Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стара как мир эта проблема

Убеждения, которым противоречит несение военной службы. (Сщ

Вместо вступления

 

Сейчас очень горячее время для тех, кто решил отказаться от военной службы: идут призывные комиссии, надо готовится к судам. Каждый вечер, придя домой, мне страшно открывать свои сообщения «В контакте» и страницу нашей группы, потому, что у меня там куча вопросов и если быть тщательной и добросовестной, то чтобы исчерпывающе и подробно ответить на них, надо сидеть с утра до ночи, не ходя на работу, не занимаясь больше никакими делами. Но количество этих вопросов не уменьшится, а будет возрастать. Поэтому сразу скажу не для саморекламы, а просто, чтобы нам с вами пережить этот призыв и все последующие (не сдаться в армию и не попортить себе нервную систему), пожалуйста, читайте мою коряво и с опечатками написанную книжку «Отказ от военной службы прописан в российском законе» -там я попыталась, и как мне кажется вполне удачно, обобщить и систематизировать опыт и ответы на вопросы. Поймите, несмотря на то, что именно ваша ситуация уникальна, но мои рекомендации все равно будут очень напоминать то, что я уже писала в этой книге.

А теперь к теме. Почему сейчас, в это самое горячее время мне кажется важным говорить на казалось бы отвлеченную тему – убеждения. Какие убеждения, когда военкомат в дверь звонит?

Но на самом деле именно это – наши УБЕЖДЕНИЯ являются самым надежным гарантом того, что ни в какую армию мы никогда не пойдем.

 

На семинарах по подготовке к призывной комиссии и в сообщениях в нете ребята рассказывают: в» военкомате» им говорят в ответ на их заявление на АГС, что у них не убеждения, а заблуждения, что это не убеждения, а простое нежелание служить в армии, а часто и в гораздо более грубой форме («У Вас не убеждения, а чушь»), у вас не убеждения, а вы просто боитесь в армию идти. В военкомате члены призывной комиссии вам сообщают, что они тоже все как один за мир (и ведь не врут!), что и армия для того и нужна, чтобы сохранять мир, защищать наш дом от нападения, от потенциального агрессора («Гляньте, - говорят не только в военкомате, но многие сторонники службы, - всюду идут военные конфликты, значит агрессия вероятна, значит армия нужна, чтобы защищать близких вам людей, так почему же Вы не хотите послужить и поучиться защищать близких вам людей!). На одном из заседаний призывной комиссии, сотрудник военкомата обратился к призывнику: «Вот вы заявляете, что Вы антимилитарист, но дайте научное определение милитаризма!»

 

Этот спор продолжается и в судах, когда ребята подают заявление в суд, требуя признать незаконным решение призывной комиссии. Часто проигрывают суды (и первую инстанцию, и апелляцию), но не сдаются, а снова и снова подают заявления к очередному призыву, и никто из них не оказывается в армии. Часто они слышат такую позицию со стороны оппонентов и судов: «Вы пишете, что считает призыв рабством и устаревшим способом формирования армии, но ведь Вы не отрицаете необходимость существования армии, не говорите, что у вас есть убеждения против военной службы вообще».

Один из призывников – Андрей Суворов- решил довести дело до конституционного суда, заявив, что отказ в замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской нарушает его конституционное право выбора АГС вместо военной службы, но позиция КС была такой:

" По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод» ( Баятян против Армении (Bayatyan v. Armenia) (N 23459/03)Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 июля 2011 года)

Как же густо тут всего намешано! Как с этим разобраться? А есть ли время разбираться. Ну давайте оттолкнемся от Постановления ЕСПЧ, которое цитируется в Определении Конституционного суда: неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица.

Что здесь главное с точки зрения содержания? Очевидно – неприятие военной службы. Непреодолимый конфликт лежит в основе права на отказ от военной службы! Конфликт между моими убеждениями (а если посмотрите ряд синонимов – взглядами, воззрениями, точкой зрения) и тем, что меня обязывают идти в армию.

Так что на фразу «Вы просто не хотите идти в армию» Вы можете смело цитировать: «Конечно, потому что у меня есть стойкое неприятие военной службы».

А вот об убеждениях, которые входят в противоречие с военной службой как раз и стоит поговорить отдельно. Напомню, что это определение «гражданин, убеждениям которого противоречит несение военной службы» - это перевод на русский язык английского словосочетания (аналогичные словосочетания и в других языках есть), понятного на всех европейских языка Conscientious Objector to military service (CO) и которое переводят как «сознательный отказчик от военной службы»

 

conscientious

ˌkɔnʃɪˈenʃəs прил. добросовестный, сознательный, честный (об отношении к чему-л.) conscientious attitude ≈ сознательное отношение Syn: careful conscientious objector добросовестный, честный, сознательный;
добросовестно относящийся (к делу) - * piece of work добросовестная работа - * worker добросовестный работник - to be * in one's duty добросовестно выполнять свой долг conscientious добросовестно относящийся к делу ~ добросовестный, честный, сознательный ~ добросовестный;
сознательный, честный (об отношении к чему-л.);
conscientious attitude сознательное отношение ~ добросовестный ~ сознательный ~ честный ~ добросовестный;
сознательный, честный (об отношении к чему-л.);
conscientious attitude сознательное отношение

http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/492468/conscientious

В англоязычной версии Википедии есть хорошая статья http://en.wikipedia.org/wiki/Conscientious_objector

Из которой следует, что сознательный отказчик – это тот, кто оказывается по своим убеждениям или религии от обязательной военной службы, а также стремится к тому, чтобы армии вообще были отменены во всем мире.

Вместе с тем, мы видим, что конфликт между молодым человеком, искренне и твердо не желающего служить в армии и воинской обязанностью, навязанной ему государством и обществом, очень напряжен.Он именно непреодолим.

Этот вопрос имеет очень длинную историю, в которую вплетены такие понятия и проблемы, проблема войны и мира, милитаризм, антимилитаризм, нравственные ценности и связанные с ними убеждения, представления о Свободе, о Праве, о патриотизме и космополитизме, взгляды на человека, на личность, на общество.

Парадокс в том, что в этот конфликт вовлечен очень юный человек, который часто лишь недавно закончил школу. А со стороны государства и общества, навязывающего ему военную службу, выступают люди, которые в два –три раза старше и в двадцать пять раз искушеннее.

Знание истории вопроса, как мне кажется, очень важно для обретения уверенности. Я не претендую, чтобы дать исчерпывающее изложение, но …

Стара как мир эта проблема

 

Проблема войны и мира, думаю, существует столько же, сколько существует человек разумный.

Но пожалуй, начать надо с трактата Иммануила Канта «К Вечному миру», поскольку именно эта работа немецкого философа 18 века, прожившего всю жизнь в Кенигсберге (сейчас Калининград) оказала огромное влияние на умы образованных людей в разных странах и в 19 и в 20 веках.

Сколько предшественников Канта мечтали о том, чтобы прекратились войны и восторжествовал мир. К сожалению, вечный мир, как отмечает Кант, возможен только на кладбище.

 

Кант считает войну продолжением животного начала человека, формой проявления агрессии. И с этой точки зрения – война есть естественное состояние человечества. Но человек - ведь не только часть природного мира, в нем есть то, что поднимает его над естественным, нечто сверхъестественное, есть РАЗУМ. И именно этот РАЗУМ помогает осознать необходимость специальных усилий, направленных на предотвращение войны. Если война естественна и вспыхивает периодически стихийно, то МИР надо именно создавать, делать, творить, (от этого, между прочим, русское слово «миротворчество»)Нужны специальные усилия людей, от чьих решений зависит решение о применении вооруженной силы, чтобы не допускать применение силы, находить способы урегулирования конфликта не допуская военного столькновения.

Канта очень любил ЛН Толстой, о котором несколько слов скажем.

Учение Канта было воспринято организаторами и участниками конгрессов мира, которые проводились на протяжении 19 века. Участники конгрессов как раз и полагали, что надо разработать систему мер и механизмов, которые бы позволяли правительствам решать споры между государствами, не прибегая к военной силе (идеи арбитражных судов, соглашений, идеи сокращения вооружений) Но уж если не удается предотвратить войну, то следовало хотя бы уменьшить ее негативные последствия: достичь договоренностей по запрету применения особо жестоких способов ведения войны, обеспечить помощь раненным, гуманное отношение к пленным, возможность деятельности «Красного креста», и тд и тп

В начале 20 века участники таких конгрессов мира с подачи их секретаря стали называть себя новым словом – пацифисты (от латинских слов PAX «пакс» (мир) и FACERE «фасере или фацере»(делать). Добавив суффикс «ист», с помощью которого в европейских языках 19 века образовалось уже значительное количество новых слов, получился «пацифист». А за политическим движением, которое они представляли закрепилось название «пацифизм». Сохранение мира, борьба за мир, делание мира – были главными задачами этого движения Участниками его были экономисты, юристы, журналисты, политические деятели разных стран. Цель – предотвратить войны, повлияв на правительства, предлагая правительствам шаги по укреплению мира.

Одной из наиболее ярких деятелей этой эпохи была австрийская писательница Берта –фон –Зутнер, автор бестселлера «Долой оружие!

Однако первы пацифисты не призывали людей отказываться от военной службы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...