Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС на примере Великобритании, Франции и Германии

 

Существует достаточно обоснованное мнение, что введение общеевропейской валюты неминуемо приведет к унификации налоговой системы Европы. Законодательные органы стран, входящих в Союз, постоянно ведут работу над совершенствованием механизмов и процедур сбора средств с налогоплательщиков.

Проведем сравнительный анализ регулирования отдельных видов налогов в Германии, Франции и Великобритании. Рассматриваемые примеры будут носить выборочный характер.

Великобритания.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка на начало 1998 г. - 17,5%. Взимается с предпринимателей, имеющих оборот свыше 45 тысяч фунтов стерлингов в год. Нулевая ставка установлена на продовольственные товары, печатные издания, лекарства, детскую одежду и обувь, энерго- и водоснабжение для бытовых нужд, а также на некоторые операции с золотом, ценными бумагами, коммунальные платежи, строительство и реконструкцию жилищ, пассажирский транспорт, страховые и некоторые другие услуги.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, сидра, а такаю с игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1 литр) - 0,3314 и 0,2832 ф. ст.; на сигареты - 20% от розничной цены плюс 52,33 ф. ст. за 1000 шт.; на спиртные напитки (за 1 литр чистого спирта) - 19,81 ф. ст.

Подоходный налог. Ставки составляют 20, 25 и 40% (в зависимости от уровня годового дохода). Взимается со всех видов доходов физических лиц-резидентов в форме заработной платы или прибыли. Разрешается вычитать из дохода некоторые виды убытков и необходимые для деятельности расходы; предоставляются скидки отдельным категориям налогоплательщиков. Нерезиденты облагаются налогом с доходов, полученных в Великобритании (за некоторыми исключениями); для них действуют специальные скидки.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 33%. Предусмотрены скидки для компаний с прибылью менее 1,25 млн. ф. ст. в год. Малые компании с прибылью, не превышающей 250 тысяч ф. ст. в год, облагаются по ставке в 25%. Взимается со всей прибыли компаний-резидентов (кроме дивидендов и прочих доходов, полученных от других компаний-резидентов). Разрешается вычитать расходы, связанные с бизнесом и ускоренной амортизацией некоторых видов капиталовложений. Особый налоговый режим применяется в отношении инвестиционных, страховых, строительных, промышленных и сберегательных компаний, капиталовложений. С нерезидентов налог взимается с прибыли, полученной от операций в Великобритании.

Налог на прирост капитала. Ставки с физических лиц эквивалентны ставкам подоходного налога (от 20 до 40%), а с компаний - ставкам налога на корпорации (от 25 до 33%). Взимается с физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов, занимающихся коммерческой деятельностью и имеющих представительство в Великобритании, при продаже, обмене или безвозмездной передаче капиталоемких активов. Физические лица-нерезиденты уплачивают налог с переводимой в Великобританию собственности. Компании могут исключить из налогообложения убытки в течение года или отчетного периода.

Гербовый сбор. Взимается при оформлении правовых и коммерческих документов; ставки налога зависят от характера документа: например, при продаже акций и других ценных бумаг - 0,5-1,5% от продажной цены, при аренде земли и другой недвижимости - 1-24% от ежегодной стоимости аренды в зависимости от ее срока.

Налог на регистрацию автомобилей. Ставка налога при регистрации легкового автомобиля составляет 130 ф. ст. в год.

Налог на имущество. Взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества, включая землю; ставка налога различная по графствам и городам.

Предпринимательские налоги. В Шотландии и Северной Ирландии взимаются со всего имущества, за исключением сельскохозяйственных участков и строений; в Англии и Уэльсе - с арендаторов земельных участков и строений, принадлежащих нерезидентам и используемых в предпринимательских целях. Ставки налогов ежегодно меняются в зависимости от потребности местного бюджета.

Германия.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка - 16%, сниженная - 7% (на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское оборудование, печатные издания, пассажирский транспорт и отдельные другие услуги общественного назначения). Исключаются из налогообложения услуги почт, банков, страховых компаний, некоторых социальных и культурных учреждений, а также деятельность малых предприятий (с оборотом до 25 евро в год) и предприятий сельского и лесного хозяйства.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, минеральной воды, кофе, а также со страховых операций, зрелищных мероприятий и игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1000 литров) - 980 и 1080 евро в зависимости от содержания свинца; на сигареты - 24,8% с розничной цены плюс 8,3 пфеннига за штуку; на спиртные напитки (за 1 гл чистого спирта) - 2550 немецких марок; на растворимый кофе (за 1 кг) - 9,35 евро.

Подоходный налог. Взимается с физических лиц по прогрессивной шкале: минимальная ставка 19% (при годовом доходе до 8153 евро), максимальная - 53% (с дохода свыше 120 тысяч евро). Устанавливается ежегодно растущий необлагаемый налогом уровень доходов. Резиденты уплачивают налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности в Германии и за рубежом. Из суммы налога вычитаются убытки и отдельные виды расходов; предусмотрены льготы на детей и возраст налогоплательщика, в случае болезни и прочее. В отношении нерезидентов налог взимается лишь с предпринимательского дохода в Германии; действует особый режим ставок, вычетов и скидок. Разновидность подоходного налога - налог на заработную плату. Ставки аналогичные ставкам подоходного налога. Взимается с наемных работников в Германии, в том числе с нерезидентов, но по особым правилам.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 45%, для некоторых категорий предприятий - 42%, на распределяемую в виде дивидендов прибыль - 30% (дивиденды включаются в доходы акционеров и облагаются подоходным налогом). С акционерных компаний и других юридических лиц, зарегистрированных в Германии, налог взимается с прибыли, полученной в Германии и за рубежом; с иностранных компаний - с прибыли, полученной лишь из германских источников. Исключаются из налогообложения сельскохозяйственные кооперативы и ряд других организаций. Из налогооблагаемой суммы могут вычитаться убытки и некоторые виды расходов.

Промысловый налог. Взимается с прибыли и оборотного капитала юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Базовые ставки для компаний с ограниченной ответственностью: с прибыли - 5%, с капитала - 2 % (сверх необлагаемого минимума соответственно в 48 и 120 тысяч евро). Базовые ставки могут быть увеличены муниципалитетами в 3 раза.

Поземельный налог. Взимается с земельных участков физических и юридических лиц; если участки используются в предпринимательских целях, разрешается вычитать связанные с этим расходы. Базовые ставки от 0,26 до 0,6% могут быть увеличены муниципалитетами. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается налог в размере 2% от покупной цены.

Налог на имущество. Ставка для физических лиц - 1%, а для юридических лиц - 0,6% (льготные ставки в сельском и лесном хозяйстве). Необлагаемый минимум - 120 и 20 тысяч евро соответственно. Распространяется на имущество нерезидентов, находящееся в Германии.

Автотранспортный налог. Взимается с владельцев автомобилей, в том числе зарегистрированных за рубежом. Размер налога зависит от объема цилиндров двигателя легкового или общего веса грузового автомобиля. Ставка налога для легковых автомобилей - 13,2 евро плюс 21,6 евро за каждые 100 см3.

Франция.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка на начало 1998 г. составляла 20,6%; сниженная - 5,5% (на ряд сельскохозяйственных продуктов, продовольствие, медикаменты, медицинское оборудование, книги, грузовые и пассажирские перевозки, культурно-зрелищные мероприятия, гостиничные услуги). Освобождены от уплаты налога предприятия с оборотом до 70 тыс. Евро в год, а также банковская, финансовая, частная преподавательская и врачебная деятельность, сельское хозяйство и рыболовство.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара и кондитерских изделий, спичек, зажигалок, драгоценных металлов, ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, а также со страховых и биржевых операций, телевизионной рекламы, зрелищных мероприятий и игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары и услуги: на бензин (за 1 гл) - 347,41 евро, на вино (за 1 гл чистого спирта) - от 350 до 9060 евро; на сигареты - 58,7% от розничной цены; на подсолнечное масло (за 1 т) - 22,5 евро; на телерекламу - от 10 до 420 евро в зависимости от стоимости объявления.

Подоходный налог. Обложение по прогрессивной шкале: ставки от 0 до 58% (при доходе свыше 246,8 тыс. евро). Взимается с физических лиц-резидентов (включая участников партнерств, не облагаемых корпоративным налогом) со всех доходов, в том числе и из иностранных источников. Предусмотрены вычеты убытков за пять прошлых лет, целевые льготы, а также льготы для низкооплачиваемых, пожилых людей, инвалидов и др. Нерезиденты уплачивают налог с доходов во Франции.

В дополнение к подоходному налогу с физических лиц-резидентов взимается социальный сбор в размере 2,4%.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка 33%; сниженные ставки 10-24% (с доходов от земельных участков и сельскохозяйственных ферм). Взимается с компаний, некоторых государственных предприятий, занимающихся промышленной или торговой деятельностью, а также ассоциаций и партнерств, не освобожденных от уплаты данного налога. Резиденты и нерезиденты уплачивают налог с прибыли от бизнеса во Франции. Освобождаются при определенных обстоятельствах региональные и иные местные организации, сельскохозяйственные кооперативы, инвестиционные компании и некоторые другие. Убытки могут быть учтены за период в пять лет.

Регистрационный налог. Взимается при оформлении документов, в частности при передаче прав собственности на имущество, создании компании, увеличении ее капитала, слиянии. Ставки: при передаче прав собственности - от 13,4 до 15,4%, при создании компании - 1,0, при передаче доли участия - от 1,0 до 4,8%. В отдельных случаях применяется также фиксированный регистрационный налог в размере 500 евро.

Налог на аренду. Взимается с операций по сдаче в наем здания (при годовой стоимости аренды свыше 12 тыс. евро в год). Стандартная ставка - 2,5%.

Налог на здания, принадлежащие иностранным фирмам. Взимается с иностранных фирм, владеющих недвижимостью во Франции, за исключением тех, чей головной офис находится в этой стране. Ставка составляет 3% от рыночной стоимости.

Налог на автомобили компаний. Взимается с автомобилей, принадлежащих или используемых компаниями (за исключением автомобилей, являющихся объектом их деятельности, и автомобилей старше 10 лет). Ставки в зависимости от мощности двигателя 5,8 и 12,9 тыс. евро.

Специальный налог на некоторые средства автотранспорта. Взимается с автомобилей общим весом свыше 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля: ежеквартальные - от 50 до 3,6 тыс. евро и ежедневные - 1/25 соответствующей квартальной ставки (в определенных случаях ставки повышаются или снижаются). При международных перевозках налог взимается на таможне с автомобилей, зарегистрированных за границей (практикуется освобождение от уплаты налога на основе взаимности в рамках международных соглашений).

Более подробно рассмотрим механизм регулирования налога на добавленную стоимость в Германии.

Начиная с 70-х годов нынешнего столетия налог на добавленную стоимость стал неотъемлемой частью налогообложения стран-членов Европейского Союза. В Германии поступления от НДС распределяются между Федерацией и Землями. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми разными и меняться, поскольку НДС является регулирующим источником дохода.

Следует отметить, что Германия - одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные Земли, такие, например, как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым Землям. При сопоставлении проектов бюджетов Земель по доходам критерием служит доход конкретной территории на душу населения. Ориентиром является достижение каждой Землей 92 % среднего налогового дохода средних Земель.

Говоря о НДС в Германии, часто применяют термин «налог с продаж» или «налог с оборота».

НДС был введен в Германии в 1973 году и в настоящее время является вторым по величине поступлений в бюджет налогом после подоходного налога. Его удельный вес в доходе бюджета равен приблизительно 28 %. Включение НДС в налоговую систему Германии преследовало две основные цели: во-первых, увеличить государственные доходы с помощь налогов на потребление (НДС имеет потенциально широкую базу обложения), во-вторых, выполнить условие вступления в Европейский Союз, предусматривающее наличие действующей в стране системы налога на добавленную стоимость.

Несмотря на то, что НДС уплачивается конечным потребителем, в качестве налогоплательщика перед финансовыми органами выступает «предприниматель». «Предпринимателем» по законодательству о НДС являются все лица, занимающиеся ремесленной или профессиональной деятельностью с целью получения дохода; при этом правовая форма предприятия значения не имеет. Иными словами, предпринимателем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров как собственного производства, так и приобретенные на стороне, а также оказание различных видов услуг производственного и непроизводственного характера на территории Германии. Налогом на добавленную стоимость облагается импорт товаров из стран, не входящих в ЕЭС, а также собственное потребление.

Собственное потребление означает изъятие предпринимателем из оборота товаров и предметов для личного потребления без оплаты. Право на зачет НДС по товарам, изъятым для собственного потребления, имеет только предприниматель, чье ежедневное изъятие, точнее, общая сумма для собственного потребления, устанавливается финансовыми органами. Так называемое «изъятие вещей» учитывает семейное положение предпринимателя, наличие детей на иждивении.

Личное использование фирменных транспортных средств также рассматривается как личное потребление и должно быть отмечено в годовой декларации по НДС. Доказать использование фирменного автотранспорта в личных целях очень сложно, поэтому финансовые органы установили размер таких затрат в размере 25-30 % общих транспортных издержек. Если же величина затрат на личный транспорт оказывается ниже установленных размеров, предприниматель должен предъявить так называемую «ездовую книгу», которую он вел в течение 12 месяцев.

НДС, уплачиваемый предпринимателем при приобретении товара или услуги, называется «предварительным налогом». При расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет, он будет зачтен. Разница должна быть уплачена в бюджет или возмещена плательщику. Суммы предварительного налога могут быть зачтены только в случае их подтверждения в бухгалтерском учете. Однако предприниматели, чей оборот за прошлый календарный год не превысил 120 000 евро, могут рассчитать предварительный налог по средней ставке, которая колеблется от 1,4 до 11,5% в зависимости от вида деятельности. Использование средней ставки предварительного налога позволяет не только уменьшить уровень трудовых затрат для налоговых инспекторов при учете НДС, но и повысить качество контроля за уплатой НДС.

Начиная с 1 января 1993 года основная ставка НДС составляет 15 % (ранее 14 %) и всегда берется в расчет, если товар или услуга не подлежат обложению по пониженной ставке 7 %.

Пониженная ставка применяется для продуктов питания (кроме спиртных напитков и оборотов кафе, ресторанов, гостиниц); для средств массовой информации; для городского и пригородного общественного транспорта; для оздоровительных, благотворительных, церковных организаций; для произведений искусства; для услуг дантистов; для зверо- и растениеводства; для переуступки авторских прав и т.д.

От уплаты налога освобождаются экспортные поставки, обороты морского судоходства, гражданской авиации, кредитные операции, операции с ценными бумагами и другое.

НДС указывается отдельной строкой только в платежных документах при взаимоотношениях между юридическими лицами.

Предприниматель, у которого оборот (включая НДС) за прошедший календарный год не превысил 25 000 евро, а в текущем году не планируется больше 10 000 евро, освобождается от уплаты НДС. Однако в этом случае он лишается права возвращения ему НДС в выставленных на него счетах за оказанные услуги. Он не имеет также права выставлять счета с указанием начисленного НДС. В этом случае предприниматель является плательщиком подоходного налога. Предприниматель имеет право отказаться от освобождения и перейти на расчеты на общих основаниях. При этом он должен проработать в новых условиях не менее 5 лет.

Предприниматель, у которого сумма налога в прошлом году превысила 6000 евро, в срок до 10 числа следующего за отчетным месяца подает в финансовое ведомство налоговую декларацию определенной формы. В случае, если сумма уплаченного в предыдущем году НДС не превысила 6000 евро, расчет по НДС представляется ежеквартально. Расчет по НДС представляется раз в год, если сумма уплаченного в предшествующем году НДС не превысила 1000 марок.

Если срок сдачи месячных деклараций для окончательного расчета НДС не достаточен, то на бланке определенной формы подается заявление на отсрочку представления расчета по НДС. При подаче этого заявления срок предъявления декларации может быть отодвинут на месяц. Однако получив эту уступку от финансовых органов, предприниматель должен заплатить одиннадцатую часть НДС, уплаченного в прошлом году. Эта сумма может быть пересчитана им лишь при представлении расчета по НДС за декабрь.

По истечении календарного года, но не позднее 31 мая, предприниматель должен представить финансовым органам годовой отчет по НДС, состоящий из месячных или квартальных отчетов. Выявленная разница между выплаченными и подлежащими уплате суммами дополнительно уплачивается финансовому ведомству либо возвращается предпринимателю в месячный срок.

За правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет отвечают компетентные финансовые органы. Финансовые органы проводят проверки с целью окончательного определения подлежащей уплате суммы налога и, соответственно, корректировки произведенных платежей.

Наибольшую роль НДС играет в налоговой системе стран ЕС. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. И это не случайно. В ретроспективе некоторые ведущие страны ЕС, например, Франция, к началу формирования Общего рынка отличались широким использованием косвенных налогов. И поэтому наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении налогообложения стран ЕС - а это рассматривалось в качестве одной из важных задач с самого начала интеграционных процессов в Западной Европе - виделся путь формирования единых основ косвенного обложения; применительно к налогам на потребление важнейшая роль отводилась унификации в использовании НДС. За весь период западноевропейской интеграции унификация косвенного налогообложения и особенно НДС продвинулась достаточно далеко. В большинстве стран ЕС НДС играет ныне роль единственного налога на потребление; в некоторых странах пока еще сохраняется его использование параллельно с налогом на продажи (например, в Германии).

Анализ свидетельствует о наличии достаточно высоких ставок НДС в странах ЕС. В некоторых из этих стран (например, в Швеции, Финляндии, Дании) эти ставки превышают максимальные ставки, рекомендуемые руководящими органами ЕС (14-20% по основным группам товаров при разрешении использовать более низкие ставки для некоторых видов социально значимых товаров). Последнее свидетельствует о незавершенности процесса унификации налогообложения в странах ЕС даже по сфере косвенного обложения (по прямому налогообложению пострановые различия носят более серьезный характер).

Для сравнения в России НДС становится, как было отмечено выше, решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем НДС в России имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, ряд банковских операций, значительная часть оборота внутри крупных предприятий и др.). В этом смысле НДС в России превращен по сути в некий налог на денежные сделки, в том числе и на те, которые не связаны с межфирменным производственным оборотом добавленной стоимости.

Применительно к налогообложению добавленной стоимости странам-участницам ЕС удалось ввести согласованный порядок взимания данного налога и распределения налоговых доходов во внутрирегиональной торговле в рамках Союза, а также, что не менее важно, в основном унифицировать базу и механизм использования данного налогового инструмента, утвердить согласованные минимально и максимально допустимые ставки НДС. Применительно к акцизным сборам удалось установить единый перечень подакцизных товаров и услуг, минимально допустимые ставки и согласовать порядок обложения акцизами продукции в межстрановой внутрирегиональной торговле.

До настоящего времени менее успешными оказались попытки гармонизировать прямое налогообложение. Механизмы взимания налогов на прибыль компаний и ставки налогов до сих пор сильно различаются в странах ЕС, хотя и наметилась тенденция сближения ставок на более низком, чем в 80-х-начале 90-х гг., уровне. Индивидуальное подоходное налогообложение пока остается полностью в компетенции национальных государств. Вопрос гармонизации налогообложения доходов от сбережений и ценных бумаг находится в настоящее время на стадии обсуждения и принятия решений в институтах Европейского союза.

Осуществление практической политики ЕС по гармонизации налогообложения в странах-участницах Европейского союза позволяет сформулировать в настоящем курсовом исследовании ряд уроков, вытекающих из опыта такой политики:

- на современном этапе развития Европейского союза целью органов ЕС является не форсированный переход к единой налоговой системе, а сближение национальных систем налогообложения, подчинение векторов их эволюции целям углубления экономической интеграции в регионе;

- налоговую гармонизацию в рамках интеграционного объединения следует рассматривать как долгосрочный процесс, причем активизация этого процесса в ЕС соответствовала этапам формирования единого внутреннего рынка и создания экономического и валютного союза стран-участниц;

- государства-члены интеграционного объединения могут быть в разной степени готовы к конвергенции налоговых систем (по критерию величины издержек адаптации к требованиям налоговой гармонизации нами условно были выделены в рамках ЕС две группы государств); фактором, препятствующим сближению налоговых систем, может быть различная степень социально-экономического развития стран, участвующих в интеграции;

- первоочередным объектом налоговой гармонизации выступает сближение косвенного налогообложения; конвергенция прямого налогообложения сталкивается, зачастую, с более сложными проблемами;

- конкретным инструментом налоговой гармонизации может являться унификация определения базы налогообложения, механизмов расчета и взимания налоговых платежей, а также установление минимально и максимально допустимого уровня налоговых ставок (в случае неготовности государств по объективным или субъективным причинам идти на установление единых налоговых ставок).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...