Перестроение в колонну по одному справа и слева по периметру зала.
Перестроение в колонну по два с ведением через центр зала.
15 сек
Учащиеся выполняют танцевальные шаги под греческие мелодии в современной обработке
Учитель обращается к девушкам со следующими словами: «Уже по началу нашего урока, по убранству зала и по первым звукам музыки, вы наверное догадались, что урок сегодня необычный. Мы пытаемся объединить в нем два различных предмета школьной учебной программы: физическую культуру и историю. Пожалуй, самой тесной точкой соприкосновения двух этих наук является Древняя Греция. Поэтому тема сегодняшнего урока- «Физическое воспитание Древней Греции». Благодарность своим предшественникам человечество выражает прежде всего в том, что бережно относится ко всему хорошему, созданному ими. Первыми истинными учителями человечество в области искусства и науки, в сфере теории и практики физического воспитания справедливо считаются древние греки. Они первыми разработали множество всевозможных упражнений для развития и укрепления человеческого тела. В качестве разминки предлагаю вам комплекс упражнений с использованием одного из самых древних гимнастических снарядов- скамьи (скамейки)
2 мин
Общеразвивающие упражнения на гимнастических скамейках с элементами степ-аэробики под греческие мелодии.
I. И.П. – сидя на скамейке спина прямая, руки опущены.
1. правую ногу на носок, правое плечо вверх.
2. левую ногу на носок, левое плечо вверх.
3—4 — поочередно в и.п. Следить заосанкой.
4. И."п — сидя на скамейке, ноги выпрямлены вперед, руки в стороны, спина прямая.
1 — согнуть правую ногу к груди, руки на колено;
2 —и.п.;
3—4 — то же левой ногой. Сгибая ногу, подтянуть колено к плечу с помощью рук. 5. И.п. —сидя на скамейке, правая нога согнута на носок, левая выпрямлена вперед. 1—8 —махи левой ногой вверх;
9— 16 —то же, правая нога сверху скрестно;
17—24 —то же, поочередно меняя и.п. Затем то же правой ногой. Амплитуда движения максимальная Колено маховой н оги выпрямлено.
6. И.п. — сидя на скамейке, ноги выпрямлены вперед, руки в стороны, предплечья согнуты к плечам.
1 — выпрямляя правую руку вперед, левую назад, наклон вперед;
2 —и.п.; 3—4 —то же с левой руки. При наклонах колени не сгибать, руками стараться коснуться стоп.
7. И.п. — сидя на скамейке, ноги выпрямлены вперед, хват руками за край скамьи. Наклонив назад плечи, скрестные движения ногами («ножницы»). Дыхание не задерживать.
8. И.п. — сидя на скамейке, ноги врозь, руки согнуты перед грудью.
1—3 —наклоны вперед;
4 —и.п. При наклонах стараться локтями коснуться пола.
12 мин
8 раз
12 раз
2 раза
12 раз.
30 раз
6 раз
Учащиеся размещаются на гимнастических скамейках по два человека, скамейки стоят полукругом.
Спину держать прямо, плечи поднимать как можно выше.
II. Основная часть.
1. Обучение танцу «Сиртаки». Перед обучением небольшая историческая справка о танце и особенностях его исполнения.
1. И.п. Стоя в кругу по ходу танца (против часовой стрелки), левая рука вперед на левом плече впереди стоящего, правая согнута в сторону, к плечу.
1 — подняться на полупальцы левой ноги, правой небольшой мах вперед;
2 — присесть на правой ноге, левая согнута назад;
3 — 4 —то же с другой ноги.
2. И.п. Стоя лицом к центру круга, руки на плечах рядом стоящих партнерш.
1 —приседая, шаг левой ногой скрестно перед правой, голову повернуть вправо;
2 —выпрямляя колени, шаг правой ногой вправо, голова прямо;
3 — приседая, шаг левой ногой скрестно за правой, голову влево;
4 — шаг правой ногой вправо, голову прямо.
3. И.п. — то же.
1—4 —два скрестных шага;
5 — мах согнутой левой ногой скрестно перед правой;
6 —и.п.;
7 —выпад на правую ногу скрестно перед левой, голову опустить влево.
8 — и.п.
4. И.п. — стоя лицом к центру круга, руки в стороны, предплечья согнуты вверх. 1— шаг правой ногой вправо, голову вправо, приставить левую ногу; 2 — шаг левой ногой влево, голову влево, приставить правую ногу.
5. И.п. — то же.
1 — шаг правой ногой вправо;
2 — приставить левую ногу;
3 — шаг правой ногой вправо;
4 — мах согнутой левой ногой скрестно перед правой, голову вправо;
5 — 8 — то же влево.
6. И.п.— то же.
1—шаг правой ногой вправо, руки вверх;
2 —сгибая правую ногу, левую скрестно назад в упор, туловище наклонить вперед, руки вниз-назад;
3—4 — то же влево.
7. И.п. — стоя лицом к центру круга, руки опущены.
1 — шаг правой ногой вперед, руки вверх; 2 — приставить левую ногу сзади в 3-ю позицию, колено согнуть в сторону;
3 — шаг левой ногой назад, руки опустить, голову наклонить вперед;
4 — приставить правую ногу вперед в 3-ю позицию.
2. Исполнение танца в целом (М.Теодоракис. «Сиртаки»), Учитель танцует вместе с учащимися.
3. Атлетическая гимнастика для девушек.
«Стройные ноги»
1. Ноги на ширине плеч. Глубокие приседания со штангой на плечах.
2. Ноги на ширине плеч. Приседания со штангой, гриф удерживается за спиной.
3. Стоя на подставке с выпрямленными ногами. Глубокая тяга штанги.
4. Стоя, закрепив на стопе груз. Сгибать ногу назад.
5. Подъем на носки, стоя на бруске, штанга на плечах.
6. Стоя на бруске, левую ногу согнуть назад, в правой руке гантель. Подъем на носок..
7. Сидя, штанга на коленях, подъем стоп на носки.
8. Стоя на полу. Поднимать носки, не отрывая пятки от пола, с максимальным сокращением мышц передней поверхности голени.
«Тонкая талия»
1. Наклоны вперед с подставки, в опущенных руках отягощение. Ноги прямые. Стараться, чтобы кисти оказались ниже стоп. 1—4х
2. Наклоны в стороны, в опущенных вдоль тела руках гантели. 1—4х
3. Сидя, повороты туловища в стороны со штангой на плечах. Таз и ноги неподвижны. 1—4х
4. Лежа на спине, ноги закреплены. Поднимать и опускать туловище. 1—4х.
5. Лежа на спине, на наклонной скамье, руки зафиксированы за головой. Поднимать и опускать прямые ноги. 1—4х
6. Лежа на животе, руки согнуты за
головой, ступни зафиксированы. Поднимая верхнюю часть туловища, прогнуться в пояснице.
7. Повороты туловища в стороны на диске «Здоровье». 1—4x
«Прямая спина»
1. Вращательные движения плечами, груз в опущенных руках.
2. В наклоне притягивать штангу к груди. Локти сгибать назад.
3. Подтягивать в наклоне один конец штанги двумя руками, другой конец штанги на полу.
4. Подтягивание на перекладине различными хватами.
5. Стоя в наклоне, отводить назад-вверх руки с гантелями.
6. Наклоны вперед со штангой на плечах.
7. Лежа на животе, ступни закреплены, руки за головой, сгибать и разгибать туловище назад.
25 мин
5 мин
16 тактов.
32 такта.
8 тактов.
16 тактов.
16 тактов.
8 тактов.
8 тактов.
3 мин
12 мин.
10—14 раз.
10-14 раз.
10—14 раз.
.
10-14раз
4x20
4х 18
4 х 20.
4х20
Удерживать 5—10 сек.
12—14.
14—16.
14—16.
16—20
16—20.
10-12.
20—30.
12—16 раз.
10—12 раз.
10-12 раз.
1—5 раз.
10—12 раз.
12—15 раз.
10—15 раз.
Следить за положением головы, смотреть вперед. Носок и колено маховой ноги оттянуть.
Во время движения локти не сгибать, плечи остаются неподвижны.
Сначала отработать скрестный мах и скрестный выпад, а затем движение в целом.
Акцентировать повороты головы. Движение выполнять, слегка сгибая и разгибая колени.
Следить, чтобы маховые движения у всех девушек получались синхронными.
При наклонах голову опускать. Колено отставленной назад ноги не сгибать.
Это движение можно выполнять небольшими мягкими прыжками. Все элементы танца разучивают без музыки. Затем устанавливают их последовательность.
(Самостоятельная работа по станциям.) Греческие мелодии в современной обработке звучат как фон. Станции учащиеся выбирают самостоятельно в соответствии с особенностями своего телосложения.
Спину дер жать прямо
Колени не сгибать.
Стараться коснуться пяткой ягодиц.
Спину держать прямо.
Упражнение можно выполнять, используя отягощение (диск штанги).
Амплитуда движения максимальная. 1-4 х
Не прогибаться в пояснице.
Если упражнение выполнять самостоятельно тяжело, делать с чьей-либо помощью.
Упражнение можно выполнять с небольшим отягощением, удерживая его за головой.
«Высокий рост»
1. И.п. — лежа на спине, выпрямить пальцы рук и ног. Потянуться, стараясь растянуть все мышцы тела.,
2. И.п. — лежа на спине, перевести ноги через голову назад. Коленями и голенями коснуться пола
3. И.п. — лежа на спине, руки вдоль ту-ловища. Маховым движением завести согнутые в коленях ноги за голову и упереться пальцами ног в пол. Медленно выпрямить колени
4. И.п. — лежа на спине. Перенести прямые ноги через голову до положения параллельно полу, пальцами рук обхватить стопы
Упражнения в парах
5. И.п. —лежа на животе. Партнерша поднимает верхнюю часть тела растягиваемой за прямые руки. Прогнуться назад
6. «Мостик» с помощью партнерши
7. И.п. — сидя ноги врозь. Наклоны вперед, партнерша надавливает на спину. Не сгибать колени, стараться лбом коснуться пола.
Упражнения в тройках
8. Растяжку производят два человека. Партнерши садятся напротив друг друга и выполняют продольную растяжку одновременно за одноименные руку и ногу. Затем одновременно за две руки и две ноги.
9. И.п. — то же. Диагональная растяжка (за левую руку и правую ногу, затем наоборот).
10. И.п. — лежа на спине. Партнерши в положении стоя выполняют диагональную растяжку, плавно поднимая разноименные руку и ногу вверх. Затем то же упражнение из положения, лежа на животе.
11. И.п. —лежа на спине. Партнерши находятся лицом друг к другу, стоя на коленях. Находящаяся со стороны рук берет ноги упражняющейся, находящаяся со стороны ног берет ее руки, обе плавно тянут в свою сторону («Кузнечик»).
12. И.п. —лежа на спине. Партнерши находятся лицом друг к другу у ног и головы. Одна придерживает ногу в и.п., другая переводит вторую ногу сначала в сторону, затем вверх, описывая круг.
Пульсовой контроль.
До выполнения упражнений, во время отдыха и по окончании атлетической гимнастики звучит магнитофонная запись поясняющего текста или учитель с перерывами сообщает его занимающимся.
«В Древней Греции не существовало единой системы физического воспитания, равно как и единой общеобразовательной системы. Главенствовали в Элладе две школы: спартанская и афинская.
В Спарте детей воспитывали буквально под присмотром всей страны. Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам, и те решали судьбу будущего гражданина. Слабых детей сбрасывали с обрыва горного хребта. Таким жестоким образом спартиаты не допускали в свою среду слабых и болезненных людей, которые не могли бы стать хорошими воинами.
С 7 лет мальчики воспитывались в государственных школах. Грамоте уделялось не очень много времени, внимание преимущественно направлялось на физическую закалку. Режим строился так, чтобы приучить воспитанников к неприхотливости и максимальной выносливости.
С 18 лет юноша получал оружие и занимался уже чисто военными упражнениями. Основной задачей являлось воспитание сильных и мужественных воинов. Диктовалось это тем, что немногочисленные спартиаты должны были обеспечить безопасность своих границ и господство над большим количеством рабов. Так, силой законов, оружия и крепких мышц спартиаты поддерживали свою гегемонию.
Афинская воспитательная система значительно отличалась от спартанской. Она сочетала умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Школьная жизнь афинского мальчика начиналась с 7 лет. Под присмотром раба он посещал частные школы, где обучался музыке, чтению, письму и, разумеется, физическим упражнениям.
Первые школы появились в Афинах в VII в. до н.э. Существовали три вида школ, которые можно было посещать одновременно: грамматическая, музыкальная и гимнастическая (палестра). Именно в последней мальчик-афинянин находился значительную часть дня. Здесь под руководством наставников он проводил время в непрерывных упражнениях и дружеских состязаниях.
С 16-летнего возраста афиняне воспитывались в общественных гимназиях. В этот период значительно увеличивалась физическая нагрузка. В то же время вводились элементы общественного воспитания: беседы со взрослыми, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и спортивных состязаний.
18-летние юноши, приняв присягу на верность государству, вступали в ряды воинов и становились свободными гражданами.
Афинская педагогическая система открывала большие возможности для всестороннего совершенствования личности. Именно эта система обеспечила такое исключительное место Элладе в истории мировой культуры и науки.
Одним из самых древних общечеловеческих торжеств являются Олимпийские игры. Своими корнями это мирное празднество уходит в доисторическую эпоху. Официально игры в Древней Греции проводятся с 776 г. до н.э. Со временем эти состязания стали настолько популярными, что в конце IV в. до н.э. греческий историк Тимей ввел летоисчисление по олимпиадам.
Раз в четыре года из маленького городка Элида отправлялись священные послы. Они несли весть о предстоящем олимпийском празднестве, провозглашая священное перемирие. Все участники игр должны были записаться у судьи за год до открытия состязания и провести в тренировках не менее 10 месяцев.
Сначала программа античных игр ограничивалась соревнованиями в беге. Но от олимпиады к олимпиаде состязания становились все разнообразнее. Из них наиболее любимые публикой пентатлон (легкоатлетическое пятиборье), борьба, кулачный бой, состязания колесниц, бег с оружием и др. Стать победителем Олимпийских игр было очень почетно. Главной наградой являлись венок из ветвей священной оливы и всеобщее уважение.
В течение 1168 лет в Олимпии регулярно устраивались состязания атлетов. За это время было проведено 293 олимпиады. Лишь в 394 г. н.э. римский император Феодосии I 'специальным указом запретил проведение игр. Римляне разрушили спортивные сооружения греков, разграбили храмы. Разгром Олимпии довершают два сильнейших землетрясения. Так славные олимпийские традиции древних греков были добыты на долгие-долгие годы.
И лишь спустя столетия благодаря усилиям историков, археологов, энтузиастов спорта Олимпийские игры возродились. Они оказались более долговечными, чем бессмертные эллинские боги. Эстафета олимпийского огня шествует по странам и континентам».
4. Агонистика (соревновательные упражнения).
Как известно, женщины не допускались на Олимпийские игры Древней Греции, но существовали соревнования, где в силе, быстроте и ловкости состязались только представительницы слабого пола. Эти игры устраивались в честь богини Геры, поэтому так и назывались — гереи.
Показателен диалог афинянки и спартанки, описанный великим древнегреческим сатириком Аристофаном:
«Почтеннейшей спартанке Лампито привет. Какой красою блещешь ты, любезная! Румяна как и в теле как упитанна! Да ты быка задушишь!»
На что спартанка отвечает: «Ну, еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю».
Именно эти виды агонистики мы попытаемся сейчас воспроизвести»
1. Бег с преследованием (старт из разных точек зала; бег по кругу; отрезки равны).
2. Прыжки в длину с места.
3. «Борьба» в кругу (сцепившись руками, девушки стараются вытолкнуть друг друга из круга).
По окончании пульсовой контроль.
III. Заключительная часть.
1. Обучение приемам самомассажа (с помощью грецких орехов).
Древние греки оставили нам в наследство еще один вид искусства—искусство массажа. Массаж был известен задолго до античных времен, но именно,древнегреческие врачи систематизировали приемы массажа, объяснив их лечебное воздействие на организм человека. Основоположником применения массажа как лечебного средства считают величайшего врача Древней Греции Гиппократа. Это ему принадлежит изречение: «Врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже».
Массаж широко применялся не только в медицине, но и в быту, спорте, его внедряли в школе и армии. Впервые стали применять массаж как средство сохранения и восстановления работоспособности. Именно такой метод массажа предлагается вам сегодня».
Разминание ладоней, мышц груди, мышц живота, мышц спины, мышц рук и ног. Все массажные движения производят от пери-ерии к центру. Области скопления лим-атических узлов не массировать. Массаж крупных групп мышц производят энергично, линейными, круговыми или спиралевидными движениями. Заканчивают массаж легким поглаживанием. В заключение — пульсовой контроль.
2. Домашнее задание «На земле Древней Эллады». Контрольные вопросы для самостоятельного изучения. 1. Назовите отличительные черты спартанской и афинской систем физического воспитания.
2. Каковы основные причины расцвета физической культуры в древней Гре-ции?
3. Когда начали проводиться состязания атлетов в Олимпии? Каким образом это отразилось на календаре древних греков?
4. Каково происхождение слова «стадион»?
5. Какое из семи чудес света находилось в Олимпии? Какова его судьба.
6. Кто из известнейших античных ученых удостаивался наград за спортивную доблесть?
7. Когда и по какой причине перестали проводиться Олимпийские игры в Древней Греции?
8. Назовите авторов известных скульптур «Дискобол», «Копьеносец», «Аполлон Бельведерский», «Венера Юнидская».
9. Что вам известно о спортивных состязаниях под названием «Ге-реи»? 10. Кого из олимпийских небожителей древнегреческие атлеты считали своими покровителями?
Подведение итогов
3—5 раз.
Удерживать 10—15 сек.
удерживать 20—30 сек.
удерживать 20—30 сек
2—3 раза
Держать 20—30 сек
2—3 раза.
Удерживать 20—30 сек
3—4 раза.
держать 20—30 сек.
Удерживать 10—15 сек
3—4 раза.
2—3 раза.
2—3 раза.
1—2 раза.
1—2 раза.
1—2 раза.
5 мин.
1 раз.
5—6 раз.
2 раза.
5 мин
4 мин.
1 мин
отдых 10 сек.
отдых 10—15 сек.
Упражнение можно усложнить, придвинув колени к плечам. 2—3 раза.
отдых 10—15 сек. Ступни от пола не отрывать.
Стараться не сгибать колени
Таз от пола не отрывать
Растяжку производить плавно, без рывков, постепенно увеличивая натяжение.
Во время растяжки стараться максимально расслабить мышцы.
Упражнение можно усложнить, приподнимая растягиваемую ногу над полом.
При растягивании хват фиксируют выше сустава.
При ощущении боли выполнение упражнения прекращается.
Соревнования проводятся в четверках. В каждой четверке назначается капитан, который после очередного вида агонистики вручает участницам знаки отличия, соответствующие занятым ими местам. Оценку результатов учащиеся проводят самостоятельно методом самоконтроля. Учитель осуществляет общий контроль за ходом соревнований. Победителю по итогам соревнований вручается «лавровый венок».