Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1.Формирование армий противников




Содержание

 

Введение

Глава 1.Формированиеармий противников

1.1. Формирование красной армии

1.2. Формирование белых соединений

Глава 2. Стратегия и тактика противников в ходе боевых операций

2.1. Характер стратегии и тактики красных

2.2. Характер стратегии и тактики белых

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность исследования. В последние годы в российской исторической науке заметно усилился интерес к проблемам советской истории.Негативные оценки «советского опыта» постепенно переходят из сферы идеологии в пространство историографии, с ее исследовательскими приемами и научными оценочными критериями. В ряду современных дискуссионных вопросов одно из центральных мест занимают проблемы истории гражданской войны в России. Резкая, часто мало аргументированная критика, сменилась стремлением осмыслить противоречивые процессы этого сложного этапа нашей истории, что неизбежно привело к развитию исследовательской проблематики, расширению корпуса вводимых в научный оборот источников, совершенствованию методов изучения исторической информации.

Однако исследовательские усилия, как правило, направлены на переосмысление традиционных проблем, таких, как военно-политическая и социально-экономическая составляющая гражданского противостояния. При этом вне поля зрения остаются вопросы, связанные со стратегией и тактикой противоборствующих сторон.

Историография. В российской исторической науке сложилась достаточно развитая традиция обращения к проблемам гражданской войны в России. В то же время, несмотря на значительное количество опубликованных работ, тема, связанная со стратегией и тактикой противоборствующих сторон до настоящего времени не стала предметом специального исследования.

Привлеченная в курсовой работе литература условно может быть разделена на группы. К первой группе относятся работыпо истории гражданской войны историографического и источниковедческого характера[1], позволившие осмыслить процесс освоения историками проблемы в целом и ее локальных составляющих. Развитие историографии дает представление о смене научных парадигм, в должной мере не реализованных исследовательских возможностей.

К особой группе целесообразно отнести фундаментальные исследования по истории гражданской войны в России[2]. Центральной исследовательской проблемой в работах данного вида стали вопросы военного противостояния революционных и контрреволюционных сил. И хотя события, происходившие в эти годы на Кубани, выглядят в них фрагментарно, тем не менее, их симбиоз позволяет достаточно четко представить место и значение кубанских событий в общероссийском процессе.

В отдельную группу можно выделить специальные работы по истории гражданской войны в отдельных регионах России[3]. В них на общем фоне событий, происходивших в стране, исследуется широкий круг проблем регионального характера: социально-экономические и политические особенности. Данные исследования, как правило, базируются на источниках, извлеченных из центральных и местных архивов: основываясь на широком документальном материале, авторы обстоятельно анализируют военно-политическую и социально-экономическую обстановку, определяющую расстановку сил в рассматриваемых районах.

Объектом исследования является гражданская война в России как общеисторическое явление, имеющее общие характеристики и специфические особенности.

Предметом исследования стала стратегия и тактика противоборствующих сил.

Цель даннойработы заключается в исследовании стратегии и тактики противоборствующих сил в гражданской войне России 1918 года.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть вопросы формирование красной армии;

2) выявить специфику формирования белых соединений;

3) определить характер стратегии и тактики красных;

4) обосновать характер стратегии и тактики белых.

Источники. В современных условиях, когда заметно усиливается интерес отечественных и зарубежных ученых к вопросам советской истории, вполне обоснованно на первый план выдвигается проблема источников. При разработке темы диссертации учитывалась адекватность формирующейся источниковой базы цели и задачам проводимого исследования. При этом важно подчеркнуть, что советская историография имела значительный опыт источниковедческой работы, в том числе и с такой сложной группой материалов, как документы, отразившие события гражданской войны[4].

Первые документы стали публиковаться уже в годы гражданской войны. Одним из первых тематических изданий стал сборник документов «Гражданская война 1918-1921 гг.»[5]. В нем нашли отражение многие события, происходившие на юге страны: в частности, формирование вооруженных сил, характеристика военно-стратегической обстановки, ход военных действий. Опыт публикаций тематических сборников закрепился и в кубанской историографии гражданской войны[6]. В них, как правило, содержатся выдержки из постановлений партийных органов, местных исполнительных комитетов, протоколы и резолюции съездов, инструкции различных комиссий, приказы по воинским подразделениям, циркуляры и другие материалы. В то же время нельзя не отметить значение специальных сборников протоколов Реввоенсовета за 1918-1919 годы и президиума Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) за 1917 — 1920 годы[7]. Важные документы, связанные с процессами, происходившими в культурной жизни, вошли в опубликованные тематические сборники[8].

Особую группу материалов личного характера составляют воспоминания участников и современников гражданской войны[9].

Методология курсовой работы. Основу исследования составил комплекс принципов и методов, позволивший более углубленно исследовать проблему и в итоге разрешить поставленные исследовательские задачи. Методологическую основу диссертации составили общеметодологические принципы объективности, историзма, ценностности. Объективность исторических знаний является достаточно сложной проблемой: одно и то же событие прошлого может по-разному интерпретироваться в разной культурной среде. Эта мысль в полной мере подтверждается при изучении материалов по истории гражданской войны.

К общеметодологическим по своей сути относится принцип историзма, позволивший исследовать проблему в ее причинности и последовательности, объяснить гражданскую войну с точки зрения идеологической составляющей. При изучении переломных периодов в истории значимым представляется оценочный (ценностный) принцип. Такие явления, как гражданская война, требуют определенным ценностным образом маркировать исторические события[10], используя такие научные категории, как «значение», «роль». К сожалению, оценочный уровень нередко связан с факторами, лежащими за пределами науки и отражающими общественные настроения. Так, если в советской историографии позитивный пафос был направлен на «красную» составляющую, то в последние годы акценты стали расставляться по-новому: во всех трагических событиях гражданской войны, как правило, обвиняются большевики.

Особое место занимает историко – сравнительный метод, позволяющий проводить сопоставления, устанавливать параллели. Применение этого метода дает возможность изучить исторические факты как в тесной взаимосвязи с реальной обстановкой, в которой они возникли и действуют, так и в качественном изменении на различных этапах развития.

Географические рамки исследования условно включают современную территорию Российской Федерации[11].

Хронологические границы работы охватывают период с 1917 по 1921 год, т. е. события от Февральской революции до завершения гражданской войны на территории России.

Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.


Глава 1.Формирование армий противников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...