Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поучение 7. О том, что надо христианину умереть для лукавых дел мира




 

1. Как животное, предназначенное в снедь людям, долж­но быть прежде заколотым, затем (должна быть) содранной его шкура с шерстью и тогда, разрезав тушу, должно измыть находящиеся в желудке нечистоты (Лев. 4, 11; 8, 17), а также тщательно промыть все ответвления второго желудка, и лишь после этого мясо, предаваемое огню и понемногу зажариваемое, делается вкусным и (может) подаваться к столу для вкушения хозяином дома; так и христианин, удалив­шийся от мира, как бы умирающий для прежней порочной жизни и совлекающий с себя мир, словно шкуру с шерстью и кровью, имеет еще, однако, внутри себя зловонные нечисто­ты лукавых помыслов и воспоминания о дурных делах, стра­сти явно подлые, а также страсти более тонкие, скрытые и с трудом постигаемые. Поэтому желающему стать совершен­ным христианином следует умертвить себя для лукавых дел мира, которые он совершал прежде, и, как шкуру с шер­стью, совлечь с себя век сей и оставить его вовне через полное удаление и отречение (от него), а затем, через рассе­чение (то есть через посещение Божественной благодати), промыть нечистоты лукавых помыслов двояким способом: (сначала) страсти явные, (а потом) страсти более тонкие и с трудом постигаемые. Тогда, преданный огню Святого Духа, он отлагает всякую сырость произволения и, полностью из­менившись, становится вкусным и годным к употреблению на небесной трапезе, для вкушения Царя Небесного, и (пред­стает) наследником Царства, как сказано Господом в Еванге­лии: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершать дело Его» (Ин. 4, 34).

2. И как прежде в законе тщательно осматривалась овца (Лев. 22, 20-26), лишь после чего она приносилась в жертву, смазанная салом и преданная огню во всесожжение Богу и в воню благоухания (Лев. 8, 21), так и здесь ныне Небесный Первосвященник Христос тщательно осматривает душу, же­лающую принести себя и свое тело в жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим. 12, 1). (Он смотрит), обладает ли она (должной) тучностью духа, приобретенною ею через доб­рые законы благодатных учений и добродетелей; (и тогда) она в духовном огне действительно приносится, как всеплодие и жертва живая, истинным Первосвященником Христом Отцу Небесному в живом Царстве Небесном, ибо удостоилась стать наследницей вечных благ.

Поэтому каждому должно всегда и во всем исследовать и испытывать себя: живет ли он в соответствии слову истины и следует ли стопам Господа (1 Пет. 2, 21), — или же избрать, чтобы его испытывали духовные мужи; и всегда искать про­поведников слова истины, стяжающих христианство делом и истиной. Ибо как когда людям предлагается много чаш для пития, то становятся различимы те из них, в которых смеша­но сладчайшее вино, и те, которые наполнены одной водой (потому что (чаши), содержащие смешанное вино, дают пью­щему ощущение сладости, крепость и радость). Подобным же образом и в мире из многих, поящих людей разнообразными словесами и премудростями, лишь те радуют души небесной радостью и ведут к благому изменению, кто говорит Духом Святым (2 Пет. 1, 21) и приправлен благодатью (Кол. 4, 6); кто говорит живым голосом сердца, а не болтает и шлепает губами лишь для того, чтобы одурманить толпу; кто сообщает внимающей душе силу и небесную радость через глаголющую в нем благодать и преображает людей в подобную же святость благодати. Именно таких (людей), как мы уже сказали, должно разыскивать и искать — говорящих живым сердцем в Духе; им оставаться преданным, ибо от них можно получить дейст­вительную пользу по Богу. Ведь о них, подлинно мудрых в Господе, а не в мире, сказано: «Аще узриши разумна, утренюй к нему, и степени дверий его да трет нога твоя» (Сир. 6, 36). Внемлющие им со временем могут и уподобиться им, постоян­но пребывая с ними.

3. Ибо как в этом мире есть много людей, стяжавших себе большое количество золота, однако не всем это известно, по­скольку по сравнению со многими они живут скромно, не хвастаясь ни имуществом, ни домами, ни различной утварью, ни слугами или животными. И таким образом они в полной безопасности владеют своим скрытым сокровищем. Но есть множество и других людей, совсем не стяжавших золота, од­нако они, благодаря своему пылкому воображению и (рос­сказням о якобы принадлежащих им) многих домах и различ­ной утвари, заставляют думать о них, как об обладателях большого богатства. Так, обманывая многих наружным хвас­товством, они считаются богачами, будучи (на самом деле) бедными и нуждающимися (Притч. 13, 7). — Подобным же образом и среди христиан есть те, которые внутри себя стяжа­ли в силе небесное сокровище Духа; они не всем явны, но скрывают себя, живут скромно и не желают, чтобы стало известно, кто они. Однако есть и другие, которые посред­ством немногих видимых добродетелей — постов, бдений, без­молвия, слова мудрости (1 Кор. 12, 8) или чего-нибудь подоб­ного — желают считаться за духовных, не обладая действием и силой Духа. Продолжая наш пример, (можно сказать, что) если обладающий большим скрытым богатством захочет вы­нуть часть своего золота, то он за небольшие деньги купит все имущество изображающего себя богачом и желающего счи­таться за такового. Но если он обнаружит свое богатство и сделает его явным для всех, то многие воспылают завистью к нему, изумленные тем, что признаваемый всеми за нищего неожиданно оказался таким богачом; его начнут обременять многими общественными служениями и расходами. Воры и разбойники ночью и днем будут следить за ним, чтобы убить и отнять у него богатство. Со всех сторон его окружат опасно­сти, он впадет в убытки и неожиданные скорби, поскольку никогда не был пожалован никаким саном или властью от царя. Поэтому разумный муж, обладающий множеством со­крытого золота, но не пожалованный еще саном, со всякой предосторожностью скрывает свое богатство, чтобы не стать известным многим и, подвергнувшись зависти и наветам со стороны людей, не потерять вместе с богатством и жизнь. Но если он получит от царской руки сан, какое-либо начальство или власть, то, и обнаружив богатство своего сокровища, не будет бояться. Наоборот, он станет славен благодаря ему — покупая большие имения, строя известные дома и приобретая на свое сокровище множество слуг и десятки тысяч живот­ных. Он не будет опасаться нападений разбойников, посколь­ку получит от царя власть меча против строящих козни зло­умышленников. Таким образом он, благодаря своему положе­нию, все больше прибавляет к богатству и, через всякого рода приобретения, присовокупляет золото к золоту до тех пор, пока не станет таким богатым, что почти не будет знать, сколь­ким он владеет.

4. Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть на­дежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, под­пав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкра­дываемым незримыми разбойниками под благовидными пред­логами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служе­ние и (пожалует) ему духовный сан. Ибо «домостроители тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, — именно они непрестан­но стяжают небесное сокровище и произносят свои слова «со властью» (Лк. 4, 32), нехвастливо и нетщеславно. Ведь (у Апостола) сказано: «Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2, 4). И еще: «Пред Богом, во Христе» говорим (2 Кор. 2, 17). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к луч­шим и большим дарам (1 Кор. 12, 31) Духа, быть ненасытны­ми в (стяжании) небесного богатства и (всегда) алкать и жаж­дать правды (Мф. 5, 6), — а это и есть совершенная и непре­ложная любовь Духа (Рим. 15, 30). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами (стре­миться! к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дара­ми Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, — совершенную и непрелож­ную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает (своим) ученикам, что она есть «путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Ибо у дос­тигших таких степеней (духовного преуспеяния) и порочные страсти упраздняются по словам: «Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла»(1 Кор. 13, 4-5) и так далее; в них непрерывно и непрес­танно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, (то вода эта) сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14), всегда восхищая ум в небесные неизре­ченные тайны (2 Кор. 2, 14), окрыляя его от славы к славе (2 Кор. 3, 18), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу (Пс. 83, 8), от отдохновений в неизглаголанные отдох­новения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.

5. Мысль такой души, всецело занятая Божественными и лучшими (вещами), возжигается духовной любовью и благо­родным желанием к более славным и светлым красотам Духа, уязвляется ненасытным вожделением (Песн. 2, 5) к Небесно­му Жениху и, если можно так сказать, уже пресытившись низшими (вещами), возгорается желанием к лучшим и выс­шим (вещам), которые не могут быть ни словом изречены, ни раскрыты человеческой мыслью. Это подобно тому, как царс­кий сын или дочь, пресытившись, отвергает драгоценности родителей и взыскует более цепного; например, вместо сереб­ряных блюд — золотые, вместо светлых и дорогих шелковых одеяний выбирает покрытые драгоценными камнями и шитые золотом, вместо старого и доброго вина желает более старого и ценного. Все эти ценные предметы он унижает желанием лучших и как бы охуждает, прося у родителей более хорошего. Таким же образом подлинно царственные души, удостоивши­еся получить Царского и Владычествующего Духа, приявшие в себя непреложную силу любви и уязвленные совершенной любовью к Небесному Жениху, уже больше не тратят свое время на порочные страсти. Ибо многим трудом, напряжени­ем и совершенным подвигом на протяжении (долгого) време­ни они, через веру, освободились от них Духом, всегда восхищаются в небесные тайны Духа и посвящают себя различным красотам Божества, взыскуя со всем желанием лучшего и выс­шего. Ибо Божество Духа имеет различные многообразные красоты, неизреченные и немыслимые, которые являют себя душам достойным для наслаждения, радости, жизни и отдох­новения. И тогда святая душа, всегда уязвляемая все более сильной и пламенной любовью к Небесному Жениху, уже не оглядывается на земное, но бывает всецело поглощенной вож­делением Его.

6. Стало быть, христианская душа, ставшая причастницей благодати, не должна останавливаться и быть преисполнен­ной удовлетворенности, словно уже чего-то достигшая (Флп. 3, 12), но, взирая на ту цель, о которой говорил Апостол, (должна) всегда стараться многим подвигом и трудом обрести через веру обещанную (нам) совершенную любовь Духа, ко­торая, как сказал Иоанн, «изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18) ее должно всегда алкать и всегда жаждать правды (Мф. 5, 6). Душа обязана быть так внутренне расположенной, чтобы все­гда считать себя за новоначальную, в силу того преизобильного богатства (Еф. 2,7) Духа, которое обещано верующим. И так настроенная благоговейная душа не лишится своего сильного стремления к лучшему, не потеряет уже приобретенные бла­га, а, наоборот, добавит к ним еще и те, которых она еще не имела. Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник (Гал. 4, 7), с благим расположением и усердием должен служить (своему) Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния.

Ибо и в веке сем все, от царя до нищего, кажутся на­слаждающимися жизнью и каждый уверен, что он живет. Но если ты сравнишь жизнь и роскошь богатых с жизнью бедня­ков, то обнаружишь большое различие. По сравнению с негой роскоши, многообразными яствами, различными винами, мно­гочисленными одеяниями, золотом, серебром и прочим иму­ществом богача жизнь бедняка покажется тебе смертью. Ведь богач прикасается руками только к золоту и считает (свои) золотые монеты, а бедняк, если даже и в навозе найдет мед­ный грош, не постыдится наклониться и поднять его, по при­чине своей крайней нужды. Поэтому если сравнишь жизнь бедного с жизнью богатого, то найдешь ее как бы несуществу­ющей по сравнению с существующей, а (его) самого — как бы мертвым по сравнению с живым.

Так и в духовном. Все считают себя христианами вслед­ствие исповедания веры во Христа или из-за каких-либо не­многих добродетелей. Но очень мало истинных христиан, бо­гатых Духом Святым, вкушающих изысканные блюда благо­дати, радующихся небесным вожделением Духа, украсивших душу различными небесными одеяниями харизм, стяжавших христианство не (одним только) исповеданием и простой ве­рой, но силой и действием Духа непрестанно в уме осязаю­щих руками души небесное золото, то есть ведение и истолко­вание тайн Духа. Таковы истинные христиане. Если ты срав­нишь образ мышления и жизнь души их с жизнью других, то найдешь столь же большое различие, как различие между живыми и мертвыми. Потому что другие, будучи в ужасной бедности мирского духа, лишенные силы небесного богатства и смешавшие (свой) ум со страстями, когда обретают в себе один добрый помысел из многих злых, то успокаиваются; хотя они и преследуются бедностью, но, не имея различных действий Духа, (проявляющихся) в Божественных добродете­лях, преисполняются уверенностью, облачаясь в скудные одеж­ды малых добродетелей. И Господь показал, сколь большое различие между теми, кто в будущем станут истинными по­клонниками, и теми многими, которые лишь кажутся таковы­ми, поклоняясь не в духе и истине, а только поверхностным и внешним образом: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух — и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24). Он отличает небесных придворных и богатых в Духе от живущих в ужасной бедности греха, кото­рые думают, будто они живут через (внешнее) исповедание веры во Христа, но не стяжали (духовно) богатой жизни, осуществляемой в силе Духа.

7. Ведь все имеют (один) образ тела, но у одних оно здорово и неповрежденно, а у других — болезненно и увечно. Также наблюдается большое различие в телесных страдани­ях, ибо одни болеют, имея явные увечья; другие, не имея таковых, ощущают в теле ужасный озноб, так что не могут двигаться и хотя внешне тело их кажется здоровым, но стра­дания и возбуждение при (любом) усилии показывают, что их болезнь намного хуже и труднее излечима, чем у явно увеч­ных. Имеющий видимые раны, придя к врачу, скорее получит исцеление, чем страдающий тайными болезнями тела, ибо они хуже явных и с трудом поддаются лечению.

Так и христиане. Многие считаются здоровыми (то есть духовными) в силу каких-либо поверхностных и телесных добродетелей, а внутри одержимы ужасными тайными страс­тями. Другие, находясь во власти явных грехов и будучи для большинства презренными и отверженными - как мытарь для фарисея (Лк. 18, 11), - если они обратятся к истинному Врачу - Христу, то, приблизившись к Нему, получают более быстрое исцеление, чем вышеназванные (христиане), как (бы­стрее получил прощение) мытарь, чем фарисей, ибо сказано, что он «пошел оправданным» (Лк. 18, 14). Ведь они, в (своем) внутреннем человеке (Рим. 7, 22), не столь (больны), как пораженные тайными страстями — самомнением, превозно­шением, спесью, неверием, гордыней, бахвальством, лицеме­рием, тщеславием, трусостью, постыдными помыслами и тому подобным. Ибо (Писание) гласит: «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1 Цар. 16, 7). Однако требуется одно: чтобы человек обрелся бы здоровым и снаружи, и изнутри, через Божию благодать и через подвиг собственной свободной воли, — и тогда он удостаивается стать наследником Царства во Христе Иисусе, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...