В условиях неопределенности
Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий - максимизация прибыли - здесь не срабатывает, поэтому применяют другие критерии: максимин (максимизация минимальной прибыли) минимакс (минимизация максимальных потерь) максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.
Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска и в условиях конфликта
В условиях риска Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются: а) известными, типовыми ситуациями (типа - вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5); б) предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали); в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов. Последовательность действий аналитика в этом случае такова: - прогнозируются возможные исходы Ak, k = 1,2,....., n; - каждому исходу присваивается соответствующая вероятность pk, причем Е рк = 1
- выбирается критерий (например максимизация математического ожидания прибыли); [9,c.201] - выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию. Пример: имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений. Величина планируемого дохода в каждом случае не определенна и приведена в виде распределения вероятностей:
Тогда математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно: У (Да) = 0. 10 * 3000 +......+ 0. 10 * 5000 = 4000 У (Дб) = 0. 10 * 2000 +.......+ 0. 10 * 8000 = 4250 Таким образом проект Б более предпочтителен. Следует, правда, отметить, что этот проект является и относительно более рискованным, поскольку имеет большую вариацию по сравнению с проектом А (размах вариации проекта А - 2000, проекта Б - 6000). В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений. Логику этого метода рассмотрим на примере: Пример: управляющему нужно принять решение о целесообразности приобретения станка М1 либо станка М2. Станок М2 более экономичен, что обеспечивает больший доход на единицу продукции, вместе с тем он более дорогой и требует относительно больших накладных расходов:
Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов: Этап 1. Определение цели. В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли. [5,c.123] Этап 2. Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение) Управляющий может выбрать один из двух вариантов: а1 = {покупка станка М1} а2 = {покупка станка М2} Этап 3. Оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер). Управляющий оценивает возможные варианты годового спроса на продукцию и соответствующие им вероятности следующим образом: х1 = 1200 единиц с вероятностью 0.4 х2 = 2000 единиц с вероятностью 0.6 Этап 4. Оценка математического ожидания возможного дохода:
0.4 1200 20 * 1200 - 15000 = 9000 а1 М1 0.6 2000 20 * 2000 - 15000 = 25000 0.4 1200 24 * 1200 - 21000 = 7800 а2 М2 0.6 2000 24 * 2000 - 21000 = 27000 Е (Да) = 9000 * 0. 4 + 25000 * 0. 6 = 18600 Е (Дб) = 7800 * 0. 4 + 27000 * 0. 6 = 19320 Таким образом, вариант с приобретением станка М2 экономически более целесообразен. В условиях конфликта Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ. Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно на практике эта и предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы[5,c.123]. Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|