Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы: 1) Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система. 2) Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы. Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении. 3) Принцип природосообразности и воспитания в народной школе. Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.
4) Принцип становления Человека и Гражданина. 5) Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине. 6) Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании». В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика»[9]. К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены: 1) самоценность жизни и человеческой личности; 2) русский язык и народный фольклор; 3) наследие русской культуры, культуры славянских народов; 4) семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др. Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов: •устное народное творчество; •русская словесность; •выдающиеся люди России; •история русской книги; •русская история; •славяноведение; •народные ремесла; •«Мой город»; •русский дом и др. Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры[10].
Заключение
Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу». Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов. Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен. Список литературы
1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1997. - 370 с.
2) Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с. 3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск, 1995. – 218 с. 4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. - №5. 5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. – М., 2004. – 144 с. 6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. - 1997. - №5. 7) Богуславский М., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. - 1996. - №4. 8) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с. 9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 492 с. 10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с. 11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1956. – 384 с. 12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. - 1998. - №7. 13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. - 1996. - №5. 14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2. 15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. - 1997. - №2. 16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. - №8. – 2004. 17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь, 1996. 18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1998. – 84 с. 19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. – август 2001. 20) Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
ПриложениЯ Приложение 1
Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь. Ход занятия: Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке. (звучит музыка)
У сказки чистая душа, Как ручеек лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной Родной народ ее творец, Народ – хитрец, народ – мудрец, В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец!
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам! – Ребята, а вы любите сказки? – Вы их читаете? – Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели? – Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…) – Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские) – Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете? – Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные) – Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте! (Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»). Представление заканчивается словами: «СКАЗКА– ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»! – Вы согласны с этим? Или современный вариант: «СКАЗКА – ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА». – Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги». 1. – Как вы считаете, кто главный герой сказки? А) Дед или Бабка? Б) Внучка, Жучка, Кошка? С) Репка? Д) Мышка? (Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом). 2. – Так о чем же эта сказка? А) О труде! Б) О дружбе! С) О взаимопомощи! (Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.) После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА. – Так к какому выводу мы с вами пришли? (Дети обобщают сказанное). – Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит? Напоминаем слова Репки:
Я расту, расту, расту, К небу листики тяну, Солнца силу наберу,
В корешке приберегу, Выше, выше! Шире, шире! Я расту, стараюсь, Соком наливаюсь!!! Все! Устала я чуть – чуть… Теперь можно отдохнуть.
Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки. – Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии? (Даем возможность каждому ребенку высказаться.) Звучит музыка – занятие на этом заканчивается. Раздается стук в двери – это пришел почтальон, он принес нам телеграмму: «Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.» – Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки? – Да, – отвечают дети! – Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания! Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|