Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеальный город в литературе и искусстве эпохи кватроченто: миф и реальность

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Работу выполнила Агеева Полина Владимировна

Факультет ФИСМО

Специальность - 030401- История

Нормоконтролер, ст. лаборант Р.Ш. Кузнецова

 

Краснодар 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Зарождение итальянского гуманизма XV века

. Утопия в культуре кватроченто

. Идеальный город в литературных произведениях гуманистов XV века

. Идеальный город и его прототип

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

XV век в искусстве Италии характеризуется как эпоха кватроченто. Практически все произведения этого периода построены на фундаменте Римского Классицизма и творениях мастеров эпохи дученто. В эпоху кватроченто мастера пытаются найти решения многих задач, не затронутых ранее. Художников привлекают такие моменты как линейная перспектива. Большое внимание уделяется изучению природы, как совершенному идеалу, Абсолутной истине. В зодчестве активно используются античная, римская и византийская традиции. Эти традиции дополняются и синтезируются, приобретая индивидуальные качества эпохи кватроченто. Данный период характеризуется, как эпоха расцвета монументальной скульптуры, отдельные изображения и скульптурные группы начинают выноситься на площади, скульптура утрачивает тесную связь с архитектурой. Широкое распространение получает скульптурный портрет. В изображенных персонажах, мастера детально прорабатывают мельчайшие детали, что позволяет достичь максимального натурализма и особого психологизма героев. Живописцы в это время активно занимаются анатомическим изучением тела, причем не только человека, но и животного, изучается не только живая природа, но и не живая. Активно исследуется свет и оптика, так как именно светотень позволяет создавать объёмные изображения. Человек мыслится как эталон и изображается как отражение пейзажа. Преимущественно, такими качествами обладало искусство Италии XV века, в частности, искусство Флоренции. Большое влияние на развитие искусства XV века Италии оказала династия Медичи. Представители данной фамилии активно поощряли науку и искусство, они покровительствовали художникам, архитекторам, были щедрыми меценатами. Период истории итальянского Раннего Возрождения характеризуется серьёзными экономическими общественными изменениями. Эти изменения вскоре приведут к кардинальным изменениям в жизни западноевропейских обществ. Для итальянского кватроченто носителями новых идей стали гуманисты, создавшие новое виденье мира.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что преобразования в какой-либо из сфер человеческой жизни, вне зависимости от времени и пространства, происходят вследствие зарождения «know how» в головах отдельных людей и распространении среди масс, таким образом, становясь идеями всего общества, ведущими к изменениям в экономической, политической, духовной и социальной сферах общества. Следует отметить, что в эпоху кватроченто культурным центром Италии становится Флоренция, здесь приходит известность ко многим великим художникам, архитекторам, скульпторам. Гуманисты, прежде всего представители Платоновской академии во Флоренции, восприимчивые ко всем формам религий, совершили прорыв в будущее, от которого вскоре отступили. В XV веке рождается новый образ идеального города, отличающийся от античного отсутствием идей об общности жен, детей и имущества. Настоящая работа отвечает на вопросы: какой видели Флоренцию её прославленные жители, и какой она была на самом деле.

Объектом исследования является культура Италии эпохи кватроченто. Для объяснения произведений искусства важно понимать, в какой среде они были созданы.

Предметом исследования - идеализированный и действительный образы Флоренции XV века в произведения культуры: литературе, живописи, архитектуре и скульптуре.

Цель - проанализировать образ идеализированного города (Флоренции XV века), на основе памятников искусства эпохи кватроченто.

Основные задачи работы:

.   ознакомиться с источниками, в частности, гуманистические трактаты на основе которых создавался идеализированный образ Флоренции

.   обрисовать политическую, социальную и экономическую обстановку во Флоренции XV века

.   дать общую характеристику культуры Раннего Возрождения в Италии

.   проследить влияние Флорентийской школы на развитие итальянской культуры в XV веке

.   показать общее и особенное в идеализированном и реальном образах Флоренции.

Что касается хронологии, то здесь внести уточнения в терминологию, относящеюся к данному периоду. Термин Возрождение (от фр. -Renaissance, ит. - Rinascimento) встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Дж. Вазари для обозначения нового периода развития культуры, обращённой к античности. Термин очень точно отражал новые тенденции того времени, поэтому термин «прижился» в научной литературе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В ХХ веке Ренессанс раздели на 4 периода:

.   Проторенессанс (2-ая половина VIII века - XIV век)

.   Ранее Возрождение (XV век)

.   Высокое Возрождение (первые 20 лет XVI века)

.   Позднее Возрождение (1530 - 1590-е гг.)

Такое деление наиболее популярно в отечественной историографии, а вот на родине Возрождения учённые, не отрицая термина «Возрождение», предпочитали периоды делить по векам. В истории итальянского Возрождения и гуманизма различают два этапа: XV столетие (Кватроченто), когда преобладает интерес к общественным наукам и когда многие видные гуманисты активно участвовали в общественно-политической жизни, и XVI столетие (Высокий ренессанс), когда на первое место вышли естественные науки и искусство достигли наибольшего блеска, несмотря на то, что в Италии в этом столетии постепенно исчезают все те экономические и социально-политические условия, которые сделали возможным замечательный взлёт её культуры. В представленной работе остановимся только на втором периоде, то есть Ранее Возрождение XV век. В течении этого периода искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля.

Понимание социально-правовых проблем «Утопии» крайне затруднено, если не иметь точного представления о том, как интерпретировались категории справедливости и равенства в сочинения гуманистов гражданского направления - Колюччо Салютятти, Маттео Пальмиери, Джанноцо Маннети, Леонардо Бруни, Анджело Полициано, Марсино Фичино. Гуманистические трактаты и речи этих выдающихся деятелей своего времени и будут служить источниковой базой.

Салютати был одним из родоначальников итальянского гуманизма. Утвердил гуманистическую образованность как основу развития новой культуры. Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учёности. Гуманизм не присущ человеку от рождения, это свойство приобретается в результате упорного труда. Салютати последовательно отстаивал идеалы активной гражданской жизни в противовес аскетизму церковной морали, ратовал за философию - «учительницу жизни», доказывал главенствующую роль этики в системе гуманитарных знаний. Задачу воспитания и образования он видел в самосовершенствовании человека.

В гуманистическом учении Пальмиери основной акцент сделан на общественный характер природы человека, который раскрывается в гражданской активности, служении общему благу (определяющий принцип этики Пальмиери), в подчинении личных интересов коллективным. Принципы гражданского гуманизма, этико-политические и педагогические идеи Пальмиери изложил в диалоге «О гражданской жизни». Он не осуждал стремление к богатству, накопительству, при условии, что состояние нажито честным путём. Политический идеал Пальмиери - пополанская республика, в которой власть принадлежит как верхушке, так и среднему слою граждан. В более поздней поэме «Град жизни» Пальмиери задумывается над причинами социальной несправедливости, связывая её с господством частной собственности. Пальмиери - автор ряда исторических сочинений: «Жизнеописания Никколо Аччайуоли, «О взятии Пизы», «История Флоренции» и др. Особый интерес представляют публичные речи Пальмиери, в частности «Речь о справедливости», где обосновывается справедливость как норма морали и права. Подлинными носителями справедливости, по мысли Пальмиери, являются полноправные граждане, народ.

В основе мировоззрения Бруни - вера в безграничные творческие возможности человека и его стремление к добру. В морально философских и педагогических трактатах оставил идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм. Выступал в защиту итальянского языка как научного и литературного языка. На итальянском языке им написаны «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки» и новелла «История Антиоха, сына Селевка», на латинском - комедия «Поликсена» и «Речь Гелиогабала». Выступал против тирании, защищая республиканский строй. Бруни видел во Флоренции наследницу Древнего Рима, призванную отстоять гражданские свободы в борьбе с тиранами Милана. В «Похвале городу Флоренции» писал о своей родине так, будто идеальный город давно существует. Он считал, что наступает «золотой век», когда моральные, социальные, интеллектуальные достижения древности будут не только возрождены, но и превзойдены.

Так же к источникам можно отнести монументальный труд Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых ваятелей и зодчих». Вазари является мастером итальянской прозы, классиком науки об искусстве и художественной критики. Вазари осознавал, что живёт в переломную эпоху, поэтому решил оставить жизнеописания великих художников. В книге представлены биографии наиболее знаменитых итальянских архитекторов и скульпторов. Этот труд является единственным источником по жизнеописаниям.

Петрарка и Боккаччио оставили несколько произведений исторического содержания - биографии «знаменитых мужей» и «знаменитых женщин», среди которых наряду с историческими личностями древнего мира немало литературных персонажей. Но и биографии исторических лиц имеют значение более для истории литературы, чем для историографии. Стр.256. Первым подлинным историком среди гуманистов был Леонардо Бруни (1369-1444). Бруни вначале приобрёл известность своими переводами с греческого на латинский язык Плутарховой биографии Цицерона, первых двух книг Полибия и «Готских воин» Прокопия. Главными и оригинальными историческими произведениями Бруни являются «Комментарий к событиям своего времени» и «12 книг Флорентийских историй».

Историографию следует разделить на два блока: отечественная и зарубежная. Отечественные учённые, которые занимались изучением Флоренции эпохи кватроченто: Брагина Л.М., Бояджиев Г.Н., Баткин Л. М., Вернадская Е.В., Головин В.П., Кудрявцев О.Ф., Грещенков В.Н., Гуковский М.А., Данилова И.Е., Муратов П.П., Лосев Л.Ф., Ревякина Н.В. и другие.

Брагина Лидия Михайловна внесла огромный вклад в изучение итальянского гуманизма. В её работах рассматриваются идейные предпосылки и истоки утопических течений, социально-политическая атмосфера, в которой формировалась гуманистическая мысль; исследуются этапы и пути развития итальянского гуманизма в XIV-XV веках. Баткин Л.М. работал над определением понятия «гуманизм». Он предлагает рассматривать гуманизм не как часть или сторону Ренессанса, а как фокус типа культуры Возрождение. По его мнению, нужно подвергнуть анализу не только предметное содержание итальянского гуманизма, сколько стиль гуманистического философствования.

В обобщающем труде Даниловой Ирины Евгеньевны, доктора искусствоведенья, «Итальянский город XV века: реальность, миф, образ» создаётся целостная культурно-историческая концепция Возрождения и в силу этого затрагивается проблема становления самосознания художников той эпохи. Так же итальянский город XV века рассматривается как культурный и исторический феномен. В работе анализируется Флоренция как характерный город эпохи Возрождения, увиденный глазами современников. Так же характеризуется историческая реальность города и желаемый идеальный образ. Оппозиции, лежащие в основе концепции книги, рассматриваются как отражение противоречивости мировидения эпохи Возрождения, не гармоничного, но драматичного.

Работы Мокульского С.С., Андреева М.Л. посвящены исследованию литературы и культуры итальянского Возрождения. В данных работах, говоря о развитии ренессансной литературы, все авторы в качестве одной из причин подобного феномена указывают своеобразный политический строй, установленный семьёй Медичи на культуру Флоренции.

Что касается зарубежных исследователей, то здесь такие ученные как Джулио Карло Арган-известный итальянский искусствовед, один из ведущих представителей современного классического искусствознания и художественной критики. В его работе «История итальянского искусства» в первом томе анализируется история итальянского искусства начиная с глубокой древности, исследуется искусство античности, романского и готического средневековья, зарождение стиля классического Возрождения в Италии. Второй том «Истории итальянского искусства» посвящен главным образом периоду XVI-XVII вв., связанному в Италии с эпохой Возрождения и барокко. В XVIII в. ведущим центром итальянской культуры становится Венеция, наиболее выдающимися мастерами искусства которой были Дж. Б. Тьеполо и Каналетто. Значительное внимание уделяется искусству классицизма.

Классический труд американского искусствоведа Бернарда Бернсона даёт исчерпывающее представление о различных школах и мастерах итальянского Возрождения. О каждом конкретном художнике автор рассуждает применительно к принадлежности его к одной из четырёх итальянских школ той эпохи - флорентийской, венецианской, североитальянской или среднеитальянской, блестяще определяя их стилистические особенности.

Исторические эпохи Якоб Буркхардт, швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины, рассматривает под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни он считал людей искусства - выдающихся личностей. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма, вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма. В своём самом знаменитом произведении «Культура итальянского ренессанса» он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм. Его талант в полной мере раскрылся в труде «Культура Возрождения в Италии». Ставшее классическим сочинение Я. Буркхардта не превратилось со временем в некую академическую ценность «Возрождение» является термином, который в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX в., в большей степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренассанса в Италии» (опубликованной в Базеле в 1860 году). В работе Буркгардта Ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, которые в прошлом господствовали над духовной жизнью, особенное внимание к истории, филосовский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Ренессанс, согласно Буркгардту, был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит её важная роль, она не определялась лишь воскрешением античности.

Виллари П. в работе «Джироламо Савонарола и его время» подчеркивает противоречивость личности Савонаролы, которую отразили еще современники. Одни воспринимали его как человека, одарённого красноречием, учёностью, пророческим духом и едва ли не святостью. Другие видели в нём мракобеса, врага культуры Возрождения и просто обманщика. Последующие поколения ученых считали его предшественником Лютера, борцом с папским престолом. Виллари в изучении личности и деятельности проповедника стремится к объективности и непредвзятости, показывает его, прежде всего, как человека эпохи Возрождения.

Структура работы состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения.

идеальный город флоренция кватроченто


1. Зарождение итальянского гуманизма XV века

 

В конце XIII - начале XIVвв. во Флоренции, затем и в других городах - государствах Тосканы и Северной Италии появляются первые ростки капиталистической промышленности, сначала в текстильном производстве, позднее, в XV-XVI вв., в книгопечатании, горнодобывающей промышленности, кораблестроении, в производстве предметов роскоши. Необычайно расширяются в то же время масштабы банковско-ростовщических операций и внешней торговли. Хорошо также известна роль итальянцев в подготовке испано-португальских морских экспедиций, приведших к географическим открытиям и колониальному ограблению стран Южной Азии, Африки, Америки. Итальянские дельцы, будучи банкирами папы и кредиторами европейских государей, оказывали сильное влияние и на ход политических событий в Европе. Экономические сдвиги вызвали в Италии столь значительные социальные, политические и культурные перемены, что уже некоторые современники усмотрели в них начало новой эры, которую они противопоставляли «тысячелетнему мраку» средневековья как эпоху «света», «возрождения» или «пробуждения от сна», первоначально имея в виду «новое рождение» литературы или искусства. Эти перемены раньше и ярче всего обнаружились во Флоренции.

Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI - начала XVII в.), не может рассматриваться как этап разложения средневековой схоластики. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания. Философия Возрождения строится на иных основаниях, она возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, пришедшей в состояние глубокого упадка и закостенения в XV-XVI столетиях. Это, однако, не означает полного разрыва со всем многообразным наследием средневековой мысли. Средневековый неоплатонизм XII-XIII вв. (Ибн-Гебироль, Шартрская школа, Давид Динанский), не говоря о раннехристианской неоплатонической традиции (Ареопагитики), продолжал оказывать плодотворное воздействие на развитие философии XV-XVI вв., в особенности на формирование диалектических учений Николая Кузанского и Джордано Бруно. Аверроистское свободомыслие XIII-XIV вв., сохранившее жизнеспособность несмотря на жестокие репрессии и нашедшее приют в итальянских университетах, нашло продолжение и развитие в философии Дж. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, М. Монтеня, Дж. Бруно и Дж.-Ч. Ванини. Несомненно воздействие немецкой мистики Майстера Эккарта на философские воззрения Николая Кузанского, Томаса Мюнцера, Якоба Беме.

Кристеллер П. трактует понятие «гуманизм» как профессиональные занятия филологией и риторикой; полагает, что гуманисты эпохи Возрождения были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно.

Исследование социальных аспектов ренессансной культуры того времени не только удовлетворяет наше естественное любопытство к тому, в каких условиях работали живописцы и скульпторы, но также позволяет многое понять и объяснить в их поступках, творчестве и, вообще, в искусстве эпохи Возрождения.

Интенсивная общественная жизнь и деловая активность выдвинули на передний план человеческую личность, обязанную своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям и удачи. Для такой личности стали тесны рамки словесно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековой традиции. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Сначала во Флоренции, затем в других крупных центрах Италии, наконец, и в других странах Западной Европы создаются общественные условия и духовная атмосфера, благоприятные для быстрого подъёма культуры. Так возникает и ширится сначала в Италии, а с конца XV в. и в других странах Европы культурное движение, которому впоследствии было присвоено французское название «Ренесссанс». Идеологами и теоретиками движения Ренессанса были поэты, филологи, философы и историки, представители тех отраслей знания и умственной работы, которые имея своим объектом человека и всё человеческое, противопоставляли схоластическому изучению «божественного». Гуманисты защищали в своих произведениях достоинство свободной человеческой личности, теоретически обосновывали и оправдывали стремление человека к богатству, славе, могуществу, к светским знаниям, к наслаждению жизнью. Для всех гуманистов XIV-XV вв. характерно увлечение античностью. Литературные и художественные достижения классической древности гуманисты считали образцовыми, достойными подражания.

Флоренция, несмотря на значительные расходы, связанные с воинами в начале XV века и приобретением двух портов, находилась в это время в состоянии явного расцвета. Продолжительный мир, наступивший после смерти Джан Галеаццо, позволил ей закрепить свои успехи, внешним проявлением которых явился невиданный расцвет флорентийской культуры. Город обстраивается большими, украшенными в новом вкусе зданиями, часто носящими благотворительный характер. Его художники, скульпторы, писатели, учённые известны по всей Италии, закрепляя за своей родиной славу «Новых Афин», которую начали создавать ещё первые гуманисты прошлого века. Флоренция играет роль культурного и экономического центра Италии.

Высшее политическое сознание, величайшее богатство форм развития соединяются в истории Флоренции, которая в этом смысле заслуживает имя первого современного государства Европы. Флоренция стала родиной политических доктрин и теорий, экспериментов и скачков; она вместе с Венецией стала родиной статистики и родиной исторического повествования.

Флорентийцы во многом служили образцом для итальянцев и современных европейцев вообще. Благо государства было первой и последней мыслью. Полная программам устройства нового государства во Флоренции подробно изложена Макиавелли в записке ко Льву Х, сочинённой после смерти младшего Лоренцо Медичи, герцога Урбинского, которому он посветил свою книгу «Государь». Положение дел запущенно и вообще крайне плохо, предполагаемые средства не всегда нравственны; но любопытны его старания передать наследие Медичи республике, а именно - умеренной демократии.

В эпоху кватроченто складываются различные территориальные школы. Ведущим центром гуманистической культуры остаётся Флоренция. После подавления восстания цеховых рабочих во Флоренции в конце XIV века власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась победой банкирского дома Медичи. Ловко используя в своих целях неудачи соперников, после переворота 1434 года Козимо Медичи становится негласным правителем Флоренции. Он стремится снискать славу покровителя искусств и наук. Во Флоренции в 1436 году учреждается Платоновская академия, основывается Лауренцианская библиотека. Семейство Медичи собирает значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели, поэты, гуманисты, ученые. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунка. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, линейной перспективы. С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 году Константинополя под натиском турок итальянские города - государства утрачивают своё значение в торговле между Западом и Востоком. Приближающийся кризис накладывает свой отпечаток на все области общественной и экономической жизни. Поднимается мощная волна сопротивления феодальной реакции, нарастает демократическое движение ремесленных слоёв города. Оно создаёт почву для дальнейшего прогресса искусства. Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции, где в последней трети XV века завершается этап Раннего Возрождения. Здесь в период правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, созревает своеобразная по утончённости культура, пронизанная живым интересом к античной мифологии, обращённая к рыцарской готической традиции. Лоренцо Великолепный удерживал власть, с холодной жестокостью подавляя заговоры и мятежи. Блеском двора, приглашением известных художников и поэтов он стремился создать видимость благополучия в государстве. Однако за внешним расцветом Флоренции чувствовалась неуверенность в завтрашнем дне.

Именем кватроченто называют ту эпоху итальянского Возрождения, которая заключена в пределы XV столетия. У этой эпохи было изумляющее полнотой жизни существование. Кватроченто обращается к нашим чувствам, мы постигаем его так же, как постигаем состояние окружающего мира: взглядом, дыханием, прикосновением. Флоренция была колыбелью кватроченто и его саркофагом. Кватроченто выражает все свое содержание в накопленных им вещественных образах. У этой эпохи нет стремления к глубине, она может показаться бедной идеями и прозрениями. Данте увлекает наше воображение в подземные пропасти или уносит его к небесным сферам. Даже Чистилище его имеет форму горы; его мысль знает только восхождение и нисхождение, углубление и полёт, она всегда уходит от поверхности земли. Но кватроченто как раз больше всего любило землю, её оно покорило и ей служило. Содержание кватроченто исчерпывается таким простым понятием, как жизнь в мире. Исполнение этого простейшего из всех назначений человека привело к полному и быстрому расцвету искусства. Отношение флорентинца XV века к природе и жизни было беднее оттенками, чем наше. Там, где мы чувствуем себя как в гостинице, где недоверчиво располагаемся на несколько дней и ворчим на равнодушного хозяина, там флорентинец кватроченто чувствовал себя как родовом имении. Для него все было делом его рук и делом предков. Нас поражает чувство вечности, которым проникнуто кватроченто, нам непонятна его настойчивая мысль о будущем. Отечество - это Флоренция, она - новый Рим и новые Афины, она - храм, мастерская, место, хранимое Богом и любимое богами. Всё в ней должно быть понятно, всё освещено историей и украшено искусством. Каждая новая жизнь, отданная её благу, каждый талант, поглощённый служением ей, направлены рукой её художественного гения. Искусство кажется главным занятием Флоренции XV века. Для создания того, что остаётся до сих пор и что уже исчезло, были необходимы усилия целой расы художников. Было необходимо, чтобы художественное сквозило во всём, как основа жизни. Никогда человечество не было так беззаботно по отношению к природе вещей и никогда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это - малый мир, то в нём драгоценно всё, каждое движение нагого тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины. Для глаза флорентийского художника не было ничего малого и незначительного. Всё составляло для него предмет познания. Когда мы смотрим Флоренцию кватроченто, мы не видим на её улицах нестройной и гудящей одним звуком толпы современных городов. Наше понятие о человеке становится облагороженным, когда мы видим там лишь отдельные фигуры. Может быть, рассказ о судьбе каждого из её обитателей. Нигде, даже в военном лагере, даже около собора, даже в товарных складах, мы не увидим человека униженного до положения обитателя улья или муравейника.

Происхождение искусства кватроченто до сих пор остаётся одной из исторических загадок. На протяжении XV века Италия видела рождение, распространение и упадок художественных школ, представлявших в живописи традиции Джотто, в скульптуре - традиции пизанских мастеров. Флоренция дала жизнь новому искусству, более зрелому, более могущественному и более прекрасному. Начало кватроченто полно тем самым волшебством пробуждения, которое заставляет грезить. Оно приближает к сокровенному моменту новой эпохи.

Конец кватроченто не представляет той загадочности, которой облечено его происхождение. Переход к новой эпохе Возрождения совершился на фоне таких важных событий, как нашествия французов и изгнание Медичи. Культура предшевствовашего века не была сметена бесследно, но она переродилась. Последние десятилетия кватроченто полны слишком глубокой тишиной, слишком обострёнными мыслями, слишком напряжёнными и томящими чувствами.

В конце XV в. увлекавшая многих гуманистов тема достоинства человека получила новое осмысление в творчестве молодого талантливого и оригинального философа, графа Джованни Пикоделла Мирандола 1463-1494. Широко образованный он учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, Парижа, Пико в 80-е годы оказался во Флоренции, где завязалась его тесная дружба с Фичино, Полициано, Лоренцо Медичи. Тематикой диспутов на заседаниях Платоновской академии был навеян его Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени 1486, в котором Пико излагает платоновскую теорию любви и красоты, полемизируя по некоторым вопросам с Фичино. В 1486 г. он написал Речь о достоинстве человека, предполагая произнести ее на публичном циспуте в Риме, для которого выдвинул 900 тезисов, касающихся философии, каббалистики, теологии. Диспут не состоялся, так как созданная папой Иннокентием VIII комиссия теологов признала ряд тезисов еретическими. Еще более разгневала папу написанная в защиту тезисов Апология Пико. Ему грозил суд инквизиции, но вмешался его друг, правитель Флоренции Лоренцо Медичи, взявший Пико под свое покровительство. Последние годы жизни гуманист провел во Флоренции, где создал наиболее обширные произведения - Гептапл семь дней творения, О Сущем и Едином, Рассуждения против божественной астрологии. Наибольшую известность получила Речь о достоинстве человека. Изучая философские идеи широчайшего круга авторов - языческих, христианских, арабских и иудейских, осваивая представления мыслителей от античности до современной схоластики и гуманистов, Пико стремился к созданию собственной системы взглядов, синтезирующей совокупный философский опыт человечества. Эту задачу он ставил и в Речи, говоря о ценности самых разных учений и необходимости, избегая слепого следования какому-либо одному из них, впитать все лучшие идеи и идти своим путем. Свободный выбор в сфере знания и теоретический и практический вывод Пико из его концепции достоинства человека. Основой его антропологии стало учение о свободе воли человека как главном свойстве, определяющем его достоинство. Согласно Пико, человек обладает абсолютной свободой формирования самосознания. Являя собой узел мира, связующий материю и дух, человек по своей природе сочетает одно с другим. Руководствуясь своей волей, он может подняться силой разума до высот мирового интеллекта, но и опуститься до уровня низменных тварей. Огромна ответственность человека в данной ему Богом свободе определения своего места в мироздании. Путь к исполнению высокого божественного предназначения - постижения мироздания -лежит в познании, в обогащении разума науками, не только моральной философией, но и философией природы. Лишь обладая этими знаниями, разум окажется, по Пико, способным постичь в полной мере и глубине истину божественного откровения. В учении Пико о достоинстве человека четкий акцент сделан на свободе человека в формировании самосознания и познании природы. В последнем он впервые выделил изучение законов природы как важнейший этап совершенствования разума, предназначенного постичь высшие тайны бытия. Пико подчеркивает роль разума, ищущего ответы на коренные вопросы жизнеустройства, энергичнее, чем другие гуманисты его времени, выдвигая даже тезис о том, что занятия философией должны стать уделом каждого человека, ибо она-то и является свободным поиском истины. Вне философии нет человека, утверждал он. Тем самым Пико снимал разрыв между мудрецами и невежественной массой, характерный для многовековых представлений философов. В концепции достоинства человека, сформулированной Пико, можно видеть один из важных итогов идеализации человека новой культурой и просветительских позиций гуманизма. Ренессансное свободомыслие Активное осмысление гуманистами широкого комплекса философских проблем - от этики и антропологии до онтологии и других областей, которые традиционно разрабатывала схоластическая теология, отчетливо выявило новые подходы к многообразию тем, а главное - свободное от догматизма их решение. Ренессансная философия уже в XVв. в ряде своих проявлений обрела пантеистическую окраску, что стало первым шагом на пути преодоления резкого противопоставления Бога его творению. Обожествляя саму природу, подчеркивая подчиненность человека естественным законам, гуманисты мыслили мироздание как гармоническое единство материального и духовного начал, в отличие от традиционного подчеркивания их непримиримого противоречия. Оправдывалась и плотская сторона двуединой человеческой природы. Антиаскетизм стал общим для гуманизма направлением этических поисков. Все это при вело к подрыву отдельных положений официальной католической догматики, что вызывало настороженную, а иногда и откровенно негативную реакцию церковных идеологов. Проявлением ренессансного свободомыслия стали особенно характерные для флорентийских неоплатоников идеи ученой религии, опирающейся на широкое философское основание, в том числе и языческую, восточную, иудейскую традиции. Христианство при таком подходе рассматривалось как высший синтез религиозно-философских исканий разных эпох и народов, а поиск согласования содержавшихся в них истин, проявляющихся в различных внешних формах почитания Бога, приводил к размыванию жестких границ между исповеданиями, соблюдение которых было непререкаемым правилом католической ортодоксии. Фичино и Пико мечтали не только о философском мире, синтезе различных школ и направлений философии человечества, но и о единой религии, примиряющей разные конфессии. Истина едина, полагали гуманисты, но является людям в разном обличий, поэтическом или философском, языческом или христианском. Особое внимание уделялось при этом античному наследию. Общим для гуманистов стало представление о том, что в древности под покровом басен поэтического творчества можно обнаружить высочайшие истины мудрости и нравственные правила, которые не противостоят истинам христианской религии, а совпадают с ними или, по крайней мере, их подготавливают. Полярность язычества и христианства, которую утверждало учение церкви, при такой позиции теряла свою четкую определенность, на смену былым контрастам приходил поиск их общей основы. Эта позиция ставила под сомнение исключительность христианства в его католической

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...