Общественно-политическая мысль
Школа, просвещение и печать. Наука и техника. Общественно – политическая мысль. Литература. Музыка и театр. Живопись. Архитектура и скульптура.
Новая, наиболее последовательная попытка модернизации российского общества (1860-70-е гг.) коснулась основных сторон жизни - социально-экономической (освобождение крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной (реформы системы образования, печати). Ускоренное развитие капитализма, становление системы земских учреждений вызвало повышенный спрос на высокообразованных специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интеллигенции как созидателя культурных ценностей и как главного их потребителя, это привело к оживлению и известной демократизации культурной жизни. С укреплением экономических позиций буржуазии усиливалось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа - «меценаты». Школа, просвещение и печать Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза). Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%, среди мужчин -29,3%, среди женщин -13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом общий уровень образованности в России до второй половине XIX в. определяла начальная школа. В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. допускало, в частности, открытие начальных школ общественными организациями (органами городского самоуправления и земствами на селе). Это позволило широкому общественному движению за создание народных школ (Московский и Петербургский комитеты грамотности и другие общественные просветительские организации) претворить в жизнь передовые педагогические идеи К.Д.Ушинского (1824-1870/71) и его учеников. Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами (учителей для которых готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода), начали действовать земские трехгодичные школы (в это время наиболее распространенный тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов - письма, чтения, четырех правил арифметики и закона божьего, здесь изучались география, природоведение, история.
Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища - с 1864 г. реальные (учебный план включал большой объем знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 г. коммерческие (где изучались бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г. закрыл доступ к образованию неимущим слоям. В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863 г., предоставивший этим учебным заведениям автономию, привел не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти в 3 раза), но и к демократизации их состава, правда, неравномерно (в 1897 г. в Петербургском университете доля детей дворян и чиновников составила около 2/3, а в Харьковском - менее 40%). В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования - высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В.И.Герье в Москве, 1872; Бестужевские70 в Петербурге, 1878 и др.).
Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного образования: с 1859 г. начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казенных школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871г., проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика. В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900'г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник», «Русское слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло еще стремительнее (в 1860-90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Все это было возможно, т.к. полиграфическая база в России за три пореформенных десятилетия выросла более чем в три раза) в 1864 г. насчитывалось около 300 типографий, в 1894 г. их было уже более тысячи.) Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О.Вольфа, Ф.Ф. Павленкова, И.Д.Сытина, выпускавшие учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тыс. в конце 90-х годов), В городах и селах росло число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862 г. была открыта первая Публичная библиотека в Москве (ныне РГБ). Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждении принадлежала интеллигенции, в том числе земской.
Наука и техника 60-90-е годы XIX в. отмечены замечательными успехами отечественной науки. Труды русских ученых по математике и механике, открытия в области физики, химии, астрономии прославили русскую науку. П.Л.Чебышев (1821-1894), сделавший выдающиеся открытия в теории чисел, теории вероятностей, теории механизмов и пр., создал научную математическую школу. К ней относится и М.А.Ляпунов (185?- 1918), получивший мировую известность работами в области дифференциальных уравнений, гидродинамики, теории вероятностей и др. Важные работы по теории дифференциальных уравнений и по механике принадлежат выдающемуся математику, первой в мире женщине-профессору, члену-корреспонденту Петербургской академии наук С.В.Ковалевской (1850-1891). Наиболее важные исследования выдающегося физика, профессора Московского университета А.Г.Столетова (1839-1896) относятся к области магнетизма и фотоэлектрических явлений. Основы современной органической химии были заложены одним из замечательных русских ученых А.М.Бутлеровым (1828-1886). «Направление ученых трудов Александра Михайловича не составляет продолжения или развития идей его предшественников, а принадлежит ему самому» (Д.И. Менделеев). Бестужевскими курсы назывались по имени их директора, историка, профессора К.Н. Бестужева-Рюмина. Открытый в 1869 г. Д.И.Менделеевым (1834-1904) периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания, составляющий фундамент современного учения о веществе. Кроме занятий теоретической химией, Менделеев решал прикладные научно-технические задачи, связанные с хозяйственными нуждами страны, разрабатывал проблемы освоения Северного морского пути, орошения почв в низовьях Волги и пр. Несмотря на огромные заслуги ученого, в 1880 г. он не был избран в Петербургскую академию наук, а в 1890 г. вынужден был уйти из Петербургского университета, профессором которого являлся с 1865 г. Между тем, труды Менделеева получили международное признание, он был избран почетным членом многих иностранных академий и научных обществ
Прославленный физиолог И.М.Сеченов (1829-1905) отмечал, что русские натуралисты своей деятельностью служили духовному сближению Востока с Западом. Техническая мысль также достигла больших успехов (изобретения электротехников А.Н.Лодыгина (1847-1923) и П.Н.Яблочкова, создание первого в мире самолета А.Ф.Можайским (1825-1890) и т. д.). Значительные достижения географической науки связаны с именами выдающихся путешественников и ученых — географов и этнографов П.П.Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М.Пржевальского (1839-1888), Н.Н.Миклухо-Маклая (1846-1888). В области гуманитарных наук большими успехами отмечено развитие истории. Органичной частью русской культуры, средством национально-исторического самопознания стали труды выдающихся историков С.М.Соловьева (1820—1879) — «История России с древнейших времен» (1851-1879); «Публичные чтения о Петре Великом», (1872) и др., а также В.О.Ключевского 199(1841-1911) - «Боярская дума древней Руси» (1882); «Происхождение крепостного права в России» (1885) и др. Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П.Г.Виноградова (1854-1925), Н.И. Кареева (1850-1931) и пр. Так, благодаря самому значительному труду Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879) русской науке принадлежал приоритет в изучении крестьянского вопроса во Франции эпохи буржуазной революции. Как историк, ученый подошел и к проблемам философии истории — в свете конкретных исторических событий («Основные вопросы философии истории», «О роли личности в истории»). Возражая против прямолинейных исторических построений, подобных Гегелю, он писал: «История - не прямая линия, не правильный узор, построенный по математическому плану, а живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом... Всемирно-исторический процесс не-планомереи. Общественно-политическая мысль Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы. Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е годы XIX в. она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д.Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности).
В России по существу никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать В.Н.Чичерина (1828-1904), бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д.Кавелин (1818-1885) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. «Не тот народ имеет будущность, — писал он, — который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». При всей умеренности либеральной печати' («Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русская мысль» и др.) именно благодаря ей происходило формирование нового политического сознания и радикализация русского либерализма, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли — либеральной, культурнической, революционной. Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. «Апостолами» русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М.А.Бакунин (1814—1876), князь П.А.Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н.Толстой (1828-1910). Бакунин и его сподвижник С.Г.Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя («Катехизис революционера»). Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая «сопротивление злу насилием». Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления — все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда своеобразный поворот к теократия и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие. Кропоткин, не отвергая революционной борьбы против угнетения, опровергал Марксову теорию классовой борьбы и доказывал, что решающей силой в развитии человеческого общества всегда были сотрудничество и взаимопомощь, а не классовая борьба. Своеобразный анархический элемент можно обнаружить во всех русских социальных течениях XIX в. и у великих ' русских писателей, и в самом складе русского характера. Особой популярностью в кругах разночинной интеллигенции в 60-е годы пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И.Писарева (1840—1868). Не призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных, бытовых и семейных пут. Герцен, встретившись с последователями Писарева в эмиграции, был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих, как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных отношениях, эгоизм и антисоциальность нигилистов заставили содрогнуться русских писателей разных направлений, от Тургенева до Лескова, от Гончарова до Достоевского. Отрицая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных ценностей, Н.Г.Чернышевский (1828-1889) I и Н.А.Добролюбов (1836-1861) на страницах «Современника» занимались не только «разрушением эстетики», но и развивали идеи революционного народничества. В 70-е годы крупнейшими идеологами революционного направления общественной мысли и деятельности революционного движения были «русский якобинец» П.Н.Ткачев (1844-1885/86), сторонник заговорщицкого метода борьбы, и П.Л.Лавров (1823-1900), идеолог пропагандистского метода («Исторические письма»). Неудача культурной деятельности народнической интеллигенции («хождение в народ») привела к террору. После 8 покушений, 1 марта 1881 г. был убит Александр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народовольцев), но и всему народу. Власть в стране на 24 года практически перешла к главному советнику двух последних императоров К. П. Победоносцеву (1827-1907), ярому реакционеру, даже умеренные реформы Александра II считавшему «преступной ошибкой». В условиях реакции, в 80-е годы, возник небывалый в русской общественной жизни феномен - национализм, обличение которого было большой заслугой выдающегося религиозного философа В.С.Соловьева (1853-1900), и одновременно возрождался революционный идеал - в виде русского марксизма. В «замороженной» Победоносцевым, «гниющей под снегом» России (А.П.Чехов) к концу века возникли апокалипсические71 настроения, выраженные в пессимистическом ожидании пришествия царства антихриста (В.С.Соловьев). Некоторые связывали эти эсхатологические ожидания с предчувствием конца Российской империи, с неотвратимостью революции (К.Н.Леонтьев). Литература Русская литература 2-й пол. XIX в. самая философская и социальная в Европе. В ней в художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила» не только философскую и общественную мысль, но и великую русскую литературу, отсюда ее учительный характер. Ф.М.Достоевский (1821-1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из писателей XIX в. осуществлял учительную миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах будущего. Творчество Достоевского отразило страстную напряженность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», 1861- 62; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1868; «Братья Карамазовы», 1879-80). Одному из лучших романистов XIX в. И.А.Гончарову (1812-1891) присуща необычайная сила художественного обобщения, позволившая создать такой «всероссийский тип», как Обломов («Обыкновенная история», 1847; «Обломов», 1859; «Обрыв», 1869). И.С.Тургенев (1818-1883) в произведениях середины XIX в. выступил как яростный противник крепостного права («Записки охотника», 1847-52 и др.). В пореформенные десятилетия писатель показал столкновение главных социальных сил в России 60-х годов и создал противоречивые образы новых героев — разночинцев («Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877). Чуткость к острым проблемам современности, глубокий реализм, стройность композиции, богатство языка, наконец, целая галерея прекрасных женских образов делают творчество Тургенева весомым вкладом в русскую и мировую литературу («Ася», 1858; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Вешние воды» и др.). Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета, содержащая пророчества о конце света. Произведения Л.Н.Толстого отличались не столько широтой типов, сколько мастерским изображением подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением «диалектики души». Тема мучительных поисков нравственного идеала.в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество писателя. В необычайно правдивой литературе XIX в. Толстой был едва ли не самым правдивым писателем, и та правда, которую он выражал в своих произведениях, жгла и терзала его самого («Исповедь»; «Война и мир», 1863-69; «Анна Каренина», 1873-77; «Воскресение», 1889-99). Обличительный пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1889) - одно из ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», 1869-70; «Господа Головлевы», 1875-80). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения. Музыка и театр Вторая половина XIX в. - плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки, особое место в которой занимала деятельность содружества талантливых композиторов, названного критиком В.В.Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.). Руководителем кружка был М.А.Балакирев (1836-1910). Деятельность «Могучей кучки» (Балакиревского кружка» или «Новой русской музыкальной школы») была связана с общим направлением передовой культуры России 60-70-х годов XIX в. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность. Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной и симфонической музыки (увертюры на русские темы, восточная фантазия «Исламей» М.А.Балакирева; 2-я «Богатырская» симфония А.П.Бородина (1833-1887); фортепьянные миниатюры Ц.А.Кюи (1835—1918); фортепьянные пьесы «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского (1839-1881); симфонические сюиты «Шехеразада», «Испанское каприччо «Н.А.-Римского-Корсакова (1844—1908) и мн. др., национальной оперы (народные музыкальные драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы - «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусорского; «Псковитянка» Римского-Корсакова; эпическая опера Бородина «Князь Игорь» и др.). Крупнейшим явлением музыки XIX в. было творчество П.И.Чайковского (1840—1893). Непревзойденный симфонист, 6 его симфоний («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892), он создал и новый тип оперы («Евгений Онегин», 1878; «Мазепа», 1833; «Пиковая дама», 1890; «Иоланта», 1891 и др.). Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики, Чайковский был по-настоящему национальным композитором. Видным композитором и музыкальным критиком был А.Н.Серов (1820-1871), выступавший поборником близкого к народным истокам искусства (оперы «Рогнеда», 1865; «Вражья сила», 1871). Братья А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, выдающиеся пианисты, дирижеры, явились создателями первых российских консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). До сих пор неизменным успехом пользуется опера А.Рубинштейна «Демон». История театра с 50-х годов неразрывно связана с именем А.Н.Островского (1823—1886), оказавшего огромное влияние на утверждение реализма («Свои люди - сочтемся!», 1849; «Доходное месте», 1856; «Бесприданница», 1878; всего около 50 пьес). В историю драматургии вписали лучшие страницы А.В.Сухово-Кобылин (1817-1903) - трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»; А.К.Толстой (1817-1875) - трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»); Л.Н.Толстой - «Власть тьмы»; и др. Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры, развивавшие лучшие традиции русской актерской школы - Малый в Москве (на сцене которого играли театральная династия Садовских, одна из лучших актрис мира М.Н.Ермолова и др.) и Александрийский в Петербурге (актерская династия Самойловых, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова и др.). Живопись Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», которыми извечно задавались демократически настроенные деятели русской культуры, во второй половине XIX в. определяли основную ее проблематику. В то время как общественная мысль сосредоточилась на задачах практического переустройства действительности, искусство, наполненное ощущением социального неблагополучия, было вовлечено в решение важнейших общественных задач. Это выразилось в непосредственном отображении актуальных жизненных конфликтов, в жесткой критике социальной несправедливости. Новая художественная стилистика нашла наиболее полное теоретическое обоснование в эстетике Н.Г.Чернышевского. «Поэт или художник, - писал он, - не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и захотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении...». Таким образом, художник должен был взять на себя роль общественного Судии и одновременно Учителя (исходя из просветительской идеи об искусстве как «учебнике жизни»). Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовали утверждению нового творческого метода - «критического реализма». Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных конфликтов привели к преобладанию жанровой живописи. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни» (В.Стасов). Одним из основоположников критического реализма в живописи был В.Г.Перов (1834-1882). Работая по преимуществу в области жанровой картины, художник сформулировал свое кредо словами Сухово-Кобылина: «Содрогание о зле есть высшая форма нравственности». Главные этапы его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60-80-х годов: от многофигурных сатирических полотен («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862, ГТГ) к эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент перенесен на общее впечатление («Проводы покойника», 1865, ГТГ) и возросла роль пейзажа («Последний кабак у заставы», 1868, ГТГ) или значение одной человеческой фигуры («Приезд гувернантки в купеческий дом», ГТГ). Таким образом, из жанра выделялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологический портрет (Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский, 1871, ГТГ), а жанровые произведения утеряли публицистическую остроту («Спящие дети», 1870; «Охотники на привале», 1871, ГТГ и др.). В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства определяли молодые художники, объединившиеся в 1870 г. под руководством В.Н.Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности которого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков. Начало движения передвижников обычно связывают с более ранним периодом. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых выпускников Петербургской академии художеств, из числа претендентов на большие золотые медали, отказались писать конкурсные работы на заданную, как было принято в Академии, тему («бунт четырнадцати»). Их требование свободного выбора проблематики, в соответствии с интересами каждого, было отвергнуто и бунтовщики вышли из Академии с дипломами низшего образца74. Чтобы оказать моральную и материальную поддержку друг другу, они объединились в «Петербургскую артель художников» (А.Григорьев, Ф.Журавлев, И.Крамской, К.Маковский и др.) под руководством И.Н.Крамского. «Артель» сделалась широко известной благодаря своим «четвергам», на которых происходили не только обсуждения новых картин, но и литературных и философских сочинений, устраивались диспуты, на которые приглашали других художников, писателей, музыкантов, людей, интересующихся искусством. В то же время в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где социальные тенденции проявились еще более активно, возникла группа художников-жанристов, во главе которой стоял профессор Училища В.В.Перов. В 1869 г. шестеро москвичей (Л.Каменев, Г.Мясоедов, В.Перов, И.Прянишников, А.Саврасов и В.Шервуд) обратились к петербургским художникам с предложением создать единую организацию для учреждения передвижных выставок с распродажей картин. Причем часть выручки должна была поступать в выставочный фонд взаимопомощи. Но главной целью объединения должна была стать просветительская и пропагандистская деятельность в стране. Крамской, покинувший «Петербургскую артель художников», в которой к тому времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н.Ге и критиком В.Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения москвичей. К обращению присоединились семнадцать петербургских художников, среди них были как уже известные мастера (Н.Ге, И.Шишкин), так и ученики Академии (И.Репин, Ф.Васильев). Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкие цели - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений. Передвижники необычайно расширила аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой (кроме Петербурга и Москвы, это были Вильно, Рига, Киев, Харьков Одесса). «Отныне, - писал М.Е.Салтыков-Щедрин, - произведения русского искусства, доселе замкнутые 1 одном Петербурге, в стенах Академии художеств, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех признает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах». 2 ноября 1870 г. устав «Товарищества» был утвержден министерством внутренних дел, таким образом, был официально признан факт создания организации. Первые выставки передвижников открылись - 29 ноября 1871 г. в Петербурге и 18 апреля 1872 г. в Москве. Московское отделение «Товарищества» возглавил В. Перов, преданный идеям передвижников, которые были созвучны его собственным представлениям о роли художника. Между тем, получение золотой медали за конкурсную работу обещало значительные преимущества в творческой карьере. Диапазон творчества членов «Товарищества» был чрезвычайно широк (социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет). Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений и, наконец, живописное мастерство. Темы произведений теоретика передвижничества И.Н.Крамского (1837-1887) не были типичны для «Товарищества». Он почти не работал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам («Христос в пустыне», 1872, ГТГ). Искусствоведы уже обращали внимание на глубокую внутреннюю духовную связь этого полотна и «Автопортрета» художника (1867, ГТГ). «Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей», - писал Крамской. Но если «Автопортрет» - символ активной жизненной позиции, то «Христос в пустыне» отражает иную ступень нравственного самосознания личности, способность к самопожертвованию во имя высшей справедливости. Не случайно картину Крамского воспринимали как благословение на подвиг народники 70-х годов. Новый идеал личности Крамской создал в портретах крупнейших деятелей русской культуры (Ф.М.Достоевского, 1872; Л.Н.Толстого, 1873; Н.А.Некрасова, 1877, ГТГ). Его картины 80-х годов приобрели налет салонности («Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884, ГТГ). Пристальный интерес к евангельской тематике, в духе «нравственного христианства», проявил и Н.Н.Ге (1831-1894) - «Тайная вечеря» (1863, ГРМ); «Что есть истина? Христос и Пилат» (1880); «Голгофа» (1893, ГТГ). В картине «Что есть истина?», по мнению Л.Толcстого, художник «нашел в жизни Христа такой момент, который важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире». Портреты Ге отмечены творческим вдохновением и психологизмом (А.И.Герцен, 1867; Л.Н.Толстой, 1873, ГТГ). Важной вехой в творчестве художника и в становлении реализма передвижников явилась его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871, ГТГ). Ге, как и другие передвижники, по-новому трактовал исторические сюжеты — переломные моменты истории часто подавались им через психологическую драму отдельного человека. Бытовой жанр во многом определял характер живописи передвижников. По сравнению с жанровыми картинами 60-х годов полотна передвижников в этом роде живописи имеют более крупный формат, что отражает стремление к укрупнению изображаемых фигур, тенденцию к более панорамному стилю изображения, к созданию «хоровой картины» (Стасов). Это привело к появлению монументальных композиций, таких как «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875,ГТГ) В.М.Максимова (1844-1911). Художник, выходец из крепостных крестьян, хорошо знающий жизнь села, изобразил черты современного крестьянского быта. Задача создания картины на современный сюжет с критических позиций решалась и в полотне Г.Г.Мясоедова (1834-1911) «Земство обедает» (1872, ГТГ), и в картине К.А.Савицкого (1844-1905) «Встреча иконы» (1878). Другой жанрист В.Е.Маковский (1846-1920) более склонен не к сатире, а к юмору, к изображению людей разного звания, часто в трагикомических ситуациях («В приемной у доктора», 1870; «На бульваре», 1886-87 ГТГ). Мастером однофигурных жанровых композиции был Н.А.Ярошенко (1846-1898). Это не просто портрет, а как бы собирательный образ-тип («Кочегар», 1878, ГТГ;«Курсистка», 1883, КМРИ), в котором художник отказался от прямой тенденциозности, от авторского комментария. К лучшим созданиям Ярошенко принадлежат портрет великой трагической актрисы (П.А.Стрепетовой (1884,ГТГ) и, написанное под впечатлением рассказа Л.Толстого «Чем люди живы?», знаменитое полотно «Всюду жизнь» (1887-88, ГТГ). Просветительская линия русской живописи воплотилась в творчестве крупнейшего мастера батального жанра В.В.Верещагина (1842-1904), не входившего в «Товарищество передвижных выставок», но идейно близкого ему. Устраивая выставки своих картин в разных странах, он как бы воплощал идею передвижничества в мировом масштабе. Одной из главных тем художника был Восток и, кроме батальных сцен, его увлекали этнографические детали («Апофеоз войны», 1871; «Торжествуют», 1871- 72; «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1878-79, все - ГТГ и др.) и архитектурные пейзажи («Мавзолей Тадж Махал в Агре», 1874-76, все ГТГ). Новая эстетика пейзажа передвижников (обращение к неброскому русскому ландшафту, внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение) свидетельствует о демократизации жанра. Два полюса Живописи представляют «героические» пейзажи И.И.Шишкина (1832-1898) - «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878, ПТ) и др., и лирические - А.К.Саврасова (1830-1897) - «Грачи прилетели» (1871), «Проселок» (1873,оба ГТГ). Но сколь ни различны Саврасов и Шишкин, образы их искусства в равной мере рождены православным пониманием природы как творения Божьего. Со времени первой выставки передвижников и по сей день картина Саврасова «Грачи прилетели» воспринимается как своеобразный канон пейзажной живописи. Он был первоклассным живописцем, трудился до конца жизни и оставил богатое наследие, в значительной мере, к сожалению, забытое («Ранняя весна», «Повеяло весной», обе - нач. 1880-х, собрание Н.А.Померанцевой). Любимой темой художника был неброский будничный пейзаж той поры весны, когда богатство зимнего убора уже подточено первыми весенними лучам; солнца, но оно еще не пробудило дремлющей природы Радостное чувство предстоящего пробуждения, ожидания Светлого Праздника пронизывает работы мастера Саврасов был и прирожденным педагогом, с именем которого связана слава пейзажного класса Московской училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его участников - И.Левитан, К.Коровин и др. Особое место занимают пейзажи А.И.Куиндж (1842-1910). Необычайные световые эффекты придав; ли его полотнам романтический характер и некоторую театральность («Березовая роща», 1879, ГТГ; «Ночь на Днепре», 1880, ГРМ; 1882, ГТТ). Тонкое слияние жанрового и пейзажного начала в творчестве художника («Московский дворик», 1878, ГТГ) определи; влияние В.Д.Поленова (1844-1927) на последующая художественный процесс. Крупнейший художник-реалист, наиболее я кий и характерный представитель передвижничеств И.Е.Репин (1844-1930) глубоко и разносторонне (в портрете, жанре, пейзаже, исторической живописи) отразил современную ему русскую действительность. Тончайшая психологическая выразительность, безупречные композиции, рисунок и живопись соответствовали высоким идеям, заложенным в творчестве художника («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83; портрет М.П.Мусоргского, 1881; «Иван Грозный и сын его Иван», 1885, ГТГ; «Бурлаки на Волге», 1870- 73; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, ГРМ). ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|