Функции и полномочия суда на досудебных стадиях
Судебный контроль за законностью предварительного расследования уголовных дел предусматривался еще уставом уголовного судопроизводства 1864 г. В то время он осуществлялся в двух формах - контроля за рассмотрением окружным судом жалоб на действия судебного следователя и заключений прокурора о прекращении или приостановлении предварительного следствия (ст. 491-509 УПК РФ) и за деятельностью судебной палаты в качестве камеры предания суду (ст. 520-542 УПК РФ). При этом последний порядок звался в литературе ревизионным и считался обычным, а первый - исключительным. Соблюдению процедуры обжалования действий судебного следователя придавалось большое значение. По правилу, выработанному кассационной практикой Сената, не обжалованные в установленном порядке нарушения порядка производства предварительного следствия не составляли кассационного повода, если эти нарушения были устранимы в судебном разбирательстве и не могли повлиять на решение присяжных заседателей. Нельзя не отметить мудрость подхода дореволюционных процессуалистов к проблеме судебного контроля. С одной стороны, предварительное следствие находилось под полным судебным контролем (отложенным до момента предания суду). С другой стороны, вмешательство суда, которому предстояло рассматривать уголовное дело по существу, в производство предварительного следствия было разумно ограничено и не превращалось в руководство им. Такое решение создавало достаточные гарантии как законности, всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия, так и независимости суда. Если же обратиться к действующему УПК РФ, то окажется, что объем судебно-контрольной деятельности в досудебных стадиях уголовного процесса значительно вырос. В досудебном производстве по уголовному делу суду теперь принадлежит ряд важных полномочий, связанных с принятием решений и дачей разрешений на выполнение процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности, рассмотрением жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ст. 29 УПК РФ). Что касается стадии подготовки к судебному заседанию, то возможности суда влиять на законность, всесторонность, полноту и объективность предварительного расследования в этой стадии крайне ограничены и серьезной гарантии законности предварительного следствия не составляют. Такой вывод во многом обусловлен отказом законодателя от института возвращения дел на дополнительное расследование.
Реализация полномочий суда в досудебном производстве осуществляется с помощью различных процедур, которые существенно отличаются друг от друга. Схематично их можно разбить на следующие группы: - избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продление срока содержания под стражей (ст. ст. 107, 108, 109); - помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производству судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертиз; осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; выемка и обыск в жилище; личный обыск; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемку ее в учреждениях связи; наложение ареста на имущество, контроль и запись телефонных и иных переговоров (ст. 165); - временное отстранение обвиняемого от должности (ст. 114); - рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ст. 125).
Кроме полномочий суда в досудебном производстве, закрепленных в ст. 29, можно выделить ряд полномочий, которые определяются другими статьями УПК РФ. В ст. 110 УПК РФ указано, что мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом. Статьей 118 предусмотрены полномочия суда по наложению денежного взыскания за неисполнение участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, в том числе допущенных в ходе досудебного производства. Вопрос об обращении в доход государства залога на различных стадиях судопроизводства также является исключительной прерогативой суда. Наиболее существенное отличие процедур друг от друга заключается в сроках рассмотрения ходатайств и жалоб. Так, при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста постановление о возбуждении соответствующего ходатайства судья обязан рассмотреть в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд (ст. 108 УПК). Срок рассмотрения ходатайства о производстве следственного действия в порядке ст. 165 УПК установлен такой: не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства. Решить вопрос о временном отстранении обвиняемого от должности судья обязан в течение 48 часов с момента поступления ходатайства (ст. 114). Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора в течение 5 суток со дня поступления жалобы (ст. 125). В те же сроки (5 дней) решаются судом вопросы о наложении денежного взыскания на нарушителей процессуальных обязанностей и об обращении в доход государства залога в предусмотренных законом случаях. Предложенная УПК модель судебного контроля над предварительным следствием не свободна от внутренних противоречий, связанных с определением статуса суда.[4] Широкие полномочия в досудебном производстве предоставлены суду при явном недостатке процессуальных прав, необходимых для их надлежащего отправления. В частности, при решении вопросов, отнесенных к компетенции суда в предварительном производстве, материалы уголовного дела предоставляются ему лишь по усмотрению следователя (дознавателя, прокурора), при этом в законе не закреплено право суда и требовать дополнительные материалы. При решении вопросов, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, суд связан доводами ходатайств (жалоб), и может выходить за пределы требований заинтересованной сторон (ч. 5 ст. 125 УПК РФ).
Скупость российского законодателя при наделении суда полномочиями по осуществлению судебного контроля ясно выявляется при обращении к зарубежному законодательству. Противоречива и уголовно-процессуальная функция суда в досудебном производстве. Если прокурор, давая согласие на обращения следователя (дознавателя) в суд с ходатайством об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения (ч. 3 ст. 108 УПК РФ) либо, например, о производстве обыска в жилище (ч. 1 ст. 165 УПК РФ), считается осуществляющим уголовное преследование, то суд, явно способствующий своими решениями уголовному преследованию, провозглашается законом органом правосудия, разрешения дела. Между тем реализованная в УПК РФ модель судебного контроля являлась безальтернативной. Предлагалось вернуться к модели судебного контроля, предусмотренной УПК РСФСР 1923 г. В соответствии со ст. 212 УПК 1923 г. жалобы участников уголовного процесса на действия следователя, нарушающие или стесняющие их права, подавались прокурору того района и суда, где состоял следователь. В случае несогласия жалобщика с постановлением прокурора последнее могло быть обжаловано им в губернский суд (ст. 220 УПК). Такое решение представляется предпочтительным. Во-первых, оно охраняет суд от опасных крайностей - превращения в фактического руководителя предварительного расследования, что ставит под сомнение его беспристрастность, либо обращения в «камеру штемпелевания» решений органов, ведущих предварительное расследование. Во-вторых, путем преобразования в орган, преимущественно разрешающий жалобы на постановления прокурора, суд действительно, а не формально освобождается от осуществления обвинительной деятельности. В-третьих, предотвращается возможность того, что обвиняемый (подозреваемый), защитник смогут парализовать производство предварительного расследования посредством непрерывных обращений в суд.
В рамках предлагаемой новой (УПК РФ) ипостаси суда как органа по большей части разрешения жалоб на постановления прокурора права суда должны быть расширены. В частности, суд не может быть связан содержанием поступивших жалоб, должен иметь право истребовать у следователя (дознавателя, прокурора) любые необходимые дополнительные материалы. Уголовно-процессуальная функция суда в досудебном производстве должна определяться с учетом: а) назначения досудебного производства; б) необходимости предотвращения смешения уголовно-процессуальных функций прокурора и суда.[5] Назначение досудебного производства по уголовному делу состоит в том, чтобы собрать необходимые и достаточные доказательства для решения вопроса о виновности подсудимого в судебном заседании. В судебном разбирательстве на суд возложена обязанность рассмотреть и разрешить уголовное дело, поэтому при осуществлении своих полномочий в досудебном производстве он заинтересован в законном, полном, всестороннем и объективном расследовании. Однако ведущая роль в решении задач досудебного производства отводится не суду, а прокурору. Его государственно-правовая функция блюстителя законности проявляется там, в норме уголовно-процессуальной функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст.37 УПК). Выполнение этой функции должно обеспечить эффективное и успешное решение задач предварительного расследования и осуществление уголовно-процессуальной функции прокурора в судебном разбирательстве - обличения подсудимого перед судом (ч. 4 ст. 37 УПК). Что касается указанного в ч. 1 ст.37 УПК в качестве функции прокурора уголовного преследования, то этот вид уголовно-процессуальной деятельности представляет собой одну из форм осуществления процессуальных функций прокурора (а также следователя, дознавателя), но не саму функцию. Поэтому нельзя разделить позицию законодателя, причислившего указанных субъектов к стороне обвинения (гл. 6 УПК). Недоработкой законодателя также следует, считать отсутствие в законе временных рамок для рассмотрения судом ходатайств о продлении сроков содержания под стражей. В ч. 2 ст. 109 указывается, что срок содержания под стражей может быть продлен судьей в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Однако в этой норме говорится только о требованиях, предъявляемых к содержанию ходатайства. При подобном пробеле закона остается надеяться, что судья, в силу своей добросовестности, выберет наиболее подходящую аналогию закона, а не заволокитит принятие важнейшего процессуального решения.
Законодательным пробелом следует считать и неурегулированность вопроса об отмене и изменении меры пресечения, избранной на основании судебного решения. Кроме общих положений о том, что подобная мера пресечения может быть отменена или изменена только судом, когда в ней отпадает необходимость или изменяются основания для избрания именно этой меры пресечения, никаких других условий УПК не устанавливается. При применении этой нормы неизбежно возникают следующие вопросы: - может ли суд на досудебной стадии производства по своей инициативе решать вопрос об отмене и изменении меры пресечения; - кто именно из участников процесса должен (имеет право) ставить вопрос перед судом об отмене или изменении меры пресечения; - в какой форме это должно делаться (жалоба, ходатайство, заявление); - каковы сроки рассмотрения вопроса об отмене, изменении меры пресечения; - каков состав участников судебного разбирательства. Ответить на эти, несомненно, важные вопросы можно только при внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс. Рассмотрим теперь полномочия суда при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|