Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
На этапе диагностики социальным педагогом школы был изучен уровень социальной адаптации подростков. Опросник – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросов, называемых анкетами. Опросник основывается на предположении о том, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Мы предложили десятиклассникам ответить на вопросы анкеты. В анкете указывалось, что можно отметить несколько позиций. Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Какие, по Вашим наблюдениям, отрицательные явления распространены в округе?», имеющем следующие варианты ответов: – пьянство; – воровство; – хулиганство; – насилие над личностью; – наркомания; – безработица; – нежелание работать; – взяточничество; – проституция; – хулиганство-разбой; – ничего такого нет. По данным опроса результаты получились следующие (см. табл. 1). Таблица 1 - Мнение учащейся молодежи о распространенности асоциальных явлений в округе (в %)
Оценки учащейся молодежью социального здоровья округа резко критические. Практически по всем девяти видам асоциальных явлений, которые были предложены респондентам для оценки с точки зрения глубины их распространения можно утверждать, что город и его молодежный социум все больше втягиваются в процессы криминализации и теряют безопасность.
Далее была проведена диагностика оценки учащимися старших классов своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие: 1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию): – очень хорошие; – хорошие; – равнодушные; – напряженные; – конфликтные. 2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций): – родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует; – родители заняты только своей работой и заработками; – тяжелыми условиями жизни семьи; – обостренными отношениями между родителями; – родители меня не любят; – разводом родителей; – если другие причины – допиши. Результаты опроса приведены в таблицах 2, 3. Таблица 2 - Оценки школьниками своих взаимоотношений с родителями (в %)
Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для учащихся старших классов с родителями. 1-я группа – преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации. 2-я группа – конфликтные семьи, в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.
3-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной, так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к конфликтам с социальной средой. Обобщая приведенные данные,можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди учащихся старших классов составляет примерно 5 к 1 в пользу благополучных семей (86 % против16 %). Чем же объясняют старшеклассники напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах. Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14 % старшеклассников, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями. Таблица 3 - Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада. Влияние социально-экономической ситуации в стране на межличностные отношения детей и родителей выступает в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом: – отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода; – серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт; – отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация; – наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность); – полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями; – отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа); – отсутствие или избыток дисциплинарных методов. Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами дезадаптации и девиантного поведения подростков из неблагополучных семей являются ошибки семейного воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|