Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые компании, объявившие о своем намерении провести IPO.

Компания

Отрасль/Сектор

Дата

 Предполагаемый объем выпуска акций, млн. долларов США

1

Арбат

Потребительский

2006

50

2

ЕФКО

Потребительский

2006

60

3

Копейка

Потребительский

2006

150

4

Группа предприятий ОСТ

 

2006

70

5

 Планета-Менеджмент

Потребительский

2006

80

6

Русагро

Потребительский

2006

50

7

Тандер

Потребительский

2006

300

8

Энергомаш

Машиностроение

2006

130

9

МДМ банк

Банковская

2006

250

10

Внешторгбанк

Банковская

2006

400

 

 

 

 

 

IPO для малых компаний

В создании площадки для торговли акциями компаний третьего эшелона весьма заинтересованы РТС, Федеральная служба по финансовым рынкам и фондовые спекулянты. Сами же небольшие компании, как и крупные инвесторы, относятся к этой затее скептически

До конца нынешнего года ожидается запуск новой биржевой площадки на РТС, предназначенной для торговли акциями третьего эшелона. Таким образом, в России появится рынок альтернативных инвестиций, подобный тому, что существует в рамках секции AIM Лондонской фондовой биржи. Сейчас Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России готовит пакет поправок в нормативные акты, которые сделают существование такой торговой площадки юридически возможным.

Предполагается, что площадка «для маленьких» будет создана на базе уже действующей с 2001 года системы RTS Board, в которой выставляются индикативные котировки по бумагам, не допущенным к торгам на бирже РТС. Сегодня это более 800 акций шестисот с лишним эмитентов.

Механизм проведения первичных размещений на новой площадке с технической точки зрения будет идентичен IPO на уже существующих площадках за несколькими исключениями: к процедуре будут допускаться предприятия с недостаточным по нынешним стандартам уровнем раскрытия информации, новые компании с короткой кредитной или фондовой историей, а также эмитенты с малой или средней капитализацией, которые слабо представлены сейчас на рынке ценных бумаг. «Многие недавно созданные компании просто не имеют отчетности за длительный период, не раскрывают информацию о своей деятельности установленным способом, — говорит заместитель руководителя ФСФР России Владислав Стрельцов. — Это новые компании, у которых есть какие-то начальные оборотные средства, но финансировать свое развитие они вынуждены за счет кредитов. Хотя средства можно привлечь на фондовом рынке, и мы дадим им такую возможность».

Приобретать акции на новой площадке смогут только «квалифицированные инвесторы» — еще одна новинка, активно продвигаемая ФСФР. «Пока можно сказать только, что квалифицированные инвесторы должны будут иметь длительный опыт работы на фондовом рынке и достаточный объем собственных средств, — пояснил 'Эксперту' президент РТС Олег Сафонов. — В эту категорию попадут крупнейшие инвестиционные компании и банки, в том числе и иностранные. Такое ограничение необходимо для того, чтобы инвесторы обладали достаточным опытом и могли реально оценить риски, связанные с размещением средств в бумаги эмитентов с небольшой капитализацией, низким уровнем раскрытия информации или короткой историей».

Огромный теоретический потенциал

Инициатором создания площадки альтернативных инвестиций выступила РТС. «Не секрет, что развитие многих компаний в нашей стране сегодня финансируется по большей части за счет собственных средств самих предприятий, а эти средства ограничены, — говорит Олег Сафонов. — Таким образом, в реальном секторе экономики растет неудовлетворенный спрос на инвестиционные ресурсы. С другой стороны, в финансовом секторе накоплено значительное количество денег, которые не могут быть размещены в уже существующие на финансовых рынках инструменты — таких инструментов просто не хватает. Создавая альтернативную площадку, мы способствуем перетеканию денежных средств в реальную экономику в виде инвестиций. При этом финансовые институты получают новые инструменты для наращивания капитала. В России сейчас более 40 тыс. акционерных обществ. Теоретически все они могли бы провести первичное размещение».

Иметь биржевой листинг — не самоцель. Важно иметь ликвидную, торгуемую бумагу, адекватную оценку аналитиками инвестиционных банков и, как следствие, качественную базу инвесторов

Инициаторы создания новой площадки рассчитывают, что в первую очередь она будет интересна быстрорастущим предприятиям IT-сектора и других высокотехнологичных отраслей. Эти предприятия имеют хороший бизнес-план, но не соответствуют биржевым требованиям для допуска их акций к торгам.


Скромная реальность

Однако и представители компаний, и потенциальные инвесторы пока относятся к перспективам новой торговой площадки с изрядной долей скепсиса.

В первую очередь сомнения вызывает возможность РТС составить достойную конкуренцию лондонской AIM. «Для небольших быстрорастущих российских компаний секция альтернативных инвестиций в Лондоне в обозримой перспективе останется более предпочтительным вариантом, — уверен аналитик по рынку акций Инвестиционного банка 'Траст' Алексей Захаров. — Причина этого заключается в первую очередь в значительно более высокой оценке, которую акции могут получить на AIM, где уже сформировался очень широкий круг инвесторов, специализирующихся на третьем эшелоне и готовых проводить достаточно рискованные инвестиции».

В России же круг потенциальных покупателей бумаг третьего эшелона может оказаться слишком узким. Ведь, с одной стороны, бумаги новых компаний, эмитентов с неполным раскрытием информации,— это инструмент для специализированных инвесторов, работающих с рисковыми активами. С другой — требованиям, предъявляемым к квалифицированным инвесторам, соответствуют главным образом инвестиционные институты с консервативными стратегиями, многие из которых вообще не заинтересованы в работе с бумагами третьего эшелона. Поскольку крупным портфельным фондам, имеющим в управлении капиталы в сотни миллионов долларов, инвестиции в один актив на несколько сотен тысяч долларов не интересны. «Если капитализация компании будет до 100 миллионов долларов, а free float — 20-25 процентов, то потенциальной ликвидности на рынке будет 20-25 миллионов долларов, — рассуждает управляющий директор фонда прямых инвестиций 'Ренова Капитал' Олег Царьков. — Даже если все акции распылены среди мелких держателей, покупка на миллион приведет к неминуемому росту на 10-15 процентов. Если же фонд решит на падающем рынке эти бумаги продать, то следствием этого станет падение цены».

Не добавляет привлекательности новой площадке и упрощенный порядок выхода на нее компаний. «Если требования к компаниям, размещающим акции на этой площадке, будут минимальными, то для серьезного инвестора это вряд ли станет стимулирующим фактором для покупки», — уверен старший портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Андрей Зокин.

Конечно же, на площадку для маленьких компаний не придут пенсионные фонды и открытые ПИФы акций, в которых сегодня аккумулирован едва ли не основной объем свободных инвестиционных денег в России. Не стоит участникам нового рынка рассчитывать и на деньги иностранных инвесторов, которые обеспечивали рост российского фондового рынка в последние месяцы. «Иностранцы покупают не отдельные компании, а регион, и то, что символизирует этот регион — акции первого эшелона, — говорит президент управляющей компании 'Ренессанс Капитал' Андрей Мовчан. — Они не захотят разбираться в рисках и стратегии развития компаний третьего эшелона».

То есть довольно уверенно можно прогнозировать, что ликвидность бумаг на новой площадке будет невысокой. А низкая ликвидность акций, в свою очередь, станет серьезным препятствием для роста капитализации компаний, рискнувших разместить свои акции на площадке «для маленьких». В этих условиях проведение IPO вообще теряет смысл — если торги акциями будут проводиться от силы пару раз в месяц (как это сейчас, например, происходит с акциями компании «Аптеки 36,6»), то для эмитента гораздо разумнее будет продавать акции на условиях частного размещения — напрямую избранным инвесторам без обращения на биржу.

Ненужный листинг

Среди опрошенных нами средних российских компаний число желающих разместить свои акции на новой площадке оказалось тоже невелико. При этом необходимо отметить, что львиная доля новых быстрорастущих предприятий существует в форме простых товариществ и ООО, привлекая финансирование в виде кредитов и облигационных займов. Необходимость акционирования возникает только в фазе стабилизации роста, когда все прежние ресурсы уже исчерпаны и нужны принципиально новые механизмы привлечения ресурсов. «На сегодняшний день нам интересны кредиты и облигации, — говорит финансовый директор компании 'Топ-книга' Ирина Гроздова. — Мы сейчас разместили облигационный заем на ММВБ, при этом спрос на наши облигации в полтора раза превысил предложение. В дальнейшем мы рассматриваем IPO как один из возможных перспективных инструментов привлечения денежных ресурсов. Однако это будет не сейчас, и скорее всего мы воспользуемся зарекомендовавшими себя иностранными площадками, а в послаблении каких-либо требований по раскрытию информации мы не нуждаемся».

Довольно уверенно можно прогнозировать, что ликвидность бумаг на новой площадке будет невысокой. А низкая ликвидность акций, в свою очередь, станет серьезным препятствием для роста капитализации компаний, рискнувших разместить свои акции на площадке «для маленьких»

Вторая причина низкого интереса производственных компаний к новой площадке — нежелание, находясь в стадии роста, размывать долю на открытом рынке. «Мы пока отметаем возможность выхода на IPO и связанную с этим необходимость поделиться пакетом своих акций с какой-нибудь другой, неизвестной нам структурой, — говорит вице-президент по корпоративному развитию кондитерской компании 'Коркунов' Иван Алипов. — Для привлечения денег мы прибегаем к услугам банков. Сейчас у нас уже есть хорошая кредитная история, так что условия займа денежных средств оказываются вполне приемлемыми».

Еще одна причина, заставляющая быстрорастущие компании не торопиться с выходом на биржевой рынок, — нежелание иметь публичную историю цены. «Если компания имеет агрессивный план роста капитализации, например до 300 миллионов долларов в течение трех лет, то есть ли ей смысл листинговаться сегодня с капитализацией 100 миллионов? — рассуждает Олег Царьков. — Низкая текущая капитализация — это небольшой free float, низкая ликвидность, недоступность качественной базы инвесторов и, следовательно, большой дисконт к оценке компании. Тогда зачем иметь 'плохую' цену? Лучше не иметь никакой и позже сделать качественное размещение. Если же есть необходимость в привлечении капитала, то можно провести частное размещение без листинга на бирже. Ведь иметь листинг — не самоцель. Важно иметь ликвидную, торгуемую бумагу, адекватную оценку аналитиками инвестиционных банков и, как следствие, качественную базу инвесторов».


Заключение

 

В общей структуре участников финансового рынка все больше появляются крупные структуры, выступающие стержнем рынка ценных бумаг в любой стране и ориентированные на универсализацию своей деятельности. Это организации, функции которых позволяют характеризовать их как инвестиционные банки. Инвестиционная банковская деятельность является не только наиболее престижным направлением в работе инвестиционного банка, но и наиболее прибыльным. Поэтому все крупные и амбициозные компании на рынке ценных бумаг стремятся к получению проектов по привлечению финансовых ресурсов, т.е. стремятся перерасти в инвестиционный банк.

В России при отсутствии законодательного описания инвестиционного банка те предприятия, которые развивались в структуры, по характеристикам соответствующие понятию инвестиционного банка, в большинстве своем имели лицензию именно инвестиционной компании. Однако помимо тех видов операций, которые относятся к инвестиционным компаниям, инвестиционный банк выполняет функции (такие, как кастоди-услуги, управление активами), свойственные другим специализированным участникам рынка.

В данной работе, рассмотрев основные операции инвестиционных банков и компаний, можно сделать вывод, что основой их деятельности является посредническая функция на рынке капиталов, т.е. мобилизация долгосрочного ссудного капитала и предоставление его заемщикам путем выпуска и размещения ценных бумаг. Пожалуй, сектор корпоративных ценных бумаг в настоящее время является наиболее перспективным, и в нем особенно активно развивается инвестиционно-банковская деятельность.

Стремительными темпами развивается рынок IPO. Исследования показывают, что в последнее время он восстановился после периода, когда большинство площадок было закрыто для первичного размещения акций. Объемы средств, привлеченных в текущем году, свидетельствуют о том, что фондовый рынок преодолел рекордный уровень 1998 года, когда общая сумма примерно 1100 IPO составила 118 млрд. долларов.

С начала 2005 года объем IPO российских компаний вырос почти на 400%, но радоваться этому пока рано. Все проведенные российскими компаниями IPO были совершены с явной недооценкой. Западные экономисты предупреждают, что излишняя спешка стать публичными может привести не только к большим проблемам в самих компаниях-эмитентах, но и привести к появлению фондовых пузырей. И предстоящий в России в 2006 году бум IPO может стать причиной, по которой может рухнуть российский фондовый рынок. Главной причиной обвала может стать не слишком серьезное отношение эмитентов к рискам, которые неизменно сопутствуют компаниям с момента объявления о публичности.

Таким образом, излишняя спешка российских компаний стать публичными может привести не только к большим проблемам в самой компании, но и пошатнуть российский фондовый рынок в целом.


Список литературы

 

1. Данилов Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России – М.: Дело, 1998.

2. Жуков Е.В. Инвестиционные институты: Уч. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

3. Пыркова Г.Х. Андеррайтинг как основной вид деятельности инвестиционных банков // Проблемы экономики и управления. 2003. №2

4. Екатерина Шохина. IPO для маленьких // «Эксперт» №11 - 2006 г.

5. Серебренников Дмитрий. Бум российских IPO переносится // Top-manager 23.01.2006г.

6. Пирогов А.Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская теория и практика// Менеджмент в России и за рубежом

http://www.deloshop.ru/menu_5-text_maloe_0-13-404.html

7. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 1999 8. http://www.gazeta.ru/2006/04/25/oa_197371.shtml

9. http://www.vzglyad.ru/economy/2005/12/14/15752.html

10. http://www.ipocongress.ru/rus/ipo_members/

11. http://www.finansmag.ru/27932

12. http://www.ipocongress.ru/rus/guide/ipostages/id/52/

13. www.newtone.ru

14. http://k2kapital.com/education/edit19990505.html


[1] Небольшой пример, иллюстрирующий невозможность привлечения финансовых ресурсов без развитых прочих направлений. Допустим, некий банк решил привлечь своему клиенту финансовые ресурсы через выпуск ценных бумаг клиента. Даже самую первую часть этой работы – выбор конкретного инструмента привлечения и его основных параметров – он не сможет осуществить, т.к. не будет знать отношения рынка в данный момент времени к тем или иным инструментам.

Если даже такой проект дошел до момента размещения ценных бумаг, то на этом этапе он и остановится. Инвесторы не будут покупать бумаги, т.к. никто их не убедил в том, что эти бумаги достаточно надежны и доходны (а сделать профессиональное представление своего клиента банк не сможет по причине отсутствия аналитической деятельности). Далее, брокеры не будут заключать сделки по покупке ценных бумаг, т.к. они не знают продавца, никогда с ним не работали.

[2] консалтинговая компания Newton Advice Bureau (www.newtone.ru)

[3] http://www.gazeta.ru/2006/04/25/oa_197371.shtml

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...