Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль начальника следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия

Важная и ответственная роль в управлении принадлежит ру­ководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудни­кам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства орга­ном либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

Умение, по сравнению со знаниями и навыками, является бо­лее сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном исполь­зовании знаний для решения практических задач.

Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его дея­тельности, в том числе и по обеспечению взаимодействия своих подчиненных – следователей и работников органов дознания. Их можно разделить на 3 группы:

1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;

2. Командные умения, необходимые для эффективного руко­водства личным составом при выполнении функций охраны об­щественного порядка и борьбы с преступностью;

3. Педагогические умения, необходимые для реализации вос­питательных функций.[12]

Организаторские умения связаны с реализацией управленче­ского цикла (перспективного и текущего планирования, сбора, обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых ре­шений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации ос­новных форм работы руководителей: организовывать и вести слу­жебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разго­воры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.

Организаторские умения руководителя связаны также с орга­низацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной ра­боты, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формиро­ваниями при организации охраны общественного порядка и борь­бы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприят­ный морально-психологический климат, предупреждать и разре­шать конфликты, работать с ближайшими помощниками и акти­вом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.

Очевидно, что этот комплекс умений, помимо опыта и жиз­ненной мудрости, требует обширных знаний в области психоло­гии.

Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: ра­ционально и эффективно использовать силы и средства, добивать­ся максимальных результатов при минимизации трудовых и мате­риальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу со­трудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа.

Наконец, следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. На­целивая подчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности и деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего долж­ностного положения ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать вы­сокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику.[13]

Командные умения руководителя органа внутренних дел харак­теризуют его как строевого командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использо­вать вверенные силы и средства для выполнения поставленных перед органом внутренних дел задач; способность проявлять твер­дую волю и принимать оптимальные решения в самых критиче­ских ситуациях; обладания навыками командования людьми.

Педагогические умения руководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогического воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без наличия высо­ких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом. Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает.[14] Эти умения базируются на знаниях в области психологии и педагогики, принципов, форм и методов воспита­тельной работы. Они предполагают наличие у руководителя пе­дагогического такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива, находить индивидуальный под­ход к конкретной личности, владеть устной речью, уметь убеждать подчиненных в своей правоте.

Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно - розыскной деятельности.

В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений.

Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2 - 3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".

Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению.

Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК РФ.

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК РФ, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

 


Заключение

 

В заключение данной работы мне хотелось бы сказать, что в данное время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопустимо низком уровне.

А именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время.

Если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз.

Хочется отметить, что проблема взаимодействия в ОВД, а в частности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую деятельность ОВД, чем нам в скором времени и предстоит заняться.

Список используемой литературы:

1. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

3. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005) // СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.

4. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и на­логовой полиции для пресечения и расследования деятельности орга­низованных преступных групп. Утверждено совместным приказом Ге­неральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32

6. Инструкция «О порядке приема, регистрации, учете и разре­шении заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступлениях и происшествиях», утвер­ждена приказом МВД СССР № 415 от 11.11.1990 г.

7. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.

8. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л. М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР, 1981.

9. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ. ред. И. Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.: Спарк, 1997.

10. Гриянов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. - М.: Новый юрист, 1997.

11. Научно-практический комментарий к УПК РФ./Под ред. В. М. Лебедева; Науч. Ред. В. П. Божьев. – М.: Спарк, 2002.

12. Петелин Б. Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1986.

13. Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. - М., 1992.

14. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный анализ//Государство и право. - № 1. - 1997.

15. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послу­живших поводом к возбуждению уголовного дела // Законность. - № 12. –1995.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...