Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Себестоимость строительных работ

Учет затрат на производство

Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. Затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).

Расходами организации (согласно ПБУ 10/99) признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Расходами (согласно НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (расходы – это затраты после их фактической оплаты).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности (связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и продажей товаров) и прочие расходы (раньше они подразделялись на операционные, внереализационные и чрезвычайные, теперь такого деления нет).

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Расходы по обычным видам деятельности учитываются на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).

Прочие расходы отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Понятие «издержки» используется в основном в Экон. теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

Учет затрат на производство продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Основные принципы организации учета затрат:

1) документирование (полное отражение в учете всех операций) – на себестоимость продукции относятся только документально подтвержденные расходы;

2) неизменность принятой методологии учета в течение года;

3) регламентация состава себестоимости продукции (для целей н/о в себестоимость включаются только виды расходов, предусмотренные гл. 25 НК РФ);

4) согласование с плановыми и нормативными показателями.

Основные задачи учета затрат:

1) своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов;

2) контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

*** Пояснения к схеме:

Условно-постоянные затраты – их абсолютная величина не зависит от изменения объема производства (затраты на подготовку и освоение производства продукции, расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны и др. общепрозв-ные и общехоз-ные расходы).

Условно-переменные – размер их изменяется пропорционально изменению объема производства продукции (затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, з/пл. производственных рабочих и т.п.).

Различают переменные издержки:

- пропорциональные – изменяются в зависимости от степени загрузки производственных мощностей (аккордная з/пл.);

- прогрессивные –повышаются быстрее степени загрузки произв. мощностей (надбавки к з/пл. за сверхурочную работу, допл. за раб. в праздники, выходные, расходы на брак);

- дегрессивные – растут медленнее, чем кол-во произведенной продукции (скидки с цены при закупках большого кол-ва продукции).

 

Себестоимость строительных работ

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Себестоимость строительных работ – затраты строительной организации на производство строит. работ и сдачу заказчику.

Расчет себестоимости продукции называют калькулированием, а отчет о себестоимости – калькуляцией.

В строительстве используются показатели сметной, плановой и фактической себестоимости СМР.

Сметная себестоимость определяется в процессе составления комплекта проектных документов по сметным нормам и текущим ценам на момент ее расчета.

Плановая себестоимость – прогноз величины затрат организации на проведение определенного комплекса СМР.

Фактическая себестоимость – сумма затрат, произведенных в ходе выполнения заданного комплекса работ.

Чем ниже себестоимость, тем эффективнее используются ресурсы на предприятии, тем дешевле обходится выполнение работ

Затраты на производство строительных работ могут группироваться по элементам и статьям расходов.

Группировка по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизация ОС, прочие затраты. Этот вид группировки необходим для определения общей потребности в сырье, материалах, топливе, энергии, применяется при составлении сметы затрат на производство.

Группировка по статьям расходов: материалы, расходы на оплату труда рабочих, расх. по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов, накладные расходы (это типовые статьи, перечень их может корректироваться). Этот вид для целей управления и планирования.

Структура затрат на производство работ по договорам строительного подряда по статьям в строительных организациях (по фактической себестоимости; в процентах к итогу)

Показатель/Годы  
Все затраты  
в том числе по статьям:  
материалы 43,3
оплата труда рабочих 14,3
затраты на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов 12,5
накладные расходы 29,9

 

В статью " Материалы " включаются затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов. Затраты на материалы определяются исходя из их фактической себестоимости.

Спецификой деятельности строительной организации является значительный оборот возвратной тары. При заключении договора купли-продажи (поставки) покупатель может предусмотреть возможность возврата многооборотной тары продавцу товара. Если по условиям договора многооборотная тара подлежит возврату поставщику и является его собственностью, то в бух. учете строительной организации стоимость тары, в которой поступил товар, следует учитывать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Из затрат на материалы, отражаемых в себестоимости строительных работ, исключается стоимость возвратных отходов (остатки материалов, деталей и других материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе выполнения строительных работ и утратившие полностью или частично потребительские качества исходных ресурсов (физические или химические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению).

По статье "Материалы" не отражаются затраты на материалы, зап. части, энергию и смазочные материалы, предназначенные для содержания и эксплуатации строительных машин и механизмов, затраты на материалы, используемые в подсобных производствах, обслуживающих и прочих хозяйствах строительной организации, а также затраты на материалы, расходуемые на административно-хозяйственные нужды строительства, предусматриваемые в составе накладных расходов.

Учет материалов ведется на счете 10. По дебету счета 10 отражается поступление материалов, по кредиту - выбытие материалов из хозяйственного оборота организации в связи с их отпуском (списанием) на производственные нужды, нужды управления организацией, продажей на сторону и другими направлениями выбытия.

В строительных организациях по статье " Расходы на оплату труда рабочих " отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), занятых непосредственно на строительных работах, исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда.

В составе данной статьи не отражаются оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта стройки к сдаче и др.), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.

Отражение начисления заработной платы на счетах бухгалтерского учета:

Дебет Кредит Содержание
20, 23, 29   Начисление заработной платы рабочим основного (вспомогательного, обслуживающего) производств
25, 26   Начисление заработной платы работникам, обслуживающим основное (вспомогательное) производство, или управленческому персоналу

 

В статью " Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов " включаются:

- затраты по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда работников: рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов и других рабочих профессий), и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад);

- затраты материальных ресурсов (в т.ч. топливо и энергия) на эксплуатационные цели;

- амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе ОС;

- арендная плата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором;

- затраты на тех. обслуживание и диагностирование строит. машин и механизмов;

- затраты на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов; в случае образования резервов - отчисления в ремонтный фонд или в резерв на ремонт;

- затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая з/пл. рабочих, занятых на погрузке и разгрузке;

- прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

Затраты по этой статье рассчитываются исходя из проектной потребности времени работы машин и механизмов в машино-сменах (машино-часах), включая затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и эксплуатацией машин и механизмов.

Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, используемых на работах, выполняемых не по договорам на строительство, а также затраты на содержание строительных машин и механизмов, сданных в аренду, в себестоимость строительных работ не включаются.

Затраты по эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов в строительной организации учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списываются на соответствующие счета учета их использования (производства и др.). Возможны 3 варианта списания затрат:

Дебет Кредит Содержание
1. Создание резерва на ремонт строительных машин и механизмов (данный способ позволяет минимизировать колебания уровня себестоимости строительной продукции в течение отчетного года)
    на сумму отчислений в резерв
    фактически осуществленные расходы по ремонту, если ремонт производится специализированным подразделением
    фактически осуществленные расходы по ремонту, когда для ремонта привлекаются сторонние организации
2. Фактически осуществленные расходы относятся на расходы будущих периодов для последующего равномерного списания на себестоимость
  23, 60 на сумму фактических расходов
    на сумму расходов, списываемых ежемесячно по нормативу, определенному расчетным путем
3. Расходы списываются непосредственно на затраты в месяце их возникновения
  23, 60 на сумму фактически произведенных расходов
  10, 60, 69, 70, 76 и т.д. затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая заработную плату рабочих, занятых на погрузке и разгрузке, а также затраты на вывоз и ввоз грунта

Расходы на перевозку материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая расходы по оплате труда рабочих по погрузке и загрузке, осуществляются вспомогательными производствами или сторонними организациями. В зависимости от этого произведенные расходы ежемесячно списываются в дебет счета 25 с кредита соответствующих счетов:

Д 25 К 23 - на сумму расходов, произведенных автотранспортным подразделением строительной организации,

Д 23 К 76 - на сумму расходов, подлежащих оплате сторонним автотранспортным организациям, прочих затрат, связанных с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

 

В статье " Накладные расходы " находят отражение следующие затраты:

- административно-хозяйственные расходы;

- расходы на обслуживание работников строительства;

- расходы на организацию работ на строительных площадках;

- прочие накладные расходы;

- затраты, не учитываемые в нормах накл. расходов, но относимые на накл. расходы.

Накладные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы"

Организация учета затрат

Предприятия определяют 2 вида учета затрат на производство: одни – для целей бух. учета, другой – для целей налогообложения.

В бух. учете себестоимость продукции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализацией продукции в отчетном периоде. В себестоимость продукции включаются фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль и рентабельность.

Себестоимость, как элемент учета для целей н/о, является величиной, уменьшающей налоговую базу. Поэтому для целей н/о фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, лимитов, устанавливаемых государством.

Основным методом учета затрат в производстве строительных работ и калькулировании себестоимости строительной продукции является позаказный метод, при котором объект учета - отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с договором, заключенным с заказчиком, на производство работ, по которому ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ по договору. Отличием позаказного метода является формирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени.

Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. Отчетную калькуляцию при позаказном методе учета составляют после того, как работы по заказу будут полностью выполнены, что является существенным недостатком этого метода.

Сущность позаказного метода заключается в том, что все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным заказам на выполнение строительных работ, т.е. прямые затраты легко идентифицировать с конкретным заказом. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленным методом распределения.

Фактическая себестоимость изделий, изготавливаемых по заказу, определяется после его выполнения. До этого все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.

Затраты, которые собирают по каждому заказу, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы

Прямые затраты относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию, выполняемые заказы, договоры, услуги и т. д. При использовании данного метода на счете 20 открывают субсчета под определенные заказы, которым присваивают свой шифр. И на аналитических счетах последовательно нарастающим итогом собирают все фактические затраты. Внутри заказа расходы группируют по элементам затрат. Обычно к основным статьям прямых расходов относят:

– сырье и материалы за минусом возвратных отходов;

– зарплату производственных рабочих или исполнителей проектов, а также страховые взносы, начисленные на нее;

– стоимость спецоборудования;

– услуги субподрядчиков.

Косвенные расходы

Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ относят к косвенным накладным затратам. Они составляют значительную часть расходов и подразделяются, как правило, на две группы: общепроизводственные (учитывают на счете 25) и общехозяйственные (отражают на счете 26). Их распределяют по заказам согласно принятой базе (это может быть оплата труда производственного персонала, основные материалы при изготовлении продукции и т.д.).

Затем рассчитать ставку распределения путем деления суммы косвенных затрат на величину базы распределения. И наконец, определить сумму косвенных затрат.

В бухучете возможно два варианта калькулирования себестоимости продукции: по полной и неполной производственной себестоимости. В первом случае накладные расходы распределяют по заказам и списывают в конце месяца:

Д 20 К 25 (26) списаны общепроизводственные и общехозяйственные расходы на стоимость заказа.

При расчете неполной производственной себестоимости общехозяйственные расходы в конце месяца включают в себестоимость продаж:

Д 90 К 26 – отражено списание общехозяйственных расходов.

Если же реализации в данном месяце не было, то общехозяйственные расходы относят на расходы будущих периодов: Д 97 К 26 – списаны общехозяйственные расходы.

В бухгалтерской учетной политике необходимо утвердить способ распределения накладных расходов. Также там должен быть прописан порядок списания общехозяйственных расходов.

Документальное оформление выполненных работ

Формы первичной учетной документации в строительстве утверждены Постановлением Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». К ним относятся следующие:

· КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;

· КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;

· КС-6а «Журнал учета выполненных работ»;

· КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»;

· КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»;

· КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»;

· КС-17 «Акт о приостановлении строительства»;

· КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».

Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...