Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава1. Исторический аспект

Введение

Глава 1. Исторический аспект

Советский период

Постсоветский период

Глава 2. Анализ понятия и признаков бандитизма

Понятие и признаки банды в действующем законодательстве

Понятие и признаки бандитизма в действующем законодательстве 

2.3 Проблемные вопросы отграничения бандитизма от смежных составов преступлений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования. По официальным данным МВД России, количество уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, увеличивается каждый год[1]. При этом в правоприменительной практике подобные дела нередко вызывают значительные затруднения, обусловленные зачастую многоэпизодностью криминальных деяний, большим количеством участников банд, разнообразием их ролей при совершении преступлений, нередким психологическим, физическим воздействием в отношении потерпевших и свидетелей в целях принуждения их к даче показаний, предпочтительных для членов банды. Анализ следственной и судебной практики по делам о бандитизме показывает, что нередко в процессе предварительного расследования и рассмотрения дела в суде возникают сложности при квалификации преступлений, отграничении бандитизма от смежных составов преступлений.

Различные аспекты бандитизма освещались в научных работах таких известных специалистов в области уголовного права, как С.В. Бородин, Л.Д. Гаухман, П.И. Гришаев, П.Ф. Гришанин, Е.А. Гришко, С.В. Дьяков, Н.Г. Кадников, Н.И. Карпец, М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, Ю.А. Красиков, Ю.Б. Мельникова, Э.Ф. Побегайло, В.С. Устинов и др. Они внесли значительный вклад в научную разработку проблем повышения эффективности противодействия организованной преступности, бандитизму. Однако их исследования осуществлялись в качественно иных социальных, экономических и политических условиях жизни нашего общества. В советский период на уровне официальной статистики наблюдалось стабильное снижение групповой преступности, а об организованной преступности упоминалось фрагментарно, в основном лишь как о необычном для нашей страны явлении. Случаи возбуждения уголовного дела по факту бандитизма были исключительно редкими.

В современных условиях бандитизм исследовался такими учёными как П.В. Агапов, В.М. Быков, М.В. Геворкян, А.И. Гуров, В.С. Комиссаров, Д.А. Корецкий, О.А. Попова, Т.А. Пособина, Т.Д. Устинова, А.В. Шеслер, Т.В. Шутемова и др.

В последние годы, к сожалению, криминальные проявления бандитизма из единичных разрозненных фактов переросли в самостоятельный вид преступности, занимающий в её структуре весьма заметное место как по характеру и степени общественной опасности, так и по удельному весу в общем объёме преступности и особенно в наиболее опасных ее видах – организованной преступности, вооружённой преступности.

Объектом исследования является правовое регулирование уголовной ответственности за бандитизм.

Предмет исследования включает в себя теоретические аспекты развития отечественного и современного зарубежного законодательства об уголовной ответственности за бандитизм, нормы действующего отечественного уголовного законодательства об ответственности за бандитизм.

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и выводов о бандитизме как уголовно-правовом явлении негативного характера.

Данная цель обусловила определение и решение в ходе настоящего исследования следующих задач:

1) ретроспективный анализ отечественного уголовного законодательства об ответственности за бандитизм;

2) сравнительно-правовой анализ современного отечественного и зарубежного законодательства об уголовной ответственности за бандитизм;

3) исследование уголовно-правовой характеристики состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ;

4) логико-правовой и сравнительно-правовой анализ проблемных вопросов квалификации бандитизма и его отграничения от смежных составов преступлений.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания изучаемых в настоящей работе общественных отношений, социальных явлений, уголовно-правовых норм и криминологических закономерностей, связанных с бандитизмом. При изучении конкретных фактов бандитизма, уголовного законодательства об ответственности за него использовались методы наблюдения, анализа документов, системно-структурного анализа, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, историко-правовой.

Правовую основу исследования составили положения Конституции РФ, отечественного уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, уголовного законодательства отдельных зарубежных государств, федеральных законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, относящиеся к теме исследования.

Теоретической основой исследования являются основные положения научных трудов по уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, философии, логике, юридической психологии, истории государства и права таких специалистов, как А.М. Абдулатипов, Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, Р.А. Базаров, С.В. Бородин, Д.А. Бражников, Ф.Г. Бурчак, Н.И. Ветров, В.А. Волынский, P.P. Галиакбаров, Л.Д. Гаухман, П.И. Гришаев П.Ф. Гришанин, Г.В. Дашков, А.И. Долгова, Н.Г. Кадников, М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.С. Комисаров, Д.А. Корецкий, Ю.А. Красиков, Г.А. Кригер, Н.Ф. Кузнецова, В.Н. Курченко, С.Я. Лебедев, В.И. Морозов, З.А. Незнамова, Б.С. Никифоров, Г.П. Новосёлов, С.Г. Ольков, А.А. Пионтковский, О.А. Попова, Т.А. Пособина, Э.Ф. Побегайло, B.C. Прохоров, Б.Т. Разгильдиев, С.Н. Сабанин, Р.А. Сабитов, Д.В. Савельев, Н.С. Таганцев, П.Ф. Тельнов, А.Н. Трайнин, В.С. Устинов, Т.Д. Устинова, И.Я. Фойницкий, Г.В. Хашимов, М.Д. Шаргородский, А.В. Шеслер и др.


Глава1. Исторический аспект

 

Советский период

 

Рассмотрим вопросы эволюции норм о бандитизме в российском законодательстве. Следует отметить, что их основой является понятие «шайки», которое встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 923-926 Раздела V). Данное деяние относилось к преступлениям и проступкам против общественного благоустройства и благочиния. В Уложении 1903 г. действия преступной шайки признавались преступлением, нарушающим общественное спокойствие, то есть они признавались направленными против общественной безопасности[2].

В дореволюционный период понятие «бандитизм» не упоминалось. Вместе с тем признаки «шайки», отраженные в законодательстве того периода заложили основу для определения банды и бандитизма в уголовном праве.

В советский период первое упоминание о бандитизме встречается в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде», однако его содержание не раскрывалось.

Дефиниция бандитизма появилась в Постановлении ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении». Он определялся как «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество им и укрывательство».

Согласно Декрету СНК РСФСР от 19 февраля 1920 г. «О передаче лиц, обвиняемых в бандитизме, суду Военно-Революционного Трибунала» лица, обвиняемые в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и налетах, должны предаваться суду военно-революционного трибунала.

В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики» при губернских трибуналах были созданы специальные отделения для рассмотрения дел о бандитизме.

Постановлением СНК от 19 февраля 1920 г. «О мерах борьбы с бандитизмом» ВЧК и Реввоентрибуналу предоставлялось право утверждать военно-революционные трибуналы в местностях, лежащих вне фронтовой полосы, для предания суду лиц, обвиняемых «в вооруженных грабежах, в разбойных нападениях, в налетах». Признавалась «необходимость объединения военных методов борьбы с бандитизмом с методами подхода советских учреждений к крестьянским массам, сочувствующим бандитизму, в политической работе и организационной деятельности, в целях... привлечения населения этих местностей на сторону борьбы с бандитизмом».

Декрет ВЦИК от 2 февраля 1921 г. «О борьбе с дезертирством» к числу квалифицированных видов дезертирства относил участие дезертиров в вооруженных шайках (бандах).

В УК РСФСР 1922 г. бандитизм определялся как «организация и участие в бандах (вооруженных шайках) и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались». Законодатель значительно расширил понятие бандитизма, признал оконченным преступлением не только участие в банде и в совершаемых ею нападениях, но и сам факт организации банды[3].

Трактовка бандитизма в 1920-1930 гг. как «одной из острых форм политической борьбы свергнутых господствующих классов» позволяла называть его политическим и даже «кулацким». Другой разновидностью бандитизма являлся так называемый «городской» бандитизм, для которого было характерно «отсутствие каких-либо политических лозунгов и окраски».

В историческом развитии бандитизма после 1917 г. следует выделить три периода:

первый период (1920-1950 гг.) - политический бандитизм. Как криминологический феномен, он стал порождением враждебной по отношению к советской власти идеологии, что обусловило его масштабную криминальную активность;

второй период (1960-1980 гг.) - уголовный бандитизм. Насильственные действия были обусловлены корыстными мотивами;

третий период (1996 гг. по настоящее время) - современный бандитизм, представляющий собой новый качественный уровень деятельности вооруженных преступных групп.

УК РСФСР 1960 г. бандитизм («организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях») относил к гл. «Государственные преступления» (разд. II «Иные государственные преступления»). Содержание ст. 77 УК РСФСР стала более удачной, в ней была четко обозначена цель создания банды. В 1994 г. редакция ст. 77 УК РСФСР была изменена. В связи с появлением новых форм собственности из нее исключено указание на нападения на государственные или общественные предприятия и учреждения. В результате ретроспективного анализа отечественного уголовного законодательства об ответственности за бандитизм можно прийти к выводу, что бандитизм в нашей стране во все времена выделялся как специфическая форма групповой преступной деятельности, относился к наиболее тяжким преступлениям и характеризовался корыстно-насильственной направленностью. За совершение бандитизма всегда предусматривалось наиболее строгое наказание, еще более усиливающееся в переломные для нашей страны периоды. Бандитизм неоднократно объектно перенацеливался, рассматриваясь и государственным преступлением против порядка управления, и иным государственным преступлением, и преступлением против общественной безопасности, при этом изменению подвергалась и конструкция этого состава преступления.

Постсоветский период

 

Высокий уровень преступности в нашей стране является одним из основных факторов, препятствующих осуществлению позитивных социально-экономических реформ. В настоящее время повышение эффективности противодействия преступности представляет собой важную общегосударственную задачу, от решения которой в значительной степени зависит выход России на качественно новый уровень построения демократического правового государства. Масштабы и тяжесть последствий преступности вызывают обоснованную тревогу граждан за безопасность жизни, здоровья, собственности, снижают доверие к государственным вообще и к правоохранительным органам в частности[4].В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная безопасность.Существенные изменения в новом УК претерпела и конструкция состава бандитизма. В прежнем УК диспозиция статьи о бандитизме охватывала ответственность и за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, и за участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях. В ст. 209 УК 1996 г. создание банды или руководство ею предусмотрены как самостоятельный состав преступления (ч. 1) и отделены от участия в банде или в совершаемых ею нападениях (ч. 2). Кроме того, и те и другие действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3), выделены в квалифицированный состав.Наряду с негативными количественными изменениями в криминогенной обстановке в России (если в 1999 г. на уровне официальной статистики было зарегистрировано 3001748 преступлений[5], то в 2007 г. – уже 3582541[6]) в последнее десятилетие произошла и серьёзная качественная трансформация преступности, выразившаяся в активном продуцировании её организованных форм.Организованность современной преступности повышает уязвимость населения от преступлений. Уровень защищенности личности и собственности остается недостаточным и существенно отстает от уровня организованности и профессионализма преступников, тщательно подготавливающих преступления.Особую общественную опасность представляют собой преступления, совершаемые организованными устойчивыми вооруженными группами – бандами: убийства, разбойные нападения, захваты заложников, похищения людей, вымогательства.Статистические данные показывают, что с начала 90-х годов XX века на всей территории России произошёл резкий скачок бандитизма – почти в 60 раз[7].В Российской Федерации создание и развитие законодательной базы противодействия организованной преступности началось лишь в начале 90-х годов. Еще депутатами Верховного Совета РСФСР были впервые разработаны проекты Законов "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией", начата работа над проектами таких важных актов, как Закон "О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов", Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству".К сожалению, сложившаяся к тому времени политическая обстановка в стране не позволила первому российскому парламенту достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов в реализации намеченных целей. Эстафету у него приняла Государственная Дума первого созыва. За два года работы ей удалось продвинуться вперед. В частности, все четыре вышеназванных проекта Законов были существенно переработаны, приведены в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации и современными требованиями уголовной политики.Следует отметить, что работа над ними была далеко не простая. Противодействие их принятию оказывалось как извне, так и внутри парламента. Какими силами и по какой причине - тема отдельного разговора. Отметим лишь, что обуздать организованную преступность может только сильное государство. В тот же период времени господствовало ошибочное мнение, что либеральный, демократический путь развития России несовместим с сильной, а при необходимости даже с жесткой государственной властью.В сфере уголовной политики как бы столкнулись два диаметрально противоположных подхода: ультралиберальный и ультраконсервативный. Основной характерный признак первого подхода отмечен выше. Говоря о нем, можно указать на следующий явный перекос, наблюдавшийся у сторонников ультралиберального подхода. Суть их позиций: сострадание к лицу, совершившему преступление, и полное забвение прав и законных интересов жертвы преступления, государства и общества в целом.Ничем не лучше был ультраконсервативный подход, суть которого состояла в переносе центра тяжести борьбы с преступностью и иными правонарушениями исключительно на репрессивные меры.В Концепции национальной безопасности (документ утратил силу), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300[8], было сказано, что "национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально - политической основы этих противоправных явлений, разработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности". В это время уже была осознана и понята необходимость эффективной борьбы с преступностью в целом, особенно с организованной преступностью, как одной из угроз национальной безопасности России.В то же время, в том же 1997 г. Специальной группой Центра стратегических и международных исследований США по поручению Конгресса США был подготовлен доклад о российской организованной преступности[9]. В нем прямо говорится о том, что "если не обуздать организованную преступность, то России грозит опасность превратиться в криминально - синдикалистское государство, т.е. тройку, состоящую из бандитов, коррумпированных правительственных бюрократов и определенного рода нечестных и иногда достаточно известных бизнесменов, продолжающих накапливать огромное богатство, поощряя и используя коррупцию и уязвимые места, характерные для общества, которое находится на переходном этапе развития".В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»[10] вполне обоснованно отмечается особая опасность современного бандитизма, представляющего серьезную угрозу как для личной безопасности граждан и их права собственности, так и для нормального функционирования государственных учреждений и органов, а также коммерческих и иных организаций. Если еще 15 лет тому назад количество банд в стране было немногочисленным, и они лишь иногда совершали нападения на граждан и организации, то в современный период проблемы изучения бандитизма для повышения эффективности противодействия ему актуализируются с особой остротой в связи с многократным увеличением банд и численности их участников, несопоставимым повышением уровня их технической оснащённости и вооружённости, а также в связи с тем, что бандитизм представляет собой в настоящее время основу организованной преступности.

Наряду с негативными количественными изменениями криминогенной обстановки в России в постсоветский период произошла и серьезная качественная трансформация преступности, выразившаяся в активном распространении ее организованных форм, поэтому все большую остроту приобретает борьба с бандитизмом как одним из наиболее опасных и распространенных проявлений организованной преступности, характеризующимся повышенной общественной опасностью. При этом необходимо отметить, что широкое распространение получил не только общеуголовный бандитизм. Сепаратистские, религиозно-националистические тенденции в Чечне возродили так называемый политический бандитизм, который сопряжен с другими тяжкими преступлениями (убийствами, терроризмом, захватом заложников и т.п.).

На особую опасность бандитизма, представляющего реальную угрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных, коммерческих и иных организаций, обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».

Кроме того, необходимо отметить, что в следственной и судебной практике встречаются различные подходы при определении основных признаков состава при квалификации бандитизма, допускаются ошибки как при отграничении бандитизма от иных внешне сходных преступлений, так и при квалификации совершаемых бандой преступлений по совокупности с другими преступлениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...