТЭС Россию представляют О.В.Дерипаска (компания «Базовый элемент»), А.Л.Костин (ОАО Банк ВТБ) и З.Г.Магомедов (Группа «Сумма»).

В мае 2010 г. российской стороной объявлено о завершении процедуры присоединения России к «переходной модели» Системы использования карт для деловых и служебных поездок в регионе АТЭС, предусматривающей обеспечение для владельцев карт ускоренного порядка получения виз и прохождения пунктов пограничного контроля.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 1014-р Российская Федерация внесла в 2009-2010 гг. на добровольной основе целевой взнос в Фонд поддержки АТЭС (ФПА) в размере 500 тыс.долл.США. 19 июля 2010 г. Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 1208-р о внесении очередного добровольного взноса России в ФПА в 2011-2012 гг. размере до 3 млн.долл.США.

Россия будет председательствовать в АТЭС в 2012 г. (соответствующая заявка одобрена на саммите в Сиднее в 2007 г.). Работа на этом направлении координируется созданным в декабре 2007 г. Организационным комитетом по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме АТЭС в 2012 году.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...