Принципы отбора знаний о природе
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2.4.1. Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой 2.4.2. Принципы отбора знаний о природе для детей дошкольного возраста 2.4.3. Содержание экологического образования дошкольников (Рыжова) 2.4.4. Алгоритм анализа программ 2.4.5. Экологическое образование детей дошкольного возраста в существующих программах а) комплексных б) парциальных
Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой
(С.Н. Николаева, «Методика экологического воспитания дошкольников») Концепция – это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепция – новые документы, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный подход в педагогике. Введение Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций. В России значительные локальные экологические нарушения - имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы: · материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, · документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987),
· Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), · «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994). Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: · Концепцию дошкольного воспитания (1989) · Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии и к людям, охраняющим и созидающим ее, а также и людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: · передачу экологических знаний · и их трансформацию в отношение. Знания являютсяобязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Содержание экологических знаний охватывает следующий круг: · Связь растительных и животных организмов со средой обитания. · Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов · Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность · Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств
«ОТНОШЕНИЕ» - КОНЕЧНОЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра
- практическая деятельность - создание изопродукции - общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - экспериментирование - речевая деятельность - обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова - наблюдение - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания
ВОСПИТАТЕЛЬ – НОСИТЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры: 1) Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действительная готовность изменить ее; 2) Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании; 3) Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психологическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Уровни: · Федеральный · Республиканско-областной · Районно-городской · Уровень дошкольного учреждения: - организация зеленой зоны - накапливание и систематизация учебно-наглядного методического материала и оборудования - проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения - пропаганда экологических знаний среди родителей - установление связей с различными учреждениями Функции эколога-специалиста: Ø Бионадзор зеленой зоны учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием Ø Систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии – теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей Ø Разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии в природу и др.)
Принципы отбора знаний о природе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|