Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существуют и другие классификации видов знаний

Познавательная деятельность человека (познание)

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и са­мого себя — получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получае­мые на их основе — возможность выйти за пределы непосред­ственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты — это сфера выс­ших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Мышление— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Несмотря на то, что мышление является процессом, совер­шающимся в коре головного мозга человека, оно по своей при­роде социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были. открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке нахо­дят выражение мысли человека. С его помощью человек по­знает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

 

Познание (познавательная деятельность)— процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.
Знание— результат познания действительности, со­держание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

— как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;

— как познавательно значимая информация;

— как особая познавательная единица, выражающая фор­му отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.

 

 

 

Каждой форме общественного сознания: науке, филосо­фии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.

Виды знаний

(познания) 1.

 

Наименование Сущность
Мифологическое, религиозное Основано на вере в наличие сверхъестественных сил, которые определяют всё происходящее в природе и обществе.
Житейское (обыденное) Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношении между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.    
 
Практическое Овладение вещами, преобразование мира.
Научное Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Самопознание Изучение личностью собственных пси­хических и физических особенностей. Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).
Художественное Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на художественном образе, а не на понятии.
Социальное процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

Существуют и другие классификации видов знаний

2.

Рациональное Отражение реальности в логических понятиях и категориях.
  Связано с рациональным мышлением
Иррациональное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Формы познания: чувственное и рациональное

Познание имеет два уровня (две стороны)

чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и

- рациональное позна­ние — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...