Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткосрочное равновесие конкурентного производителя

 

Целью фирмы является получение максимально возможной прибыли, которая в количественном выражении выступает как разница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P × Q.

При рассмотрении кривой спроса конкурентного производителя необходимо иметь в виду два обстоятельства:

1. Поскольку доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объёме предлагаемых товаров и услуг незначительна, то она не может повлиять на рыночную цену. Уровень цены диктуется рынком, задаётся извне, а фирма приспосабливается к нему. Поэтому кривая спроса на стандартизированный продукт отдельной фирмы, имеющий много заменителей, совершенно эластична (угол её наклона равен нулю). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукта, не воздействуя на уровень цены. Рыночная же кривая спроса имеет обычный отрицательный наклон.

2. Цена за единицу продукта для покупателя является выручкой от единицы продукта или средней выручкой, - для продавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельная выручка – это изменение в общей выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующей формулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу и все единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR = AR = P. Отсюда кривые спроса, средней и предельной выручки тождественны.

Таким образом, в связи с тем, что конкурентная фирма не может влиять на цену, у неё остаётся только единственная возможность увеличения прибыли – поиск такого объёма производства, при котором TR – TC = max.

В краткосрочном периоде осуществлять поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём изменения величины переменных ресурсов.

Решая эту задачу, фирма должна ответить на три вопроса:

1) следует ли производить;

2) если да, то какой объём;

3) какая при этом прибыль будет получена.

В экономической теории существуют два основных подхода к определению уровня производства, максимизирующего прибыль: а) сравнение TR и TC; б) сравнение MR и MC.

В современной экономике предпочтение отдаётся второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществить аналитическим и графическим путём.

Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и остановки производства.

1. Максимизация прибыли.

а)
б)
MC
TC
В условиях совершенной конкуренции кривая TR представляет собой луч, проведённый через начало координат. Наклон его равен MR = DTC/DQ (рисунок 1.1, а).

 


                     

 

Рисунок 1.1. Случай максимизации прибыли

 


Разница по вертикали между кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC.

Сравнение кривых MR и MC (рисунок 1.1, б) показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR<MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Следовательно, фирма максимизирует прибыль в точке B, где MR = MC, а объём производства, максимизирующий прибыль, равен Q0.

Применение правила равенства MR и MC не ограничивается моделью совершенной конкуренции, а распространяется на все модели. Однако в условиях совершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC.

Определив равновесный выпуск, можно подсчитать прибыль, которая будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P – AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина – равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC.

Таким образом, когда цена больше средних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена равна средним издержкам при выпуске, для которого MR (P) = MC, то прибыль равна нулю. Фирма будет лишь покрывать свои издержки.

2. Минимизация убытков.

Когда цена падает ниже минимума средних издержек, все уровни производства будут приносить отрицательную прибыль (рисунок 1.2, а).

Однако фирма должна продолжать производство до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.

3. Остановка производства.

Если цена упадёт ниже минимума средних переменных издержек, то убытки превышают постоянные издержки и фирма закрывается. Убытки на рисунке 1.2, б изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC, представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и средних переменных издержек, на объём выпуска.


                                                                   

 
AVC

 

 


 

0
Q0
0
Q0
                                                                    

 

Рисунок 1.2. Случаи минимизации убытков и остановки производства

 

При выпуске Q0 потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек.

Таким образом, фирма: а) максимизирует прибыль, если P > AC или TR >TC = max; б) минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR минимально и < FC; в) закрывается, если P < min AVC или убытки больше постоянных издержек.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...