Поучение 7. О том, что надо христианину умереть для лукавых дел мира
1. Как животное, предназначенное в снедь людям, должно быть прежде заколотым, затем (должна быть) содранной его шкура с шерстью и тогда, разрезав тушу, должно измыть находящиеся в желудке нечистоты (Лев. 4, 11; 8, 17), а также тщательно промыть все ответвления второго желудка, и лишь после этого мясо, предаваемое огню и понемногу зажариваемое, делается вкусным и (может) подаваться к столу для вкушения хозяином дома; так и христианин, удалившийся от мира, как бы умирающий для прежней порочной жизни и совлекающий с себя мир, словно шкуру с шерстью и кровью, имеет еще, однако, внутри себя зловонные нечистоты лукавых помыслов и воспоминания о дурных делах, страсти явно подлые, а также страсти более тонкие, скрытые и с трудом постигаемые. Поэтому желающему стать совершенным христианином следует умертвить себя для лукавых дел мира, которые он совершал прежде, и, как шкуру с шерстью, совлечь с себя век сей и оставить его вовне через полное удаление и отречение (от него), а затем, через рассечение (то есть через посещение Божественной благодати), промыть нечистоты лукавых помыслов двояким способом: (сначала) страсти явные, (а потом) страсти более тонкие и с трудом постигаемые. Тогда, преданный огню Святого Духа, он отлагает всякую сырость произволения и, полностью изменившись, становится вкусным и годным к употреблению на небесной трапезе, для вкушения Царя Небесного, и (предстает) наследником Царства, как сказано Господом в Евангелии: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершать дело Его» (Ин. 4, 34). 2. И как прежде в законе тщательно осматривалась овца (Лев. 22, 20-26), лишь после чего она приносилась в жертву, смазанная салом и преданная огню во всесожжение Богу и в воню благоухания (Лев. 8, 21), так и здесь ныне Небесный Первосвященник Христос тщательно осматривает душу, желающую принести себя и свое тело в жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим. 12, 1). (Он смотрит), обладает ли она (должной) тучностью духа, приобретенною ею через добрые законы благодатных учений и добродетелей; (и тогда) она в духовном огне действительно приносится, как всеплодие и жертва живая, истинным Первосвященником Христом Отцу Небесному в живом Царстве Небесном, ибо удостоилась стать наследницей вечных благ.
Поэтому каждому должно всегда и во всем исследовать и испытывать себя: живет ли он в соответствии слову истины и следует ли стопам Господа (1 Пет. 2, 21), — или же избрать, чтобы его испытывали духовные мужи; и всегда искать проповедников слова истины, стяжающих христианство делом и истиной. Ибо как когда людям предлагается много чаш для пития, то становятся различимы те из них, в которых смешано сладчайшее вино, и те, которые наполнены одной водой (потому что (чаши), содержащие смешанное вино, дают пьющему ощущение сладости, крепость и радость). Подобным же образом и в мире из многих, поящих людей разнообразными словесами и премудростями, лишь те радуют души небесной радостью и ведут к благому изменению, кто говорит Духом Святым (2 Пет. 1, 21) и приправлен благодатью (Кол. 4, 6); кто говорит живым голосом сердца, а не болтает и шлепает губами лишь для того, чтобы одурманить толпу; кто сообщает внимающей душе силу и небесную радость через глаголющую в нем благодать и преображает людей в подобную же святость благодати. Именно таких (людей), как мы уже сказали, должно разыскивать и искать — говорящих живым сердцем в Духе; им оставаться преданным, ибо от них можно получить действительную пользу по Богу. Ведь о них, подлинно мудрых в Господе, а не в мире, сказано: «Аще узриши разумна, утренюй к нему, и степени дверий его да трет нога твоя» (Сир. 6, 36). Внемлющие им со временем могут и уподобиться им, постоянно пребывая с ними.
3. Ибо как в этом мире есть много людей, стяжавших себе большое количество золота, однако не всем это известно, поскольку по сравнению со многими они живут скромно, не хвастаясь ни имуществом, ни домами, ни различной утварью, ни слугами или животными. И таким образом они в полной безопасности владеют своим скрытым сокровищем. Но есть множество и других людей, совсем не стяжавших золота, однако они, благодаря своему пылкому воображению и (россказням о якобы принадлежащих им) многих домах и различной утвари, заставляют думать о них, как об обладателях большого богатства. Так, обманывая многих наружным хвастовством, они считаются богачами, будучи (на самом деле) бедными и нуждающимися (Притч. 13, 7). — Подобным же образом и среди христиан есть те, которые внутри себя стяжали в силе небесное сокровище Духа; они не всем явны, но скрывают себя, живут скромно и не желают, чтобы стало известно, кто они. Однако есть и другие, которые посредством немногих видимых добродетелей — постов, бдений, безмолвия, слова мудрости (1 Кор. 12, 8) или чего-нибудь подобного — желают считаться за духовных, не обладая действием и силой Духа. Продолжая наш пример, (можно сказать, что) если обладающий большим скрытым богатством захочет вынуть часть своего золота, то он за небольшие деньги купит все имущество изображающего себя богачом и желающего считаться за такового. Но если он обнаружит свое богатство и сделает его явным для всех, то многие воспылают завистью к нему, изумленные тем, что признаваемый всеми за нищего неожиданно оказался таким богачом; его начнут обременять многими общественными служениями и расходами. Воры и разбойники ночью и днем будут следить за ним, чтобы убить и отнять у него богатство. Со всех сторон его окружат опасности, он впадет в убытки и неожиданные скорби, поскольку никогда не был пожалован никаким саном или властью от царя. Поэтому разумный муж, обладающий множеством сокрытого золота, но не пожалованный еще саном, со всякой предосторожностью скрывает свое богатство, чтобы не стать известным многим и, подвергнувшись зависти и наветам со стороны людей, не потерять вместе с богатством и жизнь. Но если он получит от царской руки сан, какое-либо начальство или власть, то, и обнаружив богатство своего сокровища, не будет бояться. Наоборот, он станет славен благодаря ему — покупая большие имения, строя известные дома и приобретая на свое сокровище множество слуг и десятки тысяч животных. Он не будет опасаться нападений разбойников, поскольку получит от царя власть меча против строящих козни злоумышленников. Таким образом он, благодаря своему положению, все больше прибавляет к богатству и, через всякого рода приобретения, присовокупляет золото к золоту до тех пор, пока не станет таким богатым, что почти не будет знать, скольким он владеет.
4. Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и (пожалует) ему духовный сан. Ибо «домостроители тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, — именно они непрестанно стяжают небесное сокровище и произносят свои слова «со властью» (Лк. 4, 32), нехвастливо и нетщеславно. Ведь (у Апостола) сказано: «Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2, 4). И еще: «Пред Богом, во Христе» говорим (2 Кор. 2, 17). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к лучшим и большим дарам (1 Кор. 12, 31) Духа, быть ненасытными в (стяжании) небесного богатства и (всегда) алкать и жаждать правды (Мф. 5, 6), — а это и есть совершенная и непреложная любовь Духа (Рим. 15, 30). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами (стремиться! к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дарами Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, — совершенную и непреложную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает (своим) ученикам, что она есть «путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Ибо у достигших таких степеней (духовного преуспеяния) и порочные страсти упраздняются по словам: «Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла»(1 Кор. 13, 4-5) и так далее; в них непрерывно и непрестанно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, (то вода эта) сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14), всегда восхищая ум в небесные неизреченные тайны (2 Кор. 2, 14), окрыляя его от славы к славе (2 Кор. 3, 18), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу (Пс. 83, 8), от отдохновений в неизглаголанные отдохновения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.
5. Мысль такой души, всецело занятая Божественными и лучшими (вещами), возжигается духовной любовью и благородным желанием к более славным и светлым красотам Духа, уязвляется ненасытным вожделением (Песн. 2, 5) к Небесному Жениху и, если можно так сказать, уже пресытившись низшими (вещами), возгорается желанием к лучшим и высшим (вещам), которые не могут быть ни словом изречены, ни раскрыты человеческой мыслью. Это подобно тому, как царский сын или дочь, пресытившись, отвергает драгоценности родителей и взыскует более цепного; например, вместо серебряных блюд — золотые, вместо светлых и дорогих шелковых одеяний выбирает покрытые драгоценными камнями и шитые золотом, вместо старого и доброго вина желает более старого и ценного. Все эти ценные предметы он унижает желанием лучших и как бы охуждает, прося у родителей более хорошего. Таким же образом подлинно царственные души, удостоившиеся получить Царского и Владычествующего Духа, приявшие в себя непреложную силу любви и уязвленные совершенной любовью к Небесному Жениху, уже больше не тратят свое время на порочные страсти. Ибо многим трудом, напряжением и совершенным подвигом на протяжении (долгого) времени они, через веру, освободились от них Духом, всегда восхищаются в небесные тайны Духа и посвящают себя различным красотам Божества, взыскуя со всем желанием лучшего и высшего. Ибо Божество Духа имеет различные многообразные красоты, неизреченные и немыслимые, которые являют себя душам достойным для наслаждения, радости, жизни и отдохновения. И тогда святая душа, всегда уязвляемая все более сильной и пламенной любовью к Небесному Жениху, уже не оглядывается на земное, но бывает всецело поглощенной вожделением Его.
6. Стало быть, христианская душа, ставшая причастницей благодати, не должна останавливаться и быть преисполненной удовлетворенности, словно уже чего-то достигшая (Флп. 3, 12), но, взирая на ту цель, о которой говорил Апостол, (должна) всегда стараться многим подвигом и трудом обрести через веру обещанную (нам) совершенную любовь Духа, которая, как сказал Иоанн, «изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18) ее должно всегда алкать и всегда жаждать правды (Мф. 5, 6). Душа обязана быть так внутренне расположенной, чтобы всегда считать себя за новоначальную, в силу того преизобильного богатства (Еф. 2,7) Духа, которое обещано верующим. И так настроенная благоговейная душа не лишится своего сильного стремления к лучшему, не потеряет уже приобретенные блага, а, наоборот, добавит к ним еще и те, которых она еще не имела. Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник (Гал. 4, 7), с благим расположением и усердием должен служить (своему) Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния. Ибо и в веке сем все, от царя до нищего, кажутся наслаждающимися жизнью и каждый уверен, что он живет. Но если ты сравнишь жизнь и роскошь богатых с жизнью бедняков, то обнаружишь большое различие. По сравнению с негой роскоши, многообразными яствами, различными винами, многочисленными одеяниями, золотом, серебром и прочим имуществом богача жизнь бедняка покажется тебе смертью. Ведь богач прикасается руками только к золоту и считает (свои) золотые монеты, а бедняк, если даже и в навозе найдет медный грош, не постыдится наклониться и поднять его, по причине своей крайней нужды. Поэтому если сравнишь жизнь бедного с жизнью богатого, то найдешь ее как бы несуществующей по сравнению с существующей, а (его) самого — как бы мертвым по сравнению с живым. Так и в духовном. Все считают себя христианами вследствие исповедания веры во Христа или из-за каких-либо немногих добродетелей. Но очень мало истинных христиан, богатых Духом Святым, вкушающих изысканные блюда благодати, радующихся небесным вожделением Духа, украсивших душу различными небесными одеяниями харизм, стяжавших христианство не (одним только) исповеданием и простой верой, но силой и действием Духа непрестанно в уме осязающих руками души небесное золото, то есть ведение и истолкование тайн Духа. Таковы истинные христиане. Если ты сравнишь образ мышления и жизнь души их с жизнью других, то найдешь столь же большое различие, как различие между живыми и мертвыми. Потому что другие, будучи в ужасной бедности мирского духа, лишенные силы небесного богатства и смешавшие (свой) ум со страстями, когда обретают в себе один добрый помысел из многих злых, то успокаиваются; хотя они и преследуются бедностью, но, не имея различных действий Духа, (проявляющихся) в Божественных добродетелях, преисполняются уверенностью, облачаясь в скудные одежды малых добродетелей. И Господь показал, сколь большое различие между теми, кто в будущем станут истинными поклонниками, и теми многими, которые лишь кажутся таковыми, поклоняясь не в духе и истине, а только поверхностным и внешним образом: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух — и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24). Он отличает небесных придворных и богатых в Духе от живущих в ужасной бедности греха, которые думают, будто они живут через (внешнее) исповедание веры во Христа, но не стяжали (духовно) богатой жизни, осуществляемой в силе Духа. 7. Ведь все имеют (один) образ тела, но у одних оно здорово и неповрежденно, а у других — болезненно и увечно. Также наблюдается большое различие в телесных страданиях, ибо одни болеют, имея явные увечья; другие, не имея таковых, ощущают в теле ужасный озноб, так что не могут двигаться и хотя внешне тело их кажется здоровым, но страдания и возбуждение при (любом) усилии показывают, что их болезнь намного хуже и труднее излечима, чем у явно увечных. Имеющий видимые раны, придя к врачу, скорее получит исцеление, чем страдающий тайными болезнями тела, ибо они хуже явных и с трудом поддаются лечению. Так и христиане. Многие считаются здоровыми (то есть духовными) в силу каких-либо поверхностных и телесных добродетелей, а внутри одержимы ужасными тайными страстями. Другие, находясь во власти явных грехов и будучи для большинства презренными и отверженными - как мытарь для фарисея (Лк. 18, 11), - если они обратятся к истинному Врачу - Христу, то, приблизившись к Нему, получают более быстрое исцеление, чем вышеназванные (христиане), как (быстрее получил прощение) мытарь, чем фарисей, ибо сказано, что он «пошел оправданным» (Лк. 18, 14). Ведь они, в (своем) внутреннем человеке (Рим. 7, 22), не столь (больны), как пораженные тайными страстями — самомнением, превозношением, спесью, неверием, гордыней, бахвальством, лицемерием, тщеславием, трусостью, постыдными помыслами и тому подобным. Ибо (Писание) гласит: «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1 Цар. 16, 7). Однако требуется одно: чтобы человек обрелся бы здоровым и снаружи, и изнутри, через Божию благодать и через подвиг собственной свободной воли, — и тогда он удостаивается стать наследником Царства во Христе Иисусе, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|