Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Малое предпринимательство в республике татарстан: проблемы и тенденции развития

В настоящее время малое предпринимательство занимает прочные позиции на рынке, являясь одним из факторов экономического роста Республики Татарстан. Диагностирование малого бизнеса становится наиболее актуальным для принятия оперативных управленческих решений, совершенствования и оптимизации программ по поддержке малого пред­принимательства в республике.

Систематический мониторинг тенденций развития малого бизнеса в Татарстане позволяет получить надежную, адекватную информацию об основных параметрах развития предпринимательской деятельности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 586 от 28.08.2001г. "О ведении мониторинга состояния развития субъектов малого предпринимательства" Татарстанстатом ежегодно проводятся социологические исследования малого предпринимательства, последнее из которых - в июле 2004 года. В ходе проекта основной упор сделан на изучение внешней среды функционирования частного бизнеса, условий ведения и перспектив развития предпринимательства в республике. [6, с. 17]

В интервьюировании приняли участие 435 респондентов, репрезентативно представляющих различ­ные сферы малого бизнеса. Для большей части предпринимателей (23,2%) основным видом деятельности является торговля и общественное питание. В то же время довольно большое количество респондентов задействовано в материальном производстве (рис. 1).

Так, основным видом деятельности для 14,3% предпринимателей является строительство, 10,8% - промышленность - производство товаров народного потребления, 10,3% - транспортные перевозки. Оказанием услуг различного характера (риэлторских, правовых, бытовых, здравоохранения, образования, организации досуга и пр. социальных услуг) занято около 40% респондентов. При этом практически равные доли респондентов приходятся на представителей малого бизнеса (48,7%) и частных предпринимателей без образования юридического лица (51,3%). В обследованиях предыдущих лет отмечалось значительное преобладание юридических лиц. [6, с. 17]

 

Рис.1

 

Условия ведения бизнеса

 

Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. По данным обследования 2004 года об улучшении условий ведения бизнеса в сфере производства и оказания услуг заявило 29,4% респондентов. В целом за период обследования (2001-2004гг.) улучшение по данной категории стабильно отмечают 28-32% бизнесменов. Положительным моментом является некоторое снижение числа респондентов (на 4,7 процентных пункта), отмечающих ухудшение условий для производства товаров и услуг при увеличении числа ответивших об их неизменности (на 6,5 процентных пункта), (рис. 2). [6, с. 18]

 

Рис. 2

Мнение предпринимателей об изменении условий ведения бизнеса в июле 2004 года

 

 

Предпринимательство, как и любая другая производственно-коммерческая деятельность, требует успешной реализации продукции и востребования услуг. Наиболее благоприятная ситуация с получением новых заказов для предпринимателей сложилась в 2001 году, когда об улучшении условий по данному критерию свидетельствовали 33,2% респондентов. В последующие два года предприниматели отмечают нарастание проблем поиска новых заказов на производство продукции и уже некоторое улучшение в 2004 году. Ситуация с успеваемостью выполнения заказов по оценкам предпринимателей в 2001-2004гг. несколько ухудшается: об улучшении свидетельствуют лишь 17,7% респондентов, против 27% в 2001 году.

Позитивная динамика цен на продукцию, отвлеченная респондентами, в большей степени обусловлена стабилизацией курса доллара. С 2001 года до настоящего времени наблюдается увеличение числа предпринимателей, отметивших, что цены на продукцию за этот период стали более доступными (с 14,2% до 20% респондентов). Конечно, ценообразование существенно зависит от отраслевой принадлежности предпринимателя. Так, бизнесмены-производственники имеют значительные материальные издержки, на которые ориентируются в процессе ценообразования и, соответственно, более остро ощущают колебания цен. Респонденты сферы промышленности и строительства отметили улучшение ситуации по критерию «цен на продукцию» за обследуемый период в 2 раза. Представители торговли и сферы обращения в первую очередь ощущают изменение спроса на товары и услуги, обусловленное колебанием цен, и на вопрос о ценах на продукцию реагируют стабильно. Ухудшение ситуации по данному критерию в 2,5 раза за 2001-2004гг. отмечают представители транспорта, где наиболее значимыми факторами ценообразования являются цены конкурентов и собственные издержки приобретения основного капитала.

Рынок труда является самым стабильным фактором развития предпринимательства - с ним связаны наименьшие оценки изменения условий ведения бизнеса. Большая часть предпринимателей (свыше 60%) традиционно считают фактор занятости в малом бизнесе устойчивым, не требующим в настоящее время усиленного внимания. [6, с. 18]

В целом общие условия для ведения бизнеса рассматриваются предпринимателями сдержанно: как относительно благоприятные или улучшающиеся их охарактеризовали только около j респондентов. Довольно отчетливо прослеживается отраслевая специфика развития предпринимательства: по данным опросов за 2001-2004гг. наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства; ухудшение условий - в области транспорта, торговли и общественного питания. Различия обусловлены уровнем развития отраслей в сфере предпринимательства и их функциональными особенностями.

Налогообложение. В отношении налогообложения малых предприятий действуют специальные режимы налогообложения. По данным опросов лишь 50%-60% респондентов известно об этом законопроекте. Такая ситуация обусловлена недостаточными знаниями предпринимателей в области экономики и фискальной политики, отсутствием своевременной и полной информации о правилах налогообложения. Кроме того, низкая осведомленность пред­принимателей о налоговых законодательствах свидетельствует о высокой доле теневого оборота.

С 8 декабря 1995 года на территории Российской Федерации действует закон об упрощенной системе налогообложения, предусматривающий замену уплаты налога на прибыль организаций (доходы - для физических лиц), налога на имущество организаций (физических лиц) и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей). По результатам анкетирования 2004 года, 83,3% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием. Максимальное количество предпринимателей, довольных этим законопроектом, заняты в сфере транспорта (90,3%) и торговли (86,4%). При этом число респондентов, положительно реагирующих на введение единого налога, из года в год стабильно увеличивается. [6, с. 18]

Федеральный Закон о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности был принят 16 июля 1998 года и претерпел редакции в 1999, 2001 и 2002 годах. В редакции Федерального закона от 31. 12.2002 года № 191-ФЗ уплата организациями данного налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доход с физических лиц, налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

После перехода на единый налог на вмененный доход, по мнению 28,7% опрошенных в 2004 году, сумма уплаченных ими налогов стала мень­ше, 19,6% респондентов считают, что стали платить больше, 51,7% опрошен­ных не находят изменений в этой области. Динамика числа ответивших на данный вопрос в период обследований 2001-2004гг. носит неустойчивый характер. При этом количество респондентов, свидетельствующих об уменьшении налоговых сумм варьируется от 24% до 47%, об увеличении - от 9% до 24%. Стабильно около половины предпринимателей не ощущают на себе влияния налоговых нововведений. (Рис. 3)

Рис. 3

Оценка респондентами изменения условий налогообложения для своего предприятия после перехода на единый налог на вмененный доход, %

 

 

По поручению Президента Рос­сии Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о льготном налого­обложении для малого бизнеса, в котором разработан специальный режим применения единого налога на вмененный доход. Первый вариант -8% налог с выручки (без учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм, направленных на пенсионное страхование работников). Второй вариант - 20% налог с чистой прибыли (все доходы минус расходы, связанные с извлечением этой прибыли). [6, с. 19]

Мнения предпринимателей на вопрос о предпочтении одного из вышеуказанных вариантов налогообложения разделились поровну, с незначительным перевесом (в 2004 году на 2 процентах пункта) в сторону 20% налога с чистой прибыли. При этом предпочтение 8% налогу с выручки отдают предприниматели, занятые на транспорте (70,6%). В сфере торговли и общественного питания картина обратная: 71,4% считают наиболее приемлемым 20% налог с чистой прибыли. Предприниматели сферы материального производства (промышленность, строительство) показал и одинаковое отношение к обоим вариантам налогообложения.

В результате налоговых нововведений по оценкам предпринимателей механизм представления отчетности органам государственной власти существенно не упростился. В обследовании 2004 года, в среднем по предложенной номенклатуре органов власти, 1/3 респондентов заявила об упрощении процедуры отчетности, оставшиеся 2/3 признают механизм предоставления отчетности неизменным. Наибольшие оценки об упрощении отчетное™ (35,4%) высказаны относительно налоговой инспекции. Опрос 2001 года носит более оптимистичный характер и насчитывает около половины положительных оценок. Неизменной в плане сложности предоставления отчетов в 2001-2004гг. отмечается ситуация по отчетности Татарстанстату и фонду социального страхования. [6, с. 19]

Производственные площади и вопросы аренды. Следующая проблема, стоящая на сегодняшний день перед предпринимателями республики - нехватка производственных площадей. Актуальность этой проблемы за период обследования 2001-2004гг. не снижается: если в 2001 году нехватку площадей ощущали 51% опрошенных, то в 2004 году - 47%. Наиболее остро нужду в производственных площадях испытывают предприниматели обрабатывающих производств, в первую очередь, по причине нехватки финансовых ресурсов на аренду помещения, высоких арендных ставок. Менее остро потребность в площадях ощущают представители торговли и сферы обращения, имеющие в силу специфики своей деятельности большее количество свободных финансовых средств, и столь остро не нуждающиеся в больших торговых площадях. Как свидетельствуют данные опросов, предпринимателей-промышленников желает иметь площади свыше 200 кв. метров, а представителей торгового бизнеса (30%) устроили бы помещения менее 200 кв. метров. Помимо производственно-складских и торговых площадей, малый бизнес испытывает недостаток в помещениях под офис.

Однако результаты обследований показывают, что ежегодно лишь 15% респондентов получают помещения и оборудование путем аренды. Около 80% предпринимателей не желают арендовать объекты и заявки на получение аренды не подают. Остальные - высказывают недовольство существующими условиями аренды. При этом 2/3 всех опрошенных считают, что ставки арендных платежей завышены.

По данным опросов 2001-2004гг. для малого бизнеса предпочтительна долгосрочная аренда (до 5 лет), которая устраивает более 70% предпринимателей. Потребность в краткосрочной аренде (до 1 года) в 2004 году высказали 24% респондентов, что несколько выше, чем в предыдущие годы. Наличие желающих арендовать объекты менее, чем на год, в некоторой степени свидетельствует о нестабильности бизнеса, неопределенности в успехе дела с одной стороны, с другой - о мобильности и динамичности предпринимательских действий. [6, с. 19]


2.2. Проблемы и планы предпринимателей

 

Отмеченный в ходе обследования 2004 года спектр проблем малого бизнеса не оригинален - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись предпринимателями в ходе предыдущих исследований.

По результатам обследований 2001-2004гг. особо насущными проблемами для предпринимателей традиционно являются недостаток финансовых средств (17,5% а 2004г.), высокий уровень налогообложения (15,8%), неплатежеспособность потребителей (11,7%), отсутствие рекламы (7,5%), сложности со сбытом продукции (7,4%), юридическая незащищенность (5,6%), а также многие другие, представленные на Рис. 4.

Рис. 4

Наиболее значимые проблемы предпринимательства в 2004 году, количество ответивших в % от числа опрошенных

 

недостаток финансовых средств высокий уровень налогообложения неплатежеспособность потребителей отсутствие рекламы своей деятельности затруднения со сбытом продукции

недостаток квалифицированных кадров трудности с получением кредита

уменьшение спроса на продукцию юридическая незащищенность

4,2
недостаток информации о рынке

 

При этом актуальность одних проблем из года в год нарастает, других - снижается, однако основная их масса остается неизменной.

Так, к факторам, усиливающим проблематичность ведения бизнеса, респонденты относят:

− недостаток финансовых средств;

− отсутствие рекламы своей деятельности;

− уменьшение спроса на выпускаемую или продаваемую продукцию.

Ослабление остроты проблемы наблюдается по критериям:

− высокий уровень налогообложения;

− юридическая незащищенность;

− поиск инвесторов. [6, с. 20]

Помимо социально-экономических проблем, представители малого предпринимательства сообщают о наличии административного барьера, осложняющего ведение бизнеса. А именно, существуют разногласия с предприятиями коммунальных служб в плане оказания услуг, а также с органами, выдающими сертификаты и лицензии. Так, данные исследования 2004 года показывают, что с коммунальными предприятиями проблемные ситуации возникают достаточно редко. В частности, о наличии трений с ГТС сообщили только 5,3% опрошенных (в 2003г.-8,4%), с предприятиями электросети - 5% (в 2003г. -4,2%). Чаще противоречия возникают в контактах с учреждениями, ведающими вопросами лицензирования (14%), отвода земли (9,7%), сертификации (10,1%). В целом, по сравнению с обследованиями предыдущих лет, взаимодействие предпринимателей с выше указанными службами стало менее проблемным.

В процессе своей деятельности предприниматели нередко подвергаются проверке со стороны контролирующих органов. Около 2/3 респондентов отметили, что за последние полгода их предприятие подвергалось проверке до 5 раз. Наиболее часто осуществляется контроль финансовой деятельности (49% респондентов), качества товаров и услуг (31%), организации охраны труда (24,4%). Причем давление органов, контролирующих финансовую деятельность предприятий, по сравнению с предыдущими обследованиями усилилось. [6, с. 20]

Данные обследования позволяют сделать вывод, что предприниматели настроены оптимистично и на ближайшее будущее планируют реализовать свои конструктивные экономические цели. Так, 2/3 опрошенных в качестве приоритетной цели на ближайшие полгода выбрали развитие своего основного вида деятельности.* В поиске новых рынков сбыта и обновлении ассортимента заинтересованы 44% респондентов. Каждый десятый предприниматель планирует внедрение нового оборудования it технологий, каждый шестой - создание новых рабочих мест. Данный разброс мнений сохраняется с периода проведения первого обследования 2001 года. Таким образом, приоритеты отдаются таким направлениям, которые не просто обеспечивают выживание бизнеса, но и создают основу для его дальнейшего развития.

Деятельность в малом бизнесе нередко сопряжена с коммерческим риском, опасностью рэкета, неопределенностью экономической ситуации. В связи с этим важно оценить социальное самочувствие предпринимателей. Одним из одним из способов эго оценки является самооценка настроения. Обследование 2004 года показало, что 60,8% респондентов имеют ровное, хорошее настроение, 6,2% - отличное настроение. Каждый шестой из опрошенных испытывает напряжение, тоску и страх, в предыдущем году каждый четвертый. Образ жизни, избранный предпринимателями, в той или иной мере устраивает около 3/4 респондентов, что также несколько выше, чем в предыдущем обследовании. В целом общественно-психологический климат для развития малого бизнеса в республике в настоящее время вполне благоприятный, и, судя по результатам опросов, за последние годы он до некоторой степени улучшился. [6, с. 20]

Материальное положение своих семей предприниматели оценивают всегда субъективно - у каждого свой стандарт. Но, тем не менее, почти каждый второй представитель малого бизнеса определяет его как "очень хорошее" или "хорошее" (58,6%), каждый восьмой - как «плохое» и «очень плохое». При этом количество негативных оценок за период обследования 2001-2004гг. сократилось в 2 раза. В перспективе, повышение материального благополучия своих семей видят 87% предпринимателей.

Таким образом, результаты со­циологических исследований проблем предпринимательства в 2001-2004гг. позволяют сделать следующие выводы:

−наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства;

−ухудшение условий - в области транспорта, торговли и общественного питания;

−отмечается низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законопроектах и нововведениях, (на уровне 50%);

−более 80% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием;

−в результате налоговых нововведений несколько упростился механизм предоставления отчетности в налоговую инспекцию;

−по-прежнему, S респондентов ощущает нехватку производственных площадей;

−наблюдается ослабление остроты проблем налогообложения, юридической незащищенности, поиска инвесторов при усилении актуальности недостатка финансовых ресурсов, сложностей с рекламой своей деятельности, уменьшением спроса на продукцию;

−становится менее проблемным взаимодействие предпринимателей с коммунальными службами и органами лицензирования;

−в планы предпринимателей на ближайшее будущее входит развитие своего основного вида деятельности, поиск новых рынков сбыта и обновление ассортимента продукции, создание новых рабочих мест;

−общественно-психологический климат для развития малого бизнеса вполне благоприятный. [6, с. 20]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...