Аудит операций по выбытию нематериальных активов
Проверка по данному направлению позволит аудитору в ходе осуществления аудиторских процедур на соответствие и аудиторских процедур по существу определить следующее: правомерность списания объектов нематериальных активов с баланса аудируемого лица; правильность формирования финансового результата по операциям, связанным с выбытием объектов нематериальных активов; полноту и своевременность документального оформления и отражения в бухгалтерском учёте операций по их выбытию, а также правильность и своевременность отражения доходов и расходов от списания объектов нематериальных активов в финансовой отчётности аудируемого лица. Для проверки операций по выбытию нематериальных активов необходимо выполнить ряд аудиторских процедур: 1. Определение основных причин выбытия нематериальных активов из организации и списания их с баланса. Цель процедуры – установить в ходе просмотра документов и проведения опросов основные причины выбытия нематериальных активов из организации и определить перечень объектов нематериальных активов, принадлежащих организации по состоянию на начало проверяемого периода, и перечень объектов нематериальных активов, выбывших в течение проверяемого периода. Кроме того, необходимо установить, все ли объекты нематериальных активов, принадлежащие организации, способны приносить экономическую выгоду. Для этого следует получить достаточные доказательства того, что объекты нематериальных активов используются в производственных (управленческих) целях и права на их использование переданы третьим лицам на основании соответствующих договоров. С этой целью проводится опрос руководителей организации, анализируются производственные процессы, осуществляемые в организации, просматриваются и сравниваются соответствующие заключённые договоры на передачу прав на использование объектов нематериальных активов.
Для проверки правомерности списания объектов нематериальных активов с баланса организации аудитору необходимо проверить наличие и правильность оформления: · В случае выбытия нематериальных активов по договору об уступке исключительных прав (иным аналогичным договором) – наличие данных договоров с отметкой о регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и необходимых первичных документов на списание нематериальных активов (форма № НМА-1, акт о списании нематериальных активов, акты комиссии); · При передаче в качестве вклада в уставный капитал других организаций – наличие учредительных документов, оценочных актов и соответствующих первичных документов; · При безвозмездной передаче – наличие договоров об уступке исключительных прав (других аналогичных договоров) и необходимых первичных документов на списание нематериальных активов; · В случае прекращения использования для производственных (управленческих) целей в связи с моральным износом или истечением срока полезного использования – наличие актов комиссии по оценке и списанию нематериальных активов, приказов (распоряжений) руководителя организации о списании объекта нематериальных активов и других первичных документов. 2. Проверка создания комиссии по оценке и списанию нематериальных активов. Данная аудиторская процедура предусматривает ознакомление аудитора с приказом о создании комиссии по оценке и списанию нематериальных активов и определение круга лиц, входящих в её состав. Далее проводиться опрос данных лиц в связи с выбытием объектов нематериальных активов из организации.
3. Проверка правильности, полноты и своевременности оформления первичных документов по учёту выбытия нематериальных активов. Основная задача аудитора при проведении данной процедуры – проверка наличия первичных документов, которыми оформляются операции, связанные с выбытием объектов нематериальных активов. Для этого аудитор просматривает и сравнивает соответствующие первичные документы (карточки учёта нематериальных активов, акты об их списании) полистно и устанавливает возможные ошибки в их оформлении (формальные, арифметические, хронологические, оценочные). Аудитором также может быть проведён опрос работников бухгалтерии с целью определения сроков и способов обработки первичных учётных документов по учёту нематериальных активов. Кроме того, целесообразно сравнить даты оформления первичных документов по учёту нематериальных активов и даты фактического списания объектов нематериальных активов с баланса организации. Результаты такого сравнения могут быть использованы аудитором при осуществлении последующих аудиторских процедур. 4. Проверка правильности и своевременности отражения в учёте операций по выбытию нематериальных активов. Данная проверка может осуществляться путём применения такой аналитической процедуры, как взаимный контроль корреспондирующих счетов. Так, для проверки правильности списания объектов нематериальных активов с баланса организации взаимный контроль проводится по следующим корреспондирующим счетам: 04, 05, 50, 51, 52, 58, 62, 68, 76, 91. Своевременность списания объектов нематериальных активов с баланса организации проверяется аудитором путём сопоставления даты их выбытия, указанной в регистрах бухгалтерского учёта, с датами регистрации соответствующих договоров в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и датами, указанными в первичных учётных документах (форма № НМА – 1, акт о списании нематериальных активов). Если объект нематериальных активов списывается в связи с истечением срока полезного использования, то для проверки своевременности его списания с баланса организации необходимо сопоставить дату, указанную в акте на списание объекта, подписанном специальной комиссией, с датой окончания срока действия охранного документа.
Осуществляя проверку правильности и своевременности отражения в учёте операций по выбытию нематериальных активов, аудитор также должен проанализировать операции, совершённые в конце проверяемого периода и в начале следующего с целью получения достаточных доказательств того, что все операции, относящиеся к отчётному периоду, были отражены в финансовой отчётности аудируемого лица. Для этого аудитор может использовать метод прослеживания, заключающийся в просмотре документов, относящихся к данным операциям, в направлении от первичных документов к данным регистров бухгалтерского учёта и данным финансовой отчётности (проверяется, действительно ли списан нематериальный актив и не завышена ли стоимость активов на конец отчётного периода), и в обратном порядке – от данных финансовой отчётности к данным регистров бухгалтерского учёта и первичных документов (проверяется, отражены ли в бухгалтерском учёте полностью и своевременно все расходы, и доходы от выбытия нематериальных активов). 4. Проверка полноты и качества проводимых инвентаризаций При проведении данной аудиторской процедуры аудитору необходимо выяснить, проводятся ли в организации инвентаризации объектов нематериальных активов в случаях, установленных законодательством РФ, а также инициативные инвентаризации, своевременно и правильно ли оформляются и отражаются в бухгалтерском учёте результаты проведения инвентаризаций, какие меры по устранению недостатков учёта объектов нематериальных активов принимаются. Получить указанную информацию аудитор может путём полистного просмотра следующих документов: · Приказа руководителя организации о проведении инвентаризации; · Приказа руководителя организации о составе постоянной действующей инвентаризационной комиссии; · Книги контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации; · Инвентаризационной описи нематериальных активов (форма № ИНВ. - 1а); Проверка правильности отражения в бухгалтерском учёте результатов проведённых инвентаризаций может осуществляться путём взаимного контроля корреспондирующих счетов: 04, 05, 08/5, 50, 70, 73/2, 91, 94, 98/4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|