Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах

 

Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:

1) Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система.

2) Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы.

Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.

3) Принцип природосообразности и воспитания в народной школе.

Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.

4) Принцип становления Человека и Гражданина.

5) Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине.

6) Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».

В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика»[9].

К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:

1) самоценность жизни и человеческой личности;

2) русский язык и народный фольклор;

3) наследие русской культуры, культуры славянских народов;

4) семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.

Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов:

•устное народное творчество;

•русская словесность;

•выдающиеся люди России;

•история русской книги;

•русская история;

•славяноведение;

•народные ремесла;

•«Мой город»;

•русский дом и др.

Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры[10].

 


Заключение

 

Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.


Список литературы

 

1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1997. - 370 с.

2) Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.

3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск, 1995. – 218 с.

4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. - №5.

5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. – М., 2004. – 144 с.

6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. - 1997. - №5.

7) Богуславский М., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. - 1996. - №4.

8) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с.

9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 492 с.

10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с.

11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1956. – 384 с.

12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. - 1998. - №7.

13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. - 1996. - №5.

14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2.

15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. - 1997. - №2.

16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. - №8. – 2004.

17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь, 1996.

18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1998. – 84 с.

19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. – август 2001.

20) Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

 


ПриложениЯ

Приложение 1

 

Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников

Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.

(звучит музыка)

 

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец!

 

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!

– Ребята, а вы любите сказки?

– Вы их читаете?

– Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?

– Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)

– Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские)

– Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете?

– Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)

– Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!

(Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).

Представление заканчивается словами:

«СКАЗКА– ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!

– Вы согласны с этим?

Или современный вариант: «СКАЗКА – ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».

– Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».

1. – Как вы считаете, кто главный герой сказки?

А) Дед или Бабка?

Б) Внучка, Жучка, Кошка?

С) Репка?

Д) Мышка?

(Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).

2. – Так о чем же эта сказка?

А) О труде!

Б) О дружбе!

С) О взаимопомощи!

(Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.)

После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА.

– Так к какому выводу мы с вами пришли?

(Дети обобщают сказанное).

– Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит?

Напоминаем слова Репки:

 

Я расту, расту, расту,

К небу листики тяну,

Солнца силу наберу,

В корешке приберегу,

Выше, выше! Шире, шире!

Я расту, стараюсь,

Соком наливаюсь!!!

Все! Устала я чуть – чуть…

Теперь можно отдохнуть.

 

Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.

– Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии?

(Даем возможность каждому ребенку высказаться.)

Звучит музыка – занятие на этом заканчивается.

Раздается стук в двери – это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:

«Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»

– Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки?

– Да, – отвечают дети!

– Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!


Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...