Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи алексеевны

Внешний облик Петра

Cемья Петра I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего русского народа – Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено стать Первым Императором Российской Империи.

В России, на протяжении XVII века постепенно накапливались и назревали изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны и вступал в стадию своего разложения.

Сложность исторического развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществляемых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты.

Важнейшим результатом преобразований Петра является то, что Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. При Петре I в России начала развиваться промышленность, расширилась торговля, открылись школы и гимназии. Впервые в стране появилась Академия наук, постоянный театр, был составлен гражданский алфавит, принят новый календарь. По всей России начали строиться новые города, а в старых мостили и освещали улицы. Также укрепилось и военное положение страны: Петром был построен первый российский флот, и создана регулярная армия.

Стараясь искоренить извечное российское невежество, Петр действовал так, как подсказывал ему решительный характер: “Я так хочу, потому что считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть” – таков был девиз всей его деятельности, направленной во славу России, которая была для него превыше всего.

 


ДЕТСТВО ПЕТРА

 

Петр Алексеевич Романов родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце Кремля. Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной, воспитанницы боярина А.С. Матвеева. 29 июня в день Святых Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре (по другим данным, в храме Григория Неокесарийского, в Дербицах, протопопом Андреем Савиновым) и наречён Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» – измерить длину и ширину его тельца – и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины императора её повесили над царским надгробием.

Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Федора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе существовало два враждующих круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и родней. Царевичи Федор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, и этого очень боялись Милославские. Лишь страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел, был сослан на север в Пустозёрск. Царица Наталья вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.

До смерти своего отца, царя Алексея в 1676 году, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Опекуном царевича стал его сводный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.

Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Федор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

 


СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1682 ГОДА И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ

 

27 апреля 1682 года после 6 лет правления умирает Царь Федор Алексеевич, не оставив наследников престола. По общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном».

Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление прав на престол царевича Ивана.

Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 мая 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей. 29 мая по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном, Петром, удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое царевна Софья и приближённые подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.


ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

 

Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца — в сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу.

Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. Сначала это был сплошной сброд: “Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Петр придал форму Преображенского солдатского полка, и понемногу из “потешного” войска у Петра образовался настоящий полк, положивший впоследствии начало гвардии. В 1685 году его «потешные», одетые в иностранные кафтаны, под барабанный бой полковым строем шли через Москву из Преображенского в село Воробьёво. Сам Пётр служил барабанщиком [1].

Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Петр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.

И В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Для управления тяжёлыми орудиями царь взял из Конюшенного приказа охочих к военному делу взрослых служителей, которых одели в мундиры иноземного покроя и определили потешными пушкарями. Первым надел иноземный мундир Сергей Бухвостов. Впоследствии Пётр заказал бронзовый бюст этого первого русского солдата, как он называл Бухвостова.

В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок». При постройке крепости Пётр сам деятельно работал, помогал рубить бревна, устанавливать пушки. Здесь же расквартировывался созданный Петром «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор» — пародия на Православную Церковь. Сама крепость была названа Прешбургом, вероятно, по имени знаменитой в то время австрийской крепости Пресбург (ныне Братислава — столица Словакии), о которой он слышал от капитана Зоммера. Тогда же, в 1686 году, появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда — большой шняк и струг с лодками. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки.

Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. Прогуливаясь однажды с Тиммерманом по селу Измайлово, Пётр зашёл на Льняной двор, в амбаре которого нашёл английский ботик (“дедушку русского флота”) и В 1688 году он поручил голландцу Карштену Брандту отремонтировать, вооружить и оснастить этот бот, а затем спустить на Яузу. Однако Яуза и Просяной пруд оказались тесными для корабля, поэтому Пётр отправился в Переславль-Залесский, к Плещееву озеру, где заложил первую верфь для строительства судов. «Потешных» уже было два полка: к Преображенскому прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Прешбург уже совершенно походил на настоящую крепость. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные. Но среди русских придворных таких не было. Так Пётр появился в Немецкой слободе, где он особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным; и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Петр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Петр остался без правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовывались близкие отношения с “немцами”. Петр не любил правительство Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи.

Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи, ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Петр весь ушёл в свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.

Чтобы образумить 17-летнего сына, Наталья Кирилловна решила женить его на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего.

Пётр не противоречил матери, и 27 января 1689 года была сыграна свадьба «младшего» царя. Однако менее чем через месяц Пётр покинул жену и уехал на Плещеево озеро. От этого брака Пётр имел двух сыновей: старший, Алексей, был наследником трона до 1718 года, младший, Александр, умер в младенчестве.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...