Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

 

На этапе диагностики социальным педагогом школы был изучен уровень социальной адаптации подростков.

Опросник – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросов, называемых анкетами. Опросник основывается на предположении о том, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Мы предложили десятиклассникам ответить на вопросы анкеты. В анкете указывалось, что можно отметить несколько позиций. Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Какие, по Вашим наблюдениям, отрицательные явления распространены в округе?», имеющем следующие варианты ответов:

– пьянство;

– воровство;

– хулиганство;

– насилие над личностью;

– наркомания;

– безработица;

– нежелание работать;

– взяточничество;

– проституция;

– хулиганство-разбой;

– ничего такого нет.

По данным опроса результаты получились следующие (см. табл. 1).


Таблица 1 - Мнение учащейся молодежи о распространенности асоциальных явлений в округе (в %)

Ранг распространенности Явление На селе В параллели классе
1 Пьянство 93,6 11,6
2 Безработица 75,2 1,3
3 Воровство 71,6 3,4
4 Хулиганство 64,9 19,2
5 Нежелание работать 56,3 28,1
6 Разбой 38,4 4,0
7 Насилие над личностью 31,7 8,6
8 Взяточничество 26,2 3,0
9 Проституция 22,8 1,4
10 Ничего такого нет 2,7  41,2

 

Оценки учащейся молодежью социального здоровья округа резко критические. Практически по всем девяти видам асоциальных явлений, которые были предложены респондентам для оценки с точки зрения глубины их распространения можно утверждать, что город и его молодежный социум все больше втягиваются в процессы криминализации и теряют безопасность.

Далее была проведена диагностика оценки учащимися старших классов своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие:

1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию):

– очень хорошие;

– хорошие;

– равнодушные;

– напряженные;

– конфликтные.

2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):

– родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;

– родители заняты только своей работой и заработками;

– тяжелыми условиями жизни семьи;

– обостренными отношениями между родителями;

– родители меня не любят;

– разводом родителей;

– если другие причины – допиши.

Результаты опроса приведены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Оценки школьниками своих взаимоотношений с родителями (в %)

Взаимоотношения с родителями Процент
Очень хорошие 28,1
Хорошие 58,2
Равнодушные 5,7
Напряженные 6,8
Конфликтные 1,4

Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для учащихся старших классов с родителями.

1-я группа – преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.

2-я группаконфликтные семьи, в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.

3-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной, так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к конфликтам с социальной средой.

Обобщая приведенные данные,можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди учащихся старших классов составляет примерно 5 к 1 в пользу благополучных семей (86 % против16 %).

Чем же объясняют старшеклассники напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.

Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14 % старшеклассников, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.

Таблица 3 - Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)

Место Мотивы Процент
1 Тяжелые условия жизни семьи 8,0
2 Обостренные отношения между родителями 5,8
3 Родители заняты только своей работой и заработками 2,5
4 Развод родителей 1,7
5 Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует 1,5
6 Родители меня не любят 1,1

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.

Влияние социально-экономической ситуации в стране на межличностные отношения детей и родителей выступает в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом:

– отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

– серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

– отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

– наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

– полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

– отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

– отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами дезадаптации и девиантного поведения подростков из неблагополучных семей являются ошибки семейного воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...