«_____»____________________г.
З.В. Никонова_______________
междисциплинарного курса 01.03.
для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки
Количество часов по учебному плану на 2 семестр 2015 / 2016 учебного года: 85 /63
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии «Преподавание по программам начального общего образования»
Протокол от «15» ______12____________ 2015 г. № _5__
Председатель предметной цикловой комиссии ______________________ Власова Е.В.
№ недели
| Номер занятия
| Аудиторная работа
| Внеаудиторная работа
| Максимальное
количество часов
|
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
| Результаты и формы контроля (с указанием баллов)
| Количество часов
| Самостоятельная работа студентов (результаты и форма контроля (с указанием баллов)
| Количество часов
|
всего
| Практические занятия
|
|
| Тема 3.1 Введение. Особенности детской литературы
| Понятие о детской литературе, детском чтении, детской книге.
Специфика детской литературы.
| Знать: З 2. требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З 3. программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З 4. вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования
З 11. содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности по детской литературе
У 1. находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.3. Выразительное чтение и рассказывание в детской аудитории
| Образовательно-воспитательные возможности детской литературы и детской книги.
Выразительное чтение учителя как путь эффективного включения детской литературы и книги в учебно-воспитательный процесс.
Выразительное чтение и рассказывание как виды речевой деятельности.
Требования к выразительному чтению и рассказыванию учителя. Дыхание.
| Знать: З 2. требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З 3. программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З 4. вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования
З 11. содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности по детской литературе
У 1. находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У 15. выразительно читать литературные тексты;
У 22. анализировать и конструировать задания
|
|
|
|
|
|
|
| Голос.
Дикция. Упражнения по совершенствованию техники речи.
| З 3. программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
У 15. выразительно читать литературные тексты;
У 22. анализировать и конструировать задания
|
|
| Подбор заданий и упражнений, направленных на развитие дыхания, голоса, дикции - 5 б.
|
|
|
|
| Упражнения по совершенствованию техники речи. Компоненты интонации: логические ударения, паузы, мелодика и темп. Партитура текста.
|
|
| Выразительное чтение прозы по выбору студента из программы начальной школы.- 5 б.
|
|
|
|
| Тема 3.5. Фольклор в детском чтении
| Содержание, богатство жанров фольклора. Разнообразие сказочных сюжетов. Детский фольклор.
| З 13. требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
У 7. использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У 15. выразительно читать литературные тексты;
|
|
|
|
|
|
|
| Малые фольклорные жанры, их классификация. Художественное своеобразие считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
|
|
| Подготовка презентации по одному из малых жанров фольклора (по выбору студента) - 10 б.
|
|
|
|
| Сказки о животных, бытовые, сатирические, волшебные. Сказки-цепочки, сказки с циклическим сюжетом. Тип персонажа в сказке. Изобразительно-выразительные средства языка русской сказки. Специфика пространства и времени в русской сказке.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.6. Основные этапы развития детской литературы 16-19 веков
| Появление первых книг для детей в России в 16 - 17 вв.
Характеристика азбук и других книг данного периода.
Басни И.А.Крылова. Идейно-тематическое богатство. Народность басен Крылова, своеобразие стиля и языка, реализм и национальный характер.
| З 11. содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания по детской литературы,
У 22. анализировать и конструировать задания, направленные на определение достижений учащимися метапредметных результатов (универсальных учебных действий);
|
|
|
|
|
|
|
| Русская авторская сказка 19 века. В. А. Жуковский, «Спящая царевна»;
В.Ф. Одоевский, «Городок в табакерке».
|
|
|
|
|
|
|
| А. Погорельский, «Черная курица, или Подземные жители»; П.П. Ершов, «Конек-Горбунок».
|
|
|
|
|
|
|
| А.С. Пушкин. Лирика, сказки. Система образов, характеры героев.
Л.Н.Толстой. «Азбуки» и «Русская книга для чтения».
|
|
|
|
|
|
|
| К.Д.Ушинский. Рассказы и сказки для детей. Особенности стиля и манеры писателей.
Тема трудного детства в книгах А.И.Куприна, Д.В.Григоровича, В.Г.Короленко и др. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Общая характеристика его сказок, уральских рассказов и произведений о детях-тружениках.
|
|
| По теме предлагается написание 1 реферата – 15 б.
|
|
|
|
| Проблема семейного воспитания в произведениях Гарина-Михайловского, Аксакова, Л.Чарской.
А.П.Чехов. Рассказы о детях и животных.
Поэтические произведения 19 в. в детском чтении. Картины родной природы, их нравственно-эстетическая сущность в произведениях Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова, Н.А.Некрасова и других.
|
|
| Подготовка стенгазеты о писателях, включенных в учебники по литературному чтению – 15б.
|
|
|
|
| Тема 3.8. Детская литература советского периода
| Периодизация развития детской литературы 20 века.
Литературные сказки советских писателей. Произведения С.Могилевской, И. Панькина, Е.Пермяка, К.Паустовского, Л. Лагина, С.Прокофьевой и др. Пьесы-сказки С.Я.Маршака, С.Михалкова, Е.Шварца.
| З 3. программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З 13. требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З 11. содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности по детской литературы,
У 1. находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
Тестовая работа по научно-познавательной литературе – 5 б.
|
|
| Подготовка презентаций о писателях, включенных в учебники по литературному чтению – 10 б.
|
|
|
|
|
| Основные литературные течения в поэзии XX в. Маяковский, К.И Чуковский, С.Я. Маршак и другие.
Своеобразие поэзии, вошедшей в чтение младших школьников во второй половине XX в.
|
|
| К.И. Чуковский. Анализ книги «От двух до пяти». Своеобразие произведений для детей - 10 б.
Заучивание наизусть поэтических произведений – 10 б.
|
|
|
|
|
| Научно-познавательная литература. Научно-художественные книги для детей. Б.С.Житков, М.М.Пришвин, В.В.Бианки. Научная достоверность природоведческих произведений писателя.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Научно-популярная детская книга. Общая характеристика, тематика, специфика содержания.
Общая характеристика справочной литературы и ее отличительных особенностей. Историческая литература для младших школьников.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Многообразие тем и направлений детской прозы. Анализ творчества С.П. Алексеева. Книги о Великой отечественной войне. Юмористическая проза для младших школьников. Анализ творчества Н.Носова, В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Сотника и др.
Итоговая работа.
|
|
|
|
|
|
|
|
| История развития мировой детской литературы.
Мифология и библейские легенды. Фольклор разных народов мира.
| З 3. программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З 13. требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З 11. содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности по детской литературы,
У 1. находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
Тестовая работа по фольклору разных народов – 5 б.
Игра-путешествие «В клубе бывалых путешественников» – 10 б.
Ведение читательского дневника в ходе изучения курса – 30 б.
|
|
| Подбор книг, оформление выставки по творчеству избранного зарубежного писателя, книг и публикаций о нем и его творчестве – 10 б.
|
|
|
|
|
| Многообразие тем переводных книг, вошедших в круг чтения младших школьников. Зарубежная авторская сказка, детская проза, детская поэзия.
Ш. Перро, братья Гримм, В. Гауф, Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, А. Линдгрен и др.
|
|
| Создание антологии «Лучшие сказочники мира» на основе авторов, изучаемых в начальной школе. – 10 б.
|
|
|
|
|
| Социально-бытовые повести для детей: Д. Гринвуд, М.Твен, В. Гюго и др.
Произведения о животных: Э.Сетон-Томпсон.
Приключенческая книга: Д.Дефо, Д.Свифт, Р.Стивенсон и др.
Итоговая зачетная работа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 50 б.
|
|
| 100 б.
|
|
|