Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политическая мысль

Школа, просвещение и печать.

Наука и техника.

Общественно – политическая мысль.

Литература.

Музыка и театр.

Живопись.

Архитектура и скульптура.

 

Новая, наиболее последовательная попытка модер­низации российского общества (1860-70-е гг.) косну­лась основных сторон жизни - социально-экономичес­кой (освобождение крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной (ре­формы системы образования, печати). Ускоренное раз­витие капитализма, становление системы земских уч­реждений вызвало повышенный спрос на высокообразованных специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интеллигенции как созидателя культурных ценнос­тей и как главного их потребителя, это привело к ожив­лению и известной демократизации культурной жизни. С укреплением экономических позиций буржуазии усиливалось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа - «меценаты».

Школа, просвещение и печать

Падение крепостного права и либеральные рефор­мы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос уро­вень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза). Согласно дан­ным всероссийской переписи населения 1897 г., сред­ний уровень грамотности в Российской империи состав­лял 21,1%, среди мужчин -29,3%, среди женщин -13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом общий уровень образованности в России до второй половине XIX в. определяла начальная школа.

В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. допускало, в частности, открытие начальных школ общественными организациями (орга­нами городского самоуправления и земствами на селе). Это позволило широкому общественному движению за создание народных школ (Московский и Петербургский комитеты грамотности и другие общественные просвети­тельские организации) претворить в жизнь передовые педагогические идеи К.Д.Ушинского (1824-1870/71) и его учеников. Под влиянием общественности началь­ное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами (учителей для которых готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода), начали действовать земские трехгодичные школы (в это время наиболее распространенный тип начальной школы), преподавали в которых представи­тели земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обу­чение в них было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов - письма, чтения, четырех правил арифметики и закона божьего, здесь изучались география, природоведение, история.

Среднее образование одновременно с гуманитар­ными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища - с 1864 г. реальные (учебный план вклю­чал большой объем знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 г. коммерческие (где изучались бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г. закрыл доступ к образова­нию неимущим слоям.

В предреформенную эпоху качественные измене­ния наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либераль­ный университетский устав 1863 г., предоставивший этим учебным заведениям автономию, привел не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти в 3 ра­за), но и к демократизации их состава, правда, неравно­мерно (в 1897 г. в Петербургском университете доля детей дворян и чиновников составила около 2/3, а в Харьковском - менее 40%). В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А.М.­Бутлеров, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.), ожи­вилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки выс­шего женского образования - высшие женские кур­сы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в Пе­тербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В.И.Герье в Москве, 1872; Бестужевские70 в Петербур­ге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного образования: с 1859 г. начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казенных школах, и включала знакомство с осно­вами физики, химии, естественной истории и др. Прави­тельство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871г., про­водились вызывавшие широкий интерес народные чте­ния, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число пери­одических изданий на русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900'г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно-худо­жественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего значительное влияние на обще­ственно-культурную жизнь («Современник», «Русское слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло еще стремительнее (в 1860-90-е годы с 1800 до 11500 назва­ний в год). Все это было возможно, т.к. полиграфичес­кая база в России за три пореформенных десятилетия выросла более чем в три раза) в 1864 г. насчитывалось около 300 типографий, в 1894 г. их было уже более тысячи.) Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О.Вольфа, Ф.Ф. Павленкова, И.Д.Сы­тина, выпускавшие учебную, научно-популярную, худо­жественную литературу, в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличи­лось в 6 раз (до 3 тыс. в конце 90-х годов), В городах и селах росло число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862 г. была открыта первая Публичная библиотека в Москве (ныне РГБ). Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждении принад­лежала интеллигенции, в том числе земской.

Наука и техника

60-90-е годы XIX в. отмечены замечательными успехами отечественной науки. Труды русских ученых по математике и механике, открытия в области физики, химии, астрономии прославили русскую науку. П.Л.Чебышев (1821-1894), сделавший выдающиеся открытия в теории чисел, теории вероятностей, теории механиз­мов и пр., создал научную математическую школу. К ней относится и М.А.Ляпунов (185?- 1918), получив­ший мировую известность работами в области диффе­ренциальных уравнений, гидродинамики, теории вероят­ностей и др. Важные работы по теории дифференциаль­ных уравнений и по механике принадлежат выдающему­ся математику, первой в мире женщине-профессо­ру, члену-корреспонденту Петербургской академии наук С.В.Ковалевской (1850-1891).

Наиболее важные исследования выдающегося фи­зика, профессора Московского университета А.Г.Столе­това (1839-1896) относятся к области магнетизма и фотоэлектрических явлений. Основы современной органической химии были заложены одним из замечательных русских ученых А.М.Бутлеровым (1828-1886). «Направление ученых трудов Александра Михайловича не составляет продол­жения или развития идей его предшественников, а при­надлежит ему самому» (Д.И. Менделеев).

Бестужевскими курсы назывались по имени их директора, историка, профессора К.Н. Бестужева-Рюмина.

Открытый в 1869 г. Д.И.Менделеевым (1834-1904) периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания, составляющий фундамент современного учения о веществе. Кроме занятий теоретической хими­ей, Менделеев решал прикладные научно-технические задачи, связанные с хозяйственными нуждами страны, разрабатывал проблемы освоения Северного морского пути, орошения почв в низовьях Волги и пр. Несмотря на огромные заслуги ученого, в 1880 г. он не был из­бран в Петербургскую академию наук, а в 1890 г. вы­нужден был уйти из Петербургского университета, профессором которого являлся с 1865 г. Между тем, труды Менделеева получили международное признание, он был избран почетным членом многих иностранных академий и научных обществ

Прославленный физиолог И.М.Сеченов (1829-1905) отмечал, что русские натуралисты своей деятель­ностью служили духовному сближению Востока с Запа­дом. Техническая мысль также достигла больших успе­хов (изобретения электротехников А.Н.Лодыгина (1847-1923) и П.Н.Яблочкова, создание первого в мире само­лета А.Ф.Можайским (1825-1890) и т. д.). Значитель­ные достижения географической науки связаны с име­нами выдающихся путешественников и ученых — гео­графов и этнографов П.П.Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М.Пржевальского (1839-1888), Н.Н.Миклухо-Маклая (1846-1888).

В области гуманитарных наук большими успеха­ми отмечено развитие истории. Органичной частью русской культуры, средством национально-историческо­го самопознания стали труды выдающихся историков С.М.Соловьева (1820—1879) — «История России с древ­нейших времен» (1851-1879); «Публичные чтения о Петре Великом», (1872) и др., а также В.О.Ключевского

199(1841-1911) - «Боярская дума древней Руси» (1882); «Происхождение крепостного права в России» (1885) и др. Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П.Г.Виноградова (1854-1925), Н.И. Кареева (1850-1931) и пр. Так, благодаря самому зна­чительному труду Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879) русской науке принадлежал приоритет в изуче­нии крестьянского вопроса во Франции эпохи буржуаз­ной революции. Как историк, ученый подошел и к про­блемам философии истории — в свете конкретных исторических событий («Основные вопросы философии истории», «О роли личности в истории»). Возражая про­тив прямолинейных исторических построений, подоб­ных Гегелю, он писал: «История - не прямая линия, не правильный узор, построенный по математическому плану, а живая ткань линий, неправильных и извилис­тых, переплетающихся самым разнообразным и неожи­данным образом... Всемирно-исторический процесс не-планомереи.

Общественно-политическая мысль

Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 г. стимулировало процесс национального самопознания посредством об­щественно-политической мысли и литературы.

Центральную роль в общественной жизни поре­форменной России играла интеллигенция, формиро­вавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е годы XIX в. она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д.Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную по­зицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппо­зиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной револю­ционности).

В России по существу никогда не было влиятель­ной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать В.Н.Чичерина (1828-1904), бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д.Кавелин (1818-1885) исповедо­вал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. «Не тот народ имеет будущность, — писал он, — который умеет храбро уми­рать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». При всей умеренности либеральной печати' («Отечественные за­писки», «Вестник Европы», «Русская мысль» и др.) имен­но благодаря ей происходило формирование нового политического сознания и радикализация русского либе­рализма, особенно земского движения. Земская интел­лигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли — либеральной, культурнической, революционной.

Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. «Апостолами» рус­ского анархизма были, по иронии судьбы, три аристок­рата: родовитый дворянин М.А.Бакунин (1814—1876), князь П.А.Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н.Толстой (1828-1910). Бакунин и его сподвижник С.Г.Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государствен­ного и общественного строя («Катехизис революцио­нера»).

Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая «сопротивление злу насили­ем». Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по су­ществу, пришел к мистическому анархизму. Эконо­мический строй, социальные отношения, судебные уста­новления — все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда своеобразный поворот к теократия и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религи­озной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в зем­ной жизни Царство Божие.

Кропоткин, не отвергая революционной борьбы против угнетения, опровергал Марксову теорию классо­вой борьбы и доказывал, что решающей силой в разви­тии человеческого общества всегда были сотрудниче­ство и взаимопомощь, а не классовая борьба. Своеоб­разный анархический элемент можно обнаружить во всех русских социальных течениях XIX в. и у великих ' русских писателей, и в самом складе русского характе­ра.

Особой популярностью в кругах разночинной ин­теллигенции в 60-е годы пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И.Писарева (1840—1868). Не призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных, бытовых и семейных пут. Герцен, встре­тившись с последователями Писарева в эмиграции, был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих, как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных отношениях, эго­изм и антисоциальность нигилистов заставили содрог­нуться русских писателей разных направлений, от Тур­генева до Лескова, от Гончарова до Достоевского. Отри­цая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных ценностей, Н.Г.Чернышевский (1828-1889) I и Н.А.Добролюбов (1836-1861) на страницах «Совре­менника» занимались не только «разрушением эстетики», но и развивали идеи революционного народниче­ства.

В 70-е годы крупнейшими идеологами революцион­ного направления общественной мысли и деятельности революционного движения были «русский якобинец» П.Н.Ткачев (1844-1885/86), сторонник заговорщицкого метода борьбы, и П.Л.Лавров (1823-1900), идеолог пропагандистского метода («Исторические письма»). Неудача культурной деятельности народнической интел­лигенции («хождение в народ») привела к террору. Пос­ле 8 покушений, 1 марта 1881 г. был убит Александр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народоволь­цев), но и всему народу. Власть в стране на 24 года практически перешла к главному советнику двух после­дних императоров К. П. Победоносцеву (1827-1907), ярому реакционеру, даже умеренные реформы Алексан­дра II считавшему «преступной ошибкой».

В условиях реакции, в 80-е годы, возник небыва­лый в русской общественной жизни феномен - нацио­нализм, обличение которого было большой заслугой выдающегося религиозного философа В.С.Соловьева (1853-1900), и одновременно возрождался революцион­ный идеал - в виде русского марксизма. В «заморо­женной» Победоносцевым, «гниющей под снегом» Рос­сии (А.П.Чехов) к концу века возникли апокалипсичес­кие71 настроения, выраженные в пессимистическом ожидании пришествия царства антихриста (В.С.Соловь­ев). Некоторые связывали эти эсхатологические ожида­ния с предчувствием конца Российской империи, с неотвратимостью революции (К.Н.Леонтьев).

Литература

Русская литература 2-й пол. XIX в. самая фило­софская и социальная в Европе. В ней в художествен­ных образах отразилась вся сила мысли великого наро­да, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но вырос­шем на русской почве. Религиозная тема «мучила» не только философскую и общественную мысль, но и вели­кую русскую литературу, отсюда ее учительный ха­рактер.

Ф.М.Достоевский (1821-1881), гениальный худож­ник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из писателей XIX в. осуществлял учительную миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах будуще­го. Творчество Достоевского отразило страстную напря­женность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», 1861- 62; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1868; «Бра­тья Карамазовы», 1879-80).

Одному из лучших романистов XIX в. И.А.Гонча­рову (1812-1891) присуща необычайная сила художе­ственного обобщения, позволившая создать такой «все­российский тип», как Обломов («Обыкновенная исто­рия», 1847; «Обломов», 1859; «Обрыв», 1869).

И.С.Тургенев (1818-1883) в произведениях середи­ны XIX в. выступил как яростный противник крепостно­го права («Записки охотника», 1847-52 и др.). В поре­форменные десятилетия писатель показал столкновение главных социальных сил в России 60-х годов и создал противоречивые образы новых героев — разночинцев («Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877). Чут­кость к острым проблемам современности, глубокий реализм, стройность композиции, богатство языка, нако­нец, целая галерея прекрасных женских образов делают творчество Тургенева весомым вкладом в русскую и мировую литературу («Ася», 1858; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Вешние воды» и др.).

Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета, содержащая пророчества о конце све­та.

Произведения Л.Н.Толстого отличались не столько широтой типов, сколько мастерским изображением подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением «диалектики души». Тема мучитель­ных поисков нравственного идеала.в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество писателя. В необычайно правдивой лите­ратуре XIX в. Толстой был едва ли не самым правдивым писателем, и та правда, которую он выражал в своих произведениях, жгла и терзала его самого («Исповедь»; «Война и мир», 1863-69; «Анна Каренина», 1873-77; «Воскресение», 1889-99).

Обличительный пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1889) - одно из ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», 1869-70; «Господа Головлевы», 1875-80). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее пре­ображения.

Музыка и театр

Вторая половина XIX в. - плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки, особое место в которой занимала деятельность содружества талантливых компо­зиторов, названного критиком В.В.Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.). Руководителем кружка был М.А.Балакирев (1836-1910). Деятельность «Могучей кучки» (Балакиревского кружка» или «Новой русской музыкальной школы») была связана с общим направле­нием передовой культуры России 60-70-х годов XIX в. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыкан­ты находили источник вдохновения в народном искусст­ве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальны­ми основами искусства «кучкистов» были реализм и народность.

Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной и симфонической музыки (увер­тюры на русские темы, восточная фантазия «Исламей» М.А.Балакирева; 2-я «Богатырская» симфония А.П.Бо­родина (1833-1887); фортепьянные миниатюры Ц.А.Кюи (1835—1918); фортепьянные пьесы «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского (1839-1881); симфоничес­кие сюиты «Шехеразада», «Испанское каприччо «Н.А.-Римского-Корсакова (1844—1908) и мн. др., нацио­нальной оперы (народные музыкальные драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и рус­ской литературы - «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусорского; «Псковитянка» Римского-Корсакова; эпи­ческая опера Бородина «Князь Игорь» и др.).

Крупнейшим явлением музыки XIX в. было творче­ство П.И.Чайковского (1840—1893). Непревзойденный симфонист, 6 его симфоний («Манфред», «Ромео и Джу­льетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», 1876; «Спящая краса­вица», 1889; «Щелкунчик», 1892), он создал и новый тип оперы («Евгений Онегин», 1878; «Мазепа», 1833; «Пико­вая дама», 1890; «Иоланта», 1891 и др.). Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики, Чайковский был по-настоящему националь­ным композитором.

Видным композитором и музыкальным критиком был А.Н.Серов (1820-1871), выступавший поборником близкого к народным истокам искусства (оперы «Рогнеда», 1865; «Вражья сила», 1871).

Братья А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, выдающиеся пиа­нисты, дирижеры, явились создателями первых российс­ких консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). До сих пор неизменным успехом пользуется опера А.Рубинштейна «Демон».

История театра с 50-х годов неразрывно связана с именем А.Н.Островского (1823—1886), оказавшего ог­ромное влияние на утверждение реализма («Свои люди - сочтемся!», 1849; «Доходное месте», 1856; «Беспри­данница», 1878; всего около 50 пьес). В историю драма­тургии вписали лучшие страницы А.В.Сухово-Кобылин (1817-1903) - трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»; А.К.Толстой (1817-1875) - три­логия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»); Л.Н.Толстой - «Власть тьмы»; и др. Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры, развивавшие лучшие традиции рус­ской актерской школы - Малый в Москве (на сцене которого играли театральная династия Садовских, одна из лучших актрис мира М.Н.Ермолова и др.) и Алексан­дрийский в Петербурге (актерская династия Самойло­вых, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова и др.).

Живопись

Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», которыми извечно задавались демократически настроенные деяте­ли русской культуры, во второй половине XIX в. опре­деляли основную ее проблематику. В то время как об­щественная мысль сосредоточилась на задачах практи­ческого переустройства действительности, искусство, наполненное ощущением социального неблагополучия, было вовлечено в решение важнейших общественных задач. Это выразилось в непосредственном отображении актуальных жизненных конфликтов, в жесткой критике социальной несправедливости. Новая художествен­ная стилистика нашла наиболее полное теоретическое обоснование в эстетике Н.Г.Чернышевского. «Поэт или художник, - писал он, - не будучи в состоянии пере­стать быть человеком вообще, не может, если б и захо­тел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении...». Таким образом, художник дол­жен был взять на себя роль общественного Судии и одновременно Учителя (исходя из просветительской идеи об искусстве как «учебнике жизни»). Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способ­ствовали утверждению нового творческого метода - «критического реализма».

Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных конфлик­тов привели к преобладанию жанровой живописи. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни» (В.Стасов). Одним из основоположников критического реализма в живописи был В.Г.Перов (1834-1882). Работая по пре­имуществу в области жанровой картины, художник сформулировал свое кредо словами Сухово-Кобылина: «Содрогание о зле есть высшая форма нравственности». Главные этапы его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60-80-х годов: от много­фигурных сатирических полотен («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862, ГТГ) к эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент перенесен на общее впечатление («Проводы покойника», 1865, ГТГ) и возросла роль пейзажа («Пос­ледний кабак у заставы», 1868, ГТГ) или значение од­ной человеческой фигуры («Приезд гувернантки в купе­ческий дом», ГТГ). Таким образом, из жанра выделялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологи­ческий портрет (Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский, 1871, ГТГ), а жанровые произведения утеряли публици­стическую остроту («Спящие дети», 1870; «Охотники на привале», 1871, ГТГ и др.).

В 70-80-е годы основные тенденции развития рус­ского искусства определяли молодые художники, объе­динившиеся в 1870 г. под руководством В.Н.Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности которого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков.

Начало движения передвижников обычно связыва­ют с более ранним периодом. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых выпускников Петербургской академии художеств, из числа претендентов на большие золотые медали, отказались писать конкурсные работы на заданную, как было принято в Академии, тему («бунт четырнадцати»). Их требование свободного выбо­ра проблематики, в соответствии с интересами каждого, было отвергнуто и бунтовщики вышли из Академии с дипломами низшего образца74. Чтобы оказать моральную и материальную поддержку друг другу, они объедини­лись в «Петербургскую артель художников» (А.Григорь­ев, Ф.Журавлев, И.Крамской, К.Маковский и др.) под руководством И.Н.Крамского. «Артель» сделалась ши­роко известной благодаря своим «четвергам», на кото­рых происходили не только обсуждения новых картин, но и литературных и философских сочинений, устраива­лись диспуты, на которые приглашали других художни­ков, писателей, музыкантов, людей, интересующихся искусством.

В то же время в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где социальные тенденции прояви­лись еще более активно, возникла группа художников-­жанристов, во главе которой стоял профессор Училища В.В.Перов. В 1869 г. шестеро москвичей (Л.Каменев, Г.Мясоедов, В.Перов, И.Прянишников, А.Саврасов и В.Шервуд) обратились к петербургским художникам с предложением создать единую организацию для учреж­дения передвижных выставок с распродажей картин. Причем часть выручки должна была поступать в выста­вочный фонд взаимопомощи. Но главной целью объеди­нения должна была стать просветительская и пропаган­дистская деятельность в стране.

Крамской, покинувший «Петербургскую артель художников», в которой к тому времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н.Ге и критиком В.Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения моск­вичей. К обращению присоединились семнадцать петер­бургских художников, среди них были как уже извест­ные мастера (Н.Ге, И.Шишкин), так и ученики Акаде­мии (И.Репин, Ф.Васильев).

Воспитанные на идеях передовой русской литера­туры и демократической критики, передвижники имели четкие цели - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, приобщать к искусству про­винцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений. Передвижники необычайно расширила аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой (кроме Петербурга и Москвы, это были Вильно, Рига, Киев, Харьков Одесса). «Отныне, - писал М.Е.Салтыков-Щедрин, - произведения русского искусства, доселе замкнутые 1 одном Петербурге, в стенах Академии художеств, сдела­ются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех признает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах». 2 ноября 1870 г. устав «Товарищества» был утвержден министерством внутренних дел, таким образом, был официально признан факт создания организации. Первые выставки передвижников открылись - 29 ноября 1871 г. в Петербурге и 18 апреля 1872 г. в Москве.

Московское отделение «Товарищества» возглавил В. Перов, преданный идеям передвижников, которые были созвучны его собственным представлениям о роли художника. Между тем, получение золотой медали за конкурсную ра­боту обещало значительные преимущества в творческой карьере.

Диапазон творчества членов «Товарищества» был чрезвычайно широк (социально-бытовая, историчес­кая живопись, пейзаж, портрет). Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений и, наконец, живописное мастерство.

Темы произведений теоретика передвижничества И.Н.Крамского (1837-1887) не были типичны для «То­варищества». Он почти не работал в жанре, зато обра­щался к евангельским сюжетам («Христос в пустыне», 1872, ГТГ). Искусствоведы уже обращали внимание на глубокую внутреннюю духовную связь этого полотна и «Автопортрета» художника (1867, ГТГ). «Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей», - писал Крамской. Но если «Автопортрет» - символ активной жизненной позиции, то «Христос в пустыне» отражает иную ступень нравственного самосознания личности, способность к самопожертвованию во имя высшей справедливости. Не случайно картину Крамско­го воспринимали как благословение на подвиг народни­ки 70-х годов. Новый идеал личности Крамской создал в портретах крупнейших деятелей русской культуры (Ф.М.Достоевского, 1872; Л.Н.Толстого, 1873; Н.А.Некрасова, 1877, ГТГ). Его картины 80-х годов приобрели налет салонности («Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884, ГТГ).

Пристальный интерес к евангельской тематике, в духе «нравственного христианства», проявил и Н.Н.Ге (1831-1894) - «Тайная вечеря» (1863, ГРМ); «Что есть истина? Христос и Пилат» (1880); «Голгофа» (1893, ГТГ). В картине «Что есть истина?», по мнению Л.Толcстого, художник «нашел в жизни Христа такой момент, который важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире». Портреты Ге отмечены творческим вдох­новением и психологизмом (А.И.Герцен, 1867; Л.Н.Тол­стой, 1873, ГТГ). Важной вехой в творчестве художника и в становлении реализма передвижников явилась его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871, ГТГ). Ге, как и другие передвижники, по-новому тракто­вал исторические сюжеты — переломные моменты истории часто подавались им через психологическую драму отдельного человека.

Бытовой жанр во многом определял характер жи­вописи передвижников. По сравнению с жанровыми картинами 60-х годов полотна передвижников в этом роде живописи имеют более крупный формат, что отра­жает стремление к укрупнению изображаемых фигур, тенденцию к более панорамному стилю изображения, к созданию «хоровой картины» (Стасов). Это привело к появлению монументальных композиций, таких как «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875,ГТГ) В.М.Максимова (1844-1911). Художник, выходец из крепостных крестьян, хорошо знающий жизнь села, изобразил черты современного крестьянского быта. Задача создания картины на современный сюжет с кри­тических позиций решалась и в полотне Г.Г.Мясоедова (1834-1911) «Земство обедает» (1872, ГТГ), и в карти­не К.А.Савицкого (1844-1905) «Встреча иконы» (1878). Другой жанрист В.Е.Маковский (1846-1920) более склонен не к сатире, а к юмору, к изображению людей разного звания, часто в трагикомических ситуациях («В приемной у доктора», 1870; «На бульваре», 1886-87 ГТГ).

Мастером однофигурных жанровых компози­ции был Н.А.Ярошенко (1846-1898). Это не просто портрет, а как бы собирательный образ-тип («Кочегар», 1878, ГТГ;«Курсистка», 1883, КМРИ), в котором худож­ник отказался от прямой тенденциозности, от авторско­го комментария. К лучшим созданиям Ярошенко при­надлежат портрет великой трагической актрисы (П.А.Стрепетовой (1884,ГТГ) и, написанное под впечатлени­ем рассказа Л.Толстого «Чем люди живы?», знаменитое полотно «Всюду жизнь» (1887-88, ГТГ).

Просветительская линия русской живописи воплотилась в творчестве крупнейшего мастера ба­тального жанра В.В.Верещагина (1842-1904), не входившего в «Товарищество передвижных выставок», но идейно близкого ему. Устраивая выставки своих картин в разных странах, он как бы воплощал идею передвижничества в мировом масштабе. Одной из глав­ных тем художника был Восток и, кроме батальных сцен, его увлекали этнографические детали («Апофеоз войны», 1871; «Торжествуют», 1871- 72; «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1878-79, все - ГТГ и др.) и архитектурные пейзажи («Мавзолей Тадж Махал в Агре», 1874-76, все ГТГ).

Новая эстетика пейзажа передвижников (обра­щение к неброскому русскому ландшафту, внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение) свидетельствует о демократизации жанра. Два полюса Живописи представляют «героические» пейзажи И.И.Шишкина (1832-1898) - «Сосновый бор. Мачто­вый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878, ПТ) и др., и лирические - А.К.Саврасова (1830-1897) - «Грачи прилетели» (1871), «Проселок» (1873,оба ГТГ). Но сколь ни различны Саврасов и Шишкин, образы их искусства в равной мере рождены православным пониманием природы как творения Божьего.

Со времени первой выставки передвижников и по сей день картина Саврасова «Грачи прилетели» воспри­нимается как своеобразный канон пейзажной живописи. Он был первоклассным живописцем, трудился до конца жизни и оставил богатое наследие, в значительной ме­ре, к сожалению, забытое («Ранняя весна», «Повеяло весной», обе - нач. 1880-х, собрание Н.А.Померанце­вой). Любимой темой художника был неброский будничный пейзаж той поры весны, когда богатство зимнего убора уже подточено первыми весенними лучам; солнца, но оно еще не пробудило дремлющей природы Радостное чувство предстоящего пробуждения, ожидания Светлого Праздника пронизывает работы мастера Саврасов был и прирожденным педагогом, с именем которого связана слава пейзажного класса Московской училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его участников - И.Левитан, К.Коровин и др.

Особое место занимают пейзажи А.И.Куиндж (1842-1910). Необычайные световые эффекты придав; ли его полотнам романтический характер и некоторую театральность («Березовая роща», 1879, ГТГ; «Ночь на Днепре», 1880, ГРМ; 1882, ГТТ). Тонкое слияние жанрового и пейзажного начала в творчестве художника («Московский дворик», 1878, ГТГ) определи; влияние В.Д.Поленова (1844-1927) на последующая художественный процесс.

Крупнейший художник-реалист, наиболее я кий и характерный представитель передвижничеств И.Е.Репин (1844-1930) глубоко и разносторонне (в портрете, жанре, пейзаже, исторической живописи) отразил современную ему русскую действительность. Тончайшая психологическая выразительность, безупреч­ные композиции, рисунок и живопись соответствовали высоким идеям, заложенным в творчестве художника («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83; портрет М.П.Мусоргского, 1881; «Иван Грозный и сын его Иван», 1885, ГТГ; «Бурлаки на Волге», 1870- 73; «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, ГРМ).

Другой гра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...