Себестоимость строительных работ
Учет затрат на производство Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. Затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Расходами организации (согласно ПБУ 10/99) признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Расходами (согласно НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (расходы – это затраты после их фактической оплаты). Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности (связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и продажей товаров) и прочие расходы (раньше они подразделялись на операционные, внереализационные и чрезвычайные, теперь такого деления нет). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Расходы по обычным видам деятельности учитываются на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44). Прочие расходы отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Понятие «издержки» используется в основном в Экон. теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.
Учет затрат на производство продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств. Основные принципы организации учета затрат: 1) документирование (полное отражение в учете всех операций) – на себестоимость продукции относятся только документально подтвержденные расходы; 2) неизменность принятой методологии учета в течение года; 3) регламентация состава себестоимости продукции (для целей н/о в себестоимость включаются только виды расходов, предусмотренные гл. 25 НК РФ); 4) согласование с плановыми и нормативными показателями. Основные задачи учета затрат: 1) своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов; 2) контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
*** Пояснения к схеме: Условно-постоянные затраты – их абсолютная величина не зависит от изменения объема производства (затраты на подготовку и освоение производства продукции, расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны и др. общепрозв-ные и общехоз-ные расходы). Условно-переменные – размер их изменяется пропорционально изменению объема производства продукции (затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, з/пл. производственных рабочих и т.п.). Различают переменные издержки: - пропорциональные – изменяются в зависимости от степени загрузки производственных мощностей (аккордная з/пл.); - прогрессивные –повышаются быстрее степени загрузки произв. мощностей (надбавки к з/пл. за сверхурочную работу, допл. за раб. в праздники, выходные, расходы на брак); - дегрессивные – растут медленнее, чем кол-во произведенной продукции (скидки с цены при закупках большого кол-ва продукции).
Себестоимость строительных работ Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость строительных работ – затраты строительной организации на производство строит. работ и сдачу заказчику. Расчет себестоимости продукции называют калькулированием, а отчет о себестоимости – калькуляцией. В строительстве используются показатели сметной, плановой и фактической себестоимости СМР. Сметная себестоимость определяется в процессе составления комплекта проектных документов по сметным нормам и текущим ценам на момент ее расчета. Плановая себестоимость – прогноз величины затрат организации на проведение определенного комплекса СМР. Фактическая себестоимость – сумма затрат, произведенных в ходе выполнения заданного комплекса работ. Чем ниже себестоимость, тем эффективнее используются ресурсы на предприятии, тем дешевле обходится выполнение работ Затраты на производство строительных работ могут группироваться по элементам и статьям расходов. Группировка по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизация ОС, прочие затраты. Этот вид группировки необходим для определения общей потребности в сырье, материалах, топливе, энергии, применяется при составлении сметы затрат на производство. Группировка по статьям расходов: материалы, расходы на оплату труда рабочих, расх. по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов, накладные расходы (это типовые статьи, перечень их может корректироваться). Этот вид для целей управления и планирования. Структура затрат на производство работ по договорам строительного подряда по статьям в строительных организациях (по фактической себестоимости; в процентах к итогу)
В статью " Материалы " включаются затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов. Затраты на материалы определяются исходя из их фактической себестоимости.
Спецификой деятельности строительной организации является значительный оборот возвратной тары. При заключении договора купли-продажи (поставки) покупатель может предусмотреть возможность возврата многооборотной тары продавцу товара. Если по условиям договора многооборотная тара подлежит возврату поставщику и является его собственностью, то в бух. учете строительной организации стоимость тары, в которой поступил товар, следует учитывать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Из затрат на материалы, отражаемых в себестоимости строительных работ, исключается стоимость возвратных отходов (остатки материалов, деталей и других материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе выполнения строительных работ и утратившие полностью или частично потребительские качества исходных ресурсов (физические или химические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению). По статье "Материалы" не отражаются затраты на материалы, зап. части, энергию и смазочные материалы, предназначенные для содержания и эксплуатации строительных машин и механизмов, затраты на материалы, используемые в подсобных производствах, обслуживающих и прочих хозяйствах строительной организации, а также затраты на материалы, расходуемые на административно-хозяйственные нужды строительства, предусматриваемые в составе накладных расходов. Учет материалов ведется на счете 10. По дебету счета 10 отражается поступление материалов, по кредиту - выбытие материалов из хозяйственного оборота организации в связи с их отпуском (списанием) на производственные нужды, нужды управления организацией, продажей на сторону и другими направлениями выбытия. В строительных организациях по статье " Расходы на оплату труда рабочих " отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), занятых непосредственно на строительных работах, исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда.
В составе данной статьи не отражаются оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта стройки к сдаче и др.), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе. Отражение начисления заработной платы на счетах бухгалтерского учета:
В статью " Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов " включаются: - затраты по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда работников: рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов и других рабочих профессий), и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад); - затраты материальных ресурсов (в т.ч. топливо и энергия) на эксплуатационные цели; - амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе ОС; - арендная плата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором; - затраты на тех. обслуживание и диагностирование строит. машин и механизмов; - затраты на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов; в случае образования резервов - отчисления в ремонтный фонд или в резерв на ремонт; - затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая з/пл. рабочих, занятых на погрузке и разгрузке; - прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.
Затраты по этой статье рассчитываются исходя из проектной потребности времени работы машин и механизмов в машино-сменах (машино-часах), включая затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и эксплуатацией машин и механизмов. Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, используемых на работах, выполняемых не по договорам на строительство, а также затраты на содержание строительных машин и механизмов, сданных в аренду, в себестоимость строительных работ не включаются. Затраты по эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов в строительной организации учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списываются на соответствующие счета учета их использования (производства и др.). Возможны 3 варианта списания затрат:
Расходы на перевозку материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая расходы по оплате труда рабочих по погрузке и загрузке, осуществляются вспомогательными производствами или сторонними организациями. В зависимости от этого произведенные расходы ежемесячно списываются в дебет счета 25 с кредита соответствующих счетов: Д 25 К 23 - на сумму расходов, произведенных автотранспортным подразделением строительной организации, Д 23 К 76 - на сумму расходов, подлежащих оплате сторонним автотранспортным организациям, прочих затрат, связанных с эксплуатацией строительных машин и механизмов.
В статье " Накладные расходы " находят отражение следующие затраты: - административно-хозяйственные расходы; - расходы на обслуживание работников строительства; - расходы на организацию работ на строительных площадках; - прочие накладные расходы; - затраты, не учитываемые в нормах накл. расходов, но относимые на накл. расходы. Накладные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" Организация учета затрат Предприятия определяют 2 вида учета затрат на производство: одни – для целей бух. учета, другой – для целей налогообложения. В бух. учете себестоимость продукции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализацией продукции в отчетном периоде. В себестоимость продукции включаются фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Себестоимость, как элемент учета для целей н/о, является величиной, уменьшающей налоговую базу. Поэтому для целей н/о фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, лимитов, устанавливаемых государством. Основным методом учета затрат в производстве строительных работ и калькулировании себестоимости строительной продукции является позаказный метод, при котором объект учета - отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с договором, заключенным с заказчиком, на производство работ, по которому ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ по договору. Отличием позаказного метода является формирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. Отчетную калькуляцию при позаказном методе учета составляют после того, как работы по заказу будут полностью выполнены, что является существенным недостатком этого метода. Сущность позаказного метода заключается в том, что все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным заказам на выполнение строительных работ, т.е. прямые затраты легко идентифицировать с конкретным заказом. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленным методом распределения. Фактическая себестоимость изделий, изготавливаемых по заказу, определяется после его выполнения. До этого все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Затраты, которые собирают по каждому заказу, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы Прямые затраты относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию, выполняемые заказы, договоры, услуги и т. д. При использовании данного метода на счете 20 открывают субсчета под определенные заказы, которым присваивают свой шифр. И на аналитических счетах последовательно нарастающим итогом собирают все фактические затраты. Внутри заказа расходы группируют по элементам затрат. Обычно к основным статьям прямых расходов относят: – сырье и материалы за минусом возвратных отходов; – зарплату производственных рабочих или исполнителей проектов, а также страховые взносы, начисленные на нее; – стоимость спецоборудования; – услуги субподрядчиков. Косвенные расходы Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ относят к косвенным накладным затратам. Они составляют значительную часть расходов и подразделяются, как правило, на две группы: общепроизводственные (учитывают на счете 25) и общехозяйственные (отражают на счете 26). Их распределяют по заказам согласно принятой базе (это может быть оплата труда производственного персонала, основные материалы при изготовлении продукции и т.д.). Затем рассчитать ставку распределения путем деления суммы косвенных затрат на величину базы распределения. И наконец, определить сумму косвенных затрат. В бухучете возможно два варианта калькулирования себестоимости продукции: по полной и неполной производственной себестоимости. В первом случае накладные расходы распределяют по заказам и списывают в конце месяца: Д 20 К 25 (26) – списаны общепроизводственные и общехозяйственные расходы на стоимость заказа. При расчете неполной производственной себестоимости общехозяйственные расходы в конце месяца включают в себестоимость продаж: Д 90 К 26 – отражено списание общехозяйственных расходов. Если же реализации в данном месяце не было, то общехозяйственные расходы относят на расходы будущих периодов: Д 97 К 26 – списаны общехозяйственные расходы. В бухгалтерской учетной политике необходимо утвердить способ распределения накладных расходов. Также там должен быть прописан порядок списания общехозяйственных расходов. Документальное оформление выполненных работ Формы первичной учетной документации в строительстве утверждены Постановлением Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». К ним относятся следующие: · КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»; · КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»; · КС-6а «Журнал учета выполненных работ»; · КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»; · КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»; · КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»; · КС-17 «Акт о приостановлении строительства»; · КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству». Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|