Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Становление информационного общества




Содержание

Введение                                                                                                                                3

Глава 1. Становление информационного общества                               5

Глава 2. Новые информационные технологии в образовании        11

Глава З. Информатизация и переход к устойчивому развитию общества                                                                                                                                                   17

Заключение                                                                                                                       21

Список использованной литературы                                                             23

 

 

Введение

 

Человечество стоит на рубеже нового перехода – перехода к информационной цивилизации. Зримо вырисовывается интеллектуализация общества путем применения во всех сферах человеческой деятельности информационных технологий. Создаются новые условия в сфере интеллектуальной деятельности людей.

Впервые за всю историю интенсивно автоматизируется не физический труд, а интеллектуальная деятельность, связанная в первую очередь с обработкой информации.

Одной из кардинальных проблем является проблема взаимодействия информатики и общества. Именно информатика поставила и усилено решает задачу создания искусственного интеллекта. В рамках информатики коренным образом обновляется методологический арсенал науки, основываясь на методах математического моделирования и вычислительного эксперимента. Новые информационные технологии все в большей степени позволяют моделировать и прогнозировать развитие сложнейших глобальных процессов и систем:

· Экологической;

· Экономической;

· Политической;

· Социальной и др.

Компьютерные и информационные технологии способствуют становлению новой системы образования – опережающего образования, которое при переходе цивилизации на путь устойчивого развития, становится самым приоритетным механизмом, способствующим реализации новой цивилизационной модели.

 

Объектом моей работы является информатика как наука.

Предмет: информатика в условиях устойчивого развития.

Цель – выявить роль информатики для дальнейшего прогресса общества на пути к ноосфере.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Охарактеризовать данную стадию развития общества

2. Оценить роль информатики как прикладной дисциплины

3. Определить условия устойчивого развития

 

Глава 1. Становление информационного общества

 

В настоящее время существует несколько определений информационного общества. Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно емкое, принадлежит профессору А.И.Ракитскому. Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания.

Конечно же, лишь экономическая характеристика, которая не может охватить всех аспектов такого многозначного понятия, каким является понятие информационное общество. Однако она отражает главное – приоритет информации как объекта и результата общественного производства.

К отличительным чертам информационного общества относятся:

· Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации;

· Общество способно обеспечить каждого члена информационными технологиями (как компьютерами, так и средствами связи);

· Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию;

· Только одновременное выполнение этих условий дает возможность говорить о том, что, то или иное общество можно считать информационным.

Определены следующие закономерности формирования информационного общества. Формирование информационного общества происходит в передовых странах на наших глазах в результате сложного социо-технического процесса – глобальной информатизации.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов1.

Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое развитие их массового производства и массового распределения в обществе. Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества, значительному ограничению проявления индивидуальности людей, повышению рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни. 

Во второй половине ХХ века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах стали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро менялась структура занятости населения. Таким образом начало формироваться постиндустриальное общество – общество оказания и потребления услуг,которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу ХХI века.

Однако наряду с этим в результате роста разнообразия товаров, услуг и техники:

· осуществилась децентрализация и усложнение производства,

· происходило дробление специализации труда,

· усложнение организационной формы управления производством и сбытом продукции.

 

            Появились и быстро стали развиваться новые виды деятельности:

· Реклама;

· Маркетинг;

· Менеджмент. 

           Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации.

Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивается каждые 10 лет,с 1870 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что к началу ХХI века объем знаний в мире вырос более, чем в 250 тысяч раз, то есть на несколько десятичных порядков.

Следует особо остановиться на социально-экономических аспектах формирования информационного общества. Беспрецендентный и ускоряющийся рост объемов информации в обществе, который стал все более заметным во второй половине ХХ века, получил название «информационного взрыва». Он стал одним из признаков перехода нашей цивилизации на новый этап своего развития.начло новой, информационной эры развития человечества.

Учитывая тот факт, что в этих условиях способности тех или иных стран мирового сообщества к производству, накоплению и использованию знаний является определяющей при оценке перспектив и возможностей дальнейшего развития, следует выделить четыре группы этих стран 1:

 

· Страны, которые производят только сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;

· Страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиями частично-оригинальные технологии;

· страны, производящие оригинальные технологии (Япония, Южная Корея);

· страны, производящие не только новые технологии, но и новые знания.

            Таким образом, процесс формирования информационного общества, основанный на широкомасштабном использовании информации и научных знаний, осуществляется в мире неравномерно, так как он определяется уровнем общественного развития тех или иных стран.

Процесс перехода от постидустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человечества, так как формируется новый производственный и жизненный уклад, и новая система духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает внутри постиндустриального общества, постепенно (хотя и весьма интенсивно) заменяя его во всех сферах социальной активности людей.

Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три таких показателя:

· экономический критерий, характеризующий долю ВНП, который создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля более 50 %, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;

· социальный критерий, количественное выражение которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информации и оказания информационных услуг;

· технологический критерий, определяющий уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.

В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П.Ершовым еще в 1998 году. Он позволяет на основании использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.

Наблюдающееся неуклонное развитие процесса информатизации общества вызывает существенные изменения не только в окружающей нас техносфере. По существу, изменяется вся среда обитания современного человека. Она становится существенно более комфортной именно в информационном плане, открывая для нас в се новые и новые возможности для:

· деловых и личных коммуникаций;

· решения бытовых проблем;

· образования и отдуха.

В десятках и сотнях учреждений России стали создаваться локальные сети на базе персональных компьютеров, которые обеспечивают автоматизацию делопроизводства, бухгалтерский и статистический учет, решение простейших задач в области аналитической деятельности. Начала прививаться новая культура подготовки и хранения деловой информации в электронной форме, в начале на дискетах, а затем и на оптических компакт-дисках. Появились первые электронные архивы документов, начала обсуждаться проблема создания и использования электронных библиотек.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...