Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания




3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха

В числе принципов, выражающих фундаментальные закономер­ности построения системы занятий в физическом воспитании, один из важнейших — принцип непрерывности, обязывающий гарантиро­вать в их общей последовательности перманентную преемственность


эффекта занятии, не допускать между ними перерывов, разрушаю­щих этот эффект.

Общая результативность занятий, образующих звенья процесса физического воспитания, зависит, кроме прочего, от их частоты и суммарной протяженности во времени. В основе этой зависимости лежат естественные закономерности развития морфофункциональ-ных свойств организма, описанные по-своему еще Ж. Ламарком в известной формулировке «закона упражнения»: «...частое и неос­лабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, при­водит в упадок, последовательно сокращает его способности...»* Справедливость данного высказывания, по сути, подтверждается массой фактов, выявленных к настоящему времени при изучении закономерностей онтогенеза.

Вполне эффективной может быть лишь такая система занятий, в которой обеспечена постоянная связь между ними. Сложность построения такой системы обусловлена, в частности, тем, что ее по понятным причинам нельзя построить иначе, чем в порядке че­редования занятий с восстановительным отдыхом, отделяющим их друг от друга и тем самым как бы противостоящим целостности системы. Это противоречие преодолевается на основе соблюдения закономерностей кумуляции эффекта занятий — интегративного взаимодействия их ближайших и следовых эффектов при достаточ­ной частоте занятий и адекватной регламентации продолжитель­ности интервалов между ними. Непрерывная кумуляция их эффек­тов происходит при условии, что каждое последующее занятие про­ходит, образно говоря, по следам предыдущего, закрепляя и углуб­ляя их (рис. 8)**.

Степень кумуляции эффекта занятий, очевидно, обратно про­порциональна в какой-то мере величине разделяющих их интерва­лов. Есть основания считать, что уже двух-трехсуточный интервал слишком велик, чтобы гарантировать оптимальную кумуляцию эффекта (с удлинением интервала сверх некоторого предела умень­шается вероятность того, что очередное занятие совпадает с фазой суперкомпенсации, вызванной предыдущим занятием, вместе с тем увеличивается вероятность угасания формируемых двигательно-ко-ординационных связей и других утрат эффекта). Чтобы гарантиро­вать неординарные темпы развития тренированности, нужны ежед­невные и неоднократные в день занятия тренировочного характера (число их в недельном режиме жизни достигает, например, у спортсменов высокого класса 20 и более).

Принцип непрерывности обобщенно выражет закономерности развертывания физического воспитания как целостного процесса, все звенья которого должны быть связаны воедино. С этим прин-

* Ж. Л а м а р к. Философия зоологии, т. I, M. — Л., 1935, с. 186. ** О характеристике ближайших, следовых и кумулятивных эффектов занятий физическими упражнениями см. гл. II; 1.1.3.

4—1120 97


Рис. 8. Схема, иллюстрирующая непрерывность процесса физического воспитания, которая обеспечивается преемственностью эффекта занятий:

СЭб - 1,2,3—быстротекущие следовые аффекты занятий, проявляющиеся в динамике процес­сов утомления и восстановления оперативной работоспособности; 31,з,з—занятия; ФС функциональные сдвиги в процессе занятий; СЭ — следовой эффект, более стойкий, чем СЭд

ципом в изложенном понимании логически сопряжен принцип системного чередования нагрузок и отдыха, который вытекает из необходимости перемежать повышенную активность с отдыхом (как в ходе занятия, так и в общем режиме жизни) и предусматри­вает определенный порядок чередования их, не нарушающий пре­емственности эффекта занятий.

Как уже говорилось, между занятиями, организуемыми в систе­ме физического воспитания, практикуются интервалы трех типов — ординарные, суперкомпенсаторные и жесткие (гл. II; 1.2.2). Практически они бывают представлены в структуре микроциклов (относительно завершенных серий занятий) в различных соотноше­ниях, обусловленных прежде всего особенностями содержания заня­тий, их частотой и динамикой связанных с ними нагрузок. С возрас­танием частоты занятий в процессе физического воспитания ин­тервалы между ними в микроциклах, естественно, сокращаются; в зависимости от этого и от других факторов, обусловливающих эффект занятий, увеличивается доля ординарных и жестких интер­валов, что способствует суммации эффекта занятий. В принципе возможны многие варианты такого уплотнения режима чередования занятий и отдыха, причем в любом варианте как минимум один из интервалов в каждой относительно короткой серии занятий должен иметь выраженный суперкомпенсаторный характер (см. в качестве примеров схемы на рис. 9, Л и В).

Суперкомпенсаторные интервалы необходимы постольку, пос­кольку без них невозможно в полной мере использовать эффект суперкомпенсации, возникающий в заключительной фазе разверты­вания восстановительно-приспособительных процессов после пред­шествовавшего занятия (т. е. создать условия для сверхвосста­новления биоэнергетических ресурсов и общего подъема уровня оперативной работоспособности), а вместе с тем и свести к мини­муму риск чрезмерной суммации эффекта нагрузок. Однако такие


интервалы довольно продолжительны (нередко после значительных нагрузок суперкомпенсаторная фаза, судя по результативности дви­гательных действий, наступает спустя двое и более суток). Поэтому если придерживаться после каждого занятия лишь таких интерва­лов, то частота занятий окажется слишком малой, чтобы гарантиро­вать их общую эффективность. Смысл укорочения интервалов меж­ду занятиями в том и состоит, чтобы таким путем создать условия, способствующие суммации парциальных эффектов занятий, вызвать тем самым в организме далеко идущие функциональные сдвиги и приспособительные перестройки, а в результате добиться зна­чительного прироста работоспособности. Для рационального по­строения системы занятий одинаково необходимо, таким образом, с одной стороны, гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов, с другой — исключить превращение полезного кумуля­тивного эффекта хронических нагрузок в его противоположность, т. е. в переутомление и перетренированность.

Обеспечивая адекватное соотношение суммарной нагрузки и от­дыха в микроциклах при достаточно частых занятиях, особенно когда они ежедневны и неоднократны в день, приходится варьиро­вать не столько протяженность интервалов между ними, сколько величину и направленность нагрузок — концентрировать их в одних занятиях и уменьшать в других, причем так, чтобы в определенной части занятий и интервалов доминировал режим активного отдыха. Необходимо вместе с тем распределять в микроциклах занятия,

Рис. 9. Типы интервалов (А, Б, В) между занятиями и некоторые варианты их использования в микроциклах:

I занятия; И.супер, - суперкомпенсаторный интервал; Эсупер — суперкомпенсаторный

эффект; И0— ординарный интервал; Иж— жесткий интервал


Рис. 10. Схема одного из вариантов построения серии занятий (микроцикла), чере­дуемых с учетом гетерохронности восстановительных процессов:

тонкой волнистой линией обозначена динамика следовых процессов, вызванных занятиями Зсс -1 и Зсс_2. включающими упражнения преимущественно скоростно-силового характера, а утолщенной — динамика следовых процессов, вызванных занятиями Зсв—1 и Зсв_2, тре­бовавшими преимущественно скоростной выносливости; АО — занятие с преобладанием активного отдыха

включающие разнохарактерные упражнения, с учетом гетерохрон­ности восстановления различных сторон оперативной работоспособ­ности. Естественная гетерохронность восстановительных процессов позволяет и в случае весьма высокой частоты занятий использовать такие варианты чередования их в микроцикле, при которых уровень оперативной работоспособности, требующийся для эффективного выполнения упражнений в очередном занятии, успевает восстано­виться к началу данного занятия, хотя оно и будет проходить как бы на фоне незавершенного цикла некоторых восстановительных процессов, обусловленных предшествующим занятием.

Один из примеров реализации этой, казалось бы, парадоксальной возможности представлен схематически на рис. 10. Хотя уровень оперативной работоспособности, снизившийся после первого занятия в микроцикле (3Сс-1, которое включает здесь упражнения преимущественно скоростно-силового характера), не успевает восстано­виться к началу очередного занятия (Зсв,, основное содержание которого состав­ляют упражнения, требующие преимущественного проявления скоростной выносли­вости), он может быть достаточным для качественного выполнения включенных в данное занятие упражнений (это возможно в данном случае благодаря гетерохрон­ности динамики тех сторон оперативной работоспособности, которые лимитируют проявление скоростно-силовых способностей и выносливости, а также благодаря варьированию требований, предъявляемых к функциональным возможностям орга­низма); эта пара занятий повторяется затем в аналогичных условиях (3Сс-2 — Зсв-2), после чего в суперкомпенсаторной фазе микроцикла следует увеличенный отдых, в том числе активный (АО).

Отмеченные черты системного чередования нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания получают нестандартное, ко­нечно, преломление в зависимости от конкретного содержания, па­раметров и условий построения занятий. Чем больше частота заня­тий и суммарная величина сопряженных с ними нагрузок, тем тща­тельнее должен быть комплексный контроль за их кумулятивным эффектом и тем большее значение приобретает искусное регули­рование нагрузок применительно к уровню подготовленности, адап­тационным возможностям и индивидуальным особенностям зани­мающихся.


3.2. Постепенное наращивание развивающе-трени-рующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики

Эффективность физического воспитания определяется наряду с прочим его динамичностью, выражающейся в закономерных из­менениях от занятия к занятию и от этапа к этапу его содержания и форм, в том числе параметров функциональных нагрузок. Необ­ходимые тенденции этих изменений подчеркиваются принципами постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивного сбалансирования их динамики.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает обеспечение действенности физичес­кого воспитания на основе последовательной реализации все более сложных двигательных задач, планомерного повышения двигатель­ной активности, увеличения объема и интенсивности сопряженных с нею нагрузок (как факторов оптимизации индивидуального физического развития, приобретения и прогрессирования трениро­ванности) по мере роста функциональных возможностей организма под воздействием этих и иных факторов*.

Такая тенденция в динамике воздействий, осуществляемых на протяжении многолетнего физического воспитания, выражает его поступательный характер. Она не исключает относительной стаби­лизации, а при определенных условиях и снижения уровня функ­циональных нагрузок в пределах отдельных занятий и этапов про­цесса физического воспитания, но является в указанном смысле главенствующей. Это обусловлено, наряду с другими причинами, необходимостью гарантировать развивающий (т. е. создающий им­пульс к развитию) эффект системы упражнений по мере того, как он начинает убывать в силу закономерностей адаптации к ним. Ведь,как известно, первоначально активная мобилизация функцио­нальных и адаптационных возможностей организма в ответ на воздействие непривычных упражнений (в стадии так называемой аварийной адаптации) сменяется затем в ходе приспособления к ним, если они многократно повторяются и остаются неизменными, все менее активным реагированием на них и стереотипизациеи их эффекта с переходом в стадию устойчивой адаптации**.

Хотя закономерности адаптации играют весьма существенную роль в функционировании и развитии организма, на использовании лишь адаптационного эффекта нельзя построить подлинно резуль-

* Этот принцип распространяется в определенной мере и на методику исполь­зования в физическом воспитании таких средств воздействия на. физические кон­диции организма, как гигиенические и естественносредовые факторы закаливания по отношению к температурным колебаниям среды и т. д. Правила нормирования их рассматриваются в специальных разделах гигиены и других дисциплин, смеж­ных с теорией и методикой физического воспитания.

** Подробный обзор современных биологических сведений о механизмах и ста­диях процесса адаптации к мышечной работе см., напр., Меерсон Ф. 3,, Пшенни-кова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., Ме­дицина, 1988.


тативного физического воспитания. Доминирующими в нем высту­пают не закономерности приспособления, а закономерности, по ко­торым обеспечивается поступательное развитие индивида. Именно это и обусловливает в конечном счете тенденцию последователь­ной динамизации (усиления и обновления) воздействий в процессе физического воспитания.

Не обеспечив такой тенденции в нем, невозможно гарантиро­вать достаточно высокую его результативность, которая выража­лась бы в перманентном повышении уровня реализованных функ­циональных возможностей организма, темпов развития двигатель­ных и непосредственно связанных с ними способностей, трениро­ванности и физической подготовленности в целом. Целесообразное наращивание развивающе-тренирующих воздействий в процессе физического воспитания достигается, как уже говорилось, главным образом с помощью направленного увеличения двигательной ак­тивности путем: соответствующей конкретизации целевых устано­вок при выполнении физических упражнений и прогрессирующего изменения их моторных параметров (скорости, темпа и мощности движений, разового количества выполняемой физической работы и т.д.); регулярного обновления состава упражнений и условий их выполнения таким образом, чтобы они требовали возрастающих проявлений двигательных и связанных с ними способностей; последовательного прироста суммарного объема и интенсивности нагрузок, преодолеваемых в отдельных занятиях, их сериях и в рамках целых этапов физического воспитания. Все это позволяет по ходу его дифференцированно усиливать функциональные воздей­ствия в соответствии с особенностями задач, решаемых на том или ином этапе, а также гарантировать неубывающие импульсы к развитию и в масштабе всей системы занятий, т. е. в общей тен­денции — от этапа к этапу.

Для динамики нагрузок в процессе физического воспитания закономерна в единстве с такой направленностью и тенденция ритмичного варьирования (в том числе относительной стабилиза­ции, а при необходимости и снижения) их в пределах определенных фаз, -этапов, периодов. Это необходимо постольку, поскольку по-фазное и поэтапное ограничение параметров нагрузок облегчает адаптацию к ним и позволяет предупредить превращение их поло­жительного кумулятивного эффекта в противоположный (пере­утомление, перетренированность и т. п.), но не останавливает обще­го поступательного хода процесса физического воспитания. Соотно­шение тенденций динамики нагрузок зависит, кроме прочего, от закономерностей протекания адаптации к ним. На необходимость соответствующим образом учитывать это при нормировании воздей­ствий в процессе физического воспитания ориентирует принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок. Суть его раскры­вается, кратко говоря, в следующих положениях.

1. Суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии занятий и этапов физического воспитания, необходимо регламенти­ровать применительно к динамике тренированности занимающихся


с учетом конкретных показателей адаптации к этой нагрузке. Далеко не всякую нагрузку, с которой справляются занимающие­ся в случае ее одноразового или немногократного воздействия, можно считать соответствующей их адаптационным возможностям при многократном воспроизведении ее от занятия к занятию. Сба­лансированными в этом отношении правомерно считать лишь такие нагрузки, регулярное применение которых не вызывает признаков перетренированности. Обязательными условиями при этом являют­ся: контролирование кумулятивного эффекта нагрузок, определение по его показателям тенденции развития тренированности и, если возникает необходимость, корректировка суммарной нагрузки с целью предотвратить перетренированность.

2. Очередное увеличение параметров суммарной нагрузки, за­даваемой в рамках серии либо ряда серий занятий, следует осу­ществлять преимущественно после того, как в результате адапта­ции к предыдущей нагрузке начинают уменьшаться вызываемые ею функциональные сдвиги (т. е. по мере того, как наступает адап­тивная экономизация реакций на нагрузку, что является одним из основных признаков перехода приспособительных процессов в ста­дию устойчивой адаптации). Степень очередного увеличения параметров суммарной нагрузки может быть тем значительней, чем выше достигнутый уровень общей физической подготовленности и специфической тренированности; от него зависит и продолжитель­ность времени (серии занятий, этапа), на протяжении которого целесообразно увеличивать суммарную нагрузку.

3. В зависимости от степени прироста суммарной нагрузки и хода адаптации к ней необходимыми моментами регулирования ее динамики могут быть временная стабилизация или снижение ее уровня на фоне общей тенденции к нарастанию. При этом времен­ное уменьшение параметров суммарного объема и интенсивности нагрузок оправданно в том случае, если предшествующее увеличение их шло ускоренными темпами и было сопряжено с предельной либо близкой к предельной мобилизацией функциональных и адап­тационных возможностей организма, о чем судят по ряду критериев комплексного контроля, в том числе по отдельным функциональным показателям реагирования систем организма на предъявленные нагрузки и изменениям работоспособности в целом (подробнее см. гл. XI).

Исходя из этих положений, типичными формами динамики сум­марной нагрузки в рамках этапов физического воспитания надо считать, образно говоря, ступенчато-восходящую и волнообразную формы (рис. 11). Первый тип динамики характеризуется тем, что суммарный объем нагрузки, предъявляемой в серии занятий, уве­личивается не в каждой очередной серии, а в порядке регулярного чередования серий, в одних из которых он соразмерно возрастает, а в других относительно стабилизируется; при этом уровень сум­марной интенсивности нагрузки в основных упражнениях повыша­ется преимущественно в тех сериях, где объем ее стабилизируется. Второй тип динамики нагрузки характеризуется более значитель-


Микроциклы (l-YIII)

Рис. 11. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов (схема тен­денций):

сплошные стрелки — тенденция динамики объема нагрузки в микроциклах; пунктирные — тенденция динамики ее интенсивности

ным увеличением параметров ее суммарного объема на протяжении, как правило, нескольких аналогичных серий занятий, последующим временным свертыванием его (по крайней мере в упражнениях, вызывающих долговременные функциональные сдвиги в организме) при повышении интенсивности основных упражнений, а затем и временным снижением уровня интенсивности (если суммарная на­пряженность нагрузки достаточно велика). Такого рода волны в об­щей динамике суммарной нагрузки воспроизводятся с тенденцией к нарастанию, что не исключает, однако, этапных перепадов их высоты.

Практически ступенчато-восходящая волнообразная, формы динамики нагрузок используются в процессе многолетнего физи­ческого воспитания в различных сочетаниях, и конкретные пара­метры их варьируют в довольно широком диапазоне — в зависи­мости от профилирующего содержания занятий на том или ином этапе, изменяющегося уровня тренированности занимающихся, ве­личины переносимых нагрузок, других переменных факторов и ус­ловий построения системы занятий.

При сравнительно небольшой степени нарастания и достаточно продолжитель­ной фазе стабилизации суммарной нагрузки ступенчатая форма ее динамики поз­воляет строго соблюдать постепенность в требованиях, предъявляемых к адапта­ционным возможностям организма, и способствует устойчивости приобретаемой тре­нированности, но при постоянном использовании такого способа регулирования нагрузок темп наращивания их в целом невысок, из-за чего и развивающий эффект их ограничен. Поэтому при необходимости особенно мощно стимулировать реали­зацию потенциальных двигательных возможностей организма, вызвать тем самым далеко идущие прогрессивные изменения его физических качеств и связанных с ни­ми способностей предпочтительной становится волнообразная или подобная ей форма динамики суммарной нагрузки с крутым нарастанием развивающе-трени-рующих воздействий основных упражнений (если, разумеется, созданы предпосылки к этому путем заблаговременной подготовки). Не случайно эта форма динамики


нагрузок часто является доминирующей в тренировке прогрессирующих спортсменов. Волнообразное изменение нагрузок является, очевидно, наиболее естественным путем преодоления противоречий, возникающих при одновременном наращивании объема и интенсивности, с учетом гетерохронности и других закономерностей адаптационных процессов, развертывающихся под воздействием хронических нагру­зок.

3.3. Циклическое построение системы занятий

Структурная упорядоченность процесса физического воспитания целостно выражается, кроме прочего, в его цикличности, т. е. в повторяющейся последовательности занятий, при которой отдель­ные занятия и целые серии их чередуются в порядке своего рода кругооборота*. На необходимость соблюдать закономерности такого упорядочения процесса физического воспитания нацеливает прин­цип циклического построения системы занятий (или, кратко, принцип цикличности).

Цикличность характерна в той или иной мере как для отдель­ных серий занятий, воспроизводимых в пределах сравнительно не­продолжительного времени, так и для крупных его этапов, перио­дов, стадий. Соответственно надо различать: малые циклы (мик­роциклы, в частности недельные), средние циклы (мезоциклы, в частности месячные и околомесячные) и большие циклы (макро­циклы — протяженностью в несколько месяцев, годичные и более продолжительные). В практике не всегда все они выражены четко, что нередко является признаком нарушений системы занятий (их нерегулярность, чрезмерная разреженность, заниженный уровень предъявляемых в них нагрузок и т. д.), но бывает обусловлено и иными причинами, в том числе особенностями вариантов системы занятий с различными контингентами занимающихся. Специалист должен знать и уметь соблюдать закономерности структурного упо­рядочения процесса физического воспитания в форме циклов раз­личной продолжительности применительно к конкретным условиям.

Малые циклы (микроциклы) охватывают от двух до нескольких занятий, составляющих некоторую относительно завершенную се­рию. Часто, особенно в массовой практике физического воспитания, такие циклы приурочены к недельным градациям общего режима жизнедеятельности, т. е. являются недельными. Но это не единст­венно оправданная длительность микроциклов. В определенных ус­ловиях бывает необходимо варьировать ее применительно к измене­ниям основного содержания занятий, величинам сопряженных с ними нагрузок, динамике процессов утомления и восстановления, другим факторам и обстоятельствам (нередко одним из существенных обстоятельств являются официально устанавливаемые сроки и распорядок контрольных зачетов или спортивных состязаний, ко­торыми завершаются серии занятий).

* Напомним, что под «структурой» процесса физического воспитания подразу­меваются относительно постоянные (в какой-то мере инвариантные) черты его построения, в том числе закономерно повторяющиеся моменты последовательного развертывания во времени.


Один микроцикл включает как минимум две фазы: основную — кумуляционную, которая играет решающую роль в обеспечении кумуляции эффекта упражнений, используемых в рамках отдельно­го микроцикла, и преимущественно восстановительную, в которой предоставляется активный и пассивный отдых, достаточный для развертывания и завершения восстановительных процессов после суммарной нагрузки в первой фазе. Минимальная протяженность такого цикла — два дня. Однако столь короткий микроцикл прак­тикуется сравнительно редко, прежде всего потому, что его узкие рамки ограничивают возможность кумуляции эффекта занятий и реализации широкого круга задач физического воспитания, а также потому, что его неудобно согласовывать с общим недельным ре­жимом жизнедеятельности. В большинстве случаев микроцикл ох­ватывает большее число дней, причем кумуляционная и восстано­вительная фазы чередуются в нем неоднократно.

При значительном числе занятий в микроцикле среди них выде­ляются основные, или ключевые, по отношению к главным задачам, решаемым, как правило, не только в данном микроцикле, но и в нескольких смежных микроциклах. Остальные занятия в микроцик­ле являются как бы фоновыми.

Типичное содержание основных, или ключевых, занятий в базовом физическом воспитании, а также большинства аналогичных занятий в спортивной тренировке и профессионально-прикладной физической подготовке составляют разучивание двигательных действий, совершенствование их и концентрированные воздействия на функциональное состояние, создающие импульс для развития физических спо­собностей. Другие занятия, входящие в микроцикл, могут играть дополнительную роль по отношению к основным; важно, вместе с тем, чтобы они способствовали восстановлению оперативной работоспособности и общей оптимизации текущего функционального состояния организма, создавали бы тем самым благоприятный фон для построения основных занятий. Чаще всего для этого используются так называемые малые формы занятий физическими упражнениями (типа зарядки, сравнительно небольшие сеансы упражнений тренировочного характера, выполняе­мых индивидуально в повседневном режиме дня и т. п.) и формы расширенного активного отдыха (в виде кроссовых пробежек, игровых форм двигательной актив­ности, свободных от интенсивных и жестко регламентированных нагрузок, и т. д.).

Определяя целесообразную последовательность занятий в рам­ках микроциклов, необходимо иметь в виду, кроме прочего, харак­тер взаимодействий между эффектами занятий, следующими друг за другом, учитывать их совместное влияние как на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, так и на развитие физических качеств занимающихся. Проблема тут заклю­чается в том, чтобы в полной мере использовать положительные взаимодействия (облегчающие, ускоряющие формирование двига­тельных умений и навыков, способствующие их совершенствова­нию или содействующие эффективному проявлению и развитию физических качеств и связанных с ними способностей) и исключить либо, по крайней мере, свести к минимуму вероятные отрицательные взаимодействия.

Так, если в серии занятий разучивается сложное двигательное действие (либо комплекс двигательных действий), особое значение приобретает последовательно* включение в них упражнений, способствующих активизации положительного пере-


носа (т. е. благоприятного влияния) ранее приобретенных навыков на формирование этого действия, а при необходимости — и упражнений, противодействующих отри­цательному переносу навыков. В то же время нужно распределить занятия на протяжении микроцикла в такой последовательности, чтобы функциональные сдвиги, вызванные предшествующим занятием, не исключали бы эффективного проявления физических качеств в очередном занятии, а по возможности и создавали бы предпо­сылки для их повышенного проявления. Это достигается, в частности, путем последо­вательной концентрации упражнений, требующих преимущественного проявления от­дельных физических качеств, в различных занятиях с учетом особенностей их сле­дового эффекта и гетерохронности восстановительных процессов (см. 3.1).

Так как факторы и конкретные обстоятельства, от которых зави­сят содержание, частота и порядок чередования занятий в микро­циклах, в процессе физического воспитания не остаются неизмен­ными, то и структура микрсциклов должна иметь черты не только стабильности, но и вариативности. Это значит, что нет и принципи­ально не может быть одного наилучшего типа микроциклов, одинаково пригодного в любых ситуациях. Практически сложился ряд вариантов микроциклов, эффективных в конкретных условиях. Целесообразность использования того или иного варианта зависит, как уже ясно, от преимущественной направленности серии занятий, а также от конкретной величины суммарно предъявляемой в них нагрузки, характера последействия занятий, динамики обусловлен­ных ими процессов утомления и восстановления, места микроцикла в общей структуре процесса физического воспитания, в том числе в среднем цикле, одним из элементов которого является данный микроцикл.

Средние циклы (мезоциклы) представляют собой серии микро­циклов (состоящие как минимум из 2, но чаще из 3—8 или иного числа микроциклов), которые чередуются в определенной последо­вательности, образуя относительно завершенные этапы или подэта-пы процесса физического воспитания. Продолжительность и струк­тура средних циклов зависят от этапной цели занятий, их этапного содержания, закономерностей и условий системного чередования микроциклов на том или ином этапе.

Планируя средние циклы при организации курса физического воспитания, необходимо исходить прежде всего, естественно, из ло­гики поэтапной реализации основных преследуемых в нем задач и последовательно соотносить их с конкретными условиями построе­ния целостной системы занятий. Важно при этом, чтобы параметры средних циклов были намечены в соответствии с реальными воз­можностями существенного продвижения занимающихся по пути решения этапных задач, которые выдвигаются в зависимости от ве­дущей направленности и условий осуществления курса примени­тельно к типичным для него этапам (в частности, этапам разучи­вания и отработки двигательных действий в общеобразовательном курсе физического воспитания либо этапам подготовки к выполне­нию контрольных нормативов, либо этапам спортивной тренировки).

Одна из основных причин выделения средних циклов в процессе физического воспитания заключается в необходимости так регули­ровать суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении се-


рий микроциклов, чтобы систематически обеспечивалось ее поэтап­ное увеличение и вместе с тем исключалось перерастание ее кумуля­тивного эффекта в перетренированность, т. е. так, как это пре­дусматривается принципом адаптивного сбалансирования динамики суммарной нагрузки (3.2). Адекватными формами такой ее динами­ки в сериях микроциклов являются, как уже говорилось, ступенча­тая и волнообразная формы (см. рис. 11), что и находит свое отра­жение в структуре средних циклов. Если же суммарная нагрузка невелика и не имеет тенденции к увеличению, это проявляется на­ряду с ограниченной ее действенностью как бы в сглаживании средних циклов. В целом их параметры довольно широко варьиру­ют на различных этапах физического воспитания в зависимости от указанных и других факторов и условий, влияющих на общий рас­порядок занятий (изменения общего режима жизнедеятельности, периодичность выполнения установленных контрольных нормативов физической подготовленности и участия в спортивных соревнова­ниях и т. д.), в том числе в зависимости от места средних циклов в структуре более крупных циклов — макроциклов.

Большие циклы (макроциклы) охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может со­стоять из ряда средних циклов. В основе макроциклов лежат общие закономерности, определяющие тенденции развертывания этого процесса на протяжении долговременных его стадий. Хотя в боль­шинстве случаев такие циклы планируют как годичные или околого­дичные, их продолжительность при определенных условиях может быть и иной (например, четырехлетние олимпийские циклы). Понят­но, что конкретные характеристики макроциклов в различных слу­чаях далеко не идентичны.

Особенно рельефно циклический характер макроструктуры выра­жен в построении процесса тренировки спортсменов, стремящихся к высоким достижениям. Основной макроцикл характеризуется здесь последовательным протеканием тренировочного процесса в рамках трех периодов — подготовительного, соревновательного и переход­ного, которые следуют друг за другом в соответствии с закономер­ностями управления развитием спортивной формы как состояния оптимальной готовности спортсмена к достижениям, приобретаемой, сохраняемой и временно утрачиваемой на протяжении данного макроцикла. На макроструктуру школьного и вузовского курса физического воспитания существенно влияет кроме других факто­ров общая периодика учебного года (его организация по четвертям или семестрам с установленными сроками зачетов и каникул). В иных ситуациях общая структура процесса физического воспита­ния приобретает свои отличительные черты. При одинаковых про­чих условиях макроциклы в нем выражены тем четче, чем плотнее сконцентрированы занятия и больше суммарные объемы и интен­сивность нагрузок. И наоборот. Поэтому когда занятия проводятся слишком редко (например, лишь дважды в неделю) и с незначи­тельными стандартными нагрузками, макроциклы бывают выраже­ны слабо либо даже практически не выражены.


Итак, циклический характер процесса физического воспитания выражает ряд закономерностей последовательного развертывания его во времени, обязывающих структурно упорядочивать этот про­цесс в виде малых, средних и больших циклов. Вытекающий отсюда принцип цикличности подчеркивает это, нацеливая на соответствую­щее его сути построение системы занятий. Кратко говоря, он указы­вает на необходимость:

строить систему занятий в процессе физического воспитания в рамках относительно завершенных циклов, в которых обеспечива­лись бы регулярная повторяемость определенных фаз, этапов, пе­риодов этого процесса, а вместе с тем и последовательное измене­ние его содержания в соответствии с логикой построения его по фазам, этапам, периодам;

так компоновать серии занятий, составляющих микроциклы, чтобы обеспечивалась прогрессивная кумуляция их эффекта и вмес­те с тем создавались бы благоприятные условия для полного раз­вертывания восстановительных процессов, приводящих к устране­нию утомления после серийных нагрузок;

упорядочивать общий ход процесса физического воспитания в средних и больших циклах в таком направлении, чтобы последова­тельность их стадий гарантировала тенденцию поступательного развития тренированности, общей и специальной физической под­готовленности занимающихся, а вместе с тем предупреждала бы перерастание хронической суммации эффекта нагрузок в перетрени­рованность или иные нарушения динамики адаптационных про­цессов.

3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания

В комплексе рассматриваемых принципов один из сам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...