Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В романе М. Булгакова «мастер и Маргарита»

 

План.

 

I. Русская литература - поиск решения «вечных» нравственных вопросов.

II. Тернистый путь, ведущий к истине.

1. Любовь и творчество.

2. От зла к добру.

3. Осознание вины и искупление ее душевными страданиями, муками совести.

4. От безверия к вере.

III. «Все будет правильно, на этом построен мир».

 

Но ты, художник, твердо веруй

В начало и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

А. Блок

Тяжелее всего человеку быть

человеком изо дня в день.

М. Булгаков

 

В нашей стране литературе принадлежит исключительная роль. Думаю, оттого, что в ней сильно духовное начало. Авторы и их герои мучительно ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о критериях их разграничения. Не исключение и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». О чем же эта удивительная книга? Об истине, о свободе и несвободе, о вере и безверии, о совести, о добре и зле, о судьбе и личной ответственности, о трусости и раскаянии, но прежде всего, на мой взгляд, о верной, всепобеждающей силе любви и творчества.

В произведениях русских писателей немало примеров того, что женщина сильнее мужчины духом. Ее вера в героя помогает ему преодолеть боль, страх и враждебность мира. В булгаковском романе перед лицом самоотречения женского чувства склоняется даже сам сатана.

Первая встреча Мастера и Маргариты полна тревоги: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Нехороший цвет». Они понимают, что созданы друг для друга, но трагизмом полны слова Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!». Ею наполнена жизнь героев. Все же, мне кажется, чувство Маргариты полно самоотвержения. Конечно, можно спросить о правильности ее поступка, ведь она замужем. Но кто скажет, что нравственно: жить с человеком, которому ты «отдана» без любви, или оставить его и уйти к тому, кого любишь и кто тебя любит? Каждый решает этот «вечный» вопрос сам и несет ответственность за выбор. Героиня сполна при жизни рассчиталась за него.

Мастер живет двумя всепоглощающими страстями: своим романом и любовью Маргариты и к Маргарите. Однако, когда его сочинения не печатают и появляются разгромные статьи, оказывается сломленным и отдаляется от нее.

М.Булгаков представляет трагедию судьбы художника, которому ведомы истинные, высокие начала в согласии со своим временем. Душа Мастера «опустошена», силы истрачены на преодоления, на писание, на муки непечатания. Он действительно болен, но не сумасшествием, а усталостью и потерею веры в искусство, в то, что оно спасёт мир.

В самом начале своих отношений герои «пришли к заключению, что столкнула их … сама судьба». Я думаю, до конца верна своему чувству только Маргарита. Она и возлюбленная, и муза, и Магдалина при творце и при его романе, который, как и самого автора, воскрешает. Чтобы спасти Мастера, героиня превращается в ведьму. Женщина на некоторое время перестает быть женщиной, теряет стыд, летит на метле и голой принимает гостей, и немой стоит в присутствии Воланда. Нежность исчезает под действием бесовского приема. У нее появляется злая улыбка. Такова плата за выбор. Она ожесточается и, полная мщения, громит дом Драмлита, где живут главные недруги ее спутника. Но, как и у Достоевского, угроза гибели невинного ребенка – тот нравственный порог, который не переступает Маргарита.

Мастеру, выполнившему свое предназначение, состоящее в творчестве, а не в борьбе, дарован покой, столь необходимый истинному художнику слова и не обретенный им в земной жизни. А вот в то, что его спутница достойна такой награды, сомневается Левий Матвей, хотя в сказанных им словах есть понимание причин ее греховности: «Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже …». Это обращение к Воланду, знающему, как и Он, что «каждому будет дано по его вере» и что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Маргарита, с ее жертвенностью и самозабвением, бесконечной верой в бессмертие Мастера и его творения, разделяет его покой.

Героиня олицетворяет и милосердие. Она просит прощения для Фриды и Пилата. Думаю, Маргарита – важный образ для Булгакова, ведь именно милосердие и любовь призывает положить он в основу человеческих отношений и общественного устройства.

На мой взгляд, способность или неспособность любить и является главным критерием выявления добра и зла в человеке. За трусость, «самый страшный порок», за эгоизм следует наказание после смерти. За всеобъемлющую любовь - награда. Так Иешуа обретает свет. Силу его автор изображает только через силу тьмы. И наоборот. В романе есть одна особенность, подробность в пейзаже, объединяющая далеко разведенные в пространстве и времени эпизоды. Это лунный и солнечный свет. Солнце – символ жизни, радости. Оно сопровождает Га–Ноцри, Луна – фантастический мир теней – Воланда. Так показывается борьба добра и зла.

Вспомним диалог прокуратора и арестованного. Сталкиваются два мира: привычный и удобный мир зла и кажущийся иллюзией мир добра. Даже слабый отсвет его не мерещится в душах людей. Но именно сейчас Понтий Пилат ощущает его, и все, что казалось вечным, рушится от простых слов, сказанных бродячим философом: «Добрый человек!». Сострадание, простое человеческое участие спасают грозного прокуратора от разламывающей головной боли. Тогда он спрашивает: «…что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?». Арестант отвечает, что «злых людей нет на свете».

Не погиб ли ген добра за века, прошедшие со дня гибели Христа, М. Булгаков проверяет в книге жизнью. И вот Воланд в Москве. Все, что происходит в театре – проверка на человечность и бесчеловечность. Появляются искушения, выдуманные не дьяволом, а самими людьми. Сначала «заводят» публику «настоящие деньги». В зале возникают искры ненависти, которые обрушиваются на пришедшего лгуна Бенгальского: «Голову ему оторвать!». Что делает Воланд? Только исполняет желания. Дармовых денег хотите? Получайте. Модных вещей? Хватайте. «Голову … оторвать!». Пожалуйста… И только тогда в толпе, пораженной собственной жестокостью, раздается одинокий голос: «Ради Бога, не мучьте его!». А затем отовсюду: «Простить! Простить!». «Ну что же … они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было … Ну, легкомысленны … ну, что ж … и милосердие иногда стучится в их сердца …». Развиваясь из года в год, обзаводясь техническими усовершенствованиями, человечество вращается в порочном круге зла … Ему не дано прийти к добру? Тогда откуда милосердие в глумливой толпе?

Сцена прощения Фриды … Когда Воланд разрешает Маргарите «потребовать одной вещи», она ничего не просит для себя, а хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. В душе подруги Мастера победу одерживает добро. Человек прощает человека.

Не люди зависят от борьбы добра и зла, а борьба эта зависит от людей. Они свободны в выборе и отвечают за него после смерти. Вспомним слова Га-Ноцри: «Прежде всего нужен свет, который и во тьме светит». Грех же искупается душевными страданиями и муками совести. Ее поединок со страхом перед общественным мнением идет в душе прокуратора. Пилат, растерзанный головной болью, чувствует значительность происходящего и страстно хочет спасти подсудимого от казни. Это желание вызвано не только тем, что бродячий философ дарует ему облегчение физических страданий, но и пробудившейся совестью. Недаром называет себя палачом прокуратора Га–Ноцри. Его присутствие требует от Пилата бескорыстия, справедливости, отказа от привычных представлений и действий. Он понимает невиновность арестованного, но подчиняется кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой оказывается перед выбором: спасти бродячего философа и лишиться власти или сохранить свое положение, казнив невинного. Не в состоянии сделать это, прокуратор подталкивает подсудимого к компромиссу. Га–Ноцри не идет на это, так как истина для него дороже жизни. В разговоре с иудейским первосвященником Каифой Пилат пытается подсказать, кого нужно освободить. Автор показывает искусство намеренной игры прокуратора, но она не отменяет трагических прозрений: «Бессмертие … пришло бессмертие …». Мысль о нем «заставила его похолодеть на солнцепеке».

В момент вынесения приговора «Пилат, вглядываясь сквозь прищуренные веки, разобрался в обстановке … Щурился прокуратор не оттого, что солнце жгло ему глаза, нет! Он не хотел почему-то видеть группу осужденных, которых, как он это прекрасно знал, сейчас вслед за ним возводят на помост». Герой совершает зло из трусости, и совесть теперь не уходит из души. Его пугает и больно бьет фраза Иешуа, записанная Левием Матвеем: «… большего порока … трусость». От нее «идут все остальные». Так считает и сам писатель.

Пилат не делает того, что, оставаясь самим собой, должен был сделать. В этом его вина. Он осознает ее и искупает не просто величиной срока, а муками совести на протяжении «двенадцати тысяч лун».

Бедняжка Фрида тоже оплачивает свой счет не временем, в продолжение которого ей подают платок, орудие убийства, а душевными страданиями. Каждому воздается по поступкам.

М.Булгаков рассуждает и о вере, спасающей в самых жестоких обстоятельствах. Отсутствие ее губит высокую природу человека, убивает его творческий дар.

«Мастером» называет любимого Маргарита. В ее устах слово это, противопостав-ляющее его пошлому писательскому миру, означает человека, наделенного творческой свободой, силой воли, великим пониманием жизни. Сам же герой в разговоре с Иваном Бездомным словно стирает свое имя: «У меня нет больше фамилии … я отказался от нее, как и вообще от всего на свете…». Для Мастера, униженного насилием, которое стало законом современной ему действительности, больница предпочтительнее реальности. В клинике Стравинского он предстает прячущимся: «… забыв осторожность, крикнул гость и сам себе зажал рот рукой …». На мой взгляд, им овладевает парализующий душу страх, который гонит его из подвальчика и заставляет возненавидеть само творчество. Он приводит даже к потере дара: «… я утратил бывшую у меня некогда способность описывать что-нибудь».

Отказ от любви (Мастер объясняет его нежеланием губить Маргариту), от писа-тельского труда, от имени, по-моему, связан с неверием героя в то, что есть не меняющиеся, не зависящие от обстоятельств ценности жизни.

Может быть, произведение и названо так, потому что Мастер отступает перед трудностями, а Маргарита спасает его своей верой, преодолевая собственную слабость.

Любовь и медленное, неотвратимое осознание того, что истина есть, постепенно оживляют героя. Он предает огню страдание, прежнюю жизнь и свой роман, так как уверен: «Я теперь ничего и никогда не забуду». Доверие к миру, привязанность к нему так откровенны в последнем его полете над городом: «грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки». Так автор подчеркивает спасительность веры в добрые начала жизни.

В ночь, «когда сводятся счеты», Мастер одной фразой заканчивает свое творение: «Свободен! Свободен!». Он отпускает созданного им героя, и оба удостаиваются прощения. Пилат за то, что болен раскаянием. Спутник Маргариты за преодоление конфликта с миром и обретение веры.

Итак, спор о вечных нравственных ценностях, которые либо живут в душе человека, либо «изъяты из обращения», начинается в первой главе, где Воланд и Берлиоз ведут дискуссию о существовании Бога и дьявола, света и тьмы, и продолжается до последних строчек и после них. Все «ниточки» его переплетаются и сводятся к поиску решения главного вопроса: «Что есть истина?». «Все люди добрые», как утверждает Иешуа, или то, что царство справедливости никогда не настанет? Сам писатель уверен: «Все будет правильно, на этом построен мир». Думаю, в своей книге М. Булгаков указывает путь к истине. Он тернист и лежит через преодоление зла, трусости, несвободы, безверия, через обретение любви, творчества, добра, совести, свободы, веры. На нем «стерегут нас ад и рай», ведь «тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день». Поиски продолжаются …

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...