Формы и методы работы участников и органов ученического самоуправления.
Самоуправление в школьной среде Теоретическая часть Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Без педагогов здесь, конечно, не обойтись. Они подскажут цели, помогут найти дела, включить в них ребят, проанализировать результаты работы. Задача педагогов – строить жизнь вместе с детьми, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления. Постепенно, учась самостоятельности, дети обращаются ко взрослым только в случае затруднения. Замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД), которые начали практиковаться в нашей школе много лет тому назад. В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализации, управляют процессом её осуществления, осмысливают результат. Школа по достоинству оценила преимущества воспитательной технологии, по В.А.Караковскому «крупные дозы воспитания». Самоуправление входит в общую структуру управления школой. Объектом самоуправления учащихся в школе является жизнь ученического коллектива. Процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там – постановка целей, их реализация, анализ результатов деятельности, определение перспектив. Ученик учится избирать и быть избранным, разрабатывать законы, правила и нормы поведения в коллективе, быть законопослушным, делать разумный социальный выбор.
Каждый ученик знает о существовании в нашей школе ученического самоуправления, его целях и задачах. Эта информация доступна всем, она всегда перед глазами – на стендах школы Цели ученического самоуправления:
Задачи ученического самоуправления:
Принципы самоуправления:
Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе. Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов. Позиции самоуправления. 1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Структура самоуправления. o Первый уровень – ученическое самоуправление в классах. Классное ученическое собрание, совет класса, рабочие органы самоуправления /сектора: учебный, культурный, спортивный, трудовой, дежурный,старосты/ o Второй уровень – школьное ученическое самоуправление. Общее собрание учащихся, совет учащихся, школьные ученические отделы/отделы: науки и образования, культуры и досуга, здравоохранения и спорта, труда и заботы, правопорядка/. o Третий уровень – общешкольное самоуправление. Совет школы.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решение и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Формы и методы работы участников и органов ученического самоуправления. Назовем некоторые методы работы участников и органов ученического самоуправления. (М.И. Рожков «Развитие самоуправления в детских коллективах»)
Основные формы организация деятельности людей (Титова Е.Л.): - МЕРОПРИЯТИЕ - ДЕЛО - ИГРА Мы используем следующие разновидности форм в работе органов ученического самоуправления: Общественный опрос (диагностика) всех жителей Маленькой страны. В вестибюле школы на самом видном месте ставится почтовый ящик. Рядом вывешивается плакат с приглашением к участию и вопросы. Каждый может выразить свое мнение (позитивное и негативное) по исследуемому явлению, на процесс, происходящий в школе. Результаты анализируются Правительством Маленькой страны, педагогами, администрацией школы. Работа в группе, мозговая атака, деловая игра, ролевая игра, дискуссия используются при организации работы открытых педсоветов, Конференции жителей Маленькой страны, заседаний Правительства Маленькой страны, советов дела (см. выше), дискуссионного клуба «Непростые истины». Дискуссионный клуб - новая для нас форма работы.Главное его назначение – выяснить мнение детей по ключевым вопросам происходящего в школе.
Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) –всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании. В частной беседе; спор. Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приемов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|