Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология преподавания новых видов физкультурно-спортивных занятий

 

 

План-конспект урока физической культуры для девушек 10 класса.

Тема: «физическое воспитание в Древней Греции»

Задачи:

1. Дать представление о системе физического воспитания в Древней Греции.

2. Отработать навыки самостоятельного выполнения упражнений (комплекс атлетической гимнастики для коррекции фигуры).

3. Обучить приемам самомассажа для восстановления работоспособности.

4. Способствовать развитию двигательных качеств

5. Формировать чувство прекрасного, эстетического восприятия окружающего мира.

Инвентарь и оборудование: аудиомагнитофон, гимнастические скамьи-9, гантели различного веса-20, низкие перекладины-2, резиновые жгуты-2, штанга разборная-2, секундомер-4, олимпийская атрибутика, располагаемая на стенах спортивного зала.

 

 

Содержание упражнений Дозировка Методические указания
I Подготовительная часть 15 мин  
  Построение, сообщение задачи урока. 30сек  
  Перестроение в колонну по одному справа и слева по периметру зала. Перестроение в колонну по два с ведением через центр зала. 15 сек Учащиеся выполняют танцевальные шаги под греческие мелодии в современной обработке
  Учитель обращается к девушкам со следующими словами: «Уже по началу нашего урока, по убранству зала и по первым звукам музыки, вы наверное догадались, что урок сегодня необычный. Мы пытаемся объединить в нем два различных предмета школьной учебной программы: физическую культуру и историю. Пожалуй, самой тесной точкой соприкосновения двух этих наук является Древняя Греция. Поэтому тема сегодняшнего урока- «Физическое воспитание Древней Греции». Благодарность своим предшественникам человечество выражает прежде всего в том, что бережно относится ко всему хорошему, созданному ими. Первыми истинными учителями человечество в области искусства и науки, в сфере теории и практики физического воспитания справедливо считаются древние греки. Они первыми разработали множество всевозможных упражнений для развития и укрепления человеческого тела. В качестве разминки предлагаю вам комплекс упражнений с использованием одного из самых древних гимнастических снарядов- скамьи (скамейки) 2 мин  
  Общеразвивающие упражнения на гимнастических скамейках с элементами степ-аэробики под греческие мелодии.   I. И.П. – сидя на скамейке спина прямая, руки опущены. 1. правую ногу на носок, правое плечо вверх. 2. левую ногу на носок, левое плечо вверх. 3—4 — поочередно в и.п. Следить заосанкой. 4. И."п — сидя на скамейке, ноги выпрям­лены вперед, руки в стороны, спина пря­мая. 1 — согнуть правую ногу к груди, руки на колено; 2 —и.п.; 3—4 — то же левой ногой. Сгибая ногу, подтянуть колено к плечу с помощью рук. 5. И.п. —сидя на скамейке, правая нога согнута на носок, левая выпрямлена впе­ред. 1—8 —махи левой ногой вверх; 9— 16 —то же, правая нога сверху скрестно; 17—24 —то же, поочередно меняя и.п. Затем то же правой ногой. Амплитуда дви­жения максимальная Колено маховой н оги выпрямлено. 6. И.п. — сидя на скамейке, ноги выпрям­лены вперед, руки в стороны, предплечья согнуты к плечам. 1 — выпрямляя правую руку вперед, левую назад, наклон вперед; 2 —и.п.; 3—4 —то же с левой руки. При наклонах колени не сгибать, руками ста­раться коснуться стоп. 7. И.п. — сидя на скамейке, ноги выпрям­лены вперед, хват руками за край скамьи. Наклонив назад плечи, скрестные движе­ния ногами («ножницы»). Дыхание не за­держивать. 8. И.п. — сидя на скамейке, ноги врозь, руки согнуты перед грудью. 1—3 —накло­ны вперед; 4 —и.п. При наклонах стараться локтями коснуться пола.   12 мин     8 раз   12 раз     2 раза     12 раз.     30 раз   6 раз Учащиеся размещаются на гимнастических скамейках по два человека, скамейки стоят полукругом. Спину держать прямо, плечи поднимать как можно выше.
  II. Основная часть. 1. Обучение танцу «Сиртаки». Перед обучением небольшая историческая справка о танце и особенностях его исполнения. 1. И.п. Стоя в кругу по ходу танца (против часовой стрелки), левая рука вперед на левом плече впереди стоящего, правая согнута в сторону, к плечу. 1 — подняться на полупальцы левой ноги, правой неболь­шой мах вперед; 2 — присесть на правой ноге, левая согнута назад; 3 — 4 —то же с другой ноги. 2. И.п. Стоя лицом к центру круга, руки на плечах рядом стоящих партнерш. 1 —при­седая, шаг левой ногой скрестно перед правой, голову повернуть вправо; 2 —вы­прямляя колени, шаг правой ногой впра­во, голова прямо; 3 — приседая, шаг ле­вой ногой скрестно за правой, голову вле­во; 4 — шаг правой ногой вправо, голову прямо. 3. И.п. — то же. 1—4 —два скрестных шага; 5 — мах согнутой левой ногой скре­стно перед правой; 6 —и.п.; 7 —выпад на правую ногу скрестно перед левой, голо­ву опустить влево. 8 — и.п. 4. И.п. — стоя лицом к центру круга, руки в стороны, предплечья согнуты вверх. 1— шаг правой ногой вправо, голову вправо, приставить левую ногу; 2 — шаг левой но­гой влево, голову влево, приставить пра­вую ногу. 5. И.п. — то же. 1 — шаг правой ногой вправо; 2 — приставить левую ногу; 3 — шаг правой ногой вправо; 4 — мах согнутой левой ногой скрестно перед правой, го­лову вправо; 5 — 8 — то же влево. 6. И.п.— то же. 1—шаг правой ногой вправо, руки вверх; 2 —сгибая правую ногу, левую скрестно назад в упор, туло­вище наклонить вперед, руки вниз-назад; 3—4 — то же влево. 7. И.п. — стоя лицом к центру круга, руки опущены. 1 — шаг правой ногой вперед, руки вверх; 2 — приставить левую ногу сзади в 3-ю позицию, колено согнуть в сторону; 3 — шаг левой ногой назад, руки опустить, голову наклонить вперед; 4 — приставить правую ногу вперед в 3-ю позицию. 2. Исполнение танца в целом (М.Тео­доракис. «Сиртаки»), Учитель танцует вме­сте с учащимися. 3. Атлетическая гимнастика для де­вушек.     «Стройные ноги» 1. Ноги на ширине плеч. Глубокие при­седания со штангой на плечах. 2. Ноги на ширине плеч. Приседания со штангой, гриф удерживается за спиной. 3. Стоя на подставке с выпрямленными ногами. Глубокая тяга штанги. 4. Стоя, закрепив на стопе груз. Сги­бать ногу назад. 5. Подъем на носки, стоя на бруске, штанга на плечах. 6. Стоя на бруске, левую ногу согнуть назад, в правой руке гантель. Подъем на носок.. 7. Сидя, штанга на коленях, подъем стоп на носки. 8. Стоя на полу. Поднимать носки, не отрывая пятки от пола, с максимальным сокращением мышц передней поверхности голени. «Тонкая талия» 1. Наклоны вперед с подставки, в опу­щенных руках отягощение. Ноги прямые. Стараться, чтобы кисти оказались ниже стоп. 1—4х 2. Наклоны в стороны, в опущенных вдоль тела руках гантели. 1—4х 3. Сидя, повороты туловища в стороны со штангой на плечах. Таз и ноги непод­вижны. 1—4х 4. Лежа на спине, ноги закреплены. Под­нимать и опускать туловище. 1—4х. 5. Лежа на спине, на наклонной скамье, руки зафиксированы за головой. Поднимать и опускать прямые ноги. 1—4х 6. Лежа на животе, руки согнуты за головой, ступни зафиксированы. Поднимая верхнюю часть туловища, прогнуться в пояснице. 7. Повороты туловища в стороны на диске «Здоровье». 1—4x «Прямая спина» 1. Вращательные движения плечами, груз в опущенных руках. 2. В наклоне притягивать штангу к гру­ди. Локти сгибать назад. 3. Подтягивать в наклоне один конец штанги двумя руками, другой конец штан­ги на полу. 4. Подтягивание на перекладине различ­ными хватами.   5. Стоя в наклоне, отводить назад-вверх руки с гантелями. 6. Наклоны вперед со штангой на пле­чах. 7. Лежа на животе, ступни закреплены, руки за головой, сгибать и разгибать ту­ловище назад. 25 мин 5 мин   16 тактов.   32 такта.   8 тактов.   16 тактов.   16 тактов.     8 тактов.     8 тактов.   3 мин   12 мин.     10—14 раз.   10-14 раз.   10—14 раз. . 10-14раз   4x20   4х 18     4 х 20.     4х20   Удерживать 5—10 сек.   12—14.     14—16.   14—16.   16—20     16—20.   10-12.   20—30.   12—16 раз.   10—12 раз.     10-12 раз.     1—5 раз.   10—12 раз.   12—15 раз.   10—15 раз.   Следить за положением головы, смотреть вперед. Носок и колено маховой ноги оттянуть.   Во время движения локти не сгибать, плечи остаются неподвижны.     Сначала отра­ботать скрестный мах и скрестный выпад, а затем движение в целом.     Акцентировать повороты головы. Движение выполнять, слегка сгибая и раз­гибая колени.   Следить, чтобы маховые движения у всех девушек получались синхронными.   При наклонах голову опускать. Колено отставленной назад ноги не сгибать. Это движение можно выполнять небольшими мягкими прыжками. Все эле­менты танца разучивают без музыки. За­тем устанавливают их последовательность.     (Самостоятельная работа по стан­циям.) Греческие мелодии в современной обработке звучат как фон. Станции учащиеся выбирают самостоя­тельно в соответствии с особенностями своего телосложения.   Спину дер жать прямо   Колени не сгибать.   Стараться коснуться пят­кой ягодиц.   Спину держать прямо.   Упражнение можно выполнять, используя отягощение (диск штанги).   Амплитуда движения максималь­ная. 1-4 х   Не прогибаться в пояснице.     Если упражнение выполнять самостоятельно тяжело, делать с чьей-либо помощью.     Упражнение можно выпол­нять с небольшим отягощением, удержи­вая его за головой.    
  «Высокий рост» 1. И.п. — лежа на спине, выпрямить паль­цы рук и ног. Потянуться, стараясь растя­нуть все мышцы тела., 2. И.п. — лежа на спине, перевести ноги через голову назад. Коленями и голенями коснуться пола     3. И.п. — лежа на спине, руки вдоль ту-ловища. Маховым движением завести со­гнутые в коленях ноги за голову и упе­реться пальцами ног в пол. Медленно выпрямить колени   4. И.п. — лежа на спине. Перенести пря­мые ноги через голову до положения па­раллельно полу, пальцами рук обхватить стопы   Упражнения в парах 5. И.п. —лежа на животе. Партнерша поднимает верхнюю часть тела растягивае­мой за прямые руки. Прогнуться назад 6. «Мостик» с помощью партнерши   7. И.п. — сидя ноги врозь. Наклоны впе­ред, партнерша надавливает на спину. Не сгибать коле­ни, стараться лбом коснуться пола.   Упражнения в тройках 8. Растяжку производят два человека. Партнерши садятся напротив друг друга и выполняют продольную растяжку одновре­менно за одноименные руку и ногу. За­тем одновременно за две руки и две ноги. 9. И.п. — то же. Диагональная растяжка (за левую руку и правую ногу, затем на­оборот). 10. И.п. — лежа на спине. Партнерши в положении стоя выполняют диагональную растяжку, плавно поднимая разноименные руку и ногу вверх. Затем то же упражне­ние из положения, лежа на животе.   11. И.п. —лежа на спине. Партнерши находятся лицом друг к другу, стоя на коленях. Находящаяся со стороны рук бе­рет ноги упражняющейся, находящаяся со стороны ног берет ее руки, обе плавно тянут в свою сторону («Кузнечик»). 12. И.п. —лежа на спине. Партнерши находятся лицом друг к другу у ног и го­ловы. Одна придерживает ногу в и.п., дру­гая переводит вторую ногу сначала в сто­рону, затем вверх, описывая круг.   Пульсовой кон­троль. До выполнения упражнений, во время отдыха и по окончании атлетической гим­настики звучит магнитофонная запись по­ясняющего текста или учитель с переры­вами сообщает его занимающимся. «В Древней Греции не существовало единой системы физического воспитания, равно как и единой общеобразовательной системы. Главенствовали в Элладе две школы: спартанская и афинская. В Спарте детей воспитывали буквально под присмотром всей страны. Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам, и те решали судьбу буду­щего гражданина. Слабых детей сбрасы­вали с обрыва горного хребта. Таким жес­токим образом спартиаты не допускали в свою среду слабых и болезненных людей, которые не могли бы стать хорошими вои­нами. С 7 лет мальчики воспитывались в го­сударственных школах. Грамоте уделялось не очень много времени, внимание пре­имущественно направлялось на физическую закалку. Режим строился так, чтобы при­учить воспитанников к неприхотливости и максимальной выносливости. С 18 лет юноша получал оружие и за­нимался уже чисто военными упражнения­ми. Основной задачей являлось воспита­ние сильных и мужественных воинов. Дик­товалось это тем, что немногочисленные спартиаты должны были обеспечить безо­пасность своих границ и господство над большим количеством рабов. Так, силой законов, оружия и крепких мышц спартиаты поддерживали свою гегемонию. Афинская воспитательная система зна­чительно отличалась от спартанской. Она сочетала умственное, нравственное, эсте­тическое и физическое воспитание. Школьная жизнь афинского мальчика начиналась с 7 лет. Под присмотром раба он посещал частные школы, где обучался музыке, чтению, письму и, разумеется, физическим упражнениям. Первые школы появились в Афинах в VII в. до н.э. Существовали три вида школ, которые можно было посещать одновре­менно: грамматическая, музыкальная и гим­настическая (палестра). Именно в послед­ней мальчик-афинянин находился значи­тельную часть дня. Здесь под руководством наставников он проводил время в непре­рывных упражнениях и дружеских состяза­ниях. С 16-летнего возраста афиняне воспи­тывались в общественных гимназиях. В этот период значительно увеличивалась физическая нагрузка. В то же время вво­дились элементы общественного воспита­ния: беседы со взрослыми, посещение те­атров, судов, народных собраний, музы­кальных, поэтических и спортивных состя­заний. 18-летние юноши, приняв присягу на верность государству, вступали в ряды воинов и становились свободными граж­данами. Афинская педагогическая система открывала большие возможности для всесторон­него совершенствования личности. Имен­но эта система обеспечила такое исклю­чительное место Элладе в истории миро­вой культуры и науки. Одним из самых древних общечелове­ческих торжеств являются Олимпийские игры. Своими корнями это мирное празд­нество уходит в доисторическую эпоху. Официально игры в Древней Греции про­водятся с 776 г. до н.э. Со временем эти состязания стали настолько популярными, что в конце IV в. до н.э. греческий исто­рик Тимей ввел летоисчисление по олим­пиадам. Раз в четыре года из маленького город­ка Элида отправлялись священные послы. Они несли весть о предстоящем олимпий­ском празднестве, провозглашая священ­ное перемирие. Все участники игр долж­ны были записаться у судьи за год до открытия состязания и провести в трени­ровках не менее 10 месяцев. Сначала программа античных игр огра­ничивалась соревнованиями в беге. Но от олимпиады к олимпиаде состязания ста­новились все разнообразнее. Из них наи­более любимые публикой пентатлон (лег­коатлетическое пятиборье), борьба, кулач­ный бой, состязания колесниц, бег с ору­жием и др. Стать победителем Олимпий­ских игр было очень почетно. Главной наградой являлись венок из ветвей свя­щенной оливы и всеобщее уважение. В течение 1168 лет в Олимпии регуляр­но устраивались состязания атлетов. За это время было проведено 293 олимпиады. Лишь в 394 г. н.э. римский император Феодосии I 'специальным указом запретил проведение игр. Римляне разрушили спор­тивные сооружения греков, разграбили храмы. Разгром Олимпии довершают два сильнейших землетрясения. Так славные олимпийские традиции древних греков были добыты на долгие-долгие годы. И лишь спустя столетия благодаря уси­лиям историков, археологов, энтузиастов спорта Олимпийские игры возродились. Они оказались более долговечными, чем бессмертные эллинские боги. Эстафета олимпийского огня шествует по странам и континентам». 4. Агонистика (соревновательные упражнения). Как известно, женщины не допускались на Олимпийские игры Древ­ней Греции, но существовали соревнова­ния, где в силе, быстроте и ловкости со­стязались только представительницы сла­бого пола. Эти игры устраивались в честь богини Геры, поэтому так и назывались — гереи. Показателен диалог афинянки и спар­танки, описанный великим древнегреческим сатириком Аристофаном: «Почтеннейшей спартанке Лампито при­вет. Какой красою блещешь ты, любезная! Румяна как и в теле как упитанна! Да ты быка задушишь!» На что спартанка отвечает: «Ну, еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю». Именно эти виды агонистики мы попы­таемся сейчас воспроизвести» 1. Бег с преследованием (старт из раз­ных точек зала; бег по кругу; отрезки рав­ны). 2. Прыжки в длину с места. 3. «Борьба» в кругу (сцепившись рука­ми, девушки стараются вытолкнуть друг друга из круга).     По окончании пульсовой контроль.   III. Заключительная часть. 1. Обучение приемам самомассажа (с помощью грецких орехов). Древние греки оставили нам в наследство еще один вид искусст­ва—искусство массажа. Массаж был из­вестен задолго до античных времен, но именно,древнегреческие врачи системати­зировали приемы массажа, объяснив их лечебное воздействие на организм чело­века. Основоположником применения мас­сажа как лечебного средства считают ве­личайшего врача Древней Греции Гиппо­крата. Это ему принадлежит изречение: «Врач должен быть опытен во многих ве­щах и, между прочим, в массаже». Массаж широко применялся не только в медицине, но и в быту, спорте, его вне­дряли в школе и армии. Впервые стали применять массаж как средство сохране­ния и восстановления работоспособности. Именно такой метод массажа предлагает­ся вам сегодня». Разминание ладоней, мышц груди, мышц живота, мышц спины, мышц рук и ног. Все массажные движения производят от пери-ерии к центру. Области скопления лим-атических узлов не массировать. Массаж крупных групп мышц производят энергич­но, линейными, круговыми или спиралевид­ными движениями. Заканчивают массаж легким поглаживанием. В заключение — пульсовой контроль. 2. Домашнее задание «На земле Древней Эллады». Контрольные во­просы для самостоятельного изучения. 1. Назовите отличительные черты спартан­ской и афинской систем физического вос­питания. 2. Каковы основные причины расцвета физической культуры в древней Гре-ции? 3. Когда начали проводиться состя­зания атлетов в Олимпии? Каким образом это отразилось на календаре древних гре­ков? 4. Каково происхождение слова «ста­дион»? 5. Какое из семи чудес света на­ходилось в Олимпии? Какова его судьба. 6. Кто из известнейших античных ученых удостаивался наград за спортивную доб­лесть? 7. Когда и по какой причине пере­стали проводиться Олимпийские игры в Древней Греции? 8. Назовите авторов известных скульптур «Дискобол», «Копье­носец», «Аполлон Бельведерский», «Вене­ра Юнидская». 9. Что вам известно о спор­тивных состязаниях под названием «Ге-реи»? 10. Кого из олимпийских небожите­лей древнегреческие атлеты считали свои­ми покровителями?   Подведение итогов   3—5 раз. Удерживать 10—15 сек.   удерживать 20—30 сек.   удерживать 20—30 сек 2—3 раза   Держать 20—30 сек 2—3 раза.   Удерживать 20—30 сек 3—4 раза. дер­жать 20—30 сек.     Удерживать 10—15 сек 3—4 раза.     2—3 раза.   2—3 раза.   1—2 раза.     1—2 раза.     1—2 раза.     5 мин.       1 раз.   5—6 раз. 2 раза.   5 мин 4 мин.     1 мин       отдых 10 сек.   отдых 10—15 сек. Упражнение можно ус­ложнить, придвинув колени к плечам. 2—3 раза.   отдых 10—15 сек. Ступни от пола не от­рывать.     Стараться не сгибать колени   Таз от пола не от­рывать   Растяжку производить плавно, без рывков, постепенно увеличивая натяжение.     Во время растяжки стараться максимально расслабить мышцы.   Упраж­нение можно усложнить, приподнимая рас­тягиваемую ногу над полом.   При растягивании хват фиксируют выше суста­ва.   При ощущении боли выполнение упражнения прекращается.     Соревнования проводятся в четверках. В каждой четверке назначается капитан, который после очередного вида агонисти­ки вручает участницам знаки отличия, со­ответствующие занятым ими местам. Оцен­ку результатов учащиеся проводят само­стоятельно методом самоконтроля. Учитель осуществляет общий контроль за ходом соревнований. Победителю по итогам со­ревнований вручается «лавровый венок».  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...