Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические типы личностей

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное учреждение среднего образования.

Нижнетагильский государственный педагогический

Колледж им. Н.А.Демидова.

Социально гуманитарное отделение.

Специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Управленческая психология.»

 

На тему: Типы личности и их особенности поведения в конфликте.

 

Руководитель: Сыченко Ю.А..

Выполнила:Сальникова Н.А.

студентка группы

ДОУ 403, 4 курс.

 

г.Н.- Тагил.

2006


Содержание

Введение

Глава 1:Конфликт и его причины

1.1 Что такое конфликт

1.2 Причины конфликтов.

Глава 2: Психологические типы личностей.

2.1 Характеристика  психологических типов личностей.

2.2 Различия в психологических особенностях как  факторы конфликта

2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов.

Глава 3: Акцентуации характера

3.1 Типы акцентуации характера.

3.2 Конфликтные личности

Глава 4: Психологический практикум.

4.1 Определение типа личности по К. Юнгу.

4.2Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттела

4.3 Диагностика агрессивности по тесту Баса-Дарки.

Заключение.


Ведение.

 

Конфликт это отсутствие согласия между двумя или более лицами Характер, психологические особенности личности накладывают огромный отпечаток на поведение человека в конфликте. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения конфликтной ситуации.

Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человека по его личностным характеристикам можно отнести к тому или иному типу личности.

 Исследовав существующую литературу и проанализировав собранный материал, я попыталась систематизировать его и изложить таким образом, чтобы он соответствовал цели моего курсового исследования – рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.

В первой главе своей курсовой работы я поставила перед собой задачу дать определение понятия конфликт, а также выделить основные причины его возникновения.

Индивидуальные внутренние психологические особенности и типологии личностей довольно многообразны, таким образом, задача главы № 2 - выделить и рассмотреть наиболее существенные психологические типы личностей и их соотношения, показать особенности поведения этих типов в конфликтах, и в заключение этой главы дать для каждого психотипа краткие рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций.

В третьей главе описаны основные акцентуации характеров а так же некоторые типы конфликтных личностей, которые приводят к появлению затруднений в общении и возникновению конфликтов, основная задача этой главы - научить как наилучшим образом разрешать конфликтные ситуации с такими «трудными» людьми.

В заключительной части моей курсовой работы приведены три типа тестирований, с помощью которых любой желающий сможет определить свой тип личности, узнать больше об особенностях своего характера, а так  же степени своей агрессивности и  враждебности.

По данной теме мне удалось найти много нужной информации в психологической учебной литературе, в том числе популярной литературе. В основном я пользовалась книгой автора Л.Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений», так как изложение материала в ней наиболее кратко, доступно и современно.

 Для нас – будущих специалистов ДОУ тема данного курсового исследования особенно важна и актуальна, т.к. должность секретаря - архивоведа предполагает активное общение с людьми, в котором неизбежно буду возникать конфликтные ситуации.


ГЛАВА 1.

Конфликт и его причины.

Что такое конфликт?

 

Конфликт сам по себе не есть проблема,

проблема в том, что нам делать с нашими различиями.

Р. Фишер

Лучший способ предупредить конфликт - не допустить его

 

Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям1. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу.

Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать, и обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

 

 1. 2. Причины конфликта.

 

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.3

Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной: а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.); б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).

Итак, Остановимся на причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В.Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).

С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинает начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).7

Далее остановимся вот на каком очень важном моменте. Мы нередко усматриваем конфликты там, где их в действительности нет, и, напротив, оцениваем порой отношения с другими как безоблачные, когда конфликт уже назрел. На эту человеческую особенность обратила внимание Л.А.Петровская.

В разработанной ею схеме анализа межличностного конфликта хорошо показано, что конфликт может быть адекватно, или неадекватно, или ложно понятым.

В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.

В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.

Л.А.Петровская еще две реально допустимые ситуации: во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не обознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует и объективно и на уровне сознания.8


ГЛАВА 2.

Психологические типы личностей

 

2.1 Характеристика психологических типов личности.

Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет на поведение, уровень активности человека в конфликте.1

Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, которая опирается на концепцию Юнга2. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Маерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:

1.Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира

(экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).

2.Как он собирает информацию о мире – последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);

3.Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).

4.Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).

Указанные 8 типов в Индикаторе Бриггс – Маерс обозначаются латинскими буквами:

 

Экстравертный (Extravert) - E Интровертный (Inrovert) - I
Сенсорный (Sensing)- S Интуитивный (Intuitive) - N
Мыслительный (Thinking) - T Эмоциональный (Feeling) - F
Решающий (Judging) - J Воспринимающий (Perceiveng) - P

 

Если вы заряжаетесь энергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишком долго в одиночестве если вам свойственно сначала говорить, а потом думать, если вы общительны и активны, то вы вероятнее всего экстраверт-Е3.

Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете больше слушать чем говорить, если вы малообщительны и вам хочется почаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам - I. Обычно экстравертов больше чем интровертов.

Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными путями; если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе информации только на то, что можно увидеть услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то вы представляете собой сенсорный тип – S.

Если вы собираете информацию произвольным путем, иногда «скачками», ищете в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы – интуитивный тип – N.

Если два человека по- разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу, и конфликта не избежать. Например:

S. Сколько времени?

N. Уже поздно.

S. (несколько удивленно)Сколько времени?

N. (настойчиво) Уже пора идти.

S. ( теряя терпение) Послушай, что я спрашиваю. Сколько времени? Я задал конкретный вопрос и жду конкретного ответа!

N. (уверенный в своей правоте). Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех.

С этого момента все может пойти под откос. Так как те, кто относятся к сенсорному типу, понимают все буквально; им нужна конкретная информация. Относящиеся к интуитивному типу, наоборот, могут найти сто способов ответа на вопрос, ни один из которых не будет достаточным для человека сенсорного типа.

Если, принимая решение, вы предпочитаете быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению,то вероятно,вы относитесь, к мыслительному, логическому типу-Т.

Если вы опираетесь на субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то вы тяготеете к эмоциональному типу- F. Таким людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются эстетическими категориями в большей мерей, чем логическими.

Различные комбинации этих качеств дают 16 типов личности, которые разделяются на 4 основные группы:

- интуитивно - мыслительный тип- NT,

- интуитивно – эмоциональный тип- NF,

- сенсорно – рассудочный тип- SJ,

-сенсорно - воспринимающий тип- SP.

Речь, идет здесь конечно не о неспособности каждого из людей пользоваться многообразием психических способностей, а о предпочтениях склонностях в большей мере опираться на ту или иную способность(подобно тому,как правши или левши предпочитают пользоваться левой или правой рукой).Тем не менее люди разных типов нередко с трудом понимают способ мышления и поведения друг-друга, что порождает напряжение и конфликты между ними.

Например, у представителя типа NT вызывают раздражение люди, которым нужно повторять сказанное. Он не потерпит недоверии я к его идеям, противодействия прогрессивным, по его мнению, изменениям. Ему не нравится рутинная работа. В свою очередь представители этого типа могут расстраивать других тем, что не просят помощи, не благодарят других за работу, выполнение которой считают обязанностью; не дают детальных инструкций, так как считают, что достаточно дать общие указания, а до остального другие должны додуматься сами. Многих раздражает склонность людей этого типа все усложнять; их любовь к теоретизированию; игнорирование ими значимости межличностных отношений на работе; не учитывание того, что другие считают важным.

Личности типа NF спреобладанием интуиции и логики не выносят, когда их не замечают, забывают про них; если на работе их лишают возможности общаться с другими или недооценивают важность взаимоотношений между людьми; их раздражает нечувствительность других; нейтральность в конфликте. Они сами могут раздражать и вызывать на конфликт других своей повышенной потребностью в похвале и признательности обидчивостью; тем, что не дают негативной обратной связи, что лишает людей возможности иметь объективную информацию; приторностью, склонностью перехваливать других; частым использованием метафор.

Люди типа SJ не любят быстрых перемен, особенно в том, о чем уже договорились «до этого»; не выносят когда их прерывают; не любят слишком эмоциональных людей и ситуации; болезненно воспринимают принижение своего веса, значимости; их раздражают просьбы сделать что-то в последнюю минуту, опоздания, необязательность; подталкивание их к риску и так далее.

Людей типа SP выводит из себя тщательное предварительное планирование и приготовления; изучение инструкции до начала действий; просьбы быть точными; недоверие к их способности решить проблему по-своему; административные собрания; правила и ограничения во времени.

Другие с трудом выносят то, что у таких людей постоянно меняются планы, что они склонны действовать без достаточного обдумывания альтернатив и последствий; что они дают указания в последний момент, не обращают внимание на врем; что они берутся выполнять в краткий срок слишком большой объем работы, тем более что это же ожидается ими от других

Типологические профили помогают не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться с теми, кто постоянно создает нам дополнительные трудности. Изучение типологического портрета поможет проникнуть в суть проблемы и найти путь к мирному обсуждению и благоприятному разрешению конфликта.

 

2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта. 4

 

Различие связанные с принадлежностью людей к разным характерологическим типам часто является причиной конфликтов на базе взаимного непонимания, расхождения интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. Под английским словом differences (различия) нередко подразумевается то, что при переводе на русский язык обозначают словом «разногласия».

Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию негативных сильнейших негативных эмоций, таких,как гнев, ярость.

Так, ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях. Трудно сказать почему, но конфликт способствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем. Так, интуитивно - мыслительные (NT) становятся еще жестче, будучи не только непоколебимо уверенными в своей правоте, но и полностью закрываясь от иных точек зрения. Экстраверты вместо того, чтобы демонстрировать свое умение уговаривать, становятся шумными и бессмысленно агрессивными. Интроверты просто замыкаются в себе, исключая возможность общения, которое могло бы привести к урегулированию конфликта

Потребность мыслительного - Т  в четкости и внятности, может быть незамедлительно интерпретирована эмоциональным – F как враждебность, даже в ходе самого простого обмена репликами. Т во время конфликта не стараются разобраться в его сути, обсудить подход к его разрешению, в то время как F, сосредотачиваются на своих эмоциях, начинают винить себя в том, что произошло, а зачастую реагируют даже физически - потеют, плачут, кричат и т.д.

Экстраверты- Е обычно бессознательно стремятся вынести конфликт во вне, с тем, чтобы он мог стать достоянием общественности. Это происходит вне зависимости спорит ли он с другим экстравертом, или интровертом- I. По ходу дела Е стараются буквально окатить собеседника потоком слов, уточняя свою позицию. Большинство экстраветртов убеждены, что стоит сказать еще одно слово – «и мы во всем разберемся». Интроверты чаще всего ощущают, что если они услышат хоть еще одно слово, они взбесятся.

Проблема Е- типа в том что, они способны так много наговорить за короткое время, но сами вряд ли помнят, что только что говорили. Они могут быть удивлены и даже шокированы, когда узнают, что другие не только не запоминают их слов, но и обижаются на них. Дополнительная проблема и новый конфликт могут возникнуть из-за склонности экстравертов забывать, что именно они говорили.

Для интроверта конфликт оборачивается тяжелейшим физическим стрессом. Во время спора, когда экстраверт выплескивает свои проблемы на окружающих. Интроверт загоняет их вовнутрь. Исследования показали, что I, более чем Е подвержены таким связанными со стрессом болезнями, как язва и заболевания толстого кишечника.

При конфликте прием информации для сенсорных более касается деталей того, что, было сказано или произошло. Ключевое значение имеют конкретные слова и события, и именно они подвергаются в дальнейшем воскрешению в памяти и осмыслению. Для интуитивистов гораздо более важен подтекст и смысл.

Для решающих - J важно закрыть прения. Их формулировки часто заставляют нас полагать, что от своей точи зрения J не откажется, так - что нечего и разговаривать. Обычно они разговаривают так, будто они убеждены в своей правоте, даже тогда, когда знают что неправы. В подобные моменты они входят в кураж, говорят громко, их заявления звучат категорично в расчете на то, что другой человек отступит.

Когда решающий «закрывается» и не желает ничего обсуждать, положение воспринимающего оказывается очень сложным. У нег вполне может быть какое-то мнение по данному вопросу,но воспринимающие стремятся постоянно видеть вещи с новых сторон,оставаться открытыми к различным вариантам и проявлять подлинную гибкость.

 В результате возникает порочный круг: продолжает рассматривать варианты, а решающий костенеет в своей позиции. В результате оба втягиваются в безнадежный конфликт, который в итоге и не затрагивает тех вопросов, из-за которых начался спор.

Совместимость характеров - дело довольно сложное и тонкое.. Здесь требуется определенная «взаимодополняемость» характеров («властный характер»- «склонный к подчинению), такая пара людей более совместима, чем люди с похожими, одинаково властными характерами5.

Но есть качества характера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт («аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый»- мало совместимы). Но немало конфликтов возникает и между людьми одинаковых типов, что ведет к гипертрофированному проявлению свойственных им черт (ваше достоинство, доведенное до крайности, становится недостатком).

Возьмите двух экстравертов, которые будут говорить одновременно, не слыша друг друга. Чем больше шума, тем меньше возможность, что- либо разобрать. Или представьте двух решающих, у каждого из которых набор железных правил. Обе стороны убежден что правы именно они, и начинается ссора приводящая к длительному отчуждению. Если оба экстраверты – непонимание может вылиться в идущий по нарастающей обмен отрицательными эмоциями.

В общем для совместимости с другими людьми требуется три основных качества:1)способность критически относиться к себе;

2) терпимость к другим; 3) доверие к другим. Если эти качества полностью отсутствуют человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой тень конфликта. Если люди слишком различаются по типам психологических предпочтений, и не осознают, не учитывают этого, то возникновение конфликтов очень даже вероятно, даже если у людей не антагонистических интересов.6 По-видимому, успешно смогут работать вместе люди, которые имеют совпадения хотя бы по двум из психологических предпочтений, т.е. оба должны быть или экстравертами, либо интровертами и относится, либо к решающему, либо к воспринимающему психологическому типу, хотя и это не гарантирует отсутствие разногласии в дальнейшем.7

2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов8:

Экстравертам. Остановитесь, посмотрите и послушайте, возможно, вы полагаете, что если говорить не переставая, то путь из любого конфликта будет найден. То, что для вас труднее всего,вполне вероятно, больше всего и требуется в сложившейся ситуации, а именно – выслушать точку зрения другого человека.

Интровертам. Выражайте свое мнение. Хотя часто это очень трудно и может показаться излишним, тем не менее, совершенно необходимо, чтобы вы изложили свое видение дела, и, может быть, даже не один раз, пока не убедитесь, что другой человек услышал. Когда дело касается конфликта, немного перестраховаться – не грех. Обязательно удостоверьтесь, что до собеседника дошло то, что вы говорите.

Сенсорным. Конфликт не сводится к одним фактам. Хотя это кажется вам пустой тратой сил, затемняющей суть дела, порой имеет смысл обратить внимание на сопутствующие обстоятельства. Если с вами не соглашаются, чтобы вы не говорили, скорее всего, имеются требующие вашего внимания аспекты, находящиеся за пределами данной ситуации как таковой.

Интуитивистам.  Не уклоняйтесь от проблемы. Когда возникает конфликт, вы хотите увязать его с картиной в целом. Это не всегда полезно и не всегда уместно. Может ускользнуть специфика данной ситуации, что затруднит решение. Иногда урегулирование простого спора, напротив, облегчает, решение более глобальных вопросов.

Мыслительным.  Позвольте немного искреннего выражения эмоций. Вас передергивает когда другие в споре переходят на крики. Равным образом вам не по себе и когда они обнимаются и ли изливают теплые чувства. Но все это неотъемлемая часть разрешения конфликтов. Если вы не способны выразить ваши чувства, предоставьте другим свободу в этом отношении.

Чувствующим. Будьте прямолинейны и не бойтесь конфортации. С миром ничего не случиться, если вы скажете то, что думаете, даже если это и нечто негативное. То, что вам кажется резким, не обязательно будет воспринято как резкость другими людьми. Возможно, они даже одобрят вашу откровенность и отнесутся к ней с уважением. если вы подвержены эмоциональным всплескам, не извиняйтесь за них и не терзайтесь чувством вины. Откровенное выражение чувств облегчает продвижение к конструктивному разрешению проблемы.

Решающим. Вы вовсе не всегда правы. Как не трудно. Но вам стоит принять это на веру, если вы хотите, чтобы конфликт вообще когда-нибудь разрешился. Решающие видят мир в черно-белых тонах и делят все в не на правильное и неправильное. Им трудно согласиться с противоположной точкой зрения  

Воспринимающим. Займите четкую позицию. Воспринимающие иногда принимают участие в споре на обеих сторонах, потому-то они и в самом деле видят обе стороны. Порой это выглядит как дьявольская уловка. Однако гибкость и умение примирять разные вещи не всегда способствует разрешению конфликта. Эти качества даже могут усилить спор. Если вы в чем-то действительно убеждены, займите соответствующую позицию и отстаивайте ее.


ГЛАВА 3.

Акцентуации характера

Характер – это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения9. Чтобы сформулировать характер нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования - внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства - самоуговоры, самообманы. Собственные усилия самосовершенствования.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос», акцентуация характера, в результате чего ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты.

 Выраженность акцентуации может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни психопатии. Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушается взаимодействия с окружающими людьми. Но в отличие от психопатии, акцентуация характера проявляется не постоянно, с годами может сглаживаться, приблизится к норме.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обуславливать «трудный», «тяжелый характер. Так даже такое качество как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обуславливает «трудный гипертивный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых постоянно хорошее настроение, независимо от жизненных обстоятельств («патологический счастливчик»). Повышенная активность и энергичность направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, хулиганство).

 

3.1 Типы акцентуации характера 10:

Гипертимный тип. Люди этого типа очень энергичны, самостоятельны, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Они не реагируют на замечания; самокритичность отсутствует. Черты привлекательные для собеседника: энергичность, жажда деятельности, инициативность, оптимизм. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность.

У них нередко возникают конфликты. Окружающим в них не нравится: легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность. Конфликт возможен при монотонной роботе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у человека возникает накопление негатива и вспышки гнева. Люди гипертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести впечатление. 

Дистимичный тип. У этого типа людей наблюдается постоянное пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность. Эти люди тяготеются шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся.

В конфликты вступают редко, чаще являются в нем пассивной стороной. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных ситуациях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация обычно возникает у людей меланхолического темперамента.

Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

 Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих людей зависит многое в их психологии и поведении. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистемической. В период спада остро воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение в конфликте мало предсказуемым, противоречивым.

Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, возможны льстивость, услужливость, (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, жестокость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жесткость, ослабленный контроль над влечением.

Эмотивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти люди не любят больших компаний. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Предпочитают узкий круг общения, которые понимали бы их с полуслова. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Окружающим нравится альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Люди эмотивного типа очень исполнительны и имеют повышенное чувство долга.

В конфликты вступают редко, и выступает в них как пассивная сторона. Обиды не выплескивает наружу, а держит их при себе. Конфликты с близкими людьми воспринимают как трагедию. Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей.

6. Демонстративный. Эти люди стремятся быть в центре внимания. Добиваются своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Они легко забывают о своих неблаговидных поступках. Люди демонстративного типа привлекают окружающих обходительностью, актерским дарованием. Способностью увлечь других, а также своей неординарностью.

Но они имеют множество черт, которые отталкивают от них людей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у них истерические реакции.

7.Застревающий. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликтах чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей проявляют властолюбие-«за

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...