Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типичные проблемы жертв культового контроля сознания




Основные проблемы тех, кто оказался под “железной пятой” культов, можно разделить на четыре основные группы: психические, психосоматические, соматические и социальные.

Примечание: не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, у кого есть опыт деструктивного культа.

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).

2. Диссоциирующие ("плавающие") состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.

Приступы паники и тревожности.

Депрессия.

Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).

Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.

Чувство вины.

Страх.

Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.

Духовное насилие.

Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.

Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).

Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.

Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.

Недобровольно, де-факто - рабство или эксплуатация.

Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения (особенно в группах, где участники полагаются на вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, таких, как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п. Этот ущерб также вероятен там, где ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).

Задержка достижения зрелости (например, 30-летний культист, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов).

Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).

Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.

Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.

Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества.

Психосоматические проблемы:

Расстройства сна: кошмары.

Пищеварительные расстройства.

Сексуальные проблемы.

Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения).

Соматические проблемы проявляются в следующем:

Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к несчастным случаям, болезням и общему утомлению.

Неполноценность питания.

В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем.

Избиения, в том числе детей.

Сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей.

Преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

Социальные проблемы:

Преследование и угрозы со стороны культа.

Огорчающая потеря друзей, семьи.

Финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Если они хотят уйти, у культистов часто нет денег, чтобы это сделать. Наконец, если они ухитряются уйти (при помощи со стороны, например), они могут не иметь средств, чтобы содержать себя в некультовом мире. Многие состоятельные адепты передали культам огромные финансовые суммы для управления по доверенности.

Ущерб для семей и близких

Эмоциональный ущерб. Родители, братья и сестры, супруги культистов часто теряют рассудок от горя из-за перемен, вызванных культом в их близких. Они могут испытывать дополнительное огорчение, если культ ограничивает контакты или связь между культистами и их семьями (путем отговаривания от визитов домой или их запрещения). Разлука и развод, споры из-за опеки над детьми и серьезные эмоциональные проблемы внутри семей проявляются как результат культовых стрессов.

Финансовый ущерб. Члены культа могут заставить силой или обманом свои семьи пожертвовать группе значительную часть денег. Попытка помочь культисту покинуть группу может также оказаться дорогим предприятием.

Физический ущерб. Некоторые культы заходят настолько далеко, что грозят причинить физический ущерб семьям, которые им оказывают сопротивление.

Социальный ущерб. Расхваливая абсолютную праведность своего дела, культы порождают враждебность и неуважение к ценностям, институтам, законам, собственности и культурным нормам общепризнанного общества. В результате своей культовой подготовки адепты часто чувствуют, что имеют право участвовать в мошеннической или даже деструктивной деятельности, варьирующейся от провокационного подстрекательства до действительного причинения вреда тем, кого культ провозгласил "врагами". По существу, культы могут лишить своих членов совести, лишая чувств ответственности в отношении "внешнего мира" и преуменьшая ценность жизни индивида до такой степени, когда некоторые культисты готовы отдать свою собственную жизнь или жизнь других людей во имя "дела".

Четвёртая и пятая статьи будут посвящены самой технологии консультирования о реформировании мышления, конкретному опыту автора и другим аспектам работы консультанта в этой новой и необычной области практической психологии.

[1] В данной области психологии терминология ещё не устоялась, идёт поиск наиболее адекватных понятий. В последних полученных мною материалах от американских коллег понятие «консультирование о выходе» заменено «консультированием о реформировании мышления» (thought reform counseling). Эти два термина будут использоваться мною как синонимы с предпочтением последнего - Е. В.
[2] Излагаются по: Dubrow-Eichel, S. (1989). Deprogramming: A case study. Cultic Studies Journal, 5, 7-18.
[3] См.: Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. 1996. № 1 (2). С. 26-29.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...